Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия «Буквы Щ,щ. Профессии»
видеоурок
Занятие нацелено на коррекцию и развитие речевых и познавательных нарушений в учебной деятельности с использованием приемов мнемотехники в условиях дистанта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183 байта |
![]() | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия
«Буквы Щ,щ. Профессии»
Цель: «Коррекция и развитие речевых и познавательных нарушений в учебной деятельности с использованием приемов мнемотехники в условиях дистанта»
Образовательные:
Закреплять звук [ щ' ] и буквы Щ, щ. Формировать навык письма букв – Щ, щ.
Расширять и оптимизировать основные мыслительные процессы – память, внимание, мышление, воображение;
Обучать рациональным приёмам мнемотехники, для запоминания стихотворения.
Закреплять знания о профессиях.
Решать занимательные логические задачи на вычитание
II. Развивающие:
Коррекция нарушений устной и письменной речи:
- формировать навык чтения, правильно произносить слова соотнося букву и звук, дифференцировать сходных по начертанию букв;
- развивать в образовании существительных с помощью суффиксов -щик, ищ
- развивать зрительный анализ пространственного восприятия элементов букв, анализ слова;
-формировать умение четкого выполнения инструкций;
Развивать координацию движений и мелкую моторику;
Формировать представление о разных профессиях.
III. Воспитательные:
Поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками окружающего мира, истории;
Воспитывать уважительное отношение к профессиям;
Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности;
Подробный конспект
Организационная информация | ||
Тема занятия | «Буквы Щ,щ. Профессии» | |
Занятие | Коррекционно-развивающее | |
Год обучения | 1-4 (дети с ЗПР) | |
Автор занятия (ФИО, должность) | Угорец Елена Львовна, учитель-дефектолог | |
Образовательное учреждение | Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» | |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | |
Город/поселение | г. Лангепас | |
Методическая информация | ||
Тип занятия | Комбинированное: Коррекция и активизация познавательных процессов и изучение нового учебного материала | |
Цели занятия | Коррекция и развитие речевых и познавательных нарушений в учебной деятельности с использованием приемов мнемотехники в условиях дистанта. Закрепление звука [щ] и буквы Щ,щ. Формирование учебных навыков. | |
Задачи занятия | Образовательные: Закреплять звук [ щ' ] и буквы Щ, щ. Формировать навык письма букв – Щ, щ. Расширять и оптимизировать основные мыслительные процессы – память, внимание, мышление, воображение; Обучать рациональным приёмам мнемотехники, для запоминания стихотворения. Закреплять знания о профессиях. Решать занимательные логические задачи на вычитание Развивающие Коррекция нарушений устной и письменной речи: - формировать навык чтения, правильно произносить слова соотнося букву и звук, дифференцировать сходных по начертанию букв; - развивать в образовании существительных с помощью суффиксов -щик, ищ - развивать зрительный анализ пространственного восприятия элементов букв, анализ слова; -формировать умение четкого выполнения инструкций; Развивать координацию движений и мелкую моторику; Формировать представление о разных профессиях. Воспитательные: Поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками окружающего мира, истории; Воспитывать уважительное отношение к профессиям; Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности; | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Специальные методы и приемы: | На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: - проблемное обучение; - личностно-ориентированное обучение; - технология мнемотехника - здоровьесберегающие технологии; - информационные технологии обучения; - технология уровневой дифференциации; - технология индивидуализации обучения; Структурирование пространства. Методы и приемы: Изымание из окружающей среды раздражающих и опасных предметов; Создание ритуализма; Соблюдение строгой последовательности действий; Создание упорядоченной окружающей среды. Прикладной поведенческий анализ поведения. Методы и приемы: Использование системы подкреплений; Жестовая подсказка; Визуальная подсказка; Вербальная подсказка; | |
Время реализации занятия | 40 минут | |
Необходимое оборудование и материалы | Визуальная поддержка; компьютер, программный сервис zoom Он-лайн игра Мерсибо «Древний спорт» Необходимо выбирать правильный ответ из предоставленных примеров и нажимать клавиши с соответствующими цифрами. Карточка № 1 буква Щ лабиринт; Карточка № 2 найти правильно написанную букву; Карточка № 4фонетический диктант «Находи звук [щ] в словах». Карточка № 5 мнемотаблица к стихотворению Презентация в приложении Microsoft PowerPoint: 15 слайдов для изучения нового материала и закрепления по теме. Слайд 2, Алгоритм занятия Слайды 3,4,5,6,7,9,10,12,14 для выполнения задания. | |
Список учебной и дополнительной литературы | Литература: 1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с. 2. Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: Е.Г. Артамонова. – М.: 2005. – 175 с. 3. Брагина Е.И. Использование мнемотехнических приемов в словарноорфографический работе в начальной школе / Е.И. Брагина. – Начальная школа: плюс до и после. – М.: – 2008. – №9.– С. 1–3. 4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова.– М.: Ось-89, 2007.– 127 с. |
Ход занятие
Этап занятия | Действия и слова учителя-дефектолога | Предполагаемые действия и слова обучающегося | Время |
| Звенит колокольчик. Здравствуйте, ребята! Перед тем как мы начнем выполнять задания, Каждый из вас назовет своё имя - Ну-ка проверьте, друзья Готовы вы начать занятие, все ли на месте все ли в порядке Ручка. Карандаш, тетрадка? - Определи сегодняшнюю дату. Сегодня пятница, 15 мая, 2020 год . - Посмотрите, какие задания будут на занятии. Слайд 2 Сегодня на занятии 1.Мы будем выполнять артикуляционную гимнастику 2. Продолжим знакомиться со звуком и буквой Щ 3 Находить правильно написанную букву 4.Читать слава обозначающие профессии с помощью суффиксов –щик, ищ. 5.Делать динамическую паузу 6.Решать необычные примеры 7.Выучим и зарисуем стихотворение. | Ответы обучающихся | 1мин |
Сообщение темы | Итак, сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с буквой Щ. Будем учиться образовывать слава обозначающие профессии с помощью суффиксов –щик, ищ. Попробуем выучить и зарисовать стихотворение. И будем составлять необычные примеры | ||
2.Основной этап | |||
1.Формирование фонематического восприятия и памяти 2.Развитие артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Карточка 1. Карточка 2. 3.Развитие познавательных процессов Карточка 3. (фонетический диктант) Классификация и обобщение, обозначение группы предметов понятием Закреплять знания о профессиях. 4.Формирование учебных навыков Карточка4 (закрепление навыков чтения). | Сейчас мы с вами споем песенку Утром солнышко встаёт Громко песенку поем Повторение слоговых цепочек Пта –пто –пту – пты и.т.д. Артикуляционная гимнастика Лопаточка, чашечка, лошадка
- Ребята послушайте, я проговорю чистоговорку «Щеткой чищу я щенка Щекочу его бока» -Какой звук слышится чаще всего? Ребята чем звуки отличаются от букв? - На какие 2 группы можно разделить звуки? - Чем отличить гласные звуки от согласных? Расскажите о звуке Щ, Слайд 6. Ребята посмотрите на экран, что изображено и скажите? На что она похожа эта буква? Читает педагог: «Буква Ща поможет нам Чистить зубы по утрам» «На расческу Ща похожа. Сколько элементов у буквы Щ? Конструирование буквы Щ из счетных палочек. - Сложите букву Щ из счетных палочек. Три зубца всего? Ну и что же!» Слайды7,8 «Лабиринт» Дети выполняют задания по карточке. - Молодцы! Вот мы и попали в страну, где живет буква Щ и мы будем выполнять различные задания с буквой Щ Слайд 9 - Раскрасьте ящик с правильно написанной буквой . И покажите выполненное задание в экран.
Слайд 10 «Будьте внимательны» - Закрасьте кружок если услышите в слове звук Щ Педагог читает слова: Пильщик, шахтер, сварщик точильщик, слесарь,, носильщик овощевод, космонавт, регулировщик. После выполнения показывает слайд с правильным ответом -Ребята как вы думаете, что означают эти слова? Верно, эти слова обозначают Профессии Слайд 11 Человек выращивает овощи. Кто он по профессии? (овощевод) - С годами появлялось все больше и больше профессий. Каждый раз человек задумывался, как назвать профессию? И придумал к названию действия прибавлять слог -щик. Слайд 12 Посмотрите, какие получились названия профессий. Прочитайте слова и соотнесите слово с картинкой и произнесите действие. Обозначьте ответ с цифрой Обувщик , точильщик, носильщик, ямщик, стекольщик, часовщик, каменщик. | Выполнение заданий
Звук Щ -Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем -Согласные и гласные -При произношении гласных звуков воздушная струя проходит свободно. А при произношении согласных звуков есть воздушная преграда. -Звук щ – согласный, глухой, непарный, всегда мягкий -Буквы Щ большая и щ маленькая Ответы учеников. (щетка, забор, гребешок) 5 элементов Ответы учеников Дети выполняют задания , поле выполнения показывают и сравнивают со слайдом Ответы детей Ученики читают слова | 15мин |
5.Динамическая пауза | «Кем мы будем ,мы не скажем, а что делаем, покажем» Учитель называет действие, дети выполняют и называют профессию Вещи носит – носильщик Ножи точит – точильщик Дрессирует зверей – дрессировщик Регулирует движение регулировщик - А какой человек может решать задачи - думающий | Динамические упражнения для восстановления кровообращения Движение рук и тела . | 3 мин |
6.Решение занимательные логические задачи на вычитание | И мы сейчас с вами будем думать решая необычные задачи на страничке Мерсибо «Древний спорт» | Решение задач | 6 мин |
7.Заучивание стихотворения с помощью – мнемотаблицы. Карточка 5 | Сегодня мы будем учить стихотворение с помощью мнемотаблицы : - Вы помните, что памяти можно помочь. Например, с помощью приема: пиктограммы. Вы уже знаете, что это и как нарисовать пиктограмму. Слайд 14 - Проверим ваше логическое мышление. (Показ таблиц на экране, раздаточный материал) Посмотрите на мнемотаблицу Прочитайте стихотворение Назовите слова , в которых слышится звук Щ Нарисуйте мнемотаблицу к стихотворению Выучи стихотворение по таблице 1Щука 2зубы чистит3 щеткой 4Чистит зубы 5не спеша 6После вкусного обеда 7У 8соседского 9 ерша Повтор стихотворения | Дети читают стихотворение по очереди, затем приступают рисовать по схеме стихотворение | 10 мин |
3.Заключительный этап | |||
Итог Рефлексивно — оценочный этап | - Наше занятие подходит к концу. С какой буквой мы сегодня путешествовали? В каких словах названиях профессий встречается. Как называется профессия человека, который выращивает овощи. С помощью чего мы заучивали стихотворение? - Трудно или легко вам было заниматься на уроке? Что понравилось делать? Что было сложно? Закончено занятие и выполнено оно, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на занятие вы не ленились. Звонит колокольчик | 5 мин Всего 40 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/07/picture-637857-1433706943.jpg)
Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия по теме "Использование поисковой деятельности как мотивации для развития основных свойств внимания"
Конспект группового коррекционного (дефектологического) урока разработан для дефектологов, работающих с детьми с задержкой психического развития. Урок проводится с учениками 3 класса. Количество...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса
Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-50753-1549899385.jpg)
конспект группового коррекционно-развивающего занятия
Данный конспект был разработан мною для учащихся с ОВЗ (5 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1452038-1674459111.jpg)
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия
Русский язык, 2 класс, тема "Слова, словосочетания.Работа с пословицами"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1452038-1674459111.jpg)
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия
Групповое занятие с детьми ОВЗ, 1класс,тема "Одежда"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1452038-1674459111.jpg)
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия
Тема занятия "Домащние и дикике животные"класс 2контингент: учащиеся с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/12/picture-1469265-1681322111.jpg)
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия Тема «Гнев. Пути преодоления»
Цель:Формирование черт зрелой личности, умеющей справляться с жизненными трудностями, способной к социализации....