Методическая разработка занятия "Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Кузнецова Лариса Алексеевна

Медодическая разработка занятия для школьной студии изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Природа и человек в искусстве84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №536 Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия

для студии изобразительного искусства

«Человек и природа в русской

и мировой культуре. Пейзаж»

Автор разработки:

Кузнецова Л.А. – педагог

 дополнительного образования

Санкт-Петербург 2017


Методическая разработка занятия

по программе «Творчество и выражение»

для учащихся 1 -4 классов

Слайд №1. ТЕМА: «Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж»

      Цель урока:

Создание морского пейзажа на основе освоения знаний о русской и зарубежной пейзажной живописи.

     Задачи урока.

     Воспитательные:

Воспитывать   творческую   познавательную  активность,  любовь к живописи, поэзии и музыке, посвященные природе.

     Образовательные.

Изучать особенности живописной техники отдельного мазка.

              Развивающие.

  1. Прививать навыки в изображении элементов пейзажа:  неба, воды, солнца, облаков, животных, линии горизонта, суши,  деревьев.
  2. Нарисовать морской пейзаж с закатом солнца.

Предметные результаты приобретение опыта создания художественного образа с помощью раздельного мазка при работе акварельными красками и ватными палочками.

 Метапредметные результаты:

 Личностные УУД: Уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль    результатов создания пейзажа.  Анализировать соответствие результатов выполнения пейзажа поставленным задачам.

 Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать методом раздельного мазка; формировать навыки работы с художественными материалами.

 Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре видеоряда.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и вступать в диалог. Уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.  Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.

 Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор, демонстрационный материал.

 Оборудование для учащихся: Листы бумаги формата А-4, акварельные краски, ватные палочки,  баночка с водой, тряпочка.         

 Зрительный ряд: авторский электронный образовательный ресурс – презентация «Человек и природа в русской и мировой культуре. Пейзаж», демонстрационный материал.

  Задание:  создание  морского пейзажа с закатом солнца.

План занятия

№ п/п

   Этап урока

             Содержание

Время        

Примечание    

  1

Организационный

Подготовка материалов

и инструментов к уроку

1 мин.

  2

Введение

Вступительное слово

учителя

               2 мин.

Слайд № 1.

  3

Постановка задачи

Ознакомление с новым материалом

10 мин.

Слайды № 2-6

  4

Индивидуальная работа

Создание морского пейзажа

25 мин.

демонстрационный материал.

  5

Подведение итогов урока   

Выставка работ учащихся Анализ работ.

 4 мин.

Выставка работ учащихся.

 6

Рефлексия

Вспоминают новые термины

 3 мин.

Слайд № 7

Технологическая карта

№ п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Педагогическая технология

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1

Организационный

Контроль за подготовкой рабочего места

Готовят рабочее место

Регулятивные УУД:

Умение организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Введение

Вступительное слово

Приобретение новых знаний

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

 3

Постановка задачи

Показывает презентацию к уроку, ведет диалог с учащимися.

Поиск информации в процессе анализа презентации к уроку

Проблемное обучение. Использование ИКТ.

Развивать умение анализировать произведения изобразительного искусства

Познавательные УУД: уметь приобретать новые знания и анализировать произведения искусства. Коммуникативные УУД: иметь представление и рассказывать о техниках выполнения пейзажа.

4

Самостоятельная творческая работа учащихся

Показывает на доске линейный рисунок будущего пейзажа, технику живописи мазком.

Выполняют  линейный рисунок карандашом,  затем живописное решение морского пейзажа в технике мазок

Индивидуальная творческая работа.

.

Уметь использовать выразительные средства и материалы для воплощения своего художественно-творческого замысла.

Регулятивные УУД: Формировать навыки работы с художественными материалами.

Коммуникативные УУД: Организовывать учебное сотрудничество

5

Подведение итогов урока

Координирует действия учащихся.

Учащиеся представляют свои работы. Высказывают мнения об уроке, о работах одноклассников и своих работах.

Социальная значимость для ребенка.

Анализировать полученные знани я в технике раздельного мазка.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной

6

Рефлексия

Координирует действия учащихся

Вспоминают новые термины

Педагогика сотрудничества

Знать новые  термины изобразительного  искусства

Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль полученных знаний.

        2. Введение

      Дорогие ребята!

    Сегодня на занятии мы начинаем новую интересную тему и познакомимся с одним из жанров живописи – пейзажем. Вы, наверное, слышали такую песенку:

       Если видишь на картине

       Нарисована река,

       Или ель и белый иней,

       Или сад и облака,

       Или снежная равнина,

       Или поле и шалаш,

       Обязательно картина называется… (пейзаж – отвечают дети)

 Слайд №2

Учитель: Ребята, а что, по-вашему, означает слово «пейзаж»?

Дети: Природа, животные, растения.

Учитель: Вы правы, слово пейзаж переводится с французского языка, как «природа», «местность». А сам жанр пейзаж появился давно, в XVII веке в далекой  Голландии.

Все мы любим природу, но лучше и тоньше других её чувствуют творческие люди – это поэты, музыканты и художники.

Предлагаю вам совершить небольшое путешествие в удивительный мир природы. А совершить его нам помогут музыканты, художники и поэты разных стран.

