Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природа и человек в искусстве | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №536 Московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия
для студии изобразительного искусства
«Человек и природа в русской
и мировой культуре. Пейзаж»
Автор разработки:
Кузнецова Л.А. – педагог
дополнительного образования
Санкт-Петербург 2017
Методическая разработка занятия
по программе «Творчество и выражение»
для учащихся 1 -4 классов
Слайд №1. ТЕМА: «Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж»
Цель урока:
Создание морского пейзажа на основе освоения знаний о русской и зарубежной пейзажной живописи.
Задачи урока.
Воспитательные:
Воспитывать творческую познавательную активность, любовь к живописи, поэзии и музыке, посвященные природе.
Образовательные.
Изучать особенности живописной техники отдельного мазка.
Развивающие.
- Прививать навыки в изображении элементов пейзажа: неба, воды, солнца, облаков, животных, линии горизонта, суши, деревьев.
- Нарисовать морской пейзаж с закатом солнца.
Предметные результаты приобретение опыта создания художественного образа с помощью раздельного мазка при работе акварельными красками и ватными палочками.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов создания пейзажа. Анализировать соответствие результатов выполнения пейзажа поставленным задачам.
Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом раздельного мазка; формировать навыки работы с художественными материалами.
Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.
Коммуникативные УУД: Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор, демонстрационный материал.
Оборудование для учащихся: Листы бумаги формата А-4, акварельные краски, ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.
Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж», демонстрационный материал.
Задание: создание морского пейзажа с закатом солнца.
План занятия
№ п/п | Этап урока | Содержание | Время | Примечание |
1 | Организационный | Подготовка материалов и инструментов к уроку | 1 мин. | |
2 | Введение | Вступительное слово учителя | 2 мин. | Слайд № 1. |
3 | Постановка задачи | Ознакомление с новым материалом | 10 мин. | Слайды № 2-6 |
4 | Индивидуальная работа | Создание морского пейзажа | 25 мин. | демонстрационный материал. |
5 | Подведение итогов урока | Выставка работ учащихся Анализ работ. | 4 мин. | Выставка работ учащихся. |
6 | Рефлексия | Вспоминают новые термины | 3 мин. | Слайд № 7 |
Технологическая карта
№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогическая технология | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
1 | Организационный | Контроль за подготовкой рабочего места | Готовят рабочее место | Регулятивные УУД: Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя | ||
2 | Введение | Вступительное слово | Приобретение новых знаний | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. | ||
3 | Постановка задачи | Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися. | Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку | Проблемное обучение. Использование ИКТ. | Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства | Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать произведения искусства. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о техниках выполнения пейзажа. |
4 | Самостоятельная творческая работа учащихся | Показывает на доске линейный рисунок будущего пейзажа, технику живописи мазком. | Выполняют линейный рисунок карандашом, затем живописное решение морского пейзажа в технике мазок | Индивидуальная творческая работа. | . Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла. | Регулятивные УУД: Формировать навыки работы с художественными материалами. Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество |
5 | Подведение итогов урока | Координирует действия учащихся. | Учащиеся представляют свои работы. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах. | Социальная значимость для ребенка. | Анализировать полученные знани я в технике раздельного мазка. | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной |
6 | Рефлексия | Координирует действия учащихся | Вспоминают новые термины | Педагогика сотрудничества | Знать новые термины изобразительного искусства | Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний. |
2. Введение
Дорогие ребята!
Сегодня на занятии мы начинаем новую интересную тему и познакомимся с одним из жанров живописи – пейзажем. Вы, наверное, слышали такую песенку:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется… (пейзаж – отвечают дети)
Слайд №2
Учитель: Ребята, а что, по-вашему, означает слово «пейзаж»?
Дети: Природа, животные, растения.
Учитель: Вы правы, слово пейзаж переводится с французского языка, как «природа», «местность». А сам жанр пейзаж появился давно, в XVII веке в далекой Голландии.
Все мы любим природу, но лучше и тоньше других её чувствуют творческие люди – это поэты, музыканты и художники.
Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в удивительный мир природы. А совершить его нам помогут музыканты, художники и поэты разных стран.
Слайд № 3. Звучит музыка А.Вивальди «Весна»
Учитель:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню звонкую запел
В долине жаворонок звонкий…
Учитель: Ребята, о каком времени года идет речь?
Дети: О весне
Учитель: Давайте рассмотри картину художника И.Левитана «Март». Что нам подсказывает, что перед нами весенний денёк?
Дети: Яркое солнце, голубое небо, проталины в снегу, лошадка, которая греется на солнышке.
