Методы логопедического воздействия
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Методы логопедического воздействия.
Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.
В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Наглядные средства должны:
- быть хорошо видны всем;
- подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе коррекции;
- сопровождаться точной и конкретной речью;
- словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, развитию речи.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
В зависимости от дидактических задач организуются предварительные, итоговые, обобщающие беседы.
Использование беседы в логопедической работе должно соответствовать следующим условиям:
- опираться на достаточный объем представлений, уровень речевых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ребенка;
- соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учитывать особенности его мышления;
- активизировать мыслительную деятельность детей, используя разнообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;
- вопросы должны быть ясными, четкими, требующими однозначного ответа;
- характер проведения беседы должен соответствовать целям и задачам коррекционной работы.
По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств
Целесообразность использования компьютерных программ в работе с детьми.Задачи, которые решает логопед, используя в своей работе ИКТ.Подход к выбору компьютерной программы.Аннотация к некоторым г...
Развитие эмоций в практике логопедического воздействия
Работа посвящена развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста....
Принципы и методы логопедического воздействия
Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется ...
"Принципы логопедического воздействия"
Методический мат-ал для логопедов....
Логопедическое воздействие на этапе добукварного периода
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса коррекционной школы (8 вида)....
Проективный метод, как метод терапевтического воздействия
Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту. Мы можем узнать реальное отношение к исследуемому предмету. Проективные методики нап...
Эмоциональное развитие в практике логопедического воздействия
laquo;Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённых эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческ...
- Мне нравится (1)