Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природа и человек в искусстве | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №536 Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия
для студии изобразительного искусства
«Человек и природа в русской
и мировой культуре. Пейзаж»
Автор разработки:
Кузнецова Л.А. – педагог
дополнительного образования
Санкт-Петербург 2017
Методическая разработка занятия
по программе «Творчество и выражение»
для учащихся 1 -4 классов
Слайд №1. ТЕМА: «Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж»
Цель урока:
Создание морского пейзажа на основе освоения знаний о русской и зарубежной пейзажной живописи.
Задачи урока.
Воспитательные:
Воспитывать творческую познавательную активность, любовь к живописи, поэзии и музыке, посвященные природе.
Образовательные.
Изучать особенности живописной техники отдельного мазка.
Развивающие.
- Прививать навыки в изображении элементов пейзажа: неба, воды, солнца, облаков, животных, линии горизонта, суши, деревьев.
- Нарисовать морской пейзаж с закатом солнца.
Предметные результаты приобретение опыта создания художественного образа с помощью раздельного мазка при работе акварельными красками и ватными палочками.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания пейзажа. Анализировать соответствие результатов выполнения пейзажа поставленным задачам.
Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом раздельного мазка; формировать навыки работы с художественными материалами.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор, демонстрационный материал.
Оборудование для учащихся: Листы бумаги формата А-4, акварельные краски, ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.
Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж», демонстрационный материал.
Задание: создание морского пейзажа с закатом солнца.
План занятия
№ п/п | Этап урока | Содержание | Время | Примечание |
1 | Организационный | Подготовка материалов и инструментов к уроку | 1 мин. | |
2 | Введение | Вступительное слово учителя | 2 мин. | Слайд № 1. |
3 | Постановка задачи | Ознакомление с новым материалом | 10 мин. | Слайды № 2-6 |
4 | Индивидуальная работа | Создание морского пейзажа | 25 мин. | демонстрационный материал. |
5 | Подведение итогов урока | Выставка работ учащихся Анализ работ. | 4 мин. | Выставка работ учащихся. |
6 | Рефлексия | Вспоминают новые термины | 3 мин. | Слайд № 7 |
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогическая технология | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
1 | Организационный | Контроль за подготовкой рабочего места | Готовят рабочее место | Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя | ||
2 | Введение | Вступительное слово | Приобретение новых знаний | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. | ||
3 | Постановка задачи | Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися. | Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку | Проблемное обучение. Использование ИКТ. | Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства | Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать произведения искусства. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о техниках выполнения пейзажа. |
4 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Показывает на доске линейный рисунок будущего пейзажа, технику живописи мазком. | Выполняют линейный рисунок карандашом, затем живописное решение морского пейзажа в технике мазок | Индивидуальная творческая работа. | . Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла. | Регулятивные УУД: Формировать навыки работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество |
5 | Подведение итогов урока | Координирует действия учащихся. | Учащиеся представляют свои работы. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах. | Социальная значимость для ребенка. | Анализировать полученные знани я в технике раздельного мазка. | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной |
6 | Рефлексия | Координирует действия учащихся | Вспоминают новые термины | Педагогика сотрудничества | Знать новые термины изобразительного искусства | Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний. |
2. Введение
Дорогие ребята!
Сегодня на занятии мы начинаем новую интересную тему и познакомимся с одним из жанров живописи – пейзажем. Вы, наверное, слышали такую песенку:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется… (пейзаж – отвечают дети)
Слайд №2
Учитель: Ребята, а что, по-вашему, означает слово «пейзаж»?
Дети: Природа, животные, растения.
Учитель: Вы правы, слово пейзаж переводится с французского языка, как «природа», «местность». А сам жанр пейзаж появился давно, в XVII веке в далекой Голландии.
Все мы любим природу, но лучше и тоньше других её чувствуют творческие люди – это поэты, музыканты и художники.
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в удивительный мир природы. А совершить его нам помогут музыканты, художники и поэты разных стран.
Слайд № 3. Звучит музыка А.Вивальди «Весна»
Учитель:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В долине жаворонок звонкий…
Учитель: Ребята, о каком времени года идет речь?
Дети: О весне
Учитель: Давайте рассмотри картину художника И.Левитана «Март». Что нам подсказывает, что перед нами весенний денёк?
Дети: Яркое солнце, голубое небо, проталины в снегу, лошадка, которая греется на солнышке.
