Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы компенсирующей направленности
картотека

Березовская Анна Леонидовна

В деле формирования речи ребенка С ТНР самое главное - это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе учителя -логопеда и воспитателей - это залог успешной коррекции речевых нарушений. Тетрадь взаимодействия направлена на закрепление воспитателями формируемых на логопедических занятиях речевых умений, а также может быть использованаа как один из способов осуществления мониторинга усвоения детьми речевых умений, что позволяет более эффективновыстроить свою коррекционно-развивающую работу проанализировать и внести дополнения, дать актуальные рекомендации воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_vzaimod-ya_starshaya_2020_g.docx61.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сентябрь 3 неделя

Тема недели: «Осень в гости к нам пришла! Что с собою принесла?»

(Лексическая теме:  Лес. Грибы. Ягоды.)

Развитие общей моторики:

Мы листик осенние ,         (импровизация движений по тексту)

На веточках сидели.

Дунул ветер- полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их , покружил

И на землю опустил!!!

Развитие мелкой моторики:

1,2,3,4,5,                                                   сжимают- разжимают кулачки

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке,                  загибают по одному пальчику,

Этот пальчик – по тропинке,                 начиная с мизинца

Этот пальчик – за грибами,

Этот пальчик – за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.          

Птицы с шумом улетели,              встряхивают кистями

С ним играть не захотели.            сжимают- разжимают кулачки

С веток ягоды снимаю                (погладить каждый пальчик одной руки)

И в лукошко собираю.               (лукошко из ладоней)

Ягод полное лукошко.               («шарик » из пальцев)

Я попробую немножко:             имитируем еду ягод

1,2,3,4,5 –                                     (пальчики здороваются)

снова буду собирать.                  (погладить каждый пальчик другой руки)

Развитие артикуляционной моторики:

Заборчик-окошечко

Причесываем зубами верхнюю губу, затем нижнюю

Лопаточка  (широкий язык  лежит на нижней губе)

Лошадка и остановка лошадки(пр-р-р-р)

Развитие лексико-грамматических процессов:

 «Один – много» н:дерево – деревья(названия деревьев), гриб- грибы, ягода – ягоды

«какой листик?» н: с березы - березовый

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Игра «Чок, чок ,чок – угадай чей голосок»

Повторение артикуляции гласных А, У, О,И,Э                                    

Развитие связной речи:

Рассматривание картинок, отгадывание загадок по теме. Чтение с последующим обсуждением: М.Пришвин «Этажи леса», К.Ушинский «Спор деревьев

   И.Ф.

ребенка

Материал для закрепления

Анализ воспитателя о проделанной работе

Октябрь 1 неделя

Тема: «Ребятам о зверятах»

Развитие общей моторики:

Бу-бу-бу - Я рогатый,                          3 прыжка, рожки показываем

Бу-бу-бу - Я хвостатый,                      3 прыжка,  хвостик за спиной показываем

Бу-бу-бу – я ушастый,                         3 прыжка, ушки из ладошек

Бу-бу-бу – испугаю,                             3 прыжка,  топаем ногами

Бу-бу-бу – забодаю.                              3 прыжка, «бодаемся»

Развитие мелкой моторики:

Кусается сильно котенок- глупыш,    (указательным и большим пальцами,

Он думает: это не палец, а мышь.          щиплем все остальные  по очереди.

                                                                                            Затем смена рук)                  

Но я, же играю с тобою малыш.

А будешь кусаться,

Скажу тебе кыш!

Есть у курицы цыпленок,         большим пальцем касаются остальных поочередно

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть – утенок.

У каждой мамы малыши,      перебирают пальцы по очереди

Все красивы , хороши.     Сжимают, разжимают кулачки

Развитие артикуляционной моторики:

Толстый – худой (надувание – втягивание щек)

Заборчик- окошечко

Причесываем зубами верхнюю губу, затем нижнюю

Лопаточка  (широкий язык лежит на нижней губе под счет до 5)

Вкусное варенье (широким языком облизать верхнюю губу)

Лошадка и остановка лошадки (дуем на губы пр-р-р-р)

Развитие лексико-грамматических процессов:

 «У кого – кто?»   н: У кошки- котенок, котята

 «Сосчитай-ка до 5 » н: одна собака, две собаки, …,пять собак

«Кого не стало?» н: собака- нет собаки

«Кто лишний, почему?»

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги (названия животных)

    -Хлопни, если услышишь звук М: м, а, т, м, у, п, м, и, п; ам, оп, ма, па, по, ум

    - Повтори слоговой ряд:     ма-мо-му-мы                         Ам-ом-ум-им

Развитие связной речи:

Чтение художественных текстов: м.н.с. «Как собака друга искала», Е.Чарушин «Рассказы о животных», К. Паустовский «Кот варюга», к.Ушинский «Петушок с семьей. Гуси. Чужое яйцо», р.н.с. «Петушок и бобовое зернышко»

Октябрь2 неделя

Тема: «Ребятам о зверятах»

(дикие животные и их детеныши)

Развитие общей моторики:

Скачет белка - шалунишка,                   прыжки на месте

Рвет с сосновых веток шишки,             прыжки вверх с поднятием рук

Лапками сжимает ловко                        хватательные движения влево - вправо

И несет в свою кладовку.                       бег по кругу

Развитие мелкой моторики:

