Система мониторинга качества образования детей с ОВЗ, получающих образование на дому
проект

Сальникова Екатерина Михайловна

Управленческий проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНТСТИТУ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Отдел управления образовательными системами

Сальникова Екатерина Михайловна

«Система мониторинга качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому»

 

Управленческий проект о программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в образовании»

Содержание

Актуальность темы

3

Обоснование проблемы

5

Целевая аудитория

14

Цели и задачи проекта

15

Гипотеза проектирования

16

Ожидаемые результаты

17

Ресурсное обеспечение

18

Этапы и сроки реализации проекта

20

План управленческой деятельности по реализации проекта

21

Система контроля за реализацией проекта

23

Результаты проекта

24

Список используемой литературы

28

Приложение

30


1.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Предоставление специализированных условий для образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из главных задач современного российского образования. Согласно ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.11.2012 г. № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям образовательной организации.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» качество образования рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. []

Высокое качество образования детей с ОВЗ обеспечивается соблюдением ряда принципов, выступающих гарантом должного уровня качества создаваемых для детей с ОВЗ образовательных программ и образовательной деятельности, в процессе которой эти программы реализуются. К числу основных принципов можно отнести:

- личностно ориентированный и развивающий характер образовательных программ и технологий обучения, и воспитания детей с ОВЗ с учетом специфики их образовательных потребностей,

- компетентностный подход к определению результатов овладения детьми с ОВЗ содержанием адаптированной образовательной программы, который реализуется дифференцированно применительно к разным группам детей;

- вариативность содержания образования и видов деятельности для разных групп детей с ОВЗ с учетом типологических и индивидуальных возможностей их развития;

- системность, целостность и проблемность содержания образования, ориентированные на формирование академических знаний и жизненной компетентности с учетом особых образовательных потребностей разных групп детей;

- диалогичность характера взаимодействия субъектов образования на основе субъект–субъектных отношений педагога и обучающегося с ОВЗ в образовательной деятельности;

- активность и самостоятельность обучающихся с ОВЗ как субъектов образовательной деятельности, в том числе, в разных видах творческой деятельности, обеспечивающих осознанность содержания, способов деятельности и собственных изменений, способствующей их саморазвитию, самореализации, самоопределению и становлению себя.

Оценка качества образования — процесс, в результате которого образовательная организация определяет степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах (стандартах) системе требований к качеству образования.

Предметами оценки качества образования в образовательной организации выступают:

- образовательная деятельность организации, обеспечивающая реализацию адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;

- достижения обучающихся как результат степени достижения планируемых результатов образовательной программы.

Именно они определяют основные направления проверки деятельности образовательной организации на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Однако, так как для реализации адаптированных образовательных программ большую роль играют условия, созданные в организации, то можно выделить третье направление оценки качества и деятельности, а именно, условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Следует отметить, что обучающиеся с ОВЗ – это дети с разной степенью нарушения, а ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья построены в русле единой логики. В связи с этим, в оценке качества образования будут действовать единые подходы. Некоторая специфика будет проявляться при оценке материально-технических условий реализации ООП и организации коррекционно-развивающей работы.


  1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Важнейшим показателем оценки качества образования относительно легко проверяемым в процессе оценки образовательной детальности, как в отдельной организации, так и в системе образования в целом являются результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Но возникает вопрос: «Как оценить качество образования, если отсутствует возможность освоить цензовое образование значительной частью детей с ОВЗ?».

В Орловской общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обучается 358 детей, из них 137 детей получают образование на дому. Следует отметить, что из этих 137 детей, лишь 30 человек – дети с легкой степенью умственной отсталостью и обучаются по первому варианту программы. Остальные это дети с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями речи. 135 детей, обучающихся на дому, - инвалиды. Статистика показывает, что 78 человек не владеют речью. К осознанной и активной деятельности готово лишь 40 % обучающихся.  

На практике мы убеждаемся, что с каждым годом медицинские диагнозы, с которыми приходят первоклассники, становятся все сложнее.

 В соответствии с ФГОС для всех групп детей с интеллектуальными нарушениями основными направлении оценки достижений обучающихся с ОВЗ являются: оценка академических знаний и оценка социального опыта (жизненной компетенции).

Однако из-за невозможности усвоить некоторыми категориями детей программный материал в полном объеме, важнейшим индикатором эффективности образовательной деятельности становится в данном случае не достижение планируемых предметных результатов, а динамика в развитии обучающихся. Возрастает значение развития у обучающихся социальной компетентности, обеспечивающей им готовность интегрироваться в общество, в меру индивидуальных возможностей включаться в систему социальных отношений, выполнять различные социальные роли.

