Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв А - О"
план-конспект
Цель занятия: учить различать звуки и буквы А – О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 147.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6»
города Губкина Белгородской области
Конспект логопедического занятия
«Дифференциация букв А – О»
2 класс
Подготовила:
учитель-логопед
Машкина Н.В.
Губкин 2022
Цель: учить различать звуки и буквы А – О.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
-уточнить артикуляционные уклады при произнесении звуков [а] – [о],
-установить связи между звуком и буквой,
-учить дифференциации сходных по начертанию букв,
-формировать умения применять символы на письме,
-обучать навыкам слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
-развивать умение ориентироваться на графической плоскости,
-совершенствовать каллиграфические навыки,
-развивать оптико-пространственные представления, фонематический слух, логическое мышление, внимание,
-развивать зрительный гнозис,
-обогащать словарный запас, знакомить со словами-паронимами.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать ответы одноклассника,
-формировать навыки самоконтроля, положительную учебную мотивацию, коммуникативные навыки.
Оборудование: пазлы букв А – О, сигнальные карточки с буквами А, О, карточки для индивидуальной работы, картинки, веер букв, схемы слов, красный и зелёный карандаши, зеркала, эмоциональные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психологический настрой «Энергетический круг».
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем лицом друг к другу и улыбнёмся! Разотрите ладошки, почувствуйте тепло — это ваша энергия! Представьте, что между ладоней маленький комочек тепла, погладим его! А теперь поделимся теплом друг с другом: передайте комочек и бережно примите! У нас получился «Энергетический круг». Пожелаем друг другу успеха!
II. Основная часть занятия
- Складывание пазлов.
Перед вами конвертики с волшебными фигурками. Соберите их.
- Что у вас получилось?
- Какие буквы у вас получились?
- Из каких элементов состоят эти буквы?
- Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
- Сообщение темы занятия.
- Какова тема нашего занятия?
- Какие буквы мы будем сравнивать?
- Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички – буква а и буква о. Они были очень похожи. Чтобы различать своих дочерей мама одной дочери заплетала косичку, а другая дочь ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Со временем люди научились их различать. Увидев сестёр, они кричали: «Посмотрите, это буква а – сестрёнка с косичкой, а вот и буква о – без косички».
- Повторение артикуляции звуков [а] – [о], написания букв а, о.
-Определите по движениям губ, какой звук я произнесла. Поднимите сигнальную карточку с соответствующей буквой.
-Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных).
-Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, рот напоминает по форме овал, а при произношении звука [а] рот широко открыт).
-Глядя в зеркало на своё лицо, произнесите звуки [о], [а].
-Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»).
-Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»).
-Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.
5. Развитие зрительного гнозиса.
-Рассмотрите картинку.
-Найдите букву а, букву о. Обведите буквы по контуру а - красной ручкой, о - зелёной.
Работа в парах.
Пары обмениваются карточками-заданиями и проверяют друг друга.
6. Соотнесение звуков с буквами на письме.
а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами (о – зелёный, а – красный).
о а а о о о а а о а а о
б) Запись слогов в две строчки: в первую – с буквой а, во вторую – с буквой о.
фа, ан, то, ол, га, до, оро, аша, со, ма.
в) Работа с анаграммами. Подсказка: первая буква выделена красным цветом.
Салат - … (атлас) | Товар - … (отвар) |
Среда - … (адрес) | Выбор - … (обрыв) |
Мария - … (армия) | Забор - … (образ) |
7. Развитие фонематического восприятия.
-Послушайте словарные слова и запишите их в два столбика (в 1 столбик – с буквой а, во 2 столбик – с буквой о).
Мороз, тарелка, карандаш, горох, отец, стакан, январь, воробей, картина, топор.
Физкульминутка.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Не по тропе, а около
Катилося и охало.
О охало, о окало,
Не на тропе, а около.
Дети выполняют массаж кистей рук с мячиками су-джок.
8. Дифференциация а – о в словах.
8.1. Возьмите веер букв и покажите мне букву (а или о), которую услышите.
Картинки: солнце, туча, небо, лужа, трава, снежинка, дождь, дерево, радуга, цветок.
8.2. Рассмотрите схемы слов. Вставьте пропущенные буквы а или о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
Схема 1
Н | Ч | К | А | |
Б | Ч | К | А | |
П | Ч | К | А | |
Д | Ч | К | А | |
Т | Ч | К | А | |
К | Ч | К | А |
Схема 2
В | Л | |
Д | Л | |
Б | Л | |
Г | Л | |
З | Л | |
М | Л |
-Назовите только те слова, из которых можно составить пары (почка – пачка, дочка – дачка, точка – тачка, кочка – качка, вол – вал, дол – дал).
-Сравните слова в каждой паре по написанию и по значению.
-Составьте предложения с данными словами (устно).
9. Работа на уровне предложения.
-Зашифруйте предложения при помощи букв о – а по образцу и запишите в тетрадь.
Вот и наступила золотая осень. О А-А О-О-А О
Небо осенью становится пасмурным. О О А-О А
Резко стало холодно. О А-О О-О-О
Осень немного грустная пора. О О-О А О-А
-Проверим сделанные вами записи.
10. Работа с деформированным текстом (на карточках).
-Вставьте пропущенные буквы в словах.
Кошка и белка.
У к_шки пр_п_ли к_тят_. Весь день иск_л_ _н_ к_тят. К_шк_ _чень грустил_. Х_зяину ст_л_ ж_лк_ к_шку. _н принес из лес_ м_ленькую бел_чку и п_л_жил к к_шке. К_шк_ _бнюх_л_ бел_чку. _н_ п_лиз_л_ её и ст_л_ к_рмить.
Дружн_ жили к_шк_ и белк_.
-Прочитайте получившийся рассказ. Проверьте написание букв.
III. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Какие звуки и буквы мы изучали на занятии?
-Что общего у звуков [о], [а]?
-Чем они различаются?
-Какой общий элемент у букв о, а?
-Чем различается их написание?
-Приведите примеры слов, в которых есть эти буквы.
-Оцените свое настроение с помощью эмоциональных карточек. Выберите карточку соответствующую вашему настроению.
-Занятие закончено. Всем спасибо!
Список литературы
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
4. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Согласные и гласные – похожие, но разные/ сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Экстремум, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"
Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю...
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»...
Конспект логопедического занятия "Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"
"Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"...
Конспект итогового логопедического занятия «Буквы разные нужны, буквы разные важны»
Это занятие проводилось в группе детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи III уровня и детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных нерезк...