Развитие внимания у детей с проблемами здоровья
статья
Для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_vnimaniya_u_doshkolnikov.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие внимания
у детей с проблемами здоровья»
учитель - дефектолог
ГБДОУ ЦРР ЦСС №23
Смирнова О.М.
Внимание – составляющая часть любого процесса, это направленность и сосредоточенность сознания на каком- либо реальном или виртуальном объекте, проще говоря с помощью внимания мы можем концентрироваться на существующих и несуществующих объектах.
Внимание может быть направлено не только на окружающий мир, но и на внутренние ощущения и мысли. У детей это фантазии, мечты, рассуждения, у взрослых - ещё и планирование дел, идеи.
Характерная особенность внимания ребенка дошкольного возраста в том, что оно вызывается внешне привлекательными объектами, следовательно оно является непроизвольным.
Выделяют три основных вида внимания:
непроизвольное, произвольное, послепроизвольное
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли по своему происхождению это внимание биологическое.
Но непроизвольное внимание само по себе нестойко, оно может угаснуть, переключившись на другой, более интересный объект.
До 6 лет пользуются в основном непроизвольным вниманием.
3 разновидности непроизвольного внимания:
-Вынужденное внимание.
Деятельность, не осознаваема, связана с условными рефлексами.
-« Невольного» внимания.
- «Внимание - привычка», обусловленное внутренними установками и намерениями выполнить ту или иную деятельность.
Произвольное внимание требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения, приходиться делать не то, что хочется, а то что необходимо.
Этим вниманием ребенок может управлять сам. Здесь формула простая: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен несмотря ни на что».Поэтому важно хвалить ребенка каждый раз, когда он, сделав над собой усилие. Справился с поставленной задачей.
У ребенка произвольное внимание начинает развиваться примерно к 6-7 годам. До этого возраста дети пользуются в основном непроизвольным вниманием.
Обычно именно взрослые помогают ребенку научиться управлять своим вниманием. В первую очередь, оно развивается с помощью игры- основного рода деятельности детей дошкольного возраста.
Педагогические советы заключаются в направлении внимания ребенка на моменты, необходимые для правильного выполнения действия.
Витя раскрашивает книжку. Педагог, спрашивает: «А почему ты раскрашиваешь зайца серым? Посмотри какой он на картинке?»-«Белый»,- отвечает Витя и берет подходящий карандаш.
Спустя некоторое время дети сами начинают облекать в словесную форму все необходимое для достижения успеха в игре. Проговаривая действия или правила. Дети помогают себе удерживать внимание на текущем занятии, овладевая одним из важнейших элементов внимания -словесной формулировкой его ориентиров.
Формирование произвольного внимания напрямую связано с развитием речи и возрастанием роли в регуляции поведения ребенка.
Речь помогает малышу облекать условия произвольного внимания в словесные формы, упрощая работу сознания.
В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, дети 6 лет проговаривают её примерно в 10 раз чаще, чем дети 3-4 лет. А в 6-7 лет – овладевают умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.
В процессе обучения, игры могут возникнуть интерес, увлеченность, которые снимают волевое напряжение.
В таком случае внимание ребенка из произвольного переходит в послепроизвольное - среднюю форму между произвольным и непроизвольным. От произвольного внимания остаются активность и целенаправленность, а от непроизвольного- отсутствие усилий для удержания внимания.
Итак, к концу дошкольного возраста у ребенка происходит активное развитие произвольного внимания (внутреннего и внешнего). Одновременно с этим начинают развиваться и свойства внимания.
Свойства внимания:
- объём
- устойчивость
- концентрация
- распределение
- переключение
Объём внимания: он тем больше, чем большее количество объектов, которые ребенок может одновременно воспринять, то есть охватить своим вниманием с одинаковой скоростью.
Простейший способ определения объема внимания ребенка – игра на запоминание.
(Ребенок 6 лет воспринимает только 3 объекта с условием, что они хорошо знакомы ему и находятся не очень близко друг от друга.
Дети 3-5 лет , обычно охватывают вниманием , лишь один объект.
