Дисграфия у младших школьников с задержкой психического развития
презентация к уроку

Тирон Татьяна Ивановна

В настоящее время отмечается увеличение числа школьников с задержками психического развития. Эта группа характеризуется неоднородностью, дети имеют свои индивидуальные особенности. В презентации раскрываются причины возникновения задержек психического развития, объясняется специфичность речишкольников с ЗПР, их письма. В презентации описывается расширенная схема логопедической диагностики детей с задержкой психического развития, характеризуются невербальные психические функции, интеллект и волевая сфера и раскрываются подходы к коррекции дисграфии у детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_u_shkolnikov_s_zpr.pptx132.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дисграфия у младших школьников с задержкой психического развития. Тирон Татьяна Ивановна, учитель-логопед ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2022г.

Слайд 2

Тема. Дисграфия у младших школьников с ЗПР. 1. Обследование детей с нарушением письма 2. Организация работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР. 3. Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР.

Слайд 3

Основные уровни предпосылок формирования письма Первый уровень – функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию (нейрофизиологическая основа).

Слайд 4

Основные уровни предпосылок формирования письма Второй уровень – психологическая готовность к обучению и произвольному овладению сложным навыком письма: память, внимание, мышление; ведущие элементы организации деятельности – мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция ; Лингвистическая готовность – хорошо развития устная речь (словарный запас, способность к актуализации слов и продуцированию предложений, грамматическое оформление речи должно соответствовать возрастным нормам младшего школьного возраста)

Слайд 5

Проблема современного этапа школьного обучения Педагогу непросто учитывать индивидуальные особенности в психическом развитии детей (стиль обучения и скорость) в масштабах классов с большой наполняемостью. Трудности детей постепенно перерастают в стойкую неуспешность в учебной деятельности, в том числе и письме.

Слайд 6

Предрасположенность к дисграфии Формируется в период раннего развития как следствие влияния неблагоприятных факторов в этот период и обуславливает нарушенное или замедленное созревание ЦНС, тех отделов мозга, которые ответственны за формирование предпосылок письменной речи: элементарные психические процессы (моторика, графомоторные координации, звуковой анализ и синтез) и высшие психические функции (внимание, абстрактные формы мышления, общего поведения и др.) Может проявляться только с началом обучения в школе.

Слайд 7

Задержка психического развития у детей Задержанный темп развития. Быстрая истощаемость, импульсивность. Недостаточность организованности и целенаправленности. Недостаточная сформированность познавательной деятельности. Сниженная обучаемость.

Слайд 8

Критерии психической диагностики детей с ЗПР Физиологическая основа – неполноценность высшей нервной деятельности (иррадиация и повышенная истощаемость нервных процессов. Недостаточность системной организации и межинтегральных связей головного мозга) Низкая активность зрительного восприятия Отклонения в развитии двигательной сферы (лёгкие формы) – активности, трудности переключения, координации и автоматизации движений, наличие синкинезий и быстрая истощаемость. Память (запоминание, сохранение, воспроизведение) – недостаточно продуктивна. При возрастании сложности заданий продуктивность запоминания резко снижается. Неполноценность мышления, прежде всего словесно-логического. Низкий уровень развития процессов внимания.

Слайд 9

Специфичность речи детей с ЗПР Самостоятельная устная речь удовлетворяет потребности повседневного общения. Многие особенности речи детей с ЗПР являются проявлениями специфичности их познавательной деятельности, а не чисто речевых нарушений.

Слайд 10

Специфичность речи детей с ЗПР Отставание активного словаря от нормы, выражается в недостаточном разнообразии актуализируемых слов, общих понятий. Затруднения в грамматическом и синтаксическом оформлении предложений, что может наблюдаться не только в продуктивной, но и в репродуктивной речи: нарушения грамматических форм слов, пропусках и заменах слов.

Слайд 11

Причины нарушений письма у учащихся с ЗПР Обусловлены не столько нарушениями устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрителного гнозиса , памяти, сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функции последовательного рядообразования , важных для процесса письма. Ю.Г. Демьянов и В.А. Ковшиков (1967-1970)

Слайд 12

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением письма Цель: определить возможные механизмы расстройства письма. Выявить структуру дисграфического дефекта, характер и степень выраженности нарушений составляющих компонентов

Слайд 13

Расширенная схема л огопедической диагностики детей с ЗПР Изучение зрительно-моторной и слухомоторной координации. Исследование ориентировки в пространстве и времени. Исследование слухоречевой памяти Особенности внимания и произвольной регуляции действий. Тесты на выявление уровня развития интеллектуальных способностей, форм и операций мышления.

