по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов (ОВЗ (интеллектуальные нарушения))
методическая разработка (8, 9 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов является приложением к Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы. (ФБУП 2002)
Общая цель Создание условий для приобретения обучающимися элементарных жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и первичных представлений о здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно для здоровья).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zobzh_8-9_klassy.docx | 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО на МО учителей Протокол №___ от _____ | СОГЛАСОВАНО зам. дир. по УР _______ «_____» _________ г. | ПРИНЯТО на Педагогическом Совете Протокол № __ от______ | УТВЕРЖДАЮ Директор _________ Приказ № ____ от ______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 8-9 классов
Составила учитель Тулисова Дарья Андреевна
первая квалификационная категория
Санкт-Петербург
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8-9 классов является приложением к Адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы. (ФБУП 2002)
Общая цель Создание условий для приобретения обучающимися элементарных жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и первичных представлений о здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно для здоровья).
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни, с правилами поведения в различных ситуациях и необходимостью их соблюдения, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- организацию предметно-развивающей среды для обучения учащихся правилам здоровьесбережения и безопасности;
- развитие мотивационио-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и символизации с использованием игровых аналогов реальных предметов, предметов-заместителей, картинок и пиктограмм в обучающих предметно-практических, игровых упражнениях, в играх;
- последовательно-параллельную работу по обучению основам здорового образа жизни и правилам безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы предмета «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» разработано на основе Адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы. (ФБУП 2002)
Место курса в учебном процессе
Рабочая программа в соответствии с календарным учебным графиком на учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 1 часа в неделю).
Используемые технологии обучения
- Технология разноуровневого обучения
- Коррекционно-развивающие технологии
- Проектная деятельность
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
Формы организации учебного процесса
Формы обучения
- урок с элементами игры;
- интегрированный урок;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
- вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
- уроки образования понятий и правил;
- уроки применения полученных знаний на практике;
- уроки выработки навыков;
- уроки повторения и обобщения;
- контрольные уроки;
- уроки смешанные или комбинированные.
Методы и приемы обучения
- методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
- методы формирования интереса к учению
- создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
- использование познавательных игр;
- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
- практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
- аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
игры-имитации, жестово-образные игры;
- выкладывание пиктограмм;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание
Формы текущего контроля знаний
Для мониторинга динамики развития обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I-IX классы) педагоги используют в своей работе формы промежуточной аттестации в виде диагностики. Диагностика создана на основе «Педагогической диагностики детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», составленной под руководством Петровой Е.А. и разработанной по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой.
Диагностика представляет собой перечень социально значимых знаний, умений, навыков(ЗУН) по учебному предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности», которые объединены в блоки по крупным темам.
ЗУН должны/могут сформироваться у ребенка за время обучения в школе.
Педагоги по результатам наблюдения определяют уровень сформированности ЗУН и заполняют электронную таблицу (на каждого ребёнка по основным предметам). Качественной характеристикой уровня освоения ЗУН являются «Особенности осуществления деятельности обучающихся (степень участия педагога)», которые выражаются в баллах и имеют цветовое оформление.
Особенности осуществления деятельности обучаемым
(степень участия педагога)
Цветовое решение таблицы позволяет наглядно отслеживать темпы и уровень формирования ЗУН по предметам. Таблица заполняется вначале, середине и в конце учебного года. Далее выводится среднее значение обученности по данному предмету за данный период для каждого обучающегося. Полученные данные заносятся в сводную таблицу.
Учитывая степень участия педагога в освоении учащимися различных видов деятельности и индивидуальные особенности усвоения учебной программы (параметры оценивания в диагностических картах) необходим дифференцированный разно уровневый подход в обучении и оценивании результатов выделены 2 уровня.
У1 – базовый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 3 – 6 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.
У2 – упрощённый уровень предполагает возможность ребёнка выполнять задания, соответствующие 0 – 2 баллам качественной характеристики уровня освоения ЗУН.
Планируемые результаты освоения предмета
Обучающиеся должны знать, понимать, выполнять:
Базовый уровень
- знать и выполнять последовательность действий по уходу за полостью рта, глазами, ушами, носом
- знать и выполнять санитарно-гигиенические мероприятия: мытьё рук перед едой и после туалета
- знать правила приёма пищи
- знать правила поведения на кухне и в столовой
- выполнять правила приёма пищи
- выполнять правила поведения на кухне и в столовой
- выполнять практические действия по уборке помещения, мытьё посуды (чашки)
- выполнять основные правила дорожного движения
- называть, показывать, подбирать пиктограммы по темам: «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице»
- выполнять правила безопасного поведения в игровых ситуациях и специально созданных условиях
- различать понятия «знакомые» и «незнакомые люди»
Упрощённый уровень
- выполнять последовательность действий по уходу за полостью рта, глазами, ушами, носом
- выполнять элементарные санитарно-гигиенические мероприятия: мытьё рук перед едой и после туалета
- выполнять правила приёма пищи
- выполнять правила поведения на кухне и в столовой с помощью взрослых
- выполнять практические действия по уборке помещения, мытьё посуды (чашки) с помощью взрослых
- выполнять элементарные правила дорожного движения с помощью взрослых
- показывать, подбирать пиктограммы по темам: «Формирование культурно-гигиенических навыков», «Уход за жилищем», «Питание», «Безопасность в доме и на улице»
- выполнять правила безопасного поведения в игровых ситуациях и специально созданных условиях
- различать понятия «знакомые» и «незнакомые люди» в игровых ситуациях и специально созданных условиях
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЕРЕДМЕТА
Тематическое планирование
№ раздела п\п | Содержание |
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарные представления о здоровом образе жизни, состоянии здоровья | |
Упражнения, настольно-печатные игры на узнавание и называние предметов гигиены с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктограммы, словесное и жестовое обозначение). Рассматривание рук до мытья и после гигиенических процедур; наблюдения за качеством воды при первичном намыливании рук и смывании мыла с рук; действия с предметами домашнего обихода, личной гигиены, выполнение орудийных действий с предметами бытового назначения. Беседы с учащимися, практические действия по отработке процедуры ухода за глазами. Гимнастика для глаз. Формирование основных представлений об охране зрения в ходе дидактических упражнений, бесед о том, что для глаз полезно, а что вредно. Уточнение знаний учащихся о свойствах воды. Беседы, дидактические игры и упражнения на уточнение представлений учащихся о том, что вода — важное средство поддержания чистоты тела и жилища, вещество, необходимое для жизнедеятельности всего живого. Беседы и упражнения на закрепление представлений учащихся об уходе за волосами. Введение понятия «здоровые волосы». Закрепление понимания учащимися необходимости стрижки волос и мытья головы с использованием предметов и косметических средств по уходу за волосами (расческа, щетка для волос, шампунь, бальзам для волос, фен). Основные правила ухода за волосами. Беседы и закрепление представлений о необходимости носить чистую одежду. Уточнение ранее усвоенных представлений о способах ухода за одеждой: ручная и машинная стирка, химчистка, виды ремонта одежды. Упражнения в определении способа ухода за одеждой: ручная стирка, машинная стирка, ремонт одежды, химчистка. Знакомство с пиктограммами, отражающими способы ухода за одеждой. Чтение пиктограмм на бирке одежды (с помощью учителя). Выбор средств для стирки белья: стиральный порошок, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья. Упражнения по уходу за одеждой с помощью разнообразных щеток. Беседы и закрепление представлений учащихся о необходимости носить обувь, соответствующую размеру ноги, удобную и чистую. Способы ухода за обувью: мытье и чистка обуви, ремонт обуви в мастерской. Средства и предметы для ухода за обувью; назначение средств и предметов по уходу за обувью. В процессе бесед и упражнений формирование у учащихся понятий «признаки простуды», «профилактика простудных заболеваний». Беседы, упражнения, рассматривание иллюстраций, журналов типа «Здоровье», «Лечебные вести» и др. Знакомство с основными лекарственными средствами домашней аптечки и перевязочными материалами: рассматривание лекарств, их упаковок и т. п. Беседы с учащимися о необходимости использования лекарств только по назначению врача и приема их под присмотром старших или врачей (медсестер). Дыхательные упражнения, упражнения для глаз — гимнастика для глаз. Беседы с учащимися о роли гимнастики. Гимнастика в домашних условиях: санитарные правила и правила безопасности. Экскурсия в аптеку. Наблюдение за покупателями и работой фармацевта. Покупка лекарственных средств. Обучение учащихся умению обратиться с просьбой к