Перед администрацией стоит задача обеспечить дифференцированную оценку достижений обучающихся с ОВЗ, что в свою очередь имеет определяющее значение для оценки качества образования в организации. Дифференциация оценивания связана прежде всего с ярко выраженной неоднородностью детей с внутри одной клинической группы.

Большое значение также имеет разработка под определенное содержание четкого и проверенного инструментария (материалов и рекомендаций по использованию) для осуществления процедуры оценки достижений разных групп обучающихся с ОВЗ.

Комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО позволяет оценить предметные и личностные результаты обучающихся специальной (коррекционной) образовательной организации. Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования.

  1. Оценка предметных результатов специального (коррекционного) образовательного процесса.

Показателем «Оценка предметных результатов специального (коррекционного) образовательного процесса» оценивается соответствие основным направлениям и целям оценочной деятельности ОО в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, что позволяет установить тенденции развития системы специального (коррекционного) образования и уровень достижений обучающимися ОО предметных планируемых результатов освоения АООП НОО.

  1. Оценка личностных результатов специального (коррекционного) образовательного процесса.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Оценка личностных достижений осуществляется в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разработано образовательной организацией с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей.

  1. Оценка коррекционно-развивающих результатов специального (коррекционного) образовательного процесса

Оценка коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении позволяет определить уровень обеспечения, своевременность и достаточность специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и наличие положительной динамики развития обучающихся в интегративных показателях.

  1. Оценка качества организации образовательного процесса

Интегративным результатом реализации требований ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью должно быть создание комфортной по отношению к обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность. Оценка качества организации образовательного процесса позволяет определить полноту реализации данных требований.

Важно отметить, что результаты мониторинга ФГОС качества позволят руководящему составу общеобразовательных организаций определить проблемы в формировании условий реализации АООП, а подобный анализ выявленных критических моментов позволит выстроить стратегии и сформировать тактические направления работы по созданию и совершенствованию условий, требуемых особым детям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Также деятельность общеобразовательных организаций в данном направлении приобретает особую важность на начальном этапе реализации федеральных проектов «Современная школа»,


  1. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
  1. Обучающиеся КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Класс: 1 - 10

Количество человек: 128

Возраст: 7-19 лет

  1. Специалисты психолого-педагогической службы школы, участвующие в мероприятиях проекта.
  2. Педагогические работники школы.
  3. Родители обучающихся.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ: создание модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам.

ЗАДАЧИ:

- анализ объективной информации о состоянии качества образования лиц с умственной отсталостью в общеобразовательной организации;

- разработка единых критериев и показателей качества образования на дому обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

- обеспечение ресурсной базы функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- разработка инструментария, методик измерения и оценки, а также - электронных баз данных и порядка работы с ними;

- осуществление оценки динамики учебных достижений, обучающихся и развития их жизненных компетенций;

- анализ трудностей в образовательном процессе для уточнения индивидуальных особенностей познавательного развития обучающихся, выявления индивидуальных образовательных потребностей в целях разработки индивидуального содержания коррекционно-развивающего обучения;

- определение направлений деятельности для улучшения качества образования и постановка соответствующих целей;

- осуществление поиска оптимальных решений для достижения целей;

- разработка рекомендаций к содержанию индивидуальных коррекционных занятий с ребенком для устранения или сглаживания трудностей, обусловленные структурой нарушений;

- обеспечение непрерывного «наблюдения» за состоянием образовательного процесса;

- ориентировка образовательного процесса на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.


  1. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Создание модели мониторинга качества образования на дому в образовательной организации позволит повысить эффективность образовательной деятельности и установить пути её совершенствования.


  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Вклад в собственное развитие, повышение квалификации и профессионализма

  • рост квалификации;
  • рост профессионализма;
  • успешное участие в конкурсах разного уровня;
  • рост методической активности;

Вклад в развитие обучающихся

  • повышение качества обучения;
  • снижение уровня тревожности и агрессивности;
  • повышение уровня мотивации к обучению в школе;

Вклад в развитие школы

  • совершенствование нормативно-правовой по вопросам индивидуального обучения на дому;
  • совершенствование системы методического сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса;
  • создание инструментария, методик измерения и оценки, а также - электронных баз данных и порядка работы с ними;
  • создание единых критериев и показателей качества образования на дому обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
  • создание методических рекомендаций по повышению качества образования на дому.


