МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ".
методическая разработка

ЩЕРБАКОВА ГАЛИНА ЭДУАРДОВНА

Получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ направлен на преодоление несоответствия между процессом  обучения, воспитания и социализации ребёнка с психофизическим нарушением по образовательным программам определённого уровня образования и реальными возможностями ребёнка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) предначначается для детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_iom.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югры

Тюменская область, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Приполярная средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

«Индивидуального образовательного маршрута ребёнка – дошкольника (младшего школьника) с ОВД, посещающего учреждение дополнительного образования (не специальное),

с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Г.Э.ЩЕРБАКОВОЙ

учителя физической культуры,

высшей квалификационной категории

п. Приполярный

2019

СОДЕРЖАНИЕ

  • Пояснительная записка……………………………………………..3-4
  • Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………..5-7

  • Структура индивидуального образовательного маршрута………..8
  • Содержание: цель, задачи, принципы, направления работы в ходе реализации ИОМ……………………………………………………..9-12

  • Заключение…………………………………………………………..13

Список используемой литературы

  1. Добровольский В.К. «Учебник инструктора по лечебной физической культуре».М., «Физкультура и спорт», 1974.
  2. Ефремов А.В., Васильков В.А., Черкашин И.М. - Актуальные проблемы управления процессом создания здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях профобразования ХМАО-Югры.  г.Ханты-Мансийск. ОАО «Информационно издательский центр», 2006 г.
  3. Ковалько В.И. – Здоровьесберегающие технологии.Москва.ВАКО, 2004 г.
  4. Куинджи Н.Н. – Пути формирования здоровья школьников. г.Москва. АСПЕКТ ПРЕСС, 2001г.
  5. -Мартынов С.М. «Семейная терапия самоспасения». М., «КРОН-ПРЕСС», 2000.
  6. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010
  7. http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc

Пояснительная записка

Человек – высший продукт земной природы.

Человек – сложнейшая и тончайшая система.

Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,

человек должен быть здоровым, сильным, умным.

И.П.Павлов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

В настоящее время существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Индивидуальный образовательный маршрут составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в различных формах обучения (инклюзивное, индивидуальное обучение на дому).

  1. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка с психофизическим нарушением  по образовательным программам определенного уровня  образования и реальными возможностями  ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
  2. Нормативно-правовой базой проектирования  индивидуальных образовательных маршрутов является закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», закрепляющий право учащихся на индивидуальную образовательную программу, ускоренный курс обучения  в пределах государственного образовательного стандарта  (п.2, ст.34).

К категории с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:

  • с нарушением слуха (слабослышащие);
  • с нарушением зрения (слабовидящие);
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).

Родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения  образования своим ребёнком.  В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в ДОУ и общеобразовательных  учреждениях.

Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»  (НОДА) включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
         Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены
следующими категориями:

  • дети с церебральным параличом (ДЦП);
  • с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
  • с миопатией;
  • с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются

на три группы:

  • в первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
  • во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
  • третью группу составляют дети, имеющие лёгкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.

     Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Дети пишут очень медленно, неразборчиво, буквы как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно.

Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.
      У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.

Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе усвоения математики. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи. У некоторых учащихся затруднения при усвоении программного материала по географии (расположение частей света, направление течения рек и) могут быть вызваны недостаточной сформированностью пространственного воображения и памяти; наиболее ярко это проявляется при работе с контурными картами. Таким образом, двигательные нарушения в значительной степени определяют специфику учебной деятельности учащихся этой группы.

Несформированность двигательных навыков и умений — результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).


           Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи.


           В устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).

Двигательнаяи физическая активностьдля детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является главным и решающим фактором сохранения и укрепления здоровья, различных систем организма человека.

«ДВИЖЕНИЕ-ЭТО ЖИЗНЬ!»

Структура индивидуального образовательного маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут

для детей с ограниченными возможностями здоровья

это движение в образовательном пространстве,

создаваемом для ребенка и его семьи

при осуществлении образовательного и психолого-педагогического

сопровождения с целью реализации

индивидуальных особенностей развития.

Компонентный состав структуры индивидуального образовательного маршрута  для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ограниченными возможностями здоровья, представлен следующим образом:

Содержание индивидуального образовательного маршрута

ЦЕЛЬ: оздоровление организма ребёнка через комплексную систему работы.

Для достижения цели необходимо решение следующих

ЗАДАЧ:

  • пропагандировать здоровый образ жизнедеятельности;
  • формировать потребность в двигательной активности и интерес к физическим упражнениям;
  • содействовать гармоничному физическому развитию;
  • развивать главные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость и координацию.

При выстраивании  ИОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие ПРИНЦИПЫ:

  • систематическая диагностика;
  • индивидуальный подбор педагогических технологий;
  • контроль и корректировка;
  • систематические наблюдения;
  • пошаговая фиксация.

ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ:

  • Диагностика.
  • Просвещение.
  • Оздоровительно-коррекционная работа.
  • Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.

Ф. И. ребенка:  Петров Петр Петрович, 11.10.2010 г. (дата и год рождения)

Ортопедическое  заключение: нарушение опорно-двигательного аппарата.

1. Не уверенно выполняет основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений.

2.Не умеет согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп в соответствии с указаниями педагога.

3.Нарушены координация,  реакция на сигналы и действия.

4. Не может выполнять последовательно комплексы упражнений.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный образовательный маршрут развития на 2019-2020 учебный год

Цель: укрепление и сохранение здоровья.

Направления работы

Кол-во часов

Сроки

проведения

Используемые
программы и
технологии

Виды и форма
деятельности

Планируемые

результаты

Диагностика

Цель— обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

32

Сентябрь 2019

Декабрь 2019

Февраль

2020 г,

Май 2020 г.

  1. «Я и моё здоровье».
  2. Скрининг-анкетирование.
  3. «Нормализация учебной нагрузки».
  4. «Режим дня ребёнка».
  5. «Уровень физического развития и подготовленности».

Наблюдение,

обследование;

тестирование, анкетирование, мониторинг, беседы с родителями, беседы с ребёнком

  • Создание банка

данных.

  • Оценка физического развития ребёнка, состояния его здоровья, развития общих способностей: познавательных, коммуникатив-х и регуляторных.
  • Сравнительный анализ и коррекция нарушений и отклонений в развитии.

Просвещение

Цель-

Создание системы взаимосвязи и сотрудничества.

 44

Сентябрь 2019

Октябрь 2019

Ноябрь 2019;

Январь 2020

Март 2020 г.

Май 2020 г.

  1. Презентации
  2. Видеоролики
  3. Фильмы.
  4. Интегрированные тематическе  занятия.

Работа с родителями, ребёнком:

*Родительские собрания.

*Индивидуальные встречи.

*Консультации по вопросам ЗОЖ.

Формирование знаний, умений, навыков по валеологическому и физическому образованию ребёнка и его родителей. родителей.

Оздоровительно-коррекционная работа.

Цель-

Внедрение здоровьесберегающие технологий.

 105

35

 По плану.

В течение учебного года

По плану.

В течение учебного

 года

СРЕДСТВА двигательной активности:

-ходьба, -физические упражнения, -физкультминутки,  

-подвижные (динамические) перемены,  

-эмоциональные разрядки  и  «минутки покоя»

Оздоровительная гимнастика:-

пальчиковая, -корригирующая, дыхательная А.Стрельниковой для профилактики простудных  

 заболеваний,

-лечебная физическая культура, -подвижные игры, -массаж, -самомассаж,  

психогимнастика, -тренинги.

Использование оздоровительных сил природы:

-проведение занятий на свежем воздухе, прогулки, катание на лыжах, солнечные, воздушные ванны, хождение босиком.

Занятия  по расписанию:

*Физическая  культура.

*Уроки здоровья.

Положительная динамика  в освоениииндивидуальной программы.

Формированиепотребности в двигательной активности и

интереса к самостоятельному выполнению физических упражнений.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Цель-

Пропаганда здорового образа жизни.

96

 2 раза в месяц

*План спортивно-массовых мероприятий.

*Программа «Здоровячок».

*Программа «Уроки оздоровления».

*Курс ЛФК по укреплению опорно-двигательного аппарата.

Спортивные соревнования:

*Территориальные.

*Муниципальные.

*Спортивные праздники.

*Конкурсы.

*Викторины.

Положительная динамика  

уровня физической подготовленности и физического развития ребёнка.

ВЫВОДЫ:

Таким образом, работа, проводимая  по приоритетным направлениям

с целью оздоровления организма ребёнка:

  • ОКАЖЕТ положительное  воздействию на улучшение состояния здоровья ребёнка.
  • ПОВЫСИТ иммунную систему организма ребёнка.
  • УЛУЧШИТ физическое развитие.
  • ПОВЫСИТ уровень физической подготовленности и успешности в учёбе, творческих делах.
  • СФОРМИРУЕТ у ребёнка и родителей ПОТРЕБНОСТЬ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И  ЦЕННОСТНОМ ОТНОШЕНИИ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.                                                                            

Заключение

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного, физического (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Т. Н. Князева, А. П. Тряпицына и другие), а также, как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков) и интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении подготовленными  специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М. Ю. Лукьянова).

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного периода времени, то есть носить пролонгированный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия

Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....

Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"

Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....

Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...

Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....

Методическая разработка «Индивидуальный профессиональный маршрут»

Мир искусства и современные тенденции не стоят на месте, в изобразительном искусстве, появляются новые направления новые техники, современные интерпретации. Педагогу необходимо все время развиваться, ...