Слайд № 3. Звучит музыка А.Вивальди «Весна»

Учитель:

      На солнце темный лес зардел,

      В долине пар белеет тонкий,

      И песню звонкую запел

      В долине жаворонок звонкий…

Учитель: Ребята, о каком времени года идет речь?

Дети: О весне

Учитель: Давайте рассмотри картину художника И.Левитана «Март». Что нам подсказывает, что перед нами весенний денёк?

Дети: Яркое солнце, голубое небо, проталины в снегу, лошадка, которая греется на солнышке.

Учитель: Какие чувства, по-вашему, испытывал художник, рисуя этот пейзаж?

Дети: Радость, любование природой, спокойствие.

Слайд № 4 звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь»

Учитель:

       Нивы сжаты, рощи голы

       От воды туман и сырость,

       Колесом за сини горы,

       Солнце тихое скатилось….

Учитель: Дети, что это за время года?

Дети: Осень

Учитель: Какое настроение передают нам  эта музыка и стихотворение?

Дети: Печаль, грусть, запах опавшей листвы, сырость

Учитель: Рассмотрим картину французского художника К.Моне «Осень на Сене». Какой увидел художник осень?

Дети: Яркую, торжественную, задумчивую, красивую.

Учитель: Обратите внимание, что художник  рисует пейзаж мазками. Он старается передать вибрацию солнечного света и воздуха.

Слайд № 5. Звучит музыка П.И. Чайковского «Зима»

Учитель:

          Заколдован невидимкой,

          Дремлет лес под сказку сна.

          Словно белою косынкой

          Повязалася сосна

          Скачет конь, простору много

          Валит снег и стелит шаль

          Бесконечная дорога

          Убегает  лентой вдаль…

Учитель:  Ребята, какое время года имел ввиду поэт С. Есенин и композитор П.И.Чайковский, сочиняя свои произведения?

Дети: Зиму.

Учитель: Какие образы навеяла вам музыка П.И.Чайковского? Стихи С.Есенина?

Дети: Мороз, зима, дети катаются с горки, смеются, таинственный лес, много снега.

Учитель: Посмотрите на картину И.Грабаря «Февральская лазурь» и скажите, что мы видим на ней?

Дети: Большая береза, освещена зимним солнышком, морозно, небо синее-синее.

Учитель: Как вы думаете, какие чувство хотел передать художник, рисуя эту картину?

Дети: Восхищение красотой природы, радости, зимнего холода.

Слайд № 6. Звучит музыка А. Вивальди «Лето»

Учитель:

               Всё зазеленело…

               Солнышко блестит,

               Жаворонка песня

               Льется и звенит…

Учитель:   Ребята, о каком времени года идет речь?

Дети: О лете.

Учитель: Внимательно рассмотрите картину К.Моне «Дикие маки». Какое настроение хотел передать художник этим произведением?

Дети: Радость от летней красоты, тепла, покоя, тишины, счастья от общения  с природой.

 Учитель: Ребята вы услышали стихи о природе, услышали чудесную музыку, увидели замечательные произведения художников-пейзажистов.

 А сейчас мы отдохнем и проведем физкультминутку.

1. Встали прямо, подняли руки вверх, потянулись, опустили руки;

2. Положили руки на пояс, повернулись вправо, затем влево.

3. Постановка задачи:

 Представьте, что вы оказались на берегу теплого моря. Солнце садится за линию горизонта, отражаясь в воде. В легких волнах плещутся веселые дельфины. На небе плывут пушистые облака. Человек стоит на берегу и любуется чудесным пейзажем.

Задание № 1

 Нарисовать карандашом линию горизонта, закат солнца, линию волн, фигурки дельфинов, берег, человека и облака (учитель показывает этапы рисования на доске).

Задание № 2

   Используя акварельные краски, ватные палочки и воду, выполнить изображение морского пейзажа, применяя технику мазка (учитель демонстрирует на листе бумаги применение данной техники).

4. Индивидуальная  работа

Дети выполняют индивидуальную творческую работу.

5.  Подведение итогов. Выставка детских работ.

Учитель:  Дорогие ребята, мы совершили с вами путешествие в мир природы. Мы услышали музыку, передающую звуки природы, стихи, создающие зримый образ времен года, увидели картины,  в которых переданы все оттенки и впечатления о природе. Природа так богата и прекрасна, что вдохновляет музыкантов, поэтов и  художников на создание замечательных произведений. И наш долг – любить, беречь и  защищать  Матушку-природу!


5. Рефлексия

 Скажите, ребята, что вам понравилось на занятии, что вы узнали нового? С какими трудностями вы столкнулись?

Уборка рабочих мест.

Спасибо всем за внимание!

Слайд № 7

Глоссарий

Пейзаж, мазок, линия горизонта.

Литература к занятию

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5-9 кл.;В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996. -80 с.: цв. ил.

2. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.; учеб. для общеобразовательных учреждений.- 13-е изд., стереотип .-М.: Дрофа, 2009.-110,[2]с., ил.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

к методической разработке занятия

для студии изобразительного искусства

«Человек и природа в русской и мировой

культуре. Пейзаж»

Автор разработки:

Кузнецова Л.А. – педагог дополнительного образования

ГБОУ СОШ № 536 Московского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»

Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...

Методическая разработка экскурсии. Тема: «Природа летом. Охрана природы».

Цели:  образовательная:  систематизировать  знания  детей  о  временах  года;             коррекционная:...