Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации р
план-конспект

Герасимова Светлана Евгеньевна

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации

звука  [р] с учеником 1  класса.

                         Учитель логопед: Герасимова С.Е.

Лексическая тема: Зоопарк.

Цель: автоматизация звука [ р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1.Активизировать речевой аппарат и речевую моторику;\

2.Развивать ВПФ: память, внимание, мышление;

3.  Обогащать лексический запас;

4.Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.

5. Развивать фонематический слух, навыки звукового   анализа и синтеза.

6. Совершенствовать лексико-грамматические категории.

7. Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.

8. Развитие ориентировки в пространстве

Оборудование:

Разрезная картинка «машина», карточки с цифрами 2 и 3, картинки:  морж, три «тумбы», (разноцветные кубики), носорог, тигр, верблюд, кролик, крокодил, картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, настенное зеркало, мяч.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Оборудование

I.Организационный момент.

Здравствуй, Андрей. Сегодня урок буду вести я, зовут меня Светлана Евгеньевна.

Ты любишь отгадывать загадки?

Послушай и отгадай о чем эта загадка.

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают .

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери .

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

Правильно это о зоопарке. Вот туда мы с тобой сегодня и отправимся.

 

Ребенок здоровается с логопедом.

Ответы ребенка

II. Артикуляционная гимнастика. 

-Но прежде чем идти в зоопарк, нужно дома навести порядок. Сначала почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). А теперь — бегом в зоопарк (упражнение «Барабанщик»).

– Впереди остановка. На чём можно ехать в зоопарк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в зоопарк. (Ребенок собирает из частей картинки машину.)

– Так на чём мы поедем?

– На машине. 

– Завели мотор!  Поехали!  «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [р]).

 

Логопед вместе с ребенком выполняет упражнения.

Упражнения:

«Качели», «индюк», «парус»,

«маляр», «барабанщик»

III. Характеристика звука [р].

– Какой звук произносим? Какой он –  звук [Р]?

– Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.

Ответ ребенка

IV. Автоматизация звука.

1)  в слогах:

– А пока едем давайте поиграем .– Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее  цифре количество раз:

пра – 2       дры – 3    кро– 2       гра – 3

пру – 3      бро – 2    кра – 3      гро – 2

Ребенок повторяет слог, то количество раз какую цифру показывает логопед.

V. Ознакомление с лексической темой:

Вот мы и приехали в зоопарк.

Логопед выставляет сюжетную картинку «Зоопарк»:

Назови сначала всех животных, которых ты видишь.

Ребенок называет животных, которые живут в зоопарке.

Сюжетная картинка «Зоопарк»

http://tavrid.ucoz.ru/_ph/12/722008676.jpg

VI. Развитие фонематического слуха и восприятия:

. Назови тех зверей, в названиях которых есть звук [р]: тигр, носорог, жираф, кролик, крокодил, леопард, верблюд.

Ребенок называет тех животных в названии которых есть звук  [р]

VII. Автоматизация звука в словах: 

1)образование множественного числа существительного.

– Животные в зоопарке очень любят играть в мяч.

Игра «Один – много» (с мячом).

Тигр – тигры,  рак -…,  рог -…,  рысь -…, крот -…, крокодил -…,  -…, краб -…, ворона -…        

Согласование  числительных с существительными:

 Игра «Посчитай-ка 2-4-5-9»

Ребенку дают карточку с цифрами и предлагают посчитать животных, называемых логопедом.

Ребенок называет множественное число предложенных существительных.

Раки, рога, рыси, кроты, крокодилы, крабы, вороны;

2 тигра, 4 тигров, 5 тигров, 9 тигров;

2 крота, 4 крота, 5 кротов, 9 кротов;

2 крокодила, 4 крокодила, 5 крокодилов, 9 крокодилов;

2 носорога, 4 носорога, 5 носорогов, 9 носорогов;

VIII. Физкультминутка

Ходит важный носорог –
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех престрого.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он –
Очень толст он и силен.

   Ребенок выполняет движения согласовывая их с текстом

IX. Развитие пространственных представлений

Давай найдем какие животные где живут.

Кто из животных находится в центре?

Кто в нижнем левом углу?

Кто в левом верхнем углу?

Кто в нижнем правом углу?

 Ребенок показывает животное.

X. Развитие звукового анализа.

– В нашем зоопарке есть дрессированный морж. Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, морж залезет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. 

Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает моржа на нужную тумбу.

Логопед показывает картинки ( рысь, зубр, кенгуру, крот, барсук,  крокодил, леопард, кролик,  жираф, носорог, рыба, баран, корова)

XII.Обогащение лексического запаса слов:

Дифференциация животных южных и северных ареалов:

Разложи картинки с животными по их месту обитания в природе:

Ребенок раскладывает картинки по месту обитания

 Картинки; рысь, зубр, кенгуру, крот, барсук,  крокодил, леопард, кролик,  жираф, носорог, рыба, баран, корова

Изображение Севера и Юга

http://kornilyev.ru/photo/estamp/meshkov/meshkov4.jpg http://img14.deviantart.net/e86a/i/2015/007/8/7/relic_ball__african_savanna_by_appylon-d4evbnq.jpg

XIII. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

– Путешествие подходит к концу. Все животные прощаются с ребятами.

Тра-тра-тра- в зоопарк пришли с утра.

Арк – арк – арк – все любят зоопарк.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра –  отдыхать нам всем пора.

Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.

Ребенок повторяет за логопедом

XIV. Итог занятия.

– Пора возвращаться домой. 

– Скажи,  какие звери тебе понравились? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

– А какой звук мы брали с собой в зоопарк?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Конспект индивидуального логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [С ] в слогах и словах».

Коррекционное индивидуальное занятие для детей дошкольного возраста автоматизация звука "С"....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Л».

Аннотация:Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука Л » составлено учителем – логопедом Тукаевой Г.Г.для детей подготовительной к школе группы и направлено на автоматизацию поставленн...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

Коспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] будет полезен учителя-логопедам дошкольных образовательных учреждений, может быть интересен родителям детей с нарушениями речи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Р

Цель: Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Коррекционно-образовательные:- Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.- Уточн...