Конспект урока по математике в 1 дополнительном классе по теме .«Составления примеров по рисункам в пределах 5" В.2.2
план-конспект урока

 Рогожинская Лилия Степановна

Цель: закрепить умение составлять примеры по рисункам на сложения и вычитания в пределах 5. 

Задачи:

Образовательные:

-закрепить знание состава чисел от 1до 5;

-закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание по рисункам в пределах 5 и правильно записывать их;

-учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к грамматическому оформлению фразы.

Коррекционно-развивающие:

-формировать математический словарь;

-развивать мышление учащихся на основе решения примеров и задач.

-развивать цветовые представления, пространственную ориентировку, мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического характера.

Воспитательные:

-воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других;

-воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;

-создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.

Оборудование: числовой ряд 1-10,таблица «Состав чисел 2, 3, 4,5,», индивидуальные конверты с цифрами 1-9, предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки, грибов, яблок, рисунок «Бусы», кружки красного, синего, желтого цветов, карточки для составления примеров, дидактическое пособие «Сосчитай», счетные палочки, мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3,4,5, знаками «+», «-», «=», наборное полотно.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

 «Феодосийская специальная школа-интернат»

 Конспект урока  

по  математике в 1 дополнительном классе

Тема: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».

(ФГОС ОВЗ вар. 2.2).

Учитель начальных классов

Рогожинская Л. С.

г. Феодосия

Тема: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».  

 Учитель 1 дополнительного класса Рогожинская Л. С.

Цель: закрепить умение составлять примеры по рисункам на сложения и вычитания в пределах 5. 

Задачи:

Образовательные:

-закрепить знание состава чисел от 1до 5;

-закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение и вычитание по рисункам в пределах 5 и правильно записывать их;

-учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдением требований к грамматическому оформлению фразы.

Коррекционно-развивающие:

-формировать математический словарь;

-развивать мышление учащихся на основе решения примеров и задач.

-развивать цветовые представления, пространственную ориентировку, мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрического характера.

Воспитательные:

-воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других;

-воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;

-создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.

Оборудование: числовой ряд 1-10,таблица «Состав чисел 2, 3, 4,5,», индивидуальные конверты с цифрами 1-9, предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика, белки, грибов, яблок, рисунок «Бусы», кружки красного, синего, желтого цветов, карточки для составления примеров, дидактическое пособие «Сосчитай», счетные палочки, мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3,4,5, знаками «+», «-», «=», наборное полотно.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Школьный прозвенел звонок, начинается урок.

-Все готовы. Молодцы! Садитесь! Сели красиво, правильно

- Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие?

(Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).

 II.РСВ. Какой сейчас урок? Что мы будем делать?  Сколько парт в классе? окон? Чего больше? На сколько?

III.Речевая разминка. Будем говорить правильно.

 Один, два, три, че-ты- ре, пя-ть.

 Плюс, минус, равно. 

 VI. Актуализация изученного материала.

      1.Устный счёт.

а) Задание на развитие слухового восприятия, на формирование навыков устного счета.

 -На урок к нам пришёл голосистый гость в красивой пёстрой одежде. Кто это? (Петух).

-Что любит Петушок клевать? (Петушок любит клевать зёрнышки, крошки, крупу, червячков).

-Сейчас мы узнаем, сколько зёрнышек нашёл Петушок. Разложите карточки с цифрами, слушайте внимательно.

(Учитель стучит карандашом по столу, имитируя стук клюва, учащиеся поднимают карточку с цифрой).

б) Счёт множеств.

 -Сейчас посчитайте, сколько крошек нашёл Петушок. (Дидактическое пособие «Сосчитай». На круге, разделённом на сегменты, учитель стрелкой показывает на числовые множества. (Учащиеся поднимают карточку с цифрой).

-Молодцы! Соберите карточки.

в) Дидактическая игра «Назови соседей».

-Сейчас мы поиграем в игру «Назови соседей».

-У меня карточка с цифрой, у вас тоже карточки с цифрами. По моему хлопку в ладоши быстро выйдут те дети, у которых карточка – соседнего моего числа. (Остальные учащиеся проверяют правильность числового ряда, называют данное число, его соседей).

-Очень хорошо, все ребята справились с заданием

2. Дидактическая игра «Засели в домики». Закрепление состава чисел от 2 до 5. Работа у доски.

3. Устное решение примеров. Наглядные карточки с примерами (2+1,3+2,4+1,2+2, 3+1,5-1,

4-2, 2-2).

4. Устное решение задачи. Услышал Петушка маленький цыплёнок и прибежал на Петино «ку-ка-ре-ку».

-Сколько стало птиц? (Птиц стало две).

-Как получили число 2? (Один петушок и один цыплёнок, будет две птицы.)

Слабые учащиеся работают счётными палочками.

