Методики развития внимания у детей.
консультация на тему

Бехтер Елена Юрьевна

Материал предназначен для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_razvitiya_vnimaniya_u_detey.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методики развития внимания у детей.

   Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объема внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром переключении. Одна из основных задач взрослого –формирование произвольного внимания у детей. Недостаточность внимания – рассеянность, может стать устойчивой чертой личности, поэтому необходимо с ней бороться как педагогам, так и родителям.

    Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Следовательно, чем интереснее будет задание для ребенка, тем охотнее он станет его выполнять. Существует много разных дидактических (обучающих) игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие внимания – это и прохождение различных лабиринтов, нахождение отличий между двумя картинками, игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Да и нет не говорите, черный с белым не носите», игры-головоломки, загадки. Существуют специальные упражнения: для улучшения устойчивости и концентрации внимания – построение фигур из палочек, для увеличения объема – сравнение парных картинок, для распределения – выполнение инструкций взрослого, комментирование своих действий. Развивать внимание можно ежедневно в обычной жизни, спрашивая ребенка об изменениях погоды, природных явлений, ситуаций, происходящих в окружающем мире.

   Существенную роль в организации внимания играет последовательная, систематическая требовательность взрослого. При организации внимания необходимо учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет большую трудность, чем зрительное. Для его поддержания необходимо использовать больше наглядного материала, практических действий.

   Основное направление рекомендация при расстройствах внимания в школьном возрасте – это техники формирования операций проверки и оценки своей работы. Вот схема одного из простейших, доступных любому взрослому, приемов формирования контрольных операций у невнимательного ребенка.

   Сначала взрослый пишет небольшие тексты с множеством грубых ошибок. Нельзя делать орфографические ошибки, правила написания которых, ребенок еще не изучал. Можно также использовать математический материал: выписывать столбики примеров с решениями, примерно треть которых, неверна. Ребенок должен выполнять роль учителя: красным карандашом исправлять ошибки.

   После того, как ребенок научится находить, по крайней мере, половину ошибок, сделанных взрослым, ему предлагается  самому написать предложения с ошибками и исправить их через 1 – 2 дня.

   На третьем этапе игровая форма самоконтроля переходит в серьезный самоконтроль домашних заданий. Поручить ребенку, проверить собственное домашнее задание следует лишь после того, когда будут отлажены игровые приемы проверки. Привычку следует вырабатывать лишь на фоне достаточно сформированной техники.

   Другим примером развития избирательности и устойчивости внимания служит тест Торндайка. Ребенку предъявляется набор двузначных чисел, расположенных на 5 строках. Все числа отделены друг от друга пробелами. Ребенку следует отыскать заданное двузначное число среди них (по два числа в каждой строке, всего 10). Например, число 31. Искомое число расположено в строке не случайно, а по какой-либо закономерности (например, все искомые числа лежат на диагонали матрицы чисел или посередине строки или расположены в начале и конце каждой строки). Хороший показатель успеха в этом тесте, если ребенок успевает угадать закономерность расположения чисел и ускоряет свой поиск, подчиняя его сознательной стратегии.

                         27  93  15  29  74  32  56  14  33  82  71  31  11  43  31

                         18  29  51  37  12  55  49  72  39  31  10  84  31  19  73

                         96  45  14  88  15  97  32  71  99  31  16  54  31  49  63

                         64  13   38  16  59  47  18  95  31  63  87  31  16  25  44

                         53   80  13  86  32  53  11  31  85  12  31  43  91  72  59

   Еще одним тренировочным вариантом развития внимания можно порекомендовать нахождение образцов. Ребенку предлагается подобрать к какому-либо изображению-эталону, стоящему первым в ряду, точно такие же изображения в правой части ряда, где, кроме искомого изображения, находятся подобные ему фоновые (отвлекающие внимание) изображения (это могут быть буквы, слоги, слова, цифры или буквенные элементы).

   Например, необходимо найти в словах, представленных справа, слог образца, стоящего в начале ряда:

КО        РУКАВ    КАРТА    ЗАКОН    УКРОП    ТАКСИ

БА        САБЛЯ    МЕДАЛЬ   БАНАН    БОЧКА    РЕБРО

МА       МИРАЖ   СУМКА   НАМЕК   КУМАЧ   ХРАМЫ

СЕ        БАСНЯ    ГАЗЕЛЬ   СУФЛЕ    КУСТЫ    ПОСЕВ

ТУ        ТАЧКА    ГАЗЕТА    ТУФЛЯ    УТВАРЬ    РУКА

   Или необходимо найти буквенно-цифровую группу:

ОШ2    ШК0    Р35   20Ш   ФОШ   1Ш2    МЕ0   ОШ2   02Ш

37Е      37Ш   47Е   07М   73Е    ЗИШ   37Е   Е73   3ЕЕ  Т37К

5КТ     0ТК   ТМ3   5БТ   К5Т   ИКТ   5КО   5КТ  Т5К    5ТК

1СУ     У0С    СУ1    А1С    1СУ   1УУ    УСУ    7СУ    1ОУ

86Э      89Э   998  8Э6   68Э   86Э   Э68   88Э  69Э  98Ф   89С

   По мере выполнения заданий, их можно усложнять более трудными сочетаниями букв или цифр.

   Таким образом, можно сделать вывод, что внимание является тренируемым психически процессом и для большей успешности необходимо как можно раньше начинать его развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Материал в помощь воспитателю, работающему в коррекционной школе VIII вида. Представлены игры и упражнения на развитие внимания....

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей с ЗПР".

Консультация для родителей  «Развитие внимания у детей с ЗПР».Внимание как психический процесс.Виды внимания.Особенности развития внимания у детей с ЗПР. Приемы и упражнения по развитию вним...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание обладает определенными такими свойствами как : объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к тру...

"Развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями"

Для тренировки способностей можно использовать следующие задания:...

Консультация для родителей:"Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста".

В консультации рассказывается об основных особенностях развития внимания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Игры, задания, упражнения на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации для родителей предложены игры, задания, упражнения на развитие разных видов внимания, которые можно предложить ребенку в домашних условиях....