  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативно-правовое:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273;
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - Приказ образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» - Приказ образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждена президентом РФ Медведевым Д.А. 04.02.2010, Пр-271;
  • Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образования»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

Научно-методическое:

  • создание банка диагностических материалов для оценки качества образования на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание модели информационно-методического и технического обеспечения процесса оценки качества образования в образовательном учреждении;
  • организация просветительской работы по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам качества образования;
  • разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • методические пособия и рекомендации по оценке качества образования на дому в коррекционной школе.  

Кадровое:

  • творческая группа из высококвалифицированных и креативных специалистов для работы по реализации проекта в образовательной организации.

Информационное:

  • сеть Интернет;
  • сайт образовательной организации http://ош8.рф;
  • газета образовательной организации «ШАГ».

Материально-техническое:

  • совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения в сфере информатизации: приобретение компьютерной техники, подключение WiFi;

Финансовое:

  • смета расходов образовательного учреждения.

  1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Разработка системы показателей и критериев и первичная апробация.

  • Определение приоритетных задач и направлений в работе над проектом. Распределение функционалов по проекту. Планирование мероприятий реализации проекта.
  • Создание и поэтапная апробация новой системы показателей и критериев оценки качества образования.
  • Разработка и начальная апробация инструментария для диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся;
  • Составление промежуточного отчета о ходе выполнения проекта.

2 этап. Внедрение. Переходный период. Коррекция системы показателей и критериев.

  • Определение динамики изменения качества образования по всем модулям;
  • Промежуточный анализ результатов диагностики;
  • Организация семинаров для педагогов школы по использованию системы показателей и критериев для оценки качества образования;
  • Составление промежуточного отчета о ходе выполнения проекта.

3 этап. Анализ эффективности разработанной модели оценки качества образования.

  • Формирование банка диагностических материалов для комплексной оценки качества образования;
  • Определение факторов, оказывающих влияние на качество образования в школе;
  • Коллективная рефлексия над сложившейся системой оценки качества образования;
  • Анализ выявленных тенденций и параметров, оценка достоверности и объективности полученных результатов. Подтверждение или опровержение гипотезы проекта.
  • Создание критериальной базы оценки качества образования в образовательном учреждении;
  • Обмен опытом с другими ОУ.
  • Публикация отчета по проекту (с публикацией в сети Интернет);
  • Подготовка сборника статей по тематике проекта.

  1. ПЛАН УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Наименования мероприятия

Сроки реализации

Организационно-управленческая деятельность

Утверждение плана мероприятий по реализации проекта

август 2020

Создание на уровне организации нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию проекта:

- разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих деятельность по реализации проекта;

В период реализации Плана

Проведение совещаний с педагогическими работниками и представителями всех заинтересованных сторон по обеспечению реализации проекта.

1 раз в квартал

Проведение социальных опросов родителей воспитанников школы по результатам внедрения и реализации проекта.

сентябрь 2020

сентябрь 2021

Обработка анкетных материалов и результатов социологических опросов родителей воспитанников школы по результатам внедрения и реализации проекта.

сентябрь 2020

сентябрь 2021

Тематический контроль «Повышение качества образования обучающихся на дому посредством реализации проекта»

май 2021

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам реализации проекта

В период

реализации Плана

Организация информационного обеспечения родителей, социальных партнёров по вопросам реализации проекта

В период

реализации Плана

Сбор и обновление информационного раздела по реализации проекта

постоянно

Создание банка разработок педагогов.

В период

реализации Плана

Издание печатной продукции, публикации в СМИ.

В период

реализации Плана

Мониторинг выполнения плана по

реализации проекта

Май 2021

Май 2022

        Организационно-методическая деятельность

Педагогический совет на тему

«Повышение качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Ноябрь 2021

Семинары-практикумы:

- «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в практике учителя надомного обучения»;

- "Психолого-педагогический эксперименториум";

- «Применение современных технологий психолого-педагогического сопровождения при обучении чтению и альтернативной коммуникации».

- «Технологии творческой реабилитации детей с ОВЗ»;

- «Психолого-дефектологические и логопедические техники как средства реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС УО»;

- «Применение коррекционно-развивающих техник при обучении математики и математическим представлениям»

2020 – 2021 учебный год

2021 – 2022 учебный год


  1.  СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

После утверждения проекта на школьном педагогическом совете контроль за его реализацией возлагается на директора школы и методический совет. Методический совет, наряду с контрольными функциями, создаёт благоприятные условия для реализации проекта и назначает своим решением руководителя проекта.