-Прибежал ещё один цыплёнок.

-Сколько всего цыплят? (Всего два цыплёнка).

-Сколько петушков? (1)

-Сколько всего птиц? (3)

Слабые учащиеся пересчитывают счётные палочки.

-Как получили число 3? (К двум прибавили 1, к одному прибавили два.)

-Из каких двух чисел состоит число3? (2 да 1, будет 3;1 да 2, будет 3) и т д.

5. Минутка чистописания. Рисование узоров, прописывание каллиграфически числа.

V.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, к нам в гости пришла Царица Математика и принесла волшебный мешочек.

-Определите, что в нём лежит. (Учитель вызывает ученика к доске, вкладывает в ладошку предмет из мешочка с просьбой назвать предмет: пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4 ,5, арифметические знаки: +, - , =).

-Сегодня на уроке мы будем учиться решать примеры по рисункам на сложение   и вычитания с этими числами.

-Что ещё есть в мешочке, вы узнаете в конце урока, если будете правильно выполнять задания, будете активны, старательны.

VII. Физкультминутка.

-1,2,3,4,5-все умеем мы считать.

-Отдыхать умеем тоже;

-Руки за спину положим,

-Голову поднимем выше

-И легко-легко подышим.

-Молодцы! Садитесь!

 VIII.Работа по теме урока. Составление примеров по рисункам.

 1.Рисунок №1

  Ёжик на обед грибы нашёл,

  Два под берёзой,

  Один – у осины.

-Сколько их будет в корзине?

-Сколько грибов ёжик нашёл под берёзой? (Под берёзой ёж нашёл 2 гриба).

-Сколько грибов ёж нашёл под осиной? (Под осиной ёж нашёл 1 гриб).

-Сколько грибов всего нашёл ёжик? (Ёжик нашёл 3 гриба).

-Составьте пример. (2+1=3).

-Прочитайте его. (Учащиеся считают разными способами: два плюс один равно три; два да один, будет три; к двум прибавить один, получится три).

-Запишем пример в тетрадь. (Учащийся записывает пример на доске).

-2. Рисунок №2.

Три яблока из сада Ёжик притащил.

Два самых румяных белке подарил.

С радостью подарок Белка приняла.

Сколько яблок на спине Ежа?

-Сколько у ёжика было яблок? (у ёжика было 3 яблока).

-Сколько яблок он подарил белочке? (Он подарил белочке 2 яблока).

(Один учащийся выполняет действие с картинкой у доски).

-Сколько яблок у него осталось? (У ёжика осталось одно яблоко).

-Составьте пример.

-Прочитайте его.

-Запишите в тетрадь. (Один учащийся на доске).

3. Рисунок №3. Сколько шариков на первой картинке? (на картинке 4 шарика).

-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился).

-Сколько шариков осталось? (Осталось три шарика).

-Составьте пример. (4-1=3) (Устно).

-Сколько шариков на первой ступеньке первой картинки?

(На верхней ступеньке один шарик).

-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился к двум шарикам).

-Сколько стало шариков? (Их стало три).

-Составьте пример. (1+2=3) (Устно).

 IX.Закрепление первичного материала.

 -Составьте пример на сложение по картинке, чтобы в ответе было три? (2+1=3; 1+2=3).

-Составьте примеры по картинке на вычитание, чтобы в ответе было число один?

(3-2=1;2-1=1)

X. Физминутка.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой –раз, правой - два,

Посмотрите на меня.

Все захлопали в ладоши дружно,

Веселей.

Застучали наши ножки

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем

Выше, выше, выше.

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте повернулись

И остановились.

XI. Закрепление изученного материала. Решение простой арифметической задачи.

-Ребята, у вас на парте лежат иллюстрации.

1.Знакомство с задачей.

Дети рассматривают иллюстрацию.

Учитель читает задачу.

2.Работа над содержанием задачи.

-О ком говорится в задаче?

(В задаче говорится о лисятах.)

-Сколько играло лисят?

(Играло пятеро лисят.)

-Сколько лисят убежало?

(Два лисёнка убежали.)

Что спрашивается в задаче?

 (Сколько лисят осталось?)

3. Поиск решения.

-Представим, что лисята -это кружки.

-Выложите на наборное полотно

столько кружков, сколько было лисят.

-Как показать, что двое лисят убежало?

(Уч-ся убирают два кружка.)

-Сколько лисят осталось?

(Осталось три лисёнка.)

-Каким действием решали задачу?

(Задачу решали вычитанием, из пяти вычитали два.)

4.Запись решения, формулировка ответа.

XII.Геометрическое задание.

-Ребята, у одной девочки были красивые бусы.

-Нечаянно она их порвала, и бусинки рассыпались. Помогите девочке собрать бусы.