Сидит белка на тележке                         удары кулачками друг об друга

Продает она орешки

Лисичке-сестричке,                              загибаем пальцы на обеих руках,

Воробью, синичке,                               начиная с больших

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                     «повязываем »   платочки

кому в кузовок,                                    руки в кольцо перед грудью

А кому и в лапочки.                            Руки чашечкой перед грудью

Развитие артикуляционной моторики:

Толстый – худой (надувание – втягивание щек)

Заборчик- окошечко

Причесываем зубами верхнюю губу, затем нижнюю

Лопаточка  (широкий язык лежит на нижней губе под счет до 5)

Вкусное варенье (широким языком облизать верхнюю губу)

Лошадка и остановка лошадки(пр-р-р-р)

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один- много- нет кого» н: заяц – зайцы – нет зайца

«У кого – кто?»   н: У лисы – лисенок, лисята

«Назови семью» н: папа- медведь, мама – медведица, детеныш - медвежонок

                                     (волк, заяц, еж, лиса, лось, бобр)

«Сосчитай-ка» н: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис

«Кто где живет?»

Лиса, еж – в норе,  Белка – в дупле

Волк – в логове, Лось, заяц – под кустом, Медведь зимой – в берлоге

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги (названия животных, детенышей)

      Хлопни, если услышишь звук П (А, П,О,П,М,К,П,Б,АП,ОП,ПУ,ТА)

Повтори чистоговорки:

                  Па-па-па – на столе крупа

                  Пы-пы-пы – нет крупы

                 Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп

                 Уп-уп-уп – мы ели суп

Развитие связной речи:

Чтение художественных текстов: Л.Толстой «Белка и волк»; И. Соколов – Микитов «В берлоге», «Белки»; русская народная сказка «Хвосты»

Октябрь2 неделя

Тема: «Ребятам о зверятах»

(дикие животные Красноярского края)

Развитие общей моторики:

Жили-были зайки                             Круговые движения в запястьях

На лесной опушке

Жили-были зайки                             Прыжки на месте

В маленькой  избушке                     Присели , руки домиком над головой

Мыли зайки ушки                            массаж указательного и сред. пальца

Мыли свои лапочки                         имитация умывания рук      

Наряжались зайки                            руки в стороны

Надевали тапочки.                           По-очереди ноги ставим на пятки

Развитие мелкой моторики:

Медведь в берлоге крепко спит,      по-очереди надеваем колечко су-джок

Всю зиму до весны проспит,            начиная с большого

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится –            Пальцами заячьи уши показать

убегает от лисицы.                           «Бежим» пальцами по рукам или по коленкам

Развитие артикуляционной моторики:

Улыбочка-хоботок-забор

Качели, чашечка, конфетка, маляр, грибок, лошадка

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один- много- нет кого» н: заяц – зайцы – нет зайца

«У кого – кто?»   н: У лисы – лисенок, лисята

«Назови семью» н: папа- медведь, мама – медведица, детеныш - медвежонок

                                     (волк, заяц, еж, лиса, лось, бобр, снежный барс)

«Вижу кого? Нет кого?» Н: вижу лису, нет лисы

«Кто где живет?»

Лиса, еж, барсук – в норе,  Белка – в дупле

Волк – в логове, Лось, заяц – под кустом, Медведь зимой – в берлоге, бобр – в хатке

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги (названия животных, детенышей)

      Хлопни, если услышишь звук Н (А, Н,О,Н,М,К,Н,Б,АН,ОП,НУ,НА)

Развитие связной речи:

Чтение художественных текстов: И. Акимушкин «Жил-был медведь», Е. Чарушин «Рассказы о животных», рн.с. Лиса и Котофей Иванович, В.Сутеев «Дядя Миша»

Октябрь 4 неделя

Тема: «Все профессии нужны! Все профессии важны!»

Развитие общей моторики:

Здравствуй, друг!                               повороты влево и машут рукой

Здравствуй, друг!                               повороты вправо  и машут

Становись скорее в круг!                 Движения по тексту

Свою руку другу дай,

Хоровод наш начинай.

Поднимаем руки вверх,

Хорошо нам видно всех,

Руки вниз мы опускаем

И тихонько приседаем.

Друг за другом мы идем,

Не спешим, не отстаем.

А теперь остановились,

Ручки наши расцепились.

Все бегом, не отставайте,

Себе пару выбирайте.

Развитие мелкой моторики:

Кто-то учит,                               трясем указат. пальцем

Кто-то варит,                              указ. пальцем правой руки «мешаем» в лев. ладошке

Кто-то нам белье стирает,         кулачками трем друг об друга

Кто-то лечит,                              гладим ладони по очереди

Кто метет,                                   махи ладонями

Кто-то сказочку прочтет.          ладони, как книжка

Не кончаются заботы,               повороты кистями

Много у людей работы.

Развитие артикуляционной моторики:

Расческа (причесываем зубами верхнюю губу, нижнюю и язык)

Улыбочка- хоботок, Часики, качели

Парус (рот открыт, язык упирается в бугорки за верхними зубами)

Лошадка и остановка лошадки (дуем на губы пр-р-р-р)

Развитие лексико-грамматических процессов:

 «Один- много» н: воспитатель-воспитатели

«У кому что надо?»   н: кастрюля, печь и колпак - повару

 «Кого не стало? или чего не стало?» н: повар-нет повара, каска- нет каски

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги (названия профессий и рабочих инструментов)

Хлопни на звук Т. (П, Т,И,Т,М,Н,К,Т,О,Т)

Подбери картинки на Т.

