Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв А - О"
план-конспект

Цель занятия: учить различать звуки и буквы А – О. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx147.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6»

города Губкина Белгородской области

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация  букв А – О»

2 класс

Подготовила:

учитель-логопед

Машкина Н.В.

Губкин 2022

Цель: учить различать звуки и буквы А – О.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

-уточнить артикуляционные уклады при  произнесении звуков [а] – [о],

-установить связи между звуком и буквой,

-учить дифференциации сходных по начертанию букв,

-формировать умения применять символы на письме,

-обучать навыкам слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

-развивать умение ориентироваться на графической  плоскости,

-совершенствовать каллиграфические навыки,

-развивать оптико-пространственные представления, фонематический слух, логическое мышление, внимание,

-развивать зрительный гнозис,

-обогащать словарный запас, знакомить со словами-паронимами.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение слушать ответы одноклассника,

-формировать навыки самоконтроля, положительную учебную мотивацию, коммуникативные навыки.

Оборудование: пазлы букв А – О, сигнальные карточки с буквами А, О, карточки для индивидуальной работы, картинки, веер букв, схемы слов, красный и зелёный карандаши, зеркала, эмоциональные карточки.

Ход занятия

I.  Организационный момент

Психологический настрой «Энергетический круг».

-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем лицом друг к другу и улыбнёмся! Разотрите ладошки, почувствуйте тепло — это ваша энергия! Представьте, что между ладоней маленький комочек тепла, погладим его! А теперь поделимся теплом друг с другом: передайте комочек и бережно примите! У нас получился «Энергетический круг». Пожелаем друг другу успеха!

II. Основная часть занятия

  1. Складывание пазлов.

Перед вами конвертики с волшебными фигурками. Соберите их.

- Что у вас получилось?

- Какие буквы у вас получились?

- Из каких элементов состоят эти буквы?

- Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?

  1. Сообщение темы занятия.

- Какова тема нашего занятия? 

- Какие буквы мы будем сравнивать?

  1. Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички – буква а и буква о. Они были очень похожи. Чтобы различать своих дочерей мама одной дочери заплетала косичку, а другая дочь ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Со временем люди научились их различать. Увидев сестёр, они кричали: «Посмотрите, это буква а – сестрёнка с косичкой, а вот и буква о – без косички».

  1. Повторение артикуляции звуков [а] – [о], написания букв а, о.

-Определите по движениям губ, какой звук я произнесла. Поднимите сигнальную карточку с соответствующей буквой.

-Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных).

-Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, рот напоминает по форме овал, а при произношении звука [а] рот широко открыт).

-Глядя в зеркало на своё лицо, произнесите звуки [о], [а].

-Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»).

-Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»).

-Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.

5. Развитие зрительного гнозиса.

-Рассмотрите картинку.

https://documents.infourok.ru/9a5ada25-a2e2-4ca4-8ccf-7e5c11f2a065/0/image002.jpg

https://documents.infourok.ru/9a5ada25-a2e2-4ca4-8ccf-7e5c11f2a065/0/image003.jpg

-Найдите букву а, букву о. Обведите буквы по контуру а - красной ручкой, о - зелёной.

Работа в парах.

Пары обмениваются карточками-заданиями и проверяют друг друга.

6. Соотнесение звуков с буквами на письме. 

а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами (о – зелёный, а – красный).

о а а о о о а а о а а о

б) Запись слогов в две строчки: в первую – с буквой а, во вторую – с буквой о.

фа, ан, то, ол, га, до, оро, аша, со, ма.

в) Работа с анаграммами. Подсказка: первая буква выделена красным цветом.

Салат - … (атлас)

Товар - … (отвар)

Среда - … (адрес)

Выбор - … (обрыв)

Мария - … (армия)

Забор - … (образ)

7. Развитие фонематического восприятия. 

-Послушайте словарные слова и запишите их в два столбика (в 1 столбик – с буквой а, во 2 столбик – с буквой о).

Мороз, тарелка, карандаш, горох, отец, стакан, январь, воробей, картина, топор.

Физкульминутка.

А – начало алфавита,
         Тем она и знаменита.
         А узнать её легко:
         Ноги ставит широко.

Не по тропе, а около

Катилося и охало.

О охало, о окало,

Не на тропе, а около.

Дети выполняют массаж кистей рук с мячиками су-джок.

8. Дифференциация а – о в словах.

8.1. Возьмите веер букв и покажите мне букву (а или о), которую услышите.

Картинки: солнце, туча, небо, лужа, трава, снежинка, дождь, дерево, радуга, цветок.

8.2. Рассмотрите схемы слов. Вставьте пропущенные  буквы а или о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

Схема 1

Н

Ч

К

А

 Б

Ч

К

А

П

Ч

К

А

Д

Ч

К

А

Т

Ч

К

А

К

Ч

К

А

Схема 2

В

Л

Д

Л

Б

Л

Г

Л

З

Л

М

Л

-Назовите только те слова, из которых можно составить пары (почка – пачка, дочка – дачка, точка – тачка, кочка – качка, вол – вал, дол – дал).

-Сравните слова в каждой паре по написанию и по значению.

-Составьте предложения с данными словами (устно).

9. Работа на уровне предложения.

-Зашифруйте предложения при помощи букв о – а по образцу и запишите в тетрадь.

Вот и наступила золотая осень.   О   А-А   О-О-А   О

Небо осенью становится пасмурным.    О   О    А-О   А

Резко стало холодно.     О    А-О    О-О-О

Осень немного грустная пора.    О   О-О    А    О-А

-Проверим сделанные вами записи.

10. Работа с деформированным текстом (на карточках).

-Вставьте пропущенные буквы в словах.

Кошка и белка.

У к_шки пр_п_ли к_тят_. Весь день иск_л_ _н_ к_тят. К_шк_ _чень грустил_. Х_зяину ст_л_ ж_лк_ к_шку. _н принес из лес_ м_ленькую бел_чку и п_л_жил к к_шке. К_шк_ _бнюх_л_ бел_чку. _н_ п_лиз_л_ её и ст_л_ к_рмить.
Дружн_ жили к_шк_ и белк_.

   -Прочитайте получившийся рассказ. Проверьте написание букв.

III.  Итог занятия.

-Чем мы сегодня занимались на занятии?

- Какие звуки и буквы мы изучали на занятии?

-Что общего у звуков [о], [а]?

-Чем они различаются?

-Какой общий элемент у букв о, а?

-Чем различается их написание?

-Приведите примеры слов, в которых есть эти буквы.

-Оцените свое настроение с помощью эмоциональных карточек. Выберите карточку соответствующую вашему настроению.

смайлики настроения на уроке: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

-Занятие закончено. Всем спасибо!

Список литературы

1.     Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

2.     Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

3.     Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.

4.     Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.

5.     Согласные и гласные – похожие, но разные/ сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Экстремум, 2006. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»

Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»...

Конспект итогового логопедического занятия «Буквы разные нужны, буквы разные важны»

    Это занятие проводилось в группе детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи III уровня и детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных нерезк...