Учащиеся называют порядок расположения бусинок по цвету, величине. Коллективно составляют бусы из цветных кружков. Повторение правил штриховки. (Соблюдение контура, направление штриховки).

-Нарисуйте и раскрасьте бусинки в тетради. Постарайтесь, чтобы бусинки получились красивыми.

-Сравните свою работу с образцом.

-Молодцы. Столько красивых целых бус появилось у девочки, вы ей очень помогли.

XIII. Итог урока.  Рефлексия.

- Вы старались, были внимательны, трудолюбивы, значит заслужили подарков Царицы Математики из Волшебного мешочка. Учащиеся получают весёлые картинки.

-Урок окончен. Спасибо за работу.








Самоанализ урока.

Обучение математике в 1 дополнительном классе является достаточно традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 классе на тему: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретический материал психолого-педагогической и методической литературы.
  2. Составить характеристику класса в процессе изучения индивидуальных особенностей учащихся и уровня исходных знаний по математике.
  3. Подобрать методы и приёмы для успешной реализации целей и задач урока.

Тема урока соответствует программе 1 дополнительного класса и календарно-тематическому плану.

     Поставленные цель, задачи урока адекватны психолого-педагогической характеристике класса.

   Место урока в системе уроков по данной теме – шестой.

Тип урока: урок закрепления знаний учащихся.

При выборе методов обучения я руководствовалась следующими критериями:

1)Соответствие цели и задачам урока.

2)Соответствие содержанию учебного материала, учебным возможностям учеников и возмож-

ностям учителя.

3)Соответствие формам организации познавательной деятельности.

Методы, используемые на уроке, можно классифицировать следующим образом:

1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По степени взаимодействия учащегося и учителя: беседа, самостоятельная работа.

3.В зависимости от дидактических задач: объяснение, закрепление.

4.По характеру познавательной деятельности учащегося и участия учителя: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.

5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, обобщающий.

6.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

Методы и примеры, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали его структурным элементам; соответствовали реальным возможностям учеников данного класса; оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие.

    Средства обучения (задания, дидактические пособия, предметные картинки) использовались адекватно цели и задачам урока.

Были полностью реализованы принципы: доступности знаний, поэтапного формирования

знаний и умений, наглядности, системности, индивидуального подхода к уч-ся.

В процессе урока использовались различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы было целесообразно.

    Не формировался навык коллективной работы, т.к. ученики недостаточно адаптировались к школьным условиям.

  Структура урока полная, соответствует цели и типу урока.

Начало и конец урока организованы. Время на каждом этапе распределено оправданно.

Материал урока последовательно усложнялся: от счёта конкретных предметов к самостоятельной работе с опорой на наглядность.

Темп ведения урока оптимальный.

Активность и работоспособность учащихся активизировались сменой динамических пауз,

системой вопросов, включением игровых моментов, яркой наглядностью, занимательным материалом.

   Приёмы стимуляции работы учащихся: поощрение, похвала, учебная игра, создание ситуации успеха.

   Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной. Я стремилась быть настойчивой в осуществлении цели, не терять самообладания, такта, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

    В целом, цель урока достигнута – учащиеся показали знание состава числа 3, умение присчитывать, отсчитывать, пересчитывать.

    Урок построен на основе применения положения теории Л. С. Выготского о зонах актуального развития, ближайшего развития и теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применялись технологии, используемые в педагогическом процессе:

1)Здоровьесберегающие.

2)Обучения и воспитания с учётом типов ЦНС.

3)Индивидуализация обучения.

4)Личностно-ориентированного подхода.

5)Педагогической дифференциации учащихся специальной коррекционной школы 8 вида.

6)Выявления психологических причин и коррекции трудностей при обучении младших школьников математике.

    Урок имел выраженную коррекционно-развивающую направленность: материал урока развивал устойчивость и переключаемость внимания, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа и синтеза, обобщение, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, лексикограмматический строй речи.

    Считаю, что урок был эффективен, т. к. удалось реализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи в полном объёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".

Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Урок повторения и закрепления пройденного материала по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей"....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме"Применение распределительного свойства умножения".

Конспект урока по математике 6 класс по теме "Применение распределительного свойства умножения"...

Конспект урока по математике в 6 классе на тему: Деление на однозначное число в пределе 10 000.

Цели и задачи:1. Научить учащихся делить на однозначное число в пределе 10 000.2.Способствовать развитию памяти, логического мышления.3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудова...

конспект урока по математике в 11 классе на тему "Подготовка к ЕГЭ. Решение задач по теме "Цилиндр""

Конспект урока по математике в 11 классе дает возможность повторить тему "Цилиндр", более качественно подготовиться к ЕГЭ....

План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000".

План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000"....

Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд".

Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000  без перехода через разряд» второй  урок в системе изучения  этой темы, составлен на основе матери...