МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ".
методическая разработка
Получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребёнка с психофизическим нарушением по образовательным программам определённого уровня образования и реальными возможностями ребёнка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Разработанный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) предначначается для детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_iom.docx | 54.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югры
Тюменская область, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Приполярная средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Индивидуального образовательного маршрута ребёнка – дошкольника (младшего школьника) с ОВД, посещающего учреждение дополнительного образования (не специальное),
с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Г.Э.ЩЕРБАКОВОЙ
учителя физической культуры,
высшей квалификационной категории
п. Приполярный
2019
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………..3-4
- Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата……………………………………………………………..5-7
- Структура индивидуального образовательного маршрута………..8
- Содержание: цель, задачи, принципы, направления работы в ходе реализации ИОМ……………………………………………………..9-12
- Заключение…………………………………………………………..13
Список используемой литературы
- Добровольский В.К. «Учебник инструктора по лечебной физической культуре».М., «Физкультура и спорт», 1974.
- Ефремов А.В., Васильков В.А., Черкашин И.М. - Актуальные проблемы управления процессом создания здоровьесберегающей образовательной среды в учреждениях профобразования ХМАО-Югры. г.Ханты-Мансийск. ОАО «Информационно издательский центр», 2006 г.
- Ковалько В.И. – Здоровьесберегающие технологии.Москва.ВАКО, 2004 г.
- Куинджи Н.Н. – Пути формирования здоровья школьников. г.Москва. АСПЕКТ ПРЕСС, 2001г.
- -Мартынов С.М. «Семейная терапия самоспасения». М., «КРОН-ПРЕСС», 2000.
- Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010
- http://www.depedu.yar.ru/exp/predprofil/materl/predprofil/files/5_podder/5.31.doc
Пояснительная записка
Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным, умным.
И.П.Павлов.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства». Право ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Индивидуальный образовательный маршрут составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в различных формах обучения (инклюзивное, индивидуальное обучение на дому).
- Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения, воспитания и социализации ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
- Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных маршрутов является закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», закрепляющий право учащихся на индивидуальную образовательную программу, ускоренный курс обучения в пределах государственного образовательного стандарта (п.2, ст.34).
К категории с ограниченными возможностями здоровья относятся дети:
- с нарушением слуха (слабослышащие);
- с нарушением зрения (слабовидящие);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно - двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (лёгкая форма);
- с задержкой психического развития;
- с нарушением интеллекта, а также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
Родители детей с ОВЗ имеют право выбирать форму получения образования своим ребёнком. В связи с этим наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОВЗ в ДОУ и общеобразовательных учреждениях.
Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
- дети с церебральным параличом (ДЦП);
- с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
- с миопатией;
- с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются
на три группы:
- в первую группу входят дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания у них сформированы частично.
- во вторую группу входят дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Большая часть этих детей может самостоятельно передвигаться, хотя и на ограниченное расстояние. Они владеют навыками самообслуживания, которые недостаточно автоматизированы.
- третью группу составляют дети, имеющие лёгкие двигательные нарушения, — они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Трудности при овладении письмом у детей с двигательными нарушениями связаны прежде всего с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти. Дети пишут очень медленно, неразборчиво, буквы как бы прыгают по строке, различны по величине, строчки не соблюдаются. Педагогу необходимо учитывать, что акт письма у детей с двигательной патологией формируется крайне медленно.
Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей мешают выполнению учебных, трудовых и бытовых операций.
У некоторых детей особенности учебной деятельности могут быть обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, то есть несогласованной работой руки и глаза. Учащиеся с тяжелой двигательной патологией не удерживают рабочую строку в тетради или при чтении, поскольку соскальзывают с одной строки на другую, вследствие чего не могут понять смысл прочитанного и проверить свое письмо.
Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе усвоения математики. При изучении состава числа дети не могут расположить или представить его в виде отдельных групп предметов. Однако особую трудность для них представляет процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, активизирующий умения представить отдельные геометрические фигуры и выполнить их чертежи. У некоторых учащихся затруднения при усвоении программного материала по географии (расположение частей света, направление течения рек и) могут быть вызваны недостаточной сформированностью пространственного воображения и памяти; наиболее ярко это проявляется при работе с контурными картами. Таким образом, двигательные нарушения в значительной степени определяют специфику учебной деятельности учащихся этой группы.
Несформированность двигательных навыков и умений — результат не только нарушенной моторики, но и недостаточности более сложных функций, в основе которых лежит движение (зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез).
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в значительной степени также определяются различными нарушениями речи.
В устных ответах такие учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, они отвечают речевыми штампами и только на вопросы учителя. Случается, что детям трудно сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу. Подготовка к ответу требует определенной настройки речевого аппарата (преодоление насильственных движений, подготовка дыхания, произвольное подключение голоса).
Двигательнаяи физическая активностьдля детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является главным и решающим фактором сохранения и укрепления здоровья, различных систем организма человека.
«ДВИЖЕНИЕ-ЭТО ЖИЗНЬ!»
Структура индивидуального образовательного маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут
для детей с ограниченными возможностями здоровья—
это движение в образовательном пространстве,
создаваемом для ребенка и его семьи
при осуществлении образовательного и психолого-педагогического
сопровождения с целью реализации
индивидуальных особенностей развития.