Учитель: Какие чувства, по-вашему, испытывал художник, рисуя этот пейзаж?
Дети: Радость, любование природой, спокойствие.
Слайд № 4 звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»
Учитель:
Нивы сжаты, рощи голы
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы,
Солнце тихое скатилось….
Учитель: Дети, что это за время года?
Дети: Осень
Учитель: Какое настроение передают нам эта музыка и стихотворение?
Дети: Печаль, грусть, запах опавшей листвы, сырость
Учитель: Рассмотрим картину французского художника К.Моне «Осень на Сене». Какой увидел художник осень?
Дети: Яркую, торжественную, задумчивую, красивую.
Учитель: Обратите внимание, что художник рисует пейзаж мазками. Он старается передать вибрацию солнечного света и воздуха.
Слайд № 5. Звучит музыка П.И. Чайковского «Зима»
Учитель:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна
Скачет конь, простору много
Валит снег и стелит шаль
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль…
Учитель: Ребята, какое время года имел ввиду поэт С. Есенин и композитор П.И.Чайковский, сочиняя свои произведения?
Дети: Зиму.
Учитель: Какие образы навеяла вам музыка П.И.Чайковского? Стихи С.Есенина?
Дети: Мороз, зима, дети катаются с горки, смеются, таинственный лес, много снега.
Учитель: Посмотрите на картину И.Грабаря «Февральская лазурь» и скажите, что мы видим на ней?
Дети: Большая береза, освещена зимним солнышком, морозно, небо синее-синее.
Учитель: Как вы думаете, какие чувство хотел передать художник, рисуя эту картину?
Дети: Восхищение красотой природы, радости, зимнего холода.
Слайд № 6. Звучит музыка А. Вивальди «Лето»
Учитель:
Всё зазеленело…
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит…
Учитель: Ребята, о каком времени года идет речь?
Дети: О лете.
Учитель: Внимательно рассмотрите картину К.Моне «Дикие маки». Какое настроение хотел передать художник этим произведением?
Дети: Радость от летней красоты, тепла, покоя, тишины, счастья от общения с природой.
Учитель: Ребята вы услышали стихи о природе, услышали чудесную музыку, увидели замечательные произведения художников-пейзажистов.
А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку.
1. Встали прямо, подняли руки вверх, потянулись, опустили руки;
2. Положили руки на пояс, повернулись вправо, затем влево.
3. Постановка задачи:
Представьте, что вы оказались на берегу теплого моря. Солнце садится за линию горизонта, отражаясь в воде. В легких волнах плещутся веселые дельфины. На небе плывут пушистые облака. Человек стоит на берегу и любуется чудесным пейзажем.
Задание № 1
Нарисовать карандашом линию горизонта, закат солнца, линию волн, фигурки дельфинов, берег, человека и облака (учитель показывает этапы рисования на доске).
Задание № 2
Используя акварельные краски, ватные палочки и воду, выполнить изображение морского пейзажа, применяя технику мазка (учитель демонстрирует на листе бумаги применение данной техники).
4. Индивидуальная работа
Дети выполняют индивидуальную творческую работу.
5. Подведение итогов. Выставка детских работ.
Учитель: Дорогие ребята, мы совершили с вами путешествие в мир природы. Мы услышали музыку, передающую звуки природы, стихи, создающие зримый образ времен года, увидели картины, в которых переданы все оттенки и впечатления о природе. Природа так богата и прекрасна, что вдохновляет музыкантов, поэтов и художников на создание замечательных произведений. И наш долг – любить, беречь и защищать Матушку-природу!
5. Рефлексия
Скажите, ребята, что вам понравилось на занятии, что вы узнали нового? С какими трудностями вы столкнулись?
Уборка рабочих мест.
Спасибо всем за внимание!
Слайд № 7
Глоссарий
Пейзаж, мазок, линия горизонта.
Литература к занятию
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-9 кл.;В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996. -80 с.: цв. ил.
2. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.; учеб. для общеобразовательных учреждений.- 13-е изд., стереотип .-М.: Дрофа, 2009.-110,[2]с., ил.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
к методической разработке занятия
для студии изобразительного искусства
«Человек и природа в русской и мировой
культуре. Пейзаж»
Автор разработки:
Кузнецова Л.А. – педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 536 Московского района
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"
1. Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2. В методической разработке предс...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
"Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме: «Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы»
Изображение пространства в пейзаже. Правила построения перспективы....
Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»
Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...
Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».
Цели: образовательная: систематизировать знания детей о временах года; коррекционная:...