Слайд 14

Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы 1. Сенсомоторное развитие: Латеральная организация, сформированность соматопространственных ощущений задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хеда на отражённые действия;

Слайд 15

Зрительно-пространственное восприятие, конструктивный праксис , оптический анализ-синтез, зрительное внимание Используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности, в усложнённых условиях (наложенные друг на друга); узнавание цифр, букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса .

Слайд 16

Состояние ручной и артикуляционной моторики (координация, динамическая и пространственная организация движений, графомоторные навыки) «кулак – ребро – ладонь» Попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчёт пальцев»; Воспроизведение по образцу и по памяти различных пальцевых поз; Воспроизведение на строчке однотипных графических элементов с чередованием их размера; Выполнение единичных и последовательных движений губами и языком.

Слайд 17

Интеллектуальные функции, личностные особенности: Зрительное и слуховое внимание: умение сосредоточиваться, устойчивость, объём, переключение и распределение внимания: Тест «Лабиринт», « Коректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; Выделение заданного слова из текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту.

Слайд 18

Зрительная и слуховая память: быстрота, объём, прочность запоминания и точность воспроизведения: Описание картинки по памяти; Воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; Воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; Повторение ряда цифр; Заучивание 10 слов (для детей с ЗПР – 7), запоминание четверостиший…

Слайд 19

Особенности мышления: развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), качества мышления: самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей, общая осведомлённость и ориентировка во времени: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомлённость», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; Ориентировка во временах года, времени суток и др …

Слайд 20

Саморегуляция в деятельности: оценивается способность ребёнка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после завершения: Информативно наблюдение за ребёнком в процессе выполнения учебных и письменных заданий «Графические диктанты»

Слайд 21

Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности: Беседы с ребёнком; Наблюдения за ребёнком; Специальные психологические методики и тесты.

Слайд 22

Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций Устная речь: Уровень речевого развития: речевая активность, коммуникативные навыки, распространённость высказываний, их связность, логичность, особенности лексики, грамматики, орфоэпическая правильность выразительность, диалогическая и монологическая речь: Беседа, Рассказ по серии картинок, Рассказ по сюжетной картинке, Рассказ о каком-либо событии по памяти.

Слайд 23

Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций Общая характеристика звучания речи: темп, ритм речи, внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности. Звукопроизношение Способность воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении

Слайд 24

Языковые операции: Фонематическое восприятие: слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия: Повторение за педагогом пар слогов и слов с оппозиционными звуками; Раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами.

Слайд 25

Актуализация слов, словарная мобильность Оценивается возможность быстро и правильно находить нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, предлоги: Задания, в которых нужно закончить фразу; Назвать как можно большее количество слов из определённой тематической группы; Назвать слова с определённым звуком; Закончить слово по первому названному слогу; Подобрать рифму к слову; Вставить пропущенные в предложения слова.

Слайд 26

Грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксичеких единиц. Оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов . Образовать новое слово от исходного данного; Изменить грамматические значения слов (число и падеж сущ-го и прил-го разного рода, число и время глаголов); Исправление предложений и текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы .

Слайд 27

Языковой анализ и синтез: Оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчёт пальцев или др. вспомогательные средства). Используется речевой материал различной степени сложности: слова и предложения разной длины, разной зукослоговой структурой.

Слайд 28

Письменная речь Чтение Оцениваются: Способ чтения (побуквенное, послоговое , чтение целыми словами, группами слов); Скорость; Правильность; Наличие смысловой догадки; Понимание прочитанного. Фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется материал с учётом этапа школьного обучения).

Слайд 29

Письмо Оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности: Списывание; Выполнение слуховых диктантов; Составление по сюжетной картинке предложения Запись текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию; Сопоставление идентичных диктантов, написанных с интервалом во времени.

Слайд 30

Письмо Способность к саморегуляции и самоконтролю на письме: Включение в работу; Частота отвлечений; Темп выполнения задания; Проверяется ли выполненная работа; Анализ количества и вида ошибок.

Слайд 31

Анализ состояния вербальных и невербальных компонентов функциональной системы письма Степень недостаточности, взаимосвязи в нарушении деятельности тех или иных функций (структура и механизмы нарушения письма); Постараться определить зону ближайшего развития функций; Построение индивидуальной педагогической стратегии коррекционной работы; Оценить необходимость участия психолога, психоневролога, консультаций с учителем, родителями.

Слайд 32

Организация коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР Важнейшее условие коррекционной работы – дифференцированный подход в выборе педагогической стратегии с каждым ребёнком на основе учёта факторов: Неоднородность структуры дисграфии у школьников с ЗПР. Различная степень неполноценности психических функций, входящих в структуру письма. Индивидуальные психологические особенности детей.

