Проект "Здоровые дети"
проект
Проект представляет собой ряд здоровьесберегающих технологий, которые учитель-логопед использует ежедневно на своих занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovye_deti.docx | 41.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш»
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в
коррекции нарушений речи у детей
дошкольного возраста
Автор:
учитель-логопед
Ананьева Е.В.
Смоленск 2019 г.
I. Информационная часть проекта.
- Участники проекта:
Дети и родители группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) учреждения.
- Время реализации проекта:
С 1 сентября 2019 года по 30 мая 2020 года.
Проведение итогов проекта «Здоровые дети» - конец мая 2020 года, оформление документации.
II. Содержательная часть проекта.
На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Объект проекта - здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования - использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель проекта - создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования. Если применять инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
Задачи исследования:
- Повысить уровень знаний учителя-логопеда ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей; внедрить их в этапы проекта и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки,
- ухудшение здоровья детей,
- неблагоприятная речевая среда.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
- теоритический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
- тесты;
- диагностические методы.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное детский сад № 73 «Малыш», группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)
Логопедический проект «Здоровые дети» осуществляется в несколько этапов.
Этапы проекта «Здоровые дети»
1 этап - подготовительный
На подготовительном этапе было проведено теоретическое изучение проблемы и выстроена система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста. Теоретический и практический материал дляреализации данного проекта подбирался в течение 2019, 2020 гг. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны игры и пособия по здоровьесберегающим технологиям, были созданы различные картотеки. А также 1-15 сентября 2019 года – было проведено экспериментальное обследование речи детей, зачисленных на логопункт учреждения.
2 этап – экспериментально-практический
Экспериментальная работа по применению здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи со старшими дошкольниками проводилась на базе МБДОУ детский сад №73«Малыш» в 2019-2020 учебном году в рамках долгосрочного проекта «Здоровые говоруны».
Основная часть долгосрочного проекта «Здоровые дети»
В течение учебного года дети занимались по рабочей программе по коррекции и развитию речи, с учётом программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Работу по развитию просодики, моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде дидактических игр и упражнений, в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по развитию просодической стороны речи, моторики и фонетической стороны речи.
Основная форма обучения – фронтальные и индивидуальные занятия. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Здоровые говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов.
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», вследствие этого уже в ходе данного проекта в него были внесены соответствующие необходимые изменения.
Проект «Здоровые дети» был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию
Таблица.
Образовательная
область по ФГОС
Мероприятия проекта
Речевое развитие,
познавательное развитие
- Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетикофонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий;
- Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий.
Физическое развитие
Здоровьесберегающие технологии:
- мышечная релаксация;
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- артикуляционная гимнастика;
- речевое дыхание;
- гимнастика для глаз.
Физическое развитие, речевое развитие
Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- физкультурные минутки;
- логоритмика;
- песочная терапия;
- «волшебные пальчики»
- Нетрадиционные методы коррекции
Социальнокоммуникативное
развитие, речевое
развитие
- игры и упражнения на развитие мышления, памяти, внимания;
- компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков;
- игры на развитие фонематического слуха; 4. игры на развитие слухового внимания.
Художественноэстетическое развитие, речевое развитие.
- Театрально-игровая деятельность;
- Сказка-терапия;
- Пальчиковый театр;
- Фольклорная терапия;
5. Куклотерапия.
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
- научности
- системности
- доступности материала
- наглядности
- сознательности и активности
- прочности обучения
- индивидуализации
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:
- этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
- этап - постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
- этап - автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.
- этап - дифференциация звука осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
На каждом этапе решаются следующие задачи:
1. Развитие просодической стороны речи
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- Формировать навык мягкого голосоведения.
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда).
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
1. Коррекция произносительной стороны речи
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады нарушенных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
1. Работа над слоговой структурой слова
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
- Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
- Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием.
1. Совершенствование фонематических представлений
- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
- Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.
- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
- Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н], [п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
- Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Перспективный план коррекционной работы
на учебный год с детьми, имеющими нарушения речи.
Месяц
Этап коррекционной работы
Сенсомоторика
Сентябрь
Обследование речевое
Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков.
Октябрь
Подготовительный этап
- Сказка “О веселом язычке”
- Самомассаж.
- Дыхательная гимнастика
- Речевое дыхание
- Психогимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Сенсорный материал
(шумовые игрушки)
Ноябрь
Этап постановки
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика по группе
нарушенных звуков
- Пальчиковая гимнастика.
5. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек и т.д.) 6. Массаж пальцев рук
Декабрь
Этап автоматизации
- Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: “Насос”, “Шар” и т.д.
- Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов
звуков
- Пальчиковая гимнастика
- Массаж пальцев рук
Этап автоматизации звуков
- Чистоговорки
- Пальчиковая гимнастика
- Артикуляционная гимнастика по мере необходимости.
- Игры на развитие слухового внимания.
- Логопедическая ритмика
- Алфавит телодвижений
- Нетрадиционные методы
- коррекции
Февраль
Этап автоматизации
- Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и
- т. д.
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
- Упражнения с мячом
- Игры на развитие мелкой моторики
- нетрадиционные методы коррекции.
Март
Этап дифференциации звуков
- Пальчиковые игры и
драматизация сказок
- Игры с мячом, Телеграф, Слоговые дорожки, Цепочки слов и т. д.
- Физ. Минутки
4.Нетрадиционные методы коррекции.
Апрель
Этап дифференциации звуков
- Пальчиковые игры
- Дыхательная гимнастика
- Физ. минутки
- Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
- Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза
Май
Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи
- Дыхательная гимнастика
- Подвижные игры и упражнения
- Инсценирование сказок.
- Логопедическая ритмика.
- Нетрадиционные методы коррекции.
Май
Обследование речи
Диагностика моторных,
просодических и фонетических навыков.
Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения
№ Тема Кол - во часов
1. Подготовка и постановка звука. 10
2. Постановка и автоматизация / с /. 8
3. Постановка и автоматизация / з /. 3
4. Постановка и автоматизация / ц /. 4
5. Дифференциация / с – ц /. 4
6. Постановка и автоматизация / с’ /. 7
7. Постановка и автоматизация / з’ /. 8
8. Дифференциация /c - з /, / с’ – з’ /. 4
9. Постановка и автоматизация /ш /. 7
10. Дифференциация / с – ш /. 6
11. Постановка и автоматизация / л /. 16
12. Постановка и автоматизация / л’ /. 14
13. Постановка и автоматизация / ж /. 4
14. Дифференциация / ж – ш , / ж – з /. 3
15. Постановка и автоматизация / р /. 19
16. Постановка и автоматизация / р’ /. 7
17. Дифференциация / р – л /. 2
18. Постановка и автоматизация / ч /. 8
19. Дифференциация / ч – с’ /, / ч – т’/. 2
20. Постановка и автоматизация / щ /. 4
21. Дифференциация / ч – щ – с’ – т’ /. 2
22. Закрепление правильного произношения в стихах, 8
сказках, рассказах.
Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.
Инновационные здоровьесберегающие технологии
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в ДОУ.
Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях велась работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я проводила с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
• развитие мимической мускулатуры;
• развитие интеллектуальных функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика и нетрадиционные методы коррекции.
3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
4. На занятиях использовались инновационные технологии - компьютерные технологии (Игры для Тигры), многофункциональные упражнения Улитка, Полянка, Лабиринт, Ступеньки, Узоры.
5. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
• снять усталость и напряжение;
• внести эмоциональный заряд;
• совершенствовать общую моторику;
• вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики.
7. Проводилась работа над усвоением лексико-грамматического строя.
8. Предлагались задания на словотворчество, на фонематическое представление.
9. Предусматривались задания на коррекцию психофизических функций;
- чтение диалогов по ролям;
- обыгрывание различных ситуаций.
10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.
11. Использовались логоритмические упражнения.
12. Значительное место занимали фольклорная терапия, сказкатерапия, куклотерапия и т. д.
13. Проводилась гимнастика для глаз.
14. Использовался «Алфавит телодвижений». Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также использовалась игра “Подвижный алфавит”. Дети берут буквы и составляют слово, встав друг за другом.
15. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний использовали ароматерапию.
16. Применялась улыбкотерапия.
Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
17. Также на занятиях использовался инновационный метод наглядное моделирование, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев). Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно “речевая задача” не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии и нетрадиционные методы коррекции. Основные дидактические и практические материалы, использованные в ходе логопедического проекта, представлены в приложении к работе.
3 этап - заключительный
После проведения экспериментально-практического этапа логопедического проекта «Здоровые дети» (формирующего эксперимента) с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, был проведён контрольный эксперимент для определения эффективности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.
Исходя из анализа полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
Выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. при применении инновационных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым. В результате проведения логопедического проекта «Здоровые дети» (экспериментального обучения) у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Динамика обучения показала, что применение здоровьесберегающих технологий является эффективным.
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали более активными, общительными, эмоциональными, дети стали с удовольствием участвовать в мероприятиях ДОУ.
Методическое обеспечение
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - С-П.: «Детство», 1999
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997
- Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.- М.: «Гном-Пресс», 1999
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -
- М., 2002
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
- Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е.А. Пожиленко // Дефектология. - 1995. - № 3.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
- Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М., 2008
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999
- Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)
В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте
Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...