Развитие связной речи:

Рассматривание картинок, отгадывание загадок по теме. Учим стихотворение «Повар» по схеме(см. распечатка: Ходит повар в колпаке, с поварешкой в руке. Он готовит на обед: кашу, суп и винегрет

Чтение с последующим обсуждением: С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Доктор Айболит», Б.Заходер «Строители»

Ноябрь 1 неделя

Тема: «Моя страна- это Россиия!

Развитие общей моторики:

Здравствуй, друг!                               повороты влево и машут рукой

Здравствуй, друг!                               повороты вправо  и машут

Становись скорее в круг!                 Движения по тексту

Свою руку другу дай,

Хоровод наш начинай.

Поднимаем руки вверх,

Хорошо нам видно всех,

Руки вниз мы опускаем

И тихонько приседаем.

Друг за другом мы идем,

Не спешим, не отстаем.

А теперь остановились,

Ручки наши расцепились.

Все бегом, не отставайте,

Себе пару выбирайте.

Развитие мелкой моторики:

Посмотрю на карту я:          очки из пальцев приставить к глазам

Вот российская земля.         руки развести в сторону

Есть леса тут и озера,          соединяем пальцы, начиная с большого

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,         пальцы в замок

Ты же Родина моя!                руки к груди

Развитие артикуляционной моторики:

Расческа (причесываем зубами верхнюю губу, нижнюю и язык)

Забор-окошечко, чашка-трубочка, грибок-гармошка

Лошадка и остановка лошадки (дуем на губы пр-р-р-р)

Развитие лексико-грамматических процессов:

 «Один- много» н: флаг-флаги(герб,страна,гражданин,город,деревня,река,лес,поле)

«Есть-нет» н: есть город – нет города

Посчитай до 5: один город, два города,…пять городов

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги (названия профессий и рабочих инструментов)

Хлопни на звук К (П, К,И,К,К,М,Г,Н,К,Т,О,К)

Подбери картинки на К.

Развитие связной речи:

Рассматривание картинок, отгадывание загадок по теме. повторить символы России: гимн, герб, флаг, березка, матрешка.

 Учим стихотворение:   Флаг у нас прекрасный: белый, синий, красный.

                                        Белый- мир и чистота,

                                        Синий- верность, небеса,

                                       Красный –мужество, отвага

                                       Вот цвета родного флага.

Чтение с последующим обсуждением: З. Александрова «Родина», К. Ушинский «Наше отечество»,С.Романовский «Русь»

Ноябрь 2 неделя

Тема: «Трудно птицам зимовать – будем птицам помогать!»

Развитие общей моторики:

Птицы крыльями махали -  все летали и летали                      летают

Птицы в воздухе кружились,                                                      кружатся

На дорогу опустились,                                                                присели

По дорожке поскакали,                                                               прыжки

Крошки, зернышки клевали.                                                      кивают головой

Развитие мелкой моторики:  

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?              сжимаем – разжимаем кулачки

Мы расскажем!!

2 синицы, воробей                                                      загибаем пальцы, начиная с большого

6 сорок и снегирей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило перышек.                                             сжимаем – разжимаем кулачки

Развитие артикуляционной моторики:

Обезьянки(поочередно оттопыриваем и прячем в рот нижнюю губу)

Слоненок (губы хоботком и повороты в разные стороны)

Вкусное варенье, чистим зубки, барабанщик

Развитие лексико-грамматических процессов:

 «Один- много» н: голубь-голуби

«Жадина» н: Это моя ворона.

Посчитай до 5: один воробей, два воробья,…пять воробьев

«Кто лишний?»

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги (названия зим. птиц)

Подбери картинки на  звуки М-П-Н-Т-К

Читаем слоги (см. распечатка)

Строим буквы М,П,Н,К,Т  из палочек, пластилина, печатаем на доске

Развитие связной речи:

Рассматривание картинок, отгадывание загадок по теме.

Чтение с последующим обсуждением: В.Бианки «Синичкин календарь», М.Горький «Воробьишко», Г.Скребицкий «На лесной опушке»

МА    МО   МУ    МЭ   МИ     АМ  ОМ  ИМ  УМ  ЭМ

ПА     ПО      ПУ    ПЭ    ПИ     АП   ОП    ИП   УП    ЭП

ТА      ТО       ТУ    ТЭ     ТИ     АТ    ОТ     УТ    ИТ    ЭТ  

КА     КО      КУ     КЭ    КИ      АК   ОК    УК    ИК    ЭК

НА     НО      НУ    НЭ    НИ     АН   ОН   УН   ИН    ЭН

Ноябрь3 неделя

Тема: «Чудная музыка всюду живет, только прислушаться нужно.»

Развитие общей моторики:

Ай ты, дудочка-дуда,                          Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                               Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                      Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

Развитие мелкой моторики:

Хлоп (хлопок в ладоши)

Раз (шлепок по коленям)

Еще (хлопок)

Раз (шлепок)

Мы похлопаем сейчас(хлопаем)
А теперь скорей, скорей!   (шлепать можно по коленям, столу, полу или ковру)

Шлепай, шлепай веселей!