Слайд 33

Подготовительный этап Задачи: 1. Уточнение данных логопедической диагностики и сбор дополнительных данных . 2. Формирование положительной установки на логопедические занятия. 3. Выбор педагогической стратегии основного этапа логопедической работы.

Слайд 34

Основной этап - систематические логопедические занятия Задачи: Преодоление дисграфии . Совершенствование письма детей. Оказание помощи в овладении учебной программой по родному языку.

Слайд 35

Основной этап Содержание занятий опирается на традиционные направления логопедической работы по преодолению дисграфии у школьников. Форма проведения – групповые занятия. Индивидуальная работа планируется с учётом недостаточного усвоения материала занятий кем-либо из детей.

Слайд 36

Требования к логопедическим занятиям: Учёт объёма и характера учебного материала; Чередование относительно лёгких и трудных заданий; Смена видов деятельности детей в процессе занятий. Детализация материала для установления связей между предшествующим и последующим материалом. Наглядность материала для облегчения восприятия. Неоднократное приведение образца выполнения заданий, точные алгоритмы деятельности

Слайд 37

Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии у детей с ЗПР

Слайд 38

Формирование мотивации Создание на занятии общей положительной атмосферы, снижающей тревожность и устраняющую страх ребёнка допустить ошибки. Положительное восприятие даже незначительных достижений ребёнка, психологическая поддержка в виде поощрительных прикосновений.

Слайд 39

Формирование мотивации Использование игр и занимательных приёмов на занятии. Оптимальный темп и насыщенность занятий. Быстрая и доступная помощь логопеда на занятиях при затруднениях, ситуации успеха.

Слайд 40

Развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции Приоритет в восполнении дефицита этих функций принадлежит психологам. Современные методики направлены на формирование не отдельных функций, а их систем, общему принципу деятельности.

Слайд 41

Формирование самоконтроля на письме Отличительная особенность детей с низким самоконтролем – резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Дети часто отвлекаются , с трудом сосредотачиваются на процессе деятельности, их концентрация и распределение внимания неполноценны.

Слайд 42

Гипотеза П.Я.Гальперина Внимание – отдельная, самостоятельная форма психической деятельности, которой надо специально учить. В форме отдельной психической деятельности внимание тождественно контролю, доведённому до уровня идеального, сокращённого и автоматизированного действия.

Слайд 43

Н.П.Карпенко и А.И.Подольский : поэтапное формирование действий контроля в процессе написания. Проговаривание подлежащего записи материала. Непосредственно запись. Проверка написанного.

Слайд 44

Правило написания текста. (по Н.П.Карпенко и А.И.Подольскому ) Повтори предложение вслух. Подходят ли слова друг к другу? Составь схему предложения. Записывай слова, при этом подумай: а) какие слова надо писать? б) какое правило можно применить? Проверь написанное, отделяя каждый слог.

Слайд 45

Этапы формирования контроля. Перед формированием самоконтроля необходимо уточнить представления детей о языковых единицах – предложении, слове и их составе. Ориентировка детей на звуковой и, особенно, зрительный образ слова. Формирование контроля с помощью проверки записей предложений, текстов. Формирование контроля непосредственно в процессе выполнения письменных работ.

Слайд 46

Совершенствование и автоматизация графомоторного навыка Необходимо осуществлять параллельно с совершенствованием других функций и операций письма: развитием фонематического анализа и синтеза, звукобуквенного структурирования слов и предложений, формирования самоконтроля при записи.

Слайд 47

Выработка у детей положительной установки на письмо. Наблюдение за письмом логопеда на начальном этапе занятий. Ученик – помощник логопеда: проговаривает предложения, готовит карточки для занятий при неспешном проговаривании логопеда. Комментированное письмо.

Слайд 48

Закрепление положительной установки на письмо Запись более объёмного материала. Задачи: Разборчивость записи. Овладение основными правилами написания. Виды работ: описание предметов, совместное изложение коротких текстов, совместное сочинение Игры и упражнения на развитие языкового анализа и синтеза, совершенствование лексико-грамматического оформления речи.

Слайд 49

Литература: Е.А.Логинова . Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. Ахутина Т.В., ПылаеваН.М . Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения// нейропсихология сегодня. М., 1996. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников.- СПб., 2003. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.Н.Яковлевой . –СПб: КАРО, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития

Важным условием  активизации познавательной деятельности  является  введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога....

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы по организации коррекционной работы по развитию зрительной памяти у младших школьников в процессе проектной деятельности. Рассмотрены преимущества применения ...

Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.

В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающег...