Методическая разработка занятия на тему "Берегите природу"
методическая разработка

Богорубова Ольга Владимировна

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_prirodu.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 584 «Озерки» Выборгского района

Санкт-Петербург

Конспект занятия для обучающихся   1 Г класса  ГБОУ школы № 584 «Озерки»

Тема: «Берегите природу!»

 

                                                                                                           

                                                                                                                 

Составили  и  провели:

Андронова М.С.

Богорубова О.В.                                            

Санкт-Петербург

                                                           2021 г.

«Берегите природу».

Цели:

Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

Повысить уровень экологических знаний детей, понимания того, что в природе все взаимосвязано, что человек – часть природы.

Развивать познавательный интерес у детей к миру природы, активность и инициативность в решении игровых ситуаций.

Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение детей к живой природе; дружеские и уважительные отношения между детьми в игровой деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда:

Презентация к занятию «Берегите природу», маски животных для драматизации, дидактическая игра «Сложи изображение птицы».

Применение ИКТ:

Использование интерактивной доски для показа слайдов в целях активизации внимания и заинтересованности детей.

Методы и приемы:

Наглядный: иллюстрации, слайды.

Игровой: динамическая пауза, физкультминутка, пальчиковая игра, дидактическая игра, драматизация.

Словесный: беседа, рассказ, создание проблемной ситуации.

Практический: составление изображения из частей.

Материалы, оборудование:

Интерактивная доска; маски для драматизации (медведь, ёж, белка, лиса, утка, жук); разрезные картинки с изображениями перелетных птиц ( соловей, грач, жаворонок, аист, ласточка, скворец); клей –карандаш; салфетки; картинки, предварительно нарисованные детьми ( костер, цветок, дерево и топор, муравейник, птица в гнезде, разбитая бутылка, мусор, громкоговоритель).

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Иван Соколов – Микитов «Год в лесу», В. Бианки «Кому законы не писаны», «Лес зимой», «Этажи леса»; экологические сказки – «Спор деревьев», «Заколдованные деревья».

Экологические беседы: «Кто важнее в лесу», «Этажи леса» и др.

Составление рассказов и экологических сказок, отгадывание загадок.

Игры: «Звери, птицы, насекомые», «Лиственные и хвойные деревья», «Растения».

Изображение объектов природы в творчестве детей.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучки - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Солнце учит доброте.

Ласке, справедливости.

Нас деревья всех пород

Учат крепкой дружбе.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Дети вместе с воспитателем повторяют стихотворение.

Активизировать внимание детей и подвести к пониманию значения природы для человека.

Основной.

Беседа с детьми:

-Ребята, а что такое природа, и где она?

Правильно. Природа вокруг на нас – это и леса, и луга и горы и реки, и все, что там живет и растет, воздух, которым мы дышим.

-А вы любите природу?

-А что это значит - любить природу?

Все мы любим отдыхать на природе и для этого отправляемся в лес. Я вас приглашаю на лесную полянку (слайд 2)

-Давайте поговорим о лесе.

-Кто живет в лесу?

Правильно – лес это дом для зверей, птиц, насекомых.

-Что растет в лесу?

- Какие деревья вы знаете?

Молодцы! Много деревьев назвали. А сейчас поиграем. Я буду называть деревья, а вы название леса, в котором они растут.

Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» (слайды 3,4,5,6)

Лес, в котором растут березы –

Лес, в котором растут дубы –

Лес, в котором растут сосны –

Лес, в котором растут ели -

А лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья называется смешанным.

(слайд 7)

Давайте повторим: «Смешанный лес»

-Какую пользу приносит лес?

-Где воздух чище в городе или в лесу?

-Почему? (слайд 8,9)

-Люди чувствуют, что чем дальше от города, тем воздух чище, прозрачнее. Почему?

-Правильно, в лесу растет очень много деревьев, и каждый листочек – это маленькая фабрика, которая вырабатывает кислород, и значит, делает воздух чище.

-Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.

Человек многим обязан лесу. Народ издавна складывал о лесе стихи, песни, пословицы, поговорки. Недаром говорят «Лес – наше богатство» (слайд 10)

А какие пословицы о лесе помните вы?

-Ребята, а знаете ли вы, кто является самыми главными защитниками леса?

Конечно, верные друзья и защитники леса – это птицы.

- Как птицы помогают деревьям?

Правильно, птицы уничтожают насекомых, которые поедают листья и кору деревьев. (слайд 11)

Поэтому нужно беречь и охранять птиц, не разорять их гнезда.

Зимой птицам очень голодно и они прилетают поближе к жилью. Вспомните, как мы с вами помогали птицам пережить холода.

-Правильно. Мы мастерили кормушки

(слайд12 )

делали валентинки для птиц (слайд 13, 14)

Какой корм мы использовали при этом?

Какие птицы прилетали к нам угоститься?

(слайд 15)

С наступлением весны начинают возвращаться из теплых краев перелетные птицы. Кто их них прилетает первым?

Я предлагаю вам вспомнить перелетных птиц.

Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы».

Тили-тели, тили-тели,

С юга птицы прилетели.

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

(Поочередно сгибают пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Все вернулись, прилетели,

(Снова скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели.

(Указательными и большими пальцами обеих рук делают клюв – птицы поют)

Дидактическая игра «Сложи изображение птицы и назови».

Ребята, а что произойдет, если птицы исчезнут?

Правильно, тогда нарушится равновесие в природе, насекомых станет очень много и они могут уничтожить деревья и леса.

А сейчас мы пойдем на лесную лужайку.

Динамическая пауза:

«Мы к лесной лужайке вышли»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал —

Не споткнулся, не упал.

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Ребята, весной на лесных полянках появляются первые цветы. А на нашей полянке они появятся, если вы отгадаете загадки.