Учитель: Какие чувства, по-вашему, испытывал художник, рисуя этот пейзаж?
Дети: Радость, любование природой, спокойствие.
Слайд № 4 звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»
Учитель:
Нивы сжаты, рощи голы
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы,
Солнце тихое скатилось….
Учитель: Дети, что это за время года?
Дети: Осень
Учитель: Какое настроение передают нам эта музыка и стихотворение?
Дети: Печаль, грусть, запах опавшей листвы, сырость
Учитель: Рассмотрим картину французского художника К.Моне «Осень на Сене». Какой увидел художник осень?
Дети: Яркую, торжественную, задумчивую, красивую.
Учитель: Обратите внимание, что художник рисует пейзаж мазками. Он старается передать вибрацию солнечного света и воздуха.
Слайд № 5. Звучит музыка П.И. Чайковского «Зима»
Учитель:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна
Скачет конь, простору много
Валит снег и стелит шаль
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль…
Учитель: Ребята, какое время года имел ввиду поэт С. Есенин и композитор П.И.Чайковский, сочиняя свои произведения?
Дети: Зиму.
Учитель: Какие образы навеяла вам музыка П.И.Чайковского? Стихи С.Есенина?
Дети: Мороз, зима, дети катаются с горки, смеются, таинственный лес, много снега.
Учитель: Посмотрите на картину И.Грабаря «Февральская лазурь» и скажите, что мы видим на ней?
Дети: Большая береза, освещена зимним солнышком, морозно, небо синее-синее.
Учитель: Как вы думаете, какие чувство хотел передать художник, рисуя эту картину?
Дети: Восхищение красотой природы, радости, зимнего холода.
Слайд № 6. Звучит музыка А. Вивальди «Лето»
Учитель:
Всё зазеленело…
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит…
Учитель: Ребята, о каком времени года идет речь?
Дети: О лете.
Учитель: Внимательно рассмотрите картину К.Моне «Дикие маки». Какое настроение хотел передать художник этим произведением?
Дети: Радость от летней красоты, тепла, покоя, тишины, счастья от общения с природой.
Учитель: Ребята вы услышали стихи о природе, услышали чудесную музыку, увидели замечательные произведения художников-пейзажистов.
А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку.
1. Встали прямо, подняли руки вверх, потянулись, опустили руки;
2. Положили руки на пояс, повернулись вправо, затем влево.
3. Постановка задачи:
Представьте, что вы оказались на берегу теплого моря. Солнце садится за линию горизонта, отражаясь в воде. В легких волнах плещутся веселые дельфины. На небе плывут пушистые облака. Человек стоит на берегу и любуется чудесным пейзажем.
Задание № 1
Нарисовать карандашом линию горизонта, закат солнца, линию волн, фигурки дельфинов, берег, человека и облака (учитель показывает этапы рисования на доске).
Задание № 2
Используя акварельные краски, ватные палочки и воду, выполнить изображение морского пейзажа, применяя технику мазка (учитель демонстрирует на листе бумаги применение данной техники).
4. Индивидуальная работа
Дети выполняют индивидуальную творческую работу.
5. Подведение итогов. Выставка детских работ.
Учитель: Дорогие ребята, мы совершили с вами путешествие в мир природы. Мы услышали музыку, передающую звуки природы, стихи, создающие зримый образ времен года, увидели картины, в которых переданы все оттенки и впечатления о природе. Природа так богата и прекрасна, что вдохновляет музыкантов, поэтов и художников на создание замечательных произведений. И наш долг – любить, беречь и защищать Матушку-природу!
5. Рефлексия
Скажите, ребята, что вам понравилось на занятии, что вы узнали нового? С какими трудностями вы столкнулись?
Уборка рабочих мест.
Спасибо всем за внимание!
Слайд № 7
Глоссарий
Пейзаж, мазок, линия горизонта.
Литература к занятию
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-9 кл.;В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996. -80 с.: цв. ил.
2. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.; учеб. для общеобразовательных учреждений.- 13-е изд., стереотип .-М.: Дрофа, 2009.-110,[2]с., ил.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
к методической разработке занятия
для студии изобразительного искусства
«Человек и природа в русской и мировой
культуре. Пейзаж»
Автор разработки:
Кузнецова Л.А. – педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 536 Московского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
"Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме: «Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы....
Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»
Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...