Конспект логопедического занятия: "Зимующие птицы"
план-конспект
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня
«Зимующие птицы».
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zimuyushchie_ptitsy.docx | 664.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы с диагнозом ОНР III уровня
«Зимующие птицы».
Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
Образовательная область «Социально - коммуникативная»:
- расширять словарный запас детей (желтогрудый, большеглазый...);
- упражнять детей в словообразовании сложных прилагательных (короткохвостый, длинноклювый...);
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- учить образовывать Р.п. мн.ч. существительных
- развивать умение изменять числительные в Р.п.;
- развивать самостоятельность в ответах на вопросы;
- формировать умение отвечать полным предложениями на поставленный вопрос;
2) Коррекционно-развивающие:
- Образовательная область «Познавательное»
- расширять кругозор детей по теме «Зимующие птицы»;
- развивать умение детей узнавать зимующих птиц по голосу, по внешнему виду;
- развивать наблюдательность, внимательность.
- Образовательная область «Физическая»:
- развивать координацию речи с движением (физминутка);
- формировать речевой выдох;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать тактильные ощущения;
- развивать зрительный анализатор.
3) Коррекционно-воспитательные:
- Образовательная область «Социализация»
- воспитывать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах;
- формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника;
- Образовательная область «Безопасность»:
- формировать технику безопасного поведения во время физминутки.
Предварительная работа:
- подбор демонстрационного материала с изображением зимующих птиц;
- чтение сказки «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинского;
- рассматривание внешности зимующих птиц;
- беседа с детьми о повадках птиц, чем питаются, где живут; как человек помогает птицам;
- проведение с детьми игр малой подвижности «Совушка сова», «Воробей», «Птицы в клетке», «Голуби и кот», «Птицелов»;
- проведение дидактических игр: «Улетают ― не улетают», «Узнай по описанию», «У кого кто?»;
- изготовление с детьми аппликации «Снегири на ветках»;
- отгадывание с детьми загадок о зимующих птицах;
- подбор и разучивание речевого материала к физминутке, пальчиковой гимнастике;
- подбор и прослушивание с детьми голосов зимующих птиц;
Оборудование:
- демонстрационный материал «Зимующие птицы»,
- мяч
- фото с птицами
-кормушка
-картинки зимующих птиц
Ход занятия.
- Оргмомент.
Ребята, встанем дружно вместе в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2) Сообщение темы.
- Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. А о каких, вы мне подскажите сами. И я хочу рассказать вам интересную историю, которая произошла в природе.
- Хотите ее послушать? Тогда устраивайтесь поудобней
(Дети садятся на стульчики).
- Однажды, разозлилась Старуха – Зима на весь белый свет. То сильные морозы ударят, то вьюга заметет. Трудно пришлось всему живому. Звери старуху не испугались – у них шубка теплая. Люди печи в домах топят – и их Зиме не достать. Еще пуще Старуха разозлилась. И слышит – чьи – то голоса. Давайте их послушаем.
(Включается фонограмма голосов птиц).
- Чей голос вы услышали? (воробьиный, синичий, вороний, голубиный, совиный) презентация.
- Давайте перечислим всех птиц. (Дети перечисляют названия птиц).
- Как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
- А каких еще есть зимующие птицы (клест, дятел, глухарь)
- Почему их называют «зимующие»? (Они не улетают осенью в теплые края и остаются на зиму у нас зимовать)
3) Гимнастика для глаз
Птицы прилетели, на окошко сели,
Птицы вправо полетели,
Птицы влево полетели,
Птицы вверх полетели и на ветку сели,
Птицы посидели и вниз полетели.
4. Игра «Собери птицу»
Дети собирают птицу.
5. Игра «Расскажи какие птички»
Птицы какие?
быстрые, проворные, зимующие, голосистые, трудолюбивые, весёлые, дружные, звонкие, заботливые, дикие.
Птицы что делают?
летать, зимовать, кормить птенцов, выводить птенцов, щебетать, чирикать, заливаться, ворковать, курлыкать.
6. Пальчиковая гимнастика.
Зимовать у нас остались
( разводить пальцы в стороны и соединять.)
Дятлы, совы, воробьи,
(Перебираем пальчиками ) голуби, синицы…
Прилетели снегири.
(Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.)
Мы кормушку смастерили, (Удары кулачками друг о друга сверху.)
Мы столовую открыли… (Раскрыть ладошки.)
7. Мини лого-робот BEE-BOT "Умная пчела",
Увидела Зима какие кормушки у птиц смастерили, и послала вьюгу со снегом и все наши кормушки замело и птички не могут найти дорогу.
Поможем птицам долететь до кормушки.
Дети с помощью «Умной пчелы прокладывают путь птицам к кормушке»
8. Игра Покорми птиц (схеме даров Фребеля)
- Ребята, а вы ничего не замечаете? А что в этой кормушке лежит? (Ничего).
- Действительно. Кормушка-то пустая.