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики» (широко открыли рот под счет до 5)

«Привидение» (рот открыт-губы прячем в рот)

«Прогони комара»(язык между губами, сильно дуем на кончик языка пр-р-р)

«Качели», «Конфетка»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один - много»  Н: барабан-барабаны

 «Посчитай до 5» н: один колокольчик, два колокольчика, …пять колокольчиков

«Чего не стало»

«Мой, моя, мои »н: мой барабан, моя гитара, мои музыкальные инструменты

«4-ый лишний» н: скрипка, бубен, молоток, гитара

Развитие фонетико-фонематических процессов:

«Что звучит» (угадай инструмент )

«Сделай как я» (повтори темпо -ритмический рисунок на барабане)

Хлопни, если услышишь звук Б(Б,Т,П,Б,М,Н,Б; банка, барабан, кот, булка, папа, бабушка, бык, танк)

Развитие связной речи:

Отгадываем загадки по теме, слушаем аудиозаписи Вивальди «Времена года»

Чтение с последующим обсуждением Г.Юдина «Лесные музыканты», В.Семерин «Музыка всюду живет», Ю.Гурин «Музыкальная кошка», Братья Гримм «Бременские музыканты»

Ноябрь4 неделя

Тема: «В нашей группе все актеры!»

Развитие общей моторики:

Раз цветочек, два цветочек           раскрываем ладошки

Ежики, ежики,                               повороты в кистях раскрытыми ладошками

Наковали, наковали                      удары кулаками

Ножницы, ножницы,                     скрещиваем вытянутые руки

Бег на месте, бег на месте            бег на месте

Зайчики, зайчики.                         Руки над головой, как ушки

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

Девочки – ура!                                Кричат девочки

Мальчики- ура!                              Кричат мальчики

Все вместе – ура!

Развитие мелкой моторики:

Будем пальчики считать,               сжимают-разжимают кулачки

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,              сгибают пальцы, начиная с б.пальца на пр.руке

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка краса,

Три медведя, Волк- Лиса.

Не забудем Сивку- бурку,    сгибают пальцы, начиная с б.пальца на лев. руке

Нашу вещую каурку,

Про Жар-птицу сказку знаем

Репку мы не забываем

Знаем волка и козлят

Этим сказкам каждый рад.

Развитие артикуляционной моторики:

Обезьянки(поочередно оттопыриваем и прячем в рот нижнюю губу)

Слоненок(губы хоботком и повороты в разные стороны)

Вкусное варенье, чистим зубки,барабанщик

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один - много»  Н: театр- театры

 «Посчитай до 5» н: один актер, два актера, …пять актеров

«Чего не стало» н:

Развитие фонетико-фонематических процессов:

«Что звучит» (угадай инструмент )

«Сделай как я» (повтори темпо -ритмический рисунок на барабане)

Хлопни, если услышишь звук Б (Б,Т,П,Б,М,Н,Б; банка, барабан, кот, булка, папа, бабушка, бык, танк)

Развитие связной речи:

Отгадываем загадки по теме, слушаем аудиозаписи Вивальди «Времена года»

Чтение с последующим обсуждением Г.Юдина «Лесные музыканты», В.Семерин «Музыка всюду живет», Ю.Гурин «Музыкальная кошка», Братья Гримм «Бременские музыканты»

                                   Декабрь 1-2 неделя

Тема недели: «Декабрь в календаре – зима на дворе!»

Развитие общей моторики:

Да-да-да – наступили холода              удары кулаков - потирают предплечья

Да-да-да – превратилась в лед вода    удары кулаков- разводят руки в сторону

Ду-ду-ду- я по снегу иду                 удары кулаков – изображают ходьбу на лыжах

Ды-ды-ды – на снегу мои следы         удары кулаков – пальцы напряжены и

                                                     растопырены, поочередные движения рук от груди

Ди-ди-ди – ну заяц погоди!         удары кулаков – грозят пальцем, бегут на месте

                           или (Дети в кругу, вокруг круга один ребенок догоняет другого)

Развитие мелкой моторики:

1,2,3,4,5 –загибают пальцы ,         начиная с большого

Мы во двор пришли гулять           маршируем пальцами по столу

Бабу снежную слепили,                 имитируют лепку снежков

Птичек крошками кормили,          имитируют посыпание крошек

А ещё с горы катались,                   гладят от плеча к ладошке,

                                                          по очереди левую и правую руки

А ещё в снегу валялись,                 повороты ладошек вверх- вниз

Все в негу домой пришли,              трясут кистями  рук

Суп поели, спать легли.                    имитируют движения

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики», «Перекатываем воздух из щеки в щеку», «Расческа», «Индюк», «парус», «Барабанщик»- следим, чтобы рот был открыт

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Какой, какая, какие?»

Снег(какой?) – белый, холодный, пушистый, мягкий, красивый, …

Лёд(какой?), Снежинка(какая?), Ветер(какой?)

«Со-считайка»одна снежинка, две снежинки, три снежинки, ..,пять снежинок

(снежок, сугроб, снеговик, льдинка)

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги(слова по теме)

Развитие связной речи:

Рассматриваем на картинках приметы зимы, составляем рассказ по схеме о зиме.

Загадки о зимних явлениях.

Рассматриваем одежду и обувь, необходимую в зимний период. Загадки о зимней одежде. Чтение с обсуждением: русская народная сказка «Зимовье», «Снегурочка» 

                                       

                                          Декабрь 3-4 неделя

Тема недели: «Скоро праздник Новый год – много у нас хлопот»

Развитие общей моторики:

Снова к нам пришла зима,        руки разводим в стороны

Стали белыми дома,                  крыша руками над головой

Снег на улице идет,                   руки опускаем сверху вниз

Дворник улицу метет,               имитируем движения

Мы катаемся на санках,            присели, руки вытянули вперед

Крутим на катке круги.             руки за спиной, ногами рисуем круги

Ловко бегаем на лыжах            имитируем движения

И играем все в снежки.