Руководитель проекта:

- подбирает группу квалифицированных специалистов для реализации проекта и определяет их функции;

- согласует мероприятия проекта с общим планом методической работы школы;

- осуществляет текущее управление реализацией проекта;

- отчитывается на методическом совете о ходе реализации проекта.


  1. РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

Оценка качества образования детей, обучающихся на дому проводится по двум направлениям.

1 направление. Система реализации ресурсного обеспечения образовательного процесса:

1.1 Показатель «Нормативно-правовое обеспечение реализации индивидуального образования детей с ОВЗ на дому»

В рамках реализации проекта были разработаны и усовершенствованы локальные акты, регламентирующие индивидуальное образование на дому:

  • ПОЛОЖЕНИЕ об организации обучения на дому;
  • ПОЛОЖЕНИЕ о специальной индивидуальной программе развития обучающихся;
  • ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности, порядке контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-педагогическом консилиуме.

1.2. Показатель «Работа с родителями (законными представителями)»

Новые подходы к управлению предполагают и включение родителей в оценку работы школы. Участие общественности наряду с государством в оценке качества образования способствует более объективному анализу учебного процесса и делает систему образования открытой, доступной и прозрачной.

В КОУ ОО «Орловская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ» для проведения внешней оценки качества образования разработана Анкета для изучения мнения родителей законных услуг в образовательной организации. (Приложение)

Анализ текущих проблем и дальнейшее их решение происходит в рамках личных бесед и индивидуальных консультаций родителей с учителем, специалистами социально-психологической службы.

В дальнейшем планируется проведение родительских собраний и обучающих семинаров для родителей детей, обучающихся на дому. На данный момент проведение подобных мероприятий проблематично из-за санитарно-эпидемиологической обстановки.

1.3 Показатель «Информационное обеспечение реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ в ОО»

Информационное обеспечение Проекта включает сбор данных, первичную обработку данных, хранение исходных массивов, организацию универсальной базы данных эксперимента, доступ к ней заинтересованных пользователей.

Работа с обучающимися на дому начинается с диагностического обследования, где выявляют актуальное развитие ученика и его потенциальные возможности. Диагностическое обследование проводится на заседании психолого-педагогического консилиума специалистами службы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

По итогам данного обследования каждый учитель получает рекомендации по обучению конкретного ученика. После данного обследования заполняет информационную карту, в которую вносит информацию о каждом обучающемся. Информационная карта представляет собой опросник по актуальному состоянию ребенка. (Приложение) Результаты данного опросника позволяют администрации в короткое время составить полное представление о контингенте обучающихся. Для учителя же итоги обследования и анкетирования необходимы для составления специальной индивидуальной программы развития.

Данные анкетирования хранятся в облаке и доступны лишь только узкому кругу специалистов, так как содержат персональную информацию о медицинских диагнозах. Однако созданная в начале года электронная база данных по обучающимся на дому способствует оперативному доступу к необходимой информации для выведения статистических отчетов.

1.4.Показатель «Методическое обеспечение индивидуального специального (коррекционного) образовательного процесса».

Важное место в образовательной деятельности школы занимает программно-методическое обеспечение образовательного процесса. В нашем учреждении ежегодно для каждого обучающегося на дому разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (далее – СИПР).

Цель разработки СИПР – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.


  1.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Сравнительный анализ качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья в разных образовательных учреждениях, Яковлева Н. Н., 2016  Общество: социология, психология, педагогика
  2. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: Учеб. пособие. Изд. 3-е. — М.: КноРус, 2010. — 480 с.
  3. Модель комплексной оценки качества образования, Волков П.Б., Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2009;


Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества образования детей с ЗПР в условиях детского дома.

Образование сегодня претерпевает существенные изменения, адекватные изменениям в государстве и обществе. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития, так сложные проблемы, требующие ...

«Система мониторинга качества образования в группе»

Эффективное управление любым сложным динамическим объектом и прогнозирование его изменений возможно только на основе непрерывного потока информации о его состоянии и тех процессов, которые обеспечиваю...

Система мониторинга качества образования с использованием ИСКО

Методические рекомендации по использованию информационной системы качества образования (ИСКО) при мониторинге качества образования. Использование ИСКО позволяет учителю оценить результат, представить ...