Компонентный состав структуры индивидуального образовательного маршрута для учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ограниченными возможностями здоровья, представлен следующим образом:
Содержание индивидуального образовательного маршрута
ЦЕЛЬ: оздоровление организма ребёнка через комплексную систему работы.
Для достижения цели необходимо решение следующих
ЗАДАЧ:
- пропагандировать здоровый образ жизнедеятельности;
- формировать потребность в двигательной активности и интерес к физическим упражнениям;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- развивать главные физические качества: быстроту, силу, выносливость, гибкость и координацию.
При выстраивании ИОМ для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующие ПРИНЦИПЫ:
- систематическая диагностика;
- индивидуальный подбор педагогических технологий;
- контроль и корректировка;
- систематические наблюдения;
- пошаговая фиксация.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
- Диагностика.
- Просвещение.
- Оздоровительно-коррекционная работа.
- Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Реализация индивидуального образовательного маршрута может проходить по трем формам: фронтальная работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа.
Ф. И. ребенка: Петров Петр Петрович, 11.10.2010 г. (дата и год рождения)
Ортопедическое заключение: нарушение опорно-двигательного аппарата.
1. Не уверенно выполняет основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений.
2.Не умеет согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп в соответствии с указаниями педагога.
3.Нарушены координация, реакция на сигналы и действия.
4. Не может выполнять последовательно комплексы упражнений.
По результатам диагностики определён следующий индивидуальный образовательный маршрут развития на 2019-2020 учебный год
Цель: укрепление и сохранение здоровья.
Направления работы | Кол-во часов | Сроки проведения | Используемые | Виды и форма | Планируемые результаты |
Диагностика Цель— обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. | 32 | Сентябрь 2019 Декабрь 2019 Февраль 2020 г, Май 2020 г. |
| Наблюдение, обследование; тестирование, анкетирование, мониторинг, беседы с родителями, беседы с ребёнком |
данных.
|
Просвещение Цель- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества. | 44 | Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019; Январь 2020 Март 2020 г. Май 2020 г. |
| Работа с родителями, ребёнком: *Родительские собрания. *Индивидуальные встречи. *Консультации по вопросам ЗОЖ. | Формирование знаний, умений, навыков по валеологическому и физическому образованию ребёнка и его родителей. родителей. |
Оздоровительно-коррекционная работа. Цель- Внедрение здоровьесберегающие технологий. | 105 35 | По плану. В течение учебного года По плану. В течение учебного года | СРЕДСТВА двигательной активности: -ходьба, -физические упражнения, -физкультминутки, -подвижные (динамические) перемены, -эмоциональные разрядки и «минутки покоя» Оздоровительная гимнастика:- пальчиковая, -корригирующая, дыхательная А.Стрельниковой для профилактики простудных заболеваний, -лечебная физическая культура, -подвижные игры, -массаж, -самомассаж, психогимнастика, -тренинги. Использование оздоровительных сил природы: -проведение занятий на свежем воздухе, прогулки, катание на лыжах, солнечные, воздушные ванны, хождение босиком. | Занятия по расписанию: *Физическая культура. *Уроки здоровья. | Положительная динамика в освоениииндивидуальной программы. Формированиепотребности в двигательной активности и интереса к самостоятельному выполнению физических упражнений. |
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Цель- Пропаганда здорового образа жизни. | 96 | 2 раза в месяц | *План спортивно-массовых мероприятий. *Программа «Здоровячок». *Программа «Уроки оздоровления». *Курс ЛФК по укреплению опорно-двигательного аппарата. | Спортивные соревнования: *Территориальные. *Муниципальные. *Спортивные праздники. *Конкурсы. *Викторины. | Положительная динамика уровня физической подготовленности и физического развития ребёнка. |
ВЫВОДЫ:
Таким образом, работа, проводимая по приоритетным направлениям
с целью оздоровления организма ребёнка:
- ОКАЖЕТ положительное воздействию на улучшение состояния здоровья ребёнка.
- ПОВЫСИТ иммунную систему организма ребёнка.
- УЛУЧШИТ физическое развитие.
- ПОВЫСИТ уровень физической подготовленности и успешности в учёбе, творческих делах.
- СФОРМИРУЕТ у ребёнка и родителей ПОТРЕБНОСТЬ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕННОСТНОМ ОТНОШЕНИИ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
Заключение
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного, физического (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский, в настоящее время занимаются В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, Т. Н. Князева, А. П. Тряпицына и другие), а также, как структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения (М. И. Башмаков) и интегрированную модель образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении подготовленными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени (М. Ю. Лукьянова).
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет.
Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного периода времени, то есть носить пролонгированный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия
Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....
Методическая разработка индивидуального занятия в 5 классе. Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь.Текст" Весна"
Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля....
Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...
Методическая разработка: "Индивидуальный образовательный маршрут ребенка - логопата".
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-логопата....
Методическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося
Презентация выступления на ПМОФ 2019...
Методическая разработка «Индивидуальный профессиональный маршрут»
Мир искусства и современные тенденции не стоят на месте, в изобразительном искусстве, появляются новые направления новые техники, современные интерпретации. Педагогу необходимо все время развиваться, ...
Учебно-методическая разработка Индивидуальный образовательный маршрут
Индивидуальный образовательный маршрут...