Развитие мелкой моторики:

1,2,3,4,5                                    (загибаем пальцы на обеих руках одновременно)

Новый год идем встречать.               (пальцами шагаем)

Рядом с ёлкой в новый год               (скрестить пальцы, типа ёж)

Дети водят хоровод.                         (показывают круг, шагая пальчиками)

На ветвях для детворы                     (кулачок-ладошка)

Есть гирлянды и шары,                   (соединяем большой палец с остальными,

Колокольчики висят,                       одновременно на 2-х руках)

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз              (поглаживает «бороду»)

Привезёт подарков воз.                  («рисуем в воздухе круг»)

И конфеток 2 мешка                      (показываем 2пальца на руках)

Для меня и для дружка.                  (прижимаем ладонь к груди, от груди)

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики», «Перекатываем воздух из щеки в щеку», «Расческа», «Индюк», «парус», «Маляр»,  «Барабанщик»- следим, чтобы рот был открыт

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Какой, какая, какие?»

Елка(какая?) – зеленая, колючая, красивая, высокая, новогодняя,…

гирлянда(какая?), Игрушки елочные (какие?), Дед Мороз (какой?)

«Считай-ка» один шарик, два шарика,.. пять шариков (елка, подарок, шишка, снежинка, звезда, льдинка)

«Есть- нет» Н: шар- нет шара

(праздник, елка, игрушка, хоровод, праздник)

Развитие фонетико-фонематических процессов:

- Определи первый и последний звук в слове.

Развитие связной речи:

Рассматриваем на картинках предновогодние хлопоты, составляем рассказ по схеме о подготовке к нов. празднику. Загадки по теме.

Составление описательных рассказов о елочных игрушках.

Чтение с обсуждением: русская народная сказка: «Снегурочка», «Два Мороза», сказки Сутеева, «12 месяцев», «Рукавичка»; заучивание новогодних стихотворений

                                               Январь  3неделя

Тема недели: «Веселимся на полянке: лыжи, я, зима и санки» (Зимние забавы)

Развитие общей моторики:

Снова к нам пришла зима,        руки разводим в стороны

Стали белыми дома,                  крыша руками над головой

Снег на улице идет,                   руки опускаем сверху вниз

Дворник улицу метет,               имитируем движения

Мы катаемся на санках,            присели, руки вытянули вперед

Крутим на катке круги.             руки за спиной, ногами рисуем круги

Ловко бегаем на лыжах            имитируем движения

И играем все в снежки.

Развитие мелкой моторики:

1,2,3,4,5 -                                         одновременно  загибают пальцы, начиная с большого

Пальчики пошли гулять.                     марш пальцами по столу или по телу

Мы с тобой снежок слепили,               имитируют лепку

круглый, крепкий, очень гладкий,     показали круг, кулачки, гладят ладони по-очереди

Но совсем, совсем не сладкий.           грозят пальчиком

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики», «Перекатываем воздух из щеки в щеку», «Расческа», «Индюк», «парус», «Маляр»,  «Барабанщик»- следим, чтобы рот был открыт

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Какой, какая, какие?»

Зима(какая?) – белая, холодная, красивая, ветреная, студеная, морозная, снежная

снеговик (какой?), снежинки  (какие?), мороз (какой?)

«Считай-ка» один лыжник, два лыжника,.. пять лыжников (снежок, подарок, клюшка, горка, шайба, салют)

«Есть- нет» Н: санки – нет санок

(лыжи, игра, забава, горка, каток, плюшка, хоккеист)

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Развитие связной речи:

Вспоминаем признаки зимы. Рассматриваем на картинках зимние забавы, составляем рассказ по схеме «Зимой на прогулке»

Загадки о предметах и зимних забавах.

Чтение с обсуждением: В. Сутеев «Снеговик. Про елки», В. Одоевский «Мороз Иванович»,Т.Бушко «Снежинка»

                                               Январь  4 неделя

Тема недели:  «Техническое творчество» (Электроприборы)

Развитие общей моторики:

Мы шагаем, мы шагаем,                 движения по тексту

Выше ноги поднимаем.

Влево – шаг, вправо – шаг,

Шаг вперед – шаг назад,

Мы шагаем, мы шагаем

Ноги дружно поднимаем,

Шаг немножко замедляем

Постепенно ускоряем.

Сейчас быстро мы пойдем

Затем медленно идем.

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем.

Развитие мелкой моторики:

Пылесос, пылесос,                      ритмичное  сгибание пальцев обеих рук

Ты куда суешь свой нос?         Ладони лодочкой перед собой

Я жужжу, я жужжу,                  ритмичное  сгибание пальцев обеих рук

Я порядок навожу.                    Прикосновение пальцев к столу

Я утюг – помощник мамы.    Ребром ладони гладим по одной ладошке

Глажу простыни, пижамы.    Гладим поочередно от плеча руки

Ты малыш, меня не тронь,     грозим пальчиком

Я горячий, как огонь.