фармацевту. Беседы, рассматривание иллюстраций, видеосюжетов о поведении людей во время болезни, в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью. Участие в ролевом диалоге: называние себя в игровой роли, ведение диалога от имени своего персонажа (игры «Доктор», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.). Экскурсия в поликлинику с последующими образовательными ситуациями на уроках: «Вызов врача на дом», «Как попасть на прием к врачу», «Как вызвать врача по телефону», «У меня болит...» (описание своего недомогания), «Как получить в поликлинике свою медицинскую карточку в регистратуре» и т. п. Диалоги и упражнения при оказании первой медицинской помощи. Диалоги у постели больного. Тренинги по оказанию первой медицинской помощи. Измерение температуры. Первичная обработка раны. Планируемые результаты У1
У2
| |
Уход за жилищем | |
Посуда и уход за ней. Включение воды для мытья посуды. Определение оптимальной температуры воды. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам). Уточнение представлений учащихся о назначении моющих средств. Дидактические упражнения по выбору средств для мытья посуды. Практические действия (дозированное использование моющих средств, намыливание посуды специальной губкой, смывание теплой водой). Отработка алгоритма действий в различных образовательных ситуациях: вызов врача на дом, поведение в квартире (в доме), где есть больной гриппом (с кашлем, насморком и т. п.). Знакомство учащихся с элементарными правилами ухода за больным в доме в ходе специально созданных образовательных ситуаций. Проветривание: необходимость периодического проветривания для здорового дыхания. Отработка правил поведения и действий при открывании, закрывании окон. Рассматривание иллюстраций, беседы о здоровом образе жизни человека. Беседы с учащимися о значении уборки помещения для сохранения здоровья: сухая и влажная уборка. Знакомство учащихся с увлажнителем воздуха. Наблюдение за его работой. Беседы о воздухе в помещении: проветривание, влажная уборка, использование увлажнителей воздуха и т. п. Планируемые результаты У1
У2
| |
Питание | |
Режим питания: повторение и уточнение того, что принято есть в завтрак, обед, полдник, ужин. Повторение правил приема пищи (не торопиться во время еды, тщательно пережевывать пищу, есть, сидя за столом, не есть очень горячую и очень холодную пищу и др.). Уточнение представлений учащихся о правилах хранения продуктов (хлеба, молочных продуктов). Знакомство учащихся с понятием «витамины». Беседы с учащимися о правильном питании — здоровое питание. Разделение продуктов на вредные и полезные. Знакомство с правилами обработки фруктов и овощей (тщательно мыть, не есть гнилые фрукты и овощи). Рассказы о пользе сырых овощей, фруктов, ягод для здоровья человека. Знакомство учащихся с правилами приготовления салата с соблюдением мер гигиены: тщательное мытье рук перед приготовлением салата, мытье овощей и сушка их на чистом полотенце (льняном, бумажном), разделка овощей на специальной доске (доске для резки овощей). Обучение учащихся правилам безопасности при пользовании ножом. Практические действия: приготовление салата с соблюдением гигиенических процедур и правил безопасности. Обучение учащихся приготовлению простых бутербродов с соблюдением гигиенических правил и правил безопасного обращения с ножом. Беседы с учащимися о питании бутербродами и их месте в рационе здорового питания. Планируемые результаты У1
У2
| |
Безопасность в доме, на улице, в природе | |
Моделирование следующих ситуаций: «Один дома», «Опасные предметы, которые нельзя брать», «В дверь позвонил незнакомый человек» и др. Уточнение поведения учащихся в этих ситуациях. Беседы с наглядными примерами о правилах безопасности при пользовании электрическими розетками. Включение учащимися различных бытовых приборов в розетки (вместе с учителем). Закрепление установки на то, что по окончании пользования бытовыми приборами штепсель должен быть удален из розетки. Рассматривание картинок, на которых изображены сюжеты неосторожного обращения с электрическими приборами. Выбор картинок с изображением правильного использования бытовых приборов. Упражнения, в которых учащийся должен выбрать и назвать средства и предметы ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг). Нахождение этих средств и предметов на картинках и в пространстве помещения комнаты. Отработка алгоритма стирки мелкого белья: определение оптимальной температуры воды, дозирование порошка, чтобы не навредить здоровью, соблюдение правил безопасности во время насыпания порошка, действия в случае попадания в глаза мыльной воды. Упражнения и беседы с учащимися для формирования алгоритма обращения с утюгом. Упражнения на закрепление навыка расположения утюга на гладильной доске. Включение и выключение утюга под присмотром учителя. Практические занятия: глажка носового платка. Закрепление правил пожарной безопасности при пользовании утюгом. Ознакомление учащихся с