Конспект урока по математике в 1 дополнительном классе по теме .«Составления примеров по рисункам в пределах 5" В.2.2
план-конспект урока
Цель: закрепить умение составлять примеры по рисункам на сложения и вычитания в пределах 5.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знание состава чисел от 1до 5;
-закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание по рисункам в пределах 5 и правильно записывать их;
-учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к грамматическому оформлению фразы.
Коррекционно-развивающие:
-формировать математический словарь;
-развивать мышление учащихся на основе решения примеров и задач.
-развивать цветовые представления, пространственную ориентировку, мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического характера.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других;
-воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;
-создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
Оборудование: числовой ряд 1-10,таблица «Состав чисел 2, 3, 4,5,», индивидуальные конверты с цифрами 1-9, предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки, грибов, яблок, рисунок «Бусы», кружки красного, синего, желтого цветов, карточки для составления примеров, дидактическое пособие «Сосчитай», счетные палочки, мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3,4,5, знаками «+», «-», «=», наборное полотно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
математика | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийская специальная школа-интернат»
Конспект урока
по математике в 1 дополнительном классе
Тема: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».
(ФГОС ОВЗ вар. 2.2).
Учитель начальных классов
Рогожинская Л. С.
г. Феодосия
Тема: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».
Учитель 1 дополнительного класса Рогожинская Л. С.
Цель: закрепить умение составлять примеры по рисункам на сложения и вычитания в пределах 5.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знание состава чисел от 1до 5;
-закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание по рисункам в пределах 5 и правильно записывать их;
-учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к грамматическому оформлению фразы.
Коррекционно-развивающие:
-формировать математический словарь;
-развивать мышление учащихся на основе решения примеров и задач.
-развивать цветовые представления, пространственную ориентировку, мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического характера.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других;
-воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;
-создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
Оборудование: числовой ряд 1-10,таблица «Состав чисел 2, 3, 4,5,», индивидуальные конверты с цифрами 1-9, предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки, грибов, яблок, рисунок «Бусы», кружки красного, синего, желтого цветов, карточки для составления примеров, дидактическое пособие «Сосчитай», счетные палочки, мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3,4,5, знаками «+», «-», «=», наборное полотно.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Школьный прозвенел звонок, начинается урок.
-Все готовы. Молодцы! Садитесь! Сели красиво, правильно
- Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие?
(Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).
II.РСВ. Какой сейчас урок? Что мы будем делать? Сколько парт в классе? окон? Чего больше? На сколько?
III.Речевая разминка. Будем говорить правильно.
Один, два, три, че-ты- ре, пя-ть.
Плюс, минус, равно.
VI. Актуализация изученного материала.
1.Устный счёт.
а) Задание на развитие слухового восприятия, на формирование навыков устного счета.
-На урок к нам пришёл голосистый гость в красивой пёстрой одежде. Кто это? (Петух).
-Что любит Петушок клевать? (Петушок любит клевать зёрнышки, крошки, крупу, червячков).
-Сейчас мы узнаем, сколько зёрнышек нашёл Петушок. Разложите карточки с цифрами, слушайте внимательно.
(Учитель стучит карандашом по столу, имитируя стук клюва, учащиеся поднимают карточку с цифрой).
б) Счёт множеств.
-Сейчас посчитайте, сколько крошек нашёл Петушок. (Дидактическое пособие «Сосчитай». На круге, разделённом на сегменты, учитель стрелкой показывает на числовые множества. (Учащиеся поднимают карточку с цифрой).
-Молодцы! Соберите карточки.
в) Дидактическая игра «Назови соседей».
-Сейчас мы поиграем в игру «Назови соседей».
-У меня карточка с цифрой, у вас тоже карточки с цифрами. По моему хлопку в ладоши быстро выйдут те дети, у которых карточка – соседнего моего числа. (Остальные учащиеся проверяют правильность числового ряда, называют данное число, его соседей).
-Очень хорошо, все ребята справились с заданием
2. Дидактическая игра «Засели в домики». Закрепление состава чисел от 2 до 5. Работа у доски.
3. Устное решение примеров. Наглядные карточки с примерами (2+1,3+2,4+1,2+2, 3+1,5-1,
4-2, 2-2).
4. Устное решение задачи. Услышал Петушка маленький цыплёнок и прибежал на Петино «ку-ка-ре-ку».
-Сколько стало птиц? (Птиц стало две).
-Как получили число 2? (Один петушок и один цыплёнок, будет две птицы.)
Слабые учащиеся работают счётными палочками.
-Прибежал ещё один цыплёнок.
-Сколько всего цыплят? (Всего два цыплёнка).
