"Принципы логопедического воздействия"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Принципы логопедического воздействия.
У учащихся с нарушением интеллекта не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон); отмечаются дизартрические расстройства, возникшие при поражении двигательных корково-ядерных путей: повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, недостаточность произвольных движений языка; расстройства просодической стороны речи.
Результаты обследования письма показали, что недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение приводит к нарушениям письменной речи.
Эти нарушения проявляются в заменах, пропусках и смешениях букв, обозначающих звуки, сходные по акустико-артикуляционным признакам.
Вместе с тем, выявлено наличие определенных возможностей, которые смогли бы улучшить работу с учащимися, направленную на предупреждение и преодоление акустико-артикуляционной дисграфии.
Изучение психико-педагогической и логопедической литературы по проблеме нарушений письма у учащихся младших классов школы VIII вида показало, что коррекционная работа должна быть направлена не только на преодоление речевых дефектов, но и на формирование психических процессов (восприятия разной модальности, внимания, памяти, мышления).
Логопедическое воздействие должно опираться на специальные принципы:
-энтиопатогенетический:
Необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих возникновение нарушений устной речи и письменной речи; содержание логопедического воздействия зависит от механизма речевого нарушения;
-принцип системного подхода предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;
-принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
-онтогенетический принцип предполагает учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;
-принцип деятельностного подхода показывает необходимость собственной деятельности по усвоению материала:
-опора на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте – учебная);
-опора на сохранные формы деятельности;
-принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
-принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;
-принцип контроля, определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия и исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок;
-принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи – учитывает факторы построения методики логопедической работы: постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него); постепенное усложнение характера задач и речевого материала;
-принцип доступности.
Таким образом, в основу коррекционного обучения положен комплексный подход, учитывающий особенности речедвигательных и речеслуховых расстройств у младших школьников с нарушением интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств
Целесообразность использования компьютерных программ в работе с детьми.Задачи, которые решает логопед, используя в своей работе ИКТ.Подход к выбору компьютерной программы.Аннотация к некоторым г...
Развитие эмоций в практике логопедического воздействия
Работа посвящена развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста....
конструирование уроков на основе принципов информационного воздействия как критерии качества творчества педагога
Тезаурус Новый подход к учению необычен, ведь в основу конструирования урока положены: Тезаурус (от греч. θησαυρоς — сокровище) — особая разновидность словарей, в которых указаны семан...
Принципы и методы логопедического воздействия
Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется ...
Логопедическое воздействие на этапе добукварного периода
Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса коррекционной школы (8 вида)....
Эмоциональное развитие в практике логопедического воздействия
laquo;Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишённых эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческ...