Методическая разработка занятия "Природа и мы"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_trimestr_priroda_i_my.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа № 584 «Озерки»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
на тему: «Природа и мы»
Подготовила и провела воспитатель:
Гриб Н.В.
Санкт-Петербург
2021
Конспект занятия
на тему: «Природа и мы»
Цель:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Задачи:
- Способствовать воспитанию любви к родной природе;
- Познакомить с правилами поведения на природе;
- Пополнение знаний учащихся по экологии;
- Развивать познавательную активность учащихся. (развивать речь, память, мышление, воображение);
- Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;
- Научить выполнять правила личной экологической безопасности.
Оборудование:
- 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
- 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
- Таблички с экологическими знаками.
- Картина “природа”.
- Рисунки детей.
- Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды).
- Презентация «Природа и мы»
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
2. Организационный момент
Серьезные проблемы сегодня будем мы решать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Беречь природу - это важно или нет?”.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Какой сегодня чудесный день, сколько улыбок он нам несет! Улыбнитесь друг другу, чтобы улыбка и хорошее настроение сопровождали нас в течение всего урока!
Постановка целей.
- Сегодня вы на уроке будете экологами.
Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания и сотрудничества.
Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Чтение стихотворения .
Стихотворение М. Дудина и подумайте, о чем пойдет речь.
Берегите Землю.
Берегите жаворонка в голубом небе,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
1 ученик
Взгляни на глобус – Шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
"Ты береги нас, береги!”
2 ученик
Как же пить тебя водица
Если ты вся мутная?
Заболею я тогда
Будут боли жуткие.
3 ученик
На дороге пыль и гарь
Смогом называется
Там ребятам погулять
Строго воспрещается!
4 ученик
Передачи на ТВ
Нам несут всем весть:
«Прочитай состав продуктов
Прежде, чем их съесть.»
Работа над темой урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться?
- Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе, о том, как сберечь здоровье. Об экологии. Выяснить что такое экологическая безопасность, чего нам стоит опасаться.
Словарная работа.
– Как вы понимаете слово безопасность?
– Безопасность – это защита от опасности.
- Ядовитые растения и грибы, загрязненная окружающая среда и т.д.
- Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека в природе?
- Поможет нам в этом экология. А что это такое?
Очень часто слышим слово “экологическое”,«экология». И сегодня мы попытаемся уяснить, что вмещает в себя это слово.
- Ребята, сначала выясним, что обозначают слова “экологическое”.
- От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (От слова “экология”)
а) - А что такое экология? Как вы понимаете слово «экология» (Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Экология – это наука. Она учит нас бережно относится к окружающему миру, к Земле. Экология- это наука о нашем общем доме, о нашей планете.
- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)
б) А что это за слово «Земля»? (многозначное)
– Назовите его значения (глобус)
– Какие многозначные слова знаете?
Сегодня на уроке мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:(звучит музыка. Слад)
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это-Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. Как важно, чтобы это продолжалось вечно…
Земля – это наш Зеленый дом, в котором мы живем.
Скоро летние каникулы и мы пойдем в поход. Для этого мы должны знать правила поведения в нашем «Зеленом доме».
Наша Земля очень красива и многое дает человеку.
Самое глубокое озеро - крупнейшая сокровищница пресной воды.
Какой воздух обладает настоящими целебными свойствами.
Что по праву можно назвать легкими нашей планеты.
Согласны ли вы, что наша планета красива?
Да! Наша планета очень красива. ( Комментарии детей.)
Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.
Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты. Прокомментируйте их.
Слайд . Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
Слайд . Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.
Слайд . Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
Слайд . Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
Слайды. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
Ребята, что случилось, почему наша Земля загрустила?
Потому что всё на планете стало загрязнённым.
- Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча
-Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.
Состояния окружающей среды.
-Ребята, мы живем в Санкт-Петербурге. Давайте познакомимся состоянием атмосферного воздуха:
- Источники загрязнения воздуха на рассматриваемой площадке отсутствуют, основными загрязнителями воздушного бассейна является автотранспорт.
- Земельные ресурсы, отходы производства и потребления.
Негативное воздействие на состояние почвенного покрова участка проекта планировки, прежде всего, оказывают автодороги. Они являются источником поступления в почву горюче-смазочных материалов и тяжелых металлов, в результате чего происходит засоление и замазучивание земель.
Уровень загрязнения почв химическими элементами максимален на расстоянии 50-100 метров от автодорог.