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики», «Перекатываем воздух из щеки в щеку», «Расческа», «Индюк», «парус», «Маляр»,  «Барабанщик»- следим, чтобы рот был открыт

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один-много» н: пылесос- много пылесосов

«Закончи фразу»

Я чищу ковер…., я стираю белье в …, я смотрю мультики по …,я глажу белье …, я храню продукты в…, я ищу новую информацию в .., я сушу волосы …

«Считай-ка» один лыжник, два лыжника,.. пять лыжников (снежок, подарок, клюшка, горка, шайба, салют)

«4-ый лишний»  утюг, чайник, стул, фен

         

Развитие связной речи:

Вспоминаем назначение, рассматриваем на картинках, составляем описательные рассказы по схеме. Загадки о электроприборах.

Чтение с обсуждением: Громова Л. «Стиральная машина», Рябикин Б. «Бытовая техника», Г . Ильина «Чайник»

Февраль 1-2  неделя

Тема недели:  «Север – край суровый  (Природа Севера. Климатические условия Севера. Животные Севера.)

Развитие общей моторики:

Бурый медведь спит под ёлкой в лесу         «спят»

И снится во сне горшок с медом ему           потянулись

На севере белый мишка бредет                    марш на месте

Но только , как бурый он мед не сосет.       грозим пальцем

Наш умка пытается рыбу ловить,                левой , правой рукой зачерпываем

Чтоб вкусно покушать                                  гладят животик

И жить – не тужить.                                      руки в стороны, улыбка

Развитие мелкой моторики:

Тепы-тяпы, тепы-тапы     поочередное соединять пальцы с большим

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики», «Перекатываем воздух из щеки в щеку», «Расческа», «Индюк», «парус», «Маляр»,  «Барабанщик»- следим, чтобы рот был открыт

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один-много» н: морж – много моржей

"Один-много" Н:Морж – много моржей,.(тюлень-..., олень -..., чайка -...,морской котик - ..., полярный волк-...)

«Считай-ка» один олень, два оленя,.. пять оленей

"Четвёртый лишний»        морж- олень- кабан- тюлень

                                       морской котик- зебра-песец-тюлень

"Кого не стало". Н: Полярная сова - нет полярной совы.

(морж - ...,тюлень - ...,песец - ...,олень - ...,альбатрос - ...,морской котик - ... и т.д.)

Развитие связной речи:

Рассматриваем на картинках животных севера, быт людей , Составляем описательный рассказ по схеме о животных Севера. Загадки о северных животных.

Чтение с обсуждением: сказок  народов севера.

         

Февраль 3 неделя

Тема недели:  «Хотим со спортом подружиться!»

Развитие общей моторики:

Мы шагаем не спеша,

Как погода хороша!                            Дети идут по кругу, движения по тексту

Хлопаем в ладоши, хлоп,хлоп!

Топаем ногами , топ,топ!

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы низко приседаем

И прямо мы встаем!

Развитие мелкой моторики:

В руки мячики возьмем и разминку проведем.   (катают вперед-назад)

1,2,3,4,5 – будем мячики сжимать,            (поочередно сжимают левой и правой рукой)

По ладоням их катать,                                        (катают по кругу)

А затем в мишень метать.                          ( перекатывают из руки в руку)

Развитие артикуляционной моторики:

«Птенчики», «Перекатываем воздух из щеки в щеку», «Расческа», «Индюк», «парус», «Маляр»,  «Барабанщик»- следим, чтобы рот был открыт

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один-много» н: нос-носы, хоккеист- хоккеисты (части тела, спортсмены)

"Нет чего?" Н:нет лыж, нет санок, нет клюшки, коньков,…

«Кому , что нужно?» н:  Лыжнику нужны лыжи и лыжные палки.

«Считай-ка» один олень, два оленя,.. пять оленей

«Подбери признак» спортсмен какой? – сильный, ловкий, быстрый, выносливый,…

"Четвёртый лишний»        лыжник, футболист, хоккеист, фигурист

 

Развитие связной речи:

Рассматриваем на картинках зимние виды спорта, спортивный инвентарь , Составляем описательный рассказ по схеме о спортсменах. Загадки, стихотворения про зимние виды спорта.

Чтение с обсуждением: В Осеева «На катке»,Д. Хармс «Лыжная прогулка в лес», Н.Носов «На горке», М. Безруких «Мой совет»

         

Февраль 4 неделя

Тема недели: «Наша армия сильна. Охраняет мир она!»

Развитие общей моторики:

На одной ноге постой-ка,               (стоят на правой ноге)

если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,                        (движения по тексту, руки в стороны)

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,               (стоят на левой ноге)

Если ты солдатик смелый.

Раз, два, - дружно в ногу.                 (маршируют на месте или по кругу)

Три, четыре – тверже шаг.

Развитие мелкой моторики:

Сегодня праздник всех отцов.       (Сжимают, разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов,      (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить,   (из ладошек делают домик, руки к сердцу прикладывают)

Всех нас от бед освободить!   (Руки перед грудью, ладони к себе - от себя)

Развитие артикуляционной моторики:

 «Расческа», «Индюк», «парус», «маляр», «Грибок-гармошка» «Барабанщик»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один – много - нет кого»

Н: танкист- танкисты- нет танкистов

«Подбери признак»(3-4 признака)

Воин (какой?)- сильный, быстрый, выносливый, смелый, героический,отважный

«Посчитай до 5»

н: один солдат, два солдата , …, пять солдат

«Кто лишний, почему?»