-Сколько петушков? (1)
-Сколько всего птиц? (3)
Слабые учащиеся пересчитывают счётные палочки.
-Как получили число 3? (К двум прибавили 1, к одному прибавили два.)
-Из каких двух чисел состоит число3? (2 да 1, будет 3;1 да 2, будет 3) и т д.
5. Минутка чистописания. Рисование узоров, прописывание каллиграфически числа.
V.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, к нам в гости пришла Царица Математика и принесла волшебный мешочек.
-Определите, что в нём лежит. (Учитель вызывает ученика к доске, вкладывает в ладошку предмет из мешочка с просьбой назвать предмет: пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4 ,5, арифметические знаки: +, - , =).
-Сегодня на уроке мы будем учиться решать примеры по рисункам на сложение и вычитания с этими числами.
-Что ещё есть в мешочке, вы узнаете в конце урока, если будете правильно выполнять задания, будете активны, старательны.
VII. Физкультминутка.
-1,2,3,4,5-все умеем мы считать.
-Отдыхать умеем тоже;
-Руки за спину положим,
-Голову поднимем выше
-И легко-легко подышим.
-Молодцы! Садитесь!
VIII.Работа по теме урока. Составление примеров по рисункам.
1.Рисунок №1
Ёжик на обед грибы нашёл,
Два под берёзой,
Один – у осины.
-Сколько их будет в корзине?
-Сколько грибов ёжик нашёл под берёзой? (Под берёзой ёж нашёл 2 гриба).
-Сколько грибов ёж нашёл под осиной? (Под осиной ёж нашёл 1 гриб).
-Сколько грибов всего нашёл ёжик? (Ёжик нашёл 3 гриба).
-Составьте пример. (2+1=3).
-Прочитайте его. (Учащиеся считают разными способами: два плюс один равно три; два да один, будет три; к двум прибавить один, получится три).
-Запишем пример в тетрадь. (Учащийся записывает пример на доске).
-2. Рисунок №2.
Три яблока из сада Ёжик притащил.
Два самых румяных белке подарил.
С радостью подарок Белка приняла.
Сколько яблок на спине Ежа?
-Сколько у ёжика было яблок? (у ёжика было 3 яблока).
-Сколько яблок он подарил белочке? (Он подарил белочке 2 яблока).
(Один учащийся выполняет действие с картинкой у доски).
-Сколько яблок у него осталось? (У ёжика осталось одно яблоко).
-Составьте пример.
-Прочитайте его.
-Запишите в тетрадь. (Один учащийся на доске).
3. Рисунок №3. Сколько шариков на первой картинке? (на картинке 4 шарика).
-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился).
-Сколько шариков осталось? (Осталось три шарика).
-Составьте пример. (4-1=3) (Устно).
-Сколько шариков на первой ступеньке первой картинки?
(На верхней ступеньке один шарик).
-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился к двум шарикам).
-Сколько стало шариков? (Их стало три).
-Составьте пример. (1+2=3) (Устно).
IX.Закрепление первичного материала.
-Составьте пример на сложение по картинке, чтобы в ответе было три? (2+1=3; 1+2=3).
-Составьте примеры по картинке на вычитание, чтобы в ответе было число один?
(3-2=1;2-1=1)
X. Физминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой –раз, правой - два,
Посмотрите на меня.
Все захлопали в ладоши дружно,
Веселей.
Застучали наши ножки
Громче и быстрей.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте повернулись
И остановились.
XI. Закрепление изученного материала. Решение простой арифметической задачи.
-Ребята, у вас на парте лежат иллюстрации.
1.Знакомство с задачей.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Учитель читает задачу.
2.Работа над содержанием задачи.
-О ком говорится в задаче?
(В задаче говорится о лисятах.)
-Сколько играло лисят?
(Играло пятеро лисят.)
-Сколько лисят убежало?
(Два лисёнка убежали.)
Что спрашивается в задаче?
(Сколько лисят осталось?)
3. Поиск решения.
-Представим, что лисята -это кружки.
-Выложите на наборное полотно
столько кружков, сколько было лисят.
-Как показать, что двое лисят убежало?
(Уч-ся убирают два кружка.)
-Сколько лисят осталось?
(Осталось три лисёнка.)
-Каким действием решали задачу?
(Задачу решали вычитанием, из пяти вычитали два.)
4.Запись решения, формулировка ответа.
XII.Геометрическое задание.
-Ребята, у одной девочки были красивые бусы.
-Нечаянно она их порвала, и бусинки рассыпались. Помогите девочке собрать бусы.