- Чего не хватает в кормушке? (корм для птиц)
(Падежное управление.)
- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.» Дятла накормим орешками, желудями.)
9. «Фотограф»
- Решила я птиц сфотографировать. У меня получились замечательные фотографии зимующих птиц. Хотите я их вам покажу?
- Посмотрите внимательно на фотографии. Вам нужно будет сосчитать птиц на фотографии и ответить полным предложением: сколько птиц вы увидели на своей фотографии.
- Я увидел на фотографии 4-х синиц, 3-х ворон и т. д.
(детям раздаются фотографии птиц)
10) Игра с мячом «Назови одним словом»
- Посмотрите какие птицы разные. У всех птиц разная внешность, я буду говорить внешнюю особенность птицы, а вы говорите, как это можно называть одним словом:
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют……(желтогрудая)
У снегиря красная грудь, поэтому про него говорят... (красногрудый)
У дятла острый клюв, поэтому он … (остроклювый)
У снегиря короткий клюв, поэтому он ...(короткоклювый)
У вороны длинный клюв, поэтому он … (длинноклювый)
У вороны черный клюв, поэтому она … (черноклювый)
У воробья короткий хвост, поэтому он … (короткохвостый)
У сороки длинный хвост, поэтому она … (длиннохвостая)
У совы большие глаза, поэтому она... (большеглазая)
У сороки белые бока, поэтому она ...(белобокая)
У галки черные крылья, поэтому она … (чернокрылая)
У воробья быстрые ноги, поэтому он … (быстроногий)
У вороны громкий голос, поэтому она … (громкоголосая)
11. Синквейн
- А какой зимующей птицы не было и не могло быть на кормушке? (Совы.)
– Почему? (Это хищная птица, которая питается грызунами и охотится по ночам.)-Как летит сова ( дорожка)
Ребята я предлагаю составить стихотворения А будем мы его составлять при помощи технологии Синквейн, значит наше стихотворение будет состоять из 5ти строк. Давайте, вспомним что у нас будет на 1 строке (На 1й строке будет одно слово – предмет, о котором будет идти речь, а на 2й строке(2 слова-признака о данном предмете,а что же у нас будет на 3й строке(3 слова-действия этого предмета,кто подскажет, что будет на 4й строчке (это то,что мы можем сказать, про этот предмет -может быть пословица, поговорка или какое-нибудь высказывание,и что же у нас будет на 5й строке (одно слово, которое подходит этому предмету) правильно, это должно быть одно обобщающее слово характеризующее этот предмет или же указывающее на него по общим признакам.
Сова
Ночная, активная.
Летает, перемещается, охотится.
Смотрит выразительным взглядом.
Птица.
Сова.
Хитрая, ловкая.
Спит, бодрствует, питается.
Вызывает дикий ужас у животных.
Хищник.
12. Выполнение звуко-буквенного анализа слов.
- Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие).
- Обидно стало Старухе ― Зиме, что не может она справиться с птицами и что у них есть такие хорошие друзья, как вы. И решила Зима больше не проказничать.
Итог.
Ребята, но вы все таки не забывайте кормить птиц зимой. Помните, что без вашей помощи им трудно придется.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
- А на память о зимующих птицах я дарю вам раскраски, которые вы раскрасите в свободное время, и из них в группе оформите с воспитателями выставку.
- Молодцы, вы были активными слушателями и верно справлялись со всеми заданиями.
(логопед раздает детям раскраски)
Использованная литература:
- К. Д. Ушинский, сказки «Проказы старухи зимы».
- Н. В. Нищева, Стихотворение «Кормушка».
- А. Я. Яшин, стихотворение «Покормите птиц зимой».
- Ю . Синицын, стихотворение «Про синицу».
- С. Есенин, стихотворение «Поет зима, аукает».
- В.И. Ковалько, «Азбука физкультминуток», изд-во «ВАКО», М.-2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ фронтального логопедического занятия "Зимующие птицы"
Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности...
Фронтально логопедическое занятие "Зимующие птицы"
Задачи:Активизация и обогащение предметного словаря по теме;Согласование существительных в падежных конструкциях;Активизация глагольного словаря;Словообразование (с использованием уменьшительно-ласкат...
Групповое логопедическое занятие "Зима. Приметы зимы".
Занятие, направленное на закрепление знаний о приметах зимы с использованием пиктограмм и мнемотехники для детей с тяжёлой умственной отсталостью....
конспект открытого занятия "Зима в лесу"
Конспект открытого занятия "Зима в лесу" с презентацией...
Логопедического занятия "Зимующие птицы" 3 класс
Конспект группового занятия по логопедии для учащихся 3 класса школы VIII вида...
Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы."
КОНСПЕКТЛогопедического занятияТема: «Зима. Зимние забавы». Разработала:учитель – логопедВилкина Ирина Ивановна Тема: «Зима....
Индивидуальное логопедическое занятие "Зима"
Логопедическое занятие...