Танкист, моряк, хоккеист, пограничник

Развитие фонетико-фонематических процессов:

-Хлопни, если услышишь звук Г :г, а, г, г, у, г, н, и,г, н; аг, оп, га, па, го, уг

- Повтори слоговой ряд:     га-го-гу-гы                        

-Деление слов на слоги (картинки со звуком Г)

Развитие связной речи:

Рассматриваем на картинках роды войск, обмундирование военных(в старину, современные), военная техника. Загадки по теме.

Заучивание стихотворений по теме, чтение рассказов на военную тему с последующим обсуждением.

Апрель 1-2 неделя

Тема недели: «Весна за окном, птицы вьют свой дом»

Развитие общей моторики:

Вот грачи к нам прилетели      летим по кругу

И на пашню тихо сели,             присели  

Походили, поклевали,               руки на поясе, шаг на месте, наклоны головы

Потом быстро поскакали.        прыжки по кругу

Распилю пилой дощечки: вжик-вжик-вжик.         пилим ребром ладони

Сколочу из них скворечник тук-тук-тук               стучим кулачками

Прилетайте птицы в гости к нам,к нам                 махи руками к себе

Я скворечники развешу                                           повороты вправо

Тут и там, тут и там.                                                повороты влево

Развитие мелкой моторики:

Ласточка, ласточка,     здороваемся по очереди с большим пальцем

Милая касаточка,        сначала на одной руке, потом на другой

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- за морем бывала,

Весну добывала,

Несу,несу, весну –красну!

Развитие артикуляционной моторики:

 «Расческа», «Индюк», «парус», «маляр», «Грибок-гармошка» «Барабанщик»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один – много - нет кого»

Н: грач-грачи

«Подбери признак»(3-4 признака)

Журавль какой? – длинноногий, длинноклювый, перелетный, длинношеий

«Посчитай до 5»

н: один гарч, два грача , …, пять грачей

«Кто лишний, почему?»

Грач, ласточка, курица, скворец

Ворона,ласточка,скворец,лебедь

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Найди картинки на звуки В и Ф. скажи наоборот: ВА-ФА, ВО- … и т.д.

Деление слов на слоги по теме(картинки с перелетными птицами)

Развитие связной речи:

Загадки по теме. заучивание стихотворений по теме, чтение с последующим обсуждением: В. Бианки «Грачи, Лесные домишки», М. Пришвин «Ребята и утята», русс.нар.сказка «Гуси-лебеди»

Апрель 3 неделя

Тема недели: «Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты…»

Развитие общей моторики:

А сейчас мы с вами дети,       марш на месте

Улетаем на ракете.

На носочки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три -потянулись.     Потянулись, руки над головой

Вот летит ракета ввысь!       Бег по кругу

Развитие мелкой моторики:

В темном небе звезды светят,                          сжимаем, разжимаем кулаки

Космонавт летит в ракете.                                руки над головой

День летит и ночь летит                                    соединяем пальцы

И на землю вниз глядит.                                  «бинокль» к глазам

Видит сверху он поля, горы, реки и море.          руки в стороны

Видит он весь шар земной                                 пальцы сомкнуты в шар

Шар земной – наш дом родной.                        руки домиком над головой

Развитие артикуляционной моторики:

 «Расческа», «Индюк», «парус», «маляр», «Грибок-гармошка» «Барабанщик»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один – много - нет кого»

Н: звезда -звезды

«Подбери признак»(3-4 признака)

космонавт какой? – смелый, ловкий, выносливый, трудолюбивый, сильный

«Посчитай до 5»

н: одна планета, две планеты,…,пять планет

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги по теме(картинки по теме)

-Хлопни, если услышишь звук Х :х, а, х, х, у, х, н, и,х, н; ах, оп, ха, па, го, ух

- Повтори слоговой ряд:     ха-хо-ху-хы                        

Развитие связной речи:

Загадки по теме. заучивание стихотворений по теме, чтение с последующим обсуждением: В. Бороздин «Первый в космосе», Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», албанская сказка «как солнце и луна к друг другу в гости ходили»

Апрель 4 неделя

Тема недели: «Как мы в старину играли…»

Развитие общей моторики:

Прилетели 3 грача,                                 бег по кругу, руки в стороны, взмахи

Принесли 3 ключа.                                 наклоны в стороны

Берите грачи золотые  ключи,              хлопки

Замыкайте зиму,                                     руки в замок

Отпирайте весну.                                    руки в стороны

Развитие мелкой моторики:

Идет коза рогатая,                             указ. и средний палец вперед

Идет коза бодатая,                             указ. и мизинец вперед

С ней козленочек спешит,               пальцы в щепотку

Колокольчиком звенит.                   ладони вниз, потрясти кистями

Развитие артикуляционной моторики:

 «Силач», «Птенчики», «парус», «Качели», «Грибок-гармошка» «Барабанщик»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Что нужно для чего?»

Н: В корыте стирают, моются.

«Нет чего»

Н: изба – нет избы (кочерга,ухват,печь,прялка,самовар,чугунок,корыто,кадка,сундук,сарафан,лапти,кокошник)

«Подбери признак»

Чугунок из чугуна какой?, горшок из глины какой?, кочерга из железа какая?, изба из дерева какая?  Вещи из старины какие?, игры и сказки из народа какие?

 «Посчитай до 5»

н: один самовар, два самовара,…,пять самоваров

«Что лишнее, почему?» самовар,коромысло,кофеварка,ухват

«Что сейчас, а что в старину было?»

Чугунок- кастрюля  Ухват- прихватка

Самовар-чайник    Печь- обогреватель

Сундук-шкаф   Кадка-ведро   Корыто- тазик, ванна    

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги по теме(картинки по теме)

-Хлопни, если услышишь звук Х :х, а, х, х, у, х, н, и,х, н; ах, оп, ха, па, го, ух

- Повтори слоговой ряд:     ха-хо-ху-хы                        

Развитие связной речи:

Повторить как называется наша страна? Как её называли в старину?из чего на Руси дома строили? Что в избе нанимало главное место? Для чего нужна печь? В каких сказках встречается печь? Какую одежду и обувь носили на Руси? Какие предметы русского быта знаете? Для чего нужны? Какие народные промыслы дошли до нас с давних времен?(игрушки,посуда,резьба по дереву,кружева)

Загадки по теме. потешки,чтение с последующим обсуждением русских народных сказок.

Май 2 неделя

Тема недели: «Солнце пригревает: все вокруг оживает»

Развитие общей моторики:

Вот какая стрекоза-                                    Руки в стороны,

очень круглые глаза.                               круговые движения возле глаз

Вертится, как вертолет:                                             повороты вокруг себя

вправо,влево,взад,вперед.                

Поднимайте плечики,                                 энергичные движения плечами

Прыгайте кузнечики,                                          прыжки

Прыг-скок,прыг-скок.

Сели,сели,                                                          движения по тексту

Травушку покушали, тишину послушали,

Выше,выше,высоко,

Прыгай на носках легко!

Развитие мелкой моторики:

Прилетела к нам вчера         сжимаем, разжимаем кулачки

полосатая пчела,                    загибаем пальцы, начиная с большого

а за нею шмель- шмелёк

и веселый мотылек,

два жука и стрекоза ,

как фонарики глаза.

Полетали, пожужжали,    махи кистями рук

От усталости упали.          Положили руки на стол или колени

Развитие артикуляционной моторики:

 «Расческа», «Индюк», «парус», «маляр», «Грибок-гармошка» «Барабанщик»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Один – много - нет кого»

Н: жук- жуки- много жуков

«Подбери признак»(3-4 признака)

Бабочка какая? – красивая,разноцветная,легкая,порхающая,полезная

«Посчитай до 5»

н: один муравей,два муравья,…пять муравьев

4-ый лишний: муха,муравей,грач,пчела

                       

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги по теме(картинки по теме)

-Хлопни, если услышишь звук С , найди место звука С в слове

 - Повтори слоговой ряд:     СА  СО  СУ  СЫ  СЭ                        

Развитие связной речи:

Загадки по теме, чтение с последующим обсуждением:

В. Сутеев «Под грибом», К. Паустовский «Похождения жука-носорога», В.Бианки «приключения Муравьишки», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»,Крылов «Стрекоза и муравей»

Май 3 неделя

Тема недели: «Я и моя семья»

Развитие общей моторики:

Лады-лады-ладушки                                         хлопки

пришли в гости к бабушке.                              гладят себя по голове

Испекла нам бабушка вкусные оладушки.     гладят по рукам

Маслом поливала, деток угощала.                  гладят по животу

Развитие мелкой моторики:

Папа, мама, брат и я                              загибаем пальцы, начиная с мизинца    

Вместе дружная семья.                         кулачки

1,2,3,4 –

все живем в одной квартире.                загибаем пальцы, начиная с мизинца  

   

У меня семья большая,          напряженные пальцы соединяем в шар

Очень дружная такая.            ладони в замок

Ба-бу-шка, дедушка,              хлопаем в ладоши

папа, мама,                              

я.                                               показываем себя

Развитие артикуляционной моторики:

 «Расческа», «Индюк», «парус», «маляр», «Грибок-гармошка» «Барабанщик»

Развитие лексико-грамматических процессов:

«Чей,чья,чьи?»  юбка у мамы чья? – мамина, кроссовки у папы чьи ? – папины, очки у бабушки чьи? - бабушкины

«Подбери признак»(3-4 признака)

Мама какая? – нежная, ласковая, добрая, любимая, веселая, красивая,…

Папа какой? Брат какой? Бабушка какая ?

«Моя семья» рассказ по плану:

Сколько членов в семье?

Как зовут родителей?

Кем работают родители?

Если есть братья, сестры? Сколько лет? В каком классе учиться?

Какая у тебя семья? Чем вы все вместе любите заниматься?

                       

Развитие фонетико-фонематических процессов:

Деление слов на слоги по теме(картинки по теме)

-Хлопни, если услышишь звук С , найди место звука С в слове

 - Повтори слоговой ряд:     СА  СО  СУ  СЫ  СЭ                        

Развитие связной речи:

Повторить понятия: имя, фамилия, отчество. Назови имя, отчества  родителей. От кого берется у человека отчество? Чтение с последующим обсуждением:

В. Осеева «Печенье», «Сыновья», р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Е.А. Благинина «Посидим в тишине», М.Дружинина «Открытка», А.А.Усачев «Жили-были ежики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»

Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Тема:  «Хомячок» (звуки [ Х, Х’].  Буква Х.)Цель:  создание условий для закрепления навыка различения и правильного произношения звука [Х  - Х’]  в слогах, словах, фразахЗадач...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Отчет учителя – логопеда МАДОУ МО д\ с № 10 «Дубравушка» Архиповой Надежды Андреевны в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 2020 – 2021 учебный год

Диагностическая деятельность      По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого – педагогич...