ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
Каждому “особому” ребенку нужно создать благоприятные условия для его развития, должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakupova_d.i._menshaeva_s.p.docx | 290.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Якупова Диляра Ильгизаровна, Меньшаева Светлана Петровна
(ГБОУ «Бугульминская школа № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья» город Бугульма Республика Татарстан)
Аннотация.
Каждому “особому” ребенку нужно создать благоприятные условия для его развития, должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение. Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, интеллектуальное развитие детей, инклюзивное образование, социальная адаптация и реабилитация.
На сегодняшний день в нашей стране намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо понимать, что каждому “особому” ребенку нужно создать благоприятные условия для его развития, должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение.
Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно. Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги [2].
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психолого-педагогических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;
- создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;
- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;
- изучение индивидуальных особенностей детей.
Выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:
1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК.
2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.
На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.
3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.
4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей.
5. Рефлексивный этап (заключительный). Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.
На рисунке представлена модель психолого-педагогического сопровождения.
Для организации психолого-педагогического сопровождения в школе необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести организационные, кадровые и средовые.
К «внешним» условиям относятся:
- наличие образовательных учреждений разных ступеней образования: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация обучения в общеобразовательной школе;
- преемственность и взаимодействие между общеобразовательными учреждениями;
- наличие структур, оказывающих эффективную методическую и организационную поддержку и сопровождение инклюзивных образовательных учреждениях;
- поддержка управления образования; взаимодействие с социальными партнерами.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с интеллектуальными нарушениями в нашей школе является психолого-педагогический консилиум (ППк) [4]. В штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда и педагога-психолога.
В обязанности учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебным планом образовательных учреждений [5].
Педагог-психолог выявляет особенности интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей [1].
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Учителя предметники, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся [2].
Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка, как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком [3].
Целенаправленная организация работы по психолого-педагогическому сопровождению содействует развитию и реализации потенциальных возможностей обучающихся школы, повышению их активности и самостоятельности, выработке навыков культурного поведения, то есть коррекции недостатков, присущих нашим детям, их социальной адаптации и реабилитации, включению после окончания школы в жизнь нашего общества.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ позволяет получить ребенку не только развитие, воспитание, обучение, но и обеспечивает физическое, психическое, психологическое, нравственное и социальное здоровье.
Список использованной литературы:
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе, (серия Практическая психология в образовании) - М.: Совершенство, 1997.
- Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (Методическое пособие).
- Распоряжение Минпросвещения от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Диагностический комплекс материалов для психолого-педагогического обследования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Л.Ф.Фатихова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"
Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможн...
Психолого-педагогическое сопровождение детям с ограниченными возможностями здоровья
Матерал на международную практическую конференцию...
Организация работы психолого-педагогического консилиума в образовательном учреждении по сопровождению учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицин...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрываются особенности работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...