Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации
статья по английскому языку

Лютаева Олеся Валерьевна

Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроках гуманитарного цикла как система подготовки к Итоговой аттестации

Подготовила:

Лютаева Олеся Валерьевна,

учитель иностранных языков

первая квалификационная категория


Современному обществу сегодня требуется компетентная личность, способная к самообучению, получению определённой информации из различных источников и свободно ориентирующаяся в быстро меняющемся информационном потоке.

Как школа может выполнить этот социальный заказ, если с каждым годом мы имеем ухудшение результатов ОГЭ и ЕГЭ, связанное в том числе и с трудностями, которые испытывают школьники при работе с текстами и заданиями текстового характера, предлагаемыми на экзаменах по русскому языку или иностранным языкам?

Ответ известен: организовать результативную работу с текстом в образовательном пространстве современной школы.

Текст является основной информативной единицей компетентностно-деятельностной парадигмы образования. Именно текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке.

Как научить ребенка правильному восприятию, пониманию и интерпретации текста?

Для правильного понимания любого сообщения необходимо учитывать следующие факторы: построение самого текста, сложность заложенной в тексте информации, а также интеллектуально-эмоциональную деятельность, которую совершает читатель.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет навыками смыслового чтения, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения, такие как проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Понимание текста - это сложный процесс.

Исходя из этого, методика работы с текстом предполагает четыре этапа.

1 этап. Восприятие.

- Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

- Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием).

2 этап. Структурно-функциональный анализ.

- Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах - анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков). Анализируется система образов, проводится работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур. Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия.

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.

Именно так должна осуществляться работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения – рассуждения на итоговой аттестации и на уроках иностранных языков при подготовке к сдаче устного и письменного экзамена в 9 и 11 классах.

Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система подготовки к итоговой аттестации

из опыта подготовки к ЕГЭ и ГИА...

« Повышение успеваемости, достижение глубоких и прочных знаний. Роль повторения в системе подготовки к итоговой аттестации по математике »

В данной статье рассматриваются пути повышения качества успеваемости обучающихся, эффективность подготовки к итоговой аттестации....

Формирование УУД на уроках математики в системе подготовки к итоговой аттестации

Презентация к докладу содержит основной теоретический материал по теме и иллюстративные примеры из опыта работы....

Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Из опыта работы

Выступление на Муниципальном методическом объединении учителей математики и информатики. Представлен опыт подготовки к итоговой аттестации по математике...

Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Из опыта работы

Система подготовки к итоговой аттестации по математике. Опыт работы представлен на городском методическом объединении...

Доклад "Дисплей-текст на уроках гуманитарного цикла"

Всероссийская конференция «ТЕКСТ И КОНТЕКСТ: КЛАССИКА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ» Именно так звучала тема знакового события для учителей-словесников, организованная МГУ им. М.В. Ломоносова и ...

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...