правилами безопасного использования микроволновой печи. Элементарные действия с микроволновой печью и обучение правилам разогрева в ней продуктов. Беседы, наблюдения и практические действия (при участии учителя) по эксплуатации электрической и газовой плиты с соблюдением правил противопожарной безопасности. Беседы, рассматривание иллюстраций, видеофрагментов об опасных ситуации на улице, во время поездок на природу и т. п. Формирование понятия «незнакомые люди». Дифференциация понятий «знакомые люди» и «незнакомые люди». Определение по фотографиям знакомых и незнакомых людей. Беседы и отработка алгоритма поведения с незнакомыми людьми. Проигрывание ситуаций по пиктограммам, в играх-драматизациях. Наблюдения за движущимся транспортом и поведением пешеходов (с комментариями учителя). Чтение учащимся доступных их восприятию литературных произведений на тему безопасности жизнедеятельности. Ситуационные игры на темы безопасности в природе, на улице, в доме. Проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пешеходному переходу по сигналу светофора, без светофора. Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за переходом улицы пешеходами. Тренировочные упражнения: переход через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте. Закрепление представлений учащихся об адресе, о необходимости знать или хранить написанный на листочке адрес в кармане и помнить о месте его хранения. Упражнения: учитель записывает фамилию, адрес учащегося, учащийся складывает записку и убирает ее в карман, по просьбе учителя достает записку. Обучение учащихся следующим действиям: составить свой адрес (название улицы) из букв разрезной азбуки; прочитать или найти карточку с названием улицы, номера дома и квартиры. Проговаривание адреса. Нахождение адреса по пиктограмме. Проигрывание с учащимися ситуации «Я заблудился. К кому надо обратиться за помощью?». Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Продолжение занятий по пособиям, например, по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах» (разд. «Переходы», «Перекрестки», «Сигналы водителей автомобилей», «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте»). Создание образовательных ситуаций, в которых учащимся необходимо следовать правилам безопасного обращения с бытовыми приборами и рассказывать об этом, используя вербальные и невербальные средства общения. Беседы с учащимися о возможных неполадках системы подачи воды, образовательные ситуации «Если в доме сломался водопровод, отопительная система», «Если в доме сломался лифт». Обучение учащихся навыкам экстренного вызова помощи (самостоятельно или попросить об этом людей, живущих рядом). В специально организованных ситуациях побуждение учащихся к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о безопасности поведения в природе. Знакомство с информационными, предупреждающими знаками о возможности купания в водоемах: «Место для купания», «Купаться запрещено» и др. Планируемые результаты У1
У2
|
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
- Баряева Л.Б. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью», 2011г.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я говорю! Ребёнок и его игрушки!» Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М. ДРОФА, 2007.
- Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н «Дети на дороге. Правила дорожного движения в играх и упражнениях», 2008
- В. В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2010г.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
- http://www.7ya.ru/pub/childsafety/ - вопросы безопасности
- http://sec4all.net/statea131.html - для родителей
- http://www.youtube.com/watch?v=fS5aRBSH4DY - видео уроки безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=MZmrXk9qhgw - «Смешарики. Азбука безопасности»
- https://spas-extreme.mchs.gov.ru/- портал детской безопасности МЧС России
- «Уроки безопасности тётушки Совы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Конспект урока по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» Тема: «Азбука дорожного движения» 5 класс
Цель урока: закреплять элементарные правила безопасного поведения на улице, на дороге, в процессе сюжетных подвижных игр....
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренные интеллектуальные нарушения)
В основу предмета положен комплексный подход, который предполагает ознакомление обучающихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилам поведения в различных ситуациях, исходя из треб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Здоровье и основы безопасности жизнедеятельностиВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся ...
"Игра-путешествие по станциям для учеников 6 классов по предмету: «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему: «Кладовая здоровья»
Игра по станциям на тему «Здоровье» предполагает путешествие в город Здоровейск и выполнение заданий на станциях: «Приветственная», «Спортивная», «Мойдодыр&ra...