Устойчивость внимания: это способность ребенка удерживать, сосредотачивать свое внимание на объекте или деятельности (игре) , которую он выполняет. Оно существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом (рассматривает его и изучает), а не просто смотрит.
Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
В 3 года за 10 минут игры ребенок отвлекается 4 раза, в 6 лет- 1 раз.
Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.
Внимание обычно колеблется, словно маятник, частота колебаний от 2 до 12 секунд.
При длительных периодах работы ( игры) устойчивость внимания проходит 3 этапа.
3 этапа устойчивости внимания:
- врабатываемость( необходимость вникнуть в задание, увлечься им)
- сохранение сосредоточенности на задании
-появление усталости( постепенное уменьшение работоспособности)
Концентрация внимания - способность углубленно сосредоточиваться на одном занятии или объекте, не отвлекаться на другие предметы и обстоятельства. Дошкольники обладают небольшой концентрацией внимания, их легко отвлечь.
Распределение внимания- это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время, например, слушать воспитателя и схематично рисовать объяснения.
Переключение внимания- это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Переключение и распределение внимания в дошкольном возрасте развиты очень слабо, поэтому необходимо их тренировать.
Умение сконцентрироваться и направить внимание станет главным для ребенка в первые годы его обучения в школе.
У детей с проблемами в развитии нарушение внимания связано с несформированностью или нарушением процессов активности.
При этом обнаруживаются разные варианты этих нарушений.
Первый - когда дети не могут сконцентрировать свое внимание из-за низкого уровня реакции на внешние стимулы, что тоже проявляется как нарушение внимания и организации деятельность.(Медлительные дети)
Второй - когда внимание нарушено из-за того, что дети не в состоянии отфильтровать поступающую информацию. Внешние стимулы, выделить главное, наиболее значимое. Именно поэтому они быстро отвлекается. (Это дети с СДВГ)
СДВГ в последней медицинской классификации- определен как заболевание, это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых.
Ведущая причина СДВГ- нарушение в развитии ЦНС, возникающее в результате патологии беременности и родов (гипоксия плода), черепномозговых травм, тяжелых заболеваний.
Симптомы СДВГ- расстройство внимания
- гиперактивность
- импульсивность
СДВГ – это патология, требующая комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической.
Схема :
Система коррекционной работы
с детьми СДВГ
медицинский психологический педагогический
блок блок блок
Снижение СДВГ
в дошкольном возрасте
Внимание детей с СДВГ характеризуется отвлекаемостью, низкой концентрацией. Если признаки гиперактивности уменьшаются по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, импульсивность могут оставаться на долгие годы.
Однако и их возможно преодолеть, но при этом от педагогов, родителей требуется немало сил, терпения.
Одно из направлений поддержки гиперактивного ребенка является развитие дефицитарных функций в системе синдрома.
При СДВГ коррекционная работа у детей первично направлена на проблемы в поведении и внимании.
Для понимания поведения ребенка, причин имеющихся у него трудностей с родителями проводят беседы на эти темы, разработаны памятки- рекомендации для родителей по вопросам воспитания детей с СДВГ.
Отсутствие необходимого понимания родителями проблем ребенка с нарушениями в поведении и внимания приводят к противоположному результату в коррекционной работе.
Развитие внимания можно проводить в форме игры. В привычных условиях ребенку будет легче уяснить, насколько важно быть внимательным и сосредоточенным.
Игр направленных на развитие внимания, - неисчислимое множество, ведь вообще любое действие можно считаться игрой на развитие внимания.
В последние годы активно разрабатываются нейропсихологические методы коррекции у детей СДВГ.
Одна из программ нейропсихологического развития и коррекции детей с СДВГ составлена Сиротюк А.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....
Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....
Методики развития внимания у детей.
Материал предназначен для педагогов и родителей....
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей с ЗПР".
Консультация для родителей «Развитие внимания у детей с ЗПР».Внимание как психический процесс.Виды внимания.Особенности развития внимания у детей с ЗПР. Приемы и упражнения по развитию вним...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к тру...
"Развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями"
Для тренировки способностей можно использовать следующие задания:...
Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".
В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....