Учащиеся называют порядок расположения бусинок по цвету, величине. Коллективно составляют бусы из цветных кружков. Повторение правил штриховки. (Соблюдение контура, направление штриховки).
-Нарисуйте и раскрасьте бусинки в тетради. Постарайтесь, чтобы бусинки получились красивыми.
-Сравните свою работу с образцом.
-Молодцы. Столько красивых целых бус появилось у девочки, вы ей очень помогли.
XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Вы старались, были внимательны, трудолюбивы, значит заслужили подарков Царицы Математики из Волшебного мешочка. Учащиеся получают весёлые картинки.
-Урок окончен. Спасибо за работу.
Самоанализ урока.
Обучение математике в 1 дополнительном классе является достаточно традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 классе на тему: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».
Мною были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретический материал психолого-педагогической и методической литературы.
- Составить характеристику класса в процессе изучения индивидуальных особенностей учащихся и уровня исходных знаний по математике.
- Подобрать методы и приёмы для успешной реализации целей и задач урока.
Тема урока соответствует программе 1 дополнительного класса и календарно-тематическому плану.
Поставленные цель, задачи урока адекватны психолого-педагогической характеристике класса.
Место урока в системе уроков по данной теме – шестой.
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся.
При выборе методов обучения я руководствовалась следующими критериями:
1)Соответствие цели и задачам урока.
2)Соответствие содержанию учебного материала, учебным возможностям учеников и возмож-
ностям учителя.
3)Соответствие формам организации познавательной деятельности.
Методы, используемые на уроке, можно классифицировать следующим образом:
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия учащегося и учителя: беседа, самостоятельная работа.
3.В зависимости от дидактических задач: объяснение, закрепление.
4.По характеру познавательной деятельности учащегося и участия учителя: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.
5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, обобщающий.
6.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Методы и примеры, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали его структурным элементам; соответствовали реальным возможностям учеников данного класса; оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие.
Средства обучения (задания, дидактические пособия, предметные картинки) использовались адекватно цели и задачам урока.
Были полностью реализованы принципы: доступности знаний, поэтапного формирования
знаний и умений, наглядности, системности, индивидуального подхода к уч-ся.
В процессе урока использовались различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы было целесообразно.
Не формировался навык коллективной работы, т.к. ученики недостаточно адаптировались к школьным условиям.
Структура урока полная, соответствует цели и типу урока.
Начало и конец урока организованы. Время на каждом этапе распределено оправданно.
Материал урока последовательно усложнялся: от счёта конкретных предметов к самостоятельной работе с опорой на наглядность.
Темп ведения урока оптимальный.
Активность и работоспособность учащихся активизировались сменой динамических пауз,
системой вопросов, включением игровых моментов, яркой наглядностью, занимательным материалом.
Приёмы стимуляции работы учащихся: поощрение, похвала, учебная игра, создание ситуации успеха.
Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной. Я стремилась быть настойчивой в осуществлении цели, не терять самообладания, такта, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В целом, цель урока достигнута – учащиеся показали знание состава числа 3, умение присчитывать, отсчитывать, пересчитывать.
Урок построен на основе применения положения теории Л. С. Выготского о зонах актуального развития, ближайшего развития и теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применялись технологии, используемые в педагогическом процессе:
1)Здоровьесберегающие.
2)Обучения и воспитания с учётом типов ЦНС.
3)Индивидуализация обучения.
4)Личностно-ориентированного подхода.
5)Педагогической дифференциации учащихся специальной коррекционной школы 8 вида.
6)Выявления психологических причин и коррекции трудностей при обучении младших школьников математике.
Урок имел выраженную коррекционно-развивающую направленность: материал урока развивал устойчивость и переключаемость внимания, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа и синтеза, обобщение, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, лексикограмматический строй речи.
Считаю, что урок был эффективен, т. к. удалось реализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи в полном объёме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".
Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"
Урок повторения и закрепления пройденного материала по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"....
Конспект урока по математике в 6 классе по теме"Применение распределительного свойства умножения".
Конспект урока по математике 6 класс по теме "Применение распределительного свойства умножения"...
Конспект урока по математике в 6 классе на тему: Деление на однозначное число в пределе 10 000.
Цели и задачи:1. Научить учащихся делить на однозначное число в пределе 10 000.2.Способствовать развитию памяти, логического мышления.3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудова...
конспект урока по математике в 11 классе на тему "Подготовка к ЕГЭ. Решение задач по теме "Цилиндр""
Конспект урока по математике в 11 классе дает возможность повторить тему "Цилиндр", более качественно подготовиться к ЕГЭ....
План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000".
План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000"....
Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд".
Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд» второй урок в системе изучения этой темы, составлен на основе матери...