Загадки «Весенние цветы» (слайды 16, 17)

Первый вылез из землицы,
На проталинке лесной,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький такой.
(Подснежник)


Золотым лучом согрет, (слайды 18, 19)
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет
(Мать-и-мачеха)

Нам запах свежести лесной, (слайды 20,21)
Приносит позднею весной 
Цветок душистый, нежный, 
Из кисти белоснежной.
(Ландыш) 

Золотой и молодой, (слайды 22, 23)
За неделю стал седой,
А денечка через два,
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ... 
(Одуванчик)

Стоит в поле кудряшка – (слайды 24,25)

Белая рубашка

Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка)

-Ребята, а можно ли срывать цветы и уносить их домой?

Физкультминутка.

Давайте вспомним правила поведения в природе.

-Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Плохо)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Плохо)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Хорошо)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? (Хорошо)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Плохо)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Хорошо)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хорошо)

-Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают деревья, (слайд 26)

убивают редких животных, птиц.

А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар (слайды 27, 28)

Давайте послушаем лесных жителей, как им живется в таком лесу.

Игра – драматизация.

«Жалобы зверей».

Воспитатель помогает детям надеть маски зверей (медведь, лиса, жук, ёж, утка, белка)

Воспитатель:

 -Что случилось? Расскажите, пожалуйста.

-Ребята, видите, какая беда приключилась со зверями из-за того, что люди не берегут природу. Как же нам помочь лесу и его жителям?

-Я предлагаю вам сделать знаки, которые будут показывать, чего нельзя делать, чтобы не навредить природе. (слайд 29)

-Согласны?

-Тогда проходите за столы и рассаживайтесь.

Продуктивная деятельность детей.

«Изготовление запрещающих знаков».

Воспитатель спрашивает детей, что изображено на картинках и задает вопросы:

-Можно в лесу разводить костры?

-Можно убивать птиц и разорять их гнезда?

-Можно рвать цветы?

-Можно разорять муравейники и уничтожать насекомых?

-Можно громко включать музыку и кричать?

-Можно рубить деревья?

-Ребята, как вы думаете, все знают о правилах поведения в природе?

-А как мы можем помочь другим детям узнать эти правила?

-Я предлагаю развесить их на территории нашего детского сада, и все ребята будут знать, чего нельзя делать, чтобы не навредить природе. Согласны вы со мной?

- Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – долг и обязанность каждого человека.

Любоваться природой, беречь ее, охранять.

Звери, птицы, насекомые.

Деревья, кустарники, ягоды, грибы, растения

Березовый.

Дубовый.

Сосновый

Еловый.

Потому что в городе в воздух попадает больше вредных веществ - это выхлопные газы от автомобилей, дым из заводских труб, поднимаемая ветром пыль.

Послушайте пословицы о лесе:

- Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

- Рощи да леса – всему краю краса.

- Растения – земли украшения.

- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.

- Лес – богатство и краса, береги свои леса.

- Враг природы тот, кто леса не бережет.

Овсянку, крошки белого хлеба, нежареные семечки, пшено, корм для домашних птиц.

Синицы, воробьи, снегири.

Грачи, скворцы.

Дети выполняют пальчиковую гимнастку по показу воспитателя.

Дети отгадывают загадки, показывая изображения на карточках и на интерактивной доске появляется изображение весенних цветов.

Воспитатели разыгрывают сценку в масках.

Медведь:

- Шел я к воде напиться и наступил на осколок стекла. Он вонзился мне в лапу, сколько крови я потерял! Спасибо цапле. Она клювом вытащила острый осколок от бутылки и промыла мне лапу. До сих пор хожу еле-еле, так болит… а-а-а!

Жук:  

-А на меня кто-то наступил, крылышко мне повредил, теперь летать не могу — еле ползаю…

Еж:

- Мне совсем худо. Свернулся я в клубок, покатился с горки и попал прямо на горячие угли, которые какой-то бездельник оставил в кострище. Еле выбрался, но иголочки и ножки сильно обжог!

Лиса:

- А мне-то как не повезло! У меня уже неделю нос не заживает. Иду я по лесу, вижу — банки пустые консервные валяются, а из них так вкусно пахнет рыбкой! Захотелось мне полакомиться, сунула нос в банку — там и есть-то оказалось почти нечего, а нос сильно поранила, кровь шла, болит до сих пор… а-а-а! И помочь некому.


Дети слушают стихотворение:


Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть!

А землю эту, не щадя,

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же бросились спасать

Природную среду,

Но почему ж, так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть,

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга,

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты

Разумный Человек.

Подведение итогов.

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

Как нужно относиться к природе?

Нужно любить природу, беречь и защищать.

На этом наше занятие окончено. До новых встреч!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме «Берегите природу»

Цель:Формировать у детей дошкольного возраста представление о животных и растениях Красной книги  Санкт-Петербурга.Задачи:·        Образовательные:- повторить т...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально - личностного отношения к природе "Обиженный кустик" для детей 6-9 лет.

Целью занятия «Обиженный кустик» является  формирование толерантности, как качества личности, через осознание детьми своих поступков, направленных на мир c природой.  Использование  кон...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально-личностного отношения к природе "Обиженный кустик" для детей 6-9 лет.

Целью занятия «Обиженный кустик» является  формирование толерантности, как качества личности, через осознание детьми своих поступков, направленных на мир c природой. Использование  контрасто...

Методическая разработка занятия Тема: Сохраним природу Земли.

В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы и поэтому экологическое воспитание является одной из актуальнейшей проблемы современности. Которое нужно уже начинать воспитывать у детей мла...

Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"

Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства....

Методическая разработка занятия на тему "Природа и мы".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия "Безопасность на природе"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....