Кроме этого источником загрязнения почв являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, проживающего в существующей жилой застройки в северо-западной части рассматриваемого участка. Несвоевременное удаление бытовых отходов, неправильное или недостаточное их обезвреживание может привести к ухудшению санитарного состояния нашего города.
Есть книга, в которой описываются исчезнувшие животные и растения (Чёрная книга). Их никто уже никогда и нигде не увидит, кроме этой книги. Есть и другая книга, в которой описываются животные и растения на грани вымирания (Красная книга). О них мы ещё можем (и должны) позаботиться!
Людей, которые нарушают закон, штрафуют и даже сажают в тюрьму. Но это мало поможет, если человек не поймёт, что от него зависит судьба окружающей природы и самой Земли. Вряд ли найдутся люди, равнодушные к сказочной красоте леса, прекрасного в любое время года, к чистой зелени лужаек и рощ, к необозримому простору полей и степей.
“Красная книга”
- В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.
- У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.
(1 ученик)
Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Красная книга – красный цвет – внимание опасно!
В нее внесены исчезающие виды. У нас на уроке страницы из этой книги. Положите их перед собой (лото).
– читаем название исчезающего вида
– что грозит, найдите значок.
Хорошо!
– О чем же заботится наука ЭКОЛОГИЯ?
(бережное отношение к природе)
– как мы можем помочь нашей природе?...
(Все это и есть экология) (2 ученик)
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(бездушное отношение к природе)
– Как понимаете последние строки?
- Сейчас каждой команде дается задание выбрать из карточек то растение или животное, о котором пойдет речь.
- Кувшинка
- Ветреница
- Лебедь
- Журавль-красавица
- Бобр
- Баран-аргали
- Растет в стоячих и медленно текущих водах. Это растение еще называют “Лотосом Севера”.
- Редкий вид растения, части этого растения ядовиты. Время цветения – конец апреля – начало мая, совпадает с ветреной погодой.
- Гнездящаяся на земле птица степного пояса с украшением на голове.
- Водоплавающая птица необычайной красоты, которая в народе является символом верности.
- Животное, строящее свой дом под водой, делающий плотины на реках, ценящееся у людей за свой ценный мех.
- Животное – обитатель высокогорного пояса, очень пугливого характера.
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Экологические даты и праздники”
Назвать дату, когда отмечают экологические праздники:
- Международный День Земли (22 апреля)
- День работников леса (18 сентября)
- Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
- День птиц (1 апреля)
- Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
- Народный праздник Иван Купала (7 июля)
- Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
- Всемирный день окружающей среды (5 июня)
- Всемирный день туризма (27 сентября)
- Всемирный День животных (4 октября).
Показ презентации.Слайд.
Лес – это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше.
Побывав в лесу, люди иногда оставляют костры зажжёнными. Из-за этого часто случаются пожары. Целые лесные массивы сгорают от неосторожности людей. Погибают миллионы растений. Среди них очень много редких, нигде больше не встречающихся. Когда сгорает лес, то животным приходится уходить. Из-за этих вечных переходов животные иногда погибают, если им, конечно, удаётся выбраться из огня.
Люди вкладывают огромные деньги в фонды по защите лесов. Но многие растения и животные уже стёрты с лица Земли.
Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это, прежде всего, наши беды. Мы, люди, – дети природы.
Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека, предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе... Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля?
Чтобы река и ручьи не мутнели
Рыбы резвились и птицы бы пели
Зелень от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало.
– Итак, давайте представим что мы собираемся в поход.
– Мы в лесу. Закройте глазки: какая красота, чистый воздух – вдохните поглубже. Шелест листвы, тишина леса….
– Что это мы слышим? (голоса птиц)
– Красота….!
(звук музыки)
– Посмотрите, что это принес с собой Саша?
– Можно это делать? Почему?
(Когда дети в лесу шумят или слушают музыку, животные тревожатся. Не стоит пугать лесных жителей.)
– А это что за дым из-за кустов? Давайте посмотрим.
– Что это наши соседи делают?
– И что Вы думаете об этом?
– Да, в лесу нельзя разжигать костры, почему?
(Лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.)
– Где можно разводить костры? (вдали от деревьев, у реки, использовать для этого старые кострища)
!!! Место под костром не зарастает 5-7 лет.
– Какие же дрова можно использовать для костров?
– Посмотрите, какие правила нарушили туристы?
– А почему нельзя ломать зеленые веточки?
– Какую пользу приносят нам деревья?
– А что загрязняет наш воздух?
– Экологи-ученые призывают нас: (читают дети)
«НЕ ГУБИТЕ ЗРЯ НИ РАСТЕНИЯ, НИ ЖИВОТНЫХ. ПОМОГИТЕ ИМ РАСТИ И ЖИТЬ.» (на доске)
– Согласны ли вы с этим призывом?
– К чему он обязывает всех?
– Сколько предложений мы прочитали?
– Какие орфограммы встретили?
– А в каком слове разное количество букв и звуков?
Выдается по 5 знаков-символов. Делятся на 2 гр. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
- Не рви цветы.
- Нельзя разорять муравейники.
- Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Нельзя брать яйца из гнезд.
- Не разводите костер в лесу.
- Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
- Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
- В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
- Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Воспитатель: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".
(3 ученик)… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!
(В. Шефнер)
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного. Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.
“Логические цепочки”
Каждая команда получает по таблице, в которой к определению левого столбика надо подобрать правильное понятие из первого столбца.
1. На охраняемой территории допускается посещение туристов. | 1. Заказник |
2. Ценный в природном отношении объект (озеро, дерево, скала, пещера) | 2. Заповедник |
3. Специально выделенная территория, где полностью запрещена хозяйственная деятельность. | 3. Памятник природы |
4. Особо охраняемая природная территория, где в естественном состоянии сохраняется природа. | 4. Национальный парк |
(правильный ответ 1-4, 2-3, 3-2, 4-1).
“Отгадай загадки”
- Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
- Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. (Опята) - Серенькие шапки, рябенькие ножки.
Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
- Гляну в окошко,
Идет тоненький Антошка. (Дождь) - Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
Воспитатель : Мы превращаем мир в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, огнестрельного оружия. Ежегодно с лица Земли исчезает одно животное, а ежедневно одно растение. В минуту вырубаем 20 гектаров тропических лесов, 5 млрд. тон углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли.
А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки.
Воспиттель: Давайте посмотрим правде в глаза. Что же мы увидим? Да!, радостного, к сожалению, мало! Посмотрим заголовки газет: «Смертоносные дожди», Авария нефтепровода», Авария на АЭС, «Чернобыль!». Что ждать дальше, «Киты выбросились на берег» и т.д. А заголовки книг ничуть не прибавляют оптимизма и радости!. Вот некоторые из них: «Оскальпированная Земля», «Как спасти Землю», «Сбережем Землю», «На краю пропасти» и другие. Сегодня процессы загрязнения биосферы принимают глобальные. Катастрофические размеры! Что мы выберем путь в никуда, а точнее, в пропасть, или путь к гармонии с Природой, как того требует само наше естество.
Ребята, обратите внимание на это -- SОS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал. Остановитесь! Одумайтесь! шепчут человеку леса. Пощади! вторит Земля , ты вырубаешь деревья, это лишает меня влаги, я иссыхаю…
Дерево, цветок, птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Подведение итогов
Воспитатель: В природе нет ненужных растений, животных и других организмов. Все живые существа находятся в тесной взаимосвязи между собой. Все в природе находится в экологическом равновесии, и нарушение этого равновесия приводит к очень тяжелым последствиям, к гибели целых экосистем. Люди должны соблюдать правила поведения в гостях у Природы. В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова «Не». Как вы думаете. Что это за советы?
(показ плакатов с правилами)
Все мы должны беречь и охранять природу. (Раздача напечатанных правил)
Воспитатель:
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Наша планета-колыбель человечества, наш дом. Но наша Земля тяжело больна. Ученые считают, что эту болезнь еще можно остановить. За ее здоровье ответственен каждый человек. Так пусть же наш дом всегда будет чистым и уютным.
Воспитатель: Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце. Мы сегодня поговорили, о том, что нужно беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустарник! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.
Рефлексия деятельности
– Давайте подведем итоги нашей работы
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Где можно применить новые знания?
Итог урока
- О чём заставил задуматься наш урок?
–– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу и своё здоровье.
А главное – своими действиями не наносить ей вреда.
Воздух – это наш отец,
Вода – мать,
Роса – национальное богатство,
Земля – дом.
Важно каждому помнить, что мы – хозяева природы, и думать о том, что же останется нашим потомкам.
Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...