Урок истории в 7 классе "Исторические памятники"
план-конспект урока (7 класс)
Цель урока: дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_7_kl._istoricheskie_pamyatniki.docx | 703.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеуковская средняя общеобразовательная школа»
Большеуковского муниципального района Омской области
Конспект урока
по истории Отечества в 7 классе
«Исторические памятники»
Подготовила: учитель истории
Вантеева Надежда Алексеевна
Большие Уки - 2022год
Тема: «Исторические памятники»
Цель урока: дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаем о прошлом.
Задачи:
Образовательные: Объяснить ученикам понятие памятник, «исторические памятники»; дать представление о видах исторических источников;
- Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления и речи учащихся, формировать навыки парной и групповой работы с помощью карточек и предметных материалов.
- Воспитательные: воспитывать уважение к историческому наследию, любовь к Отечеству и гордость за ее историческое прошлое; повышать мотивацию обучающихся к изучению предмета.
- Основные знания: исторические источники: устные, письменные, вещественные.
Основные термины и понятия: памятники, исторические источники.
Оборудование и материалы: опорный конспект, проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку, маршрутные листы, карточки с заданиями ,раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1) Орг.момент(1-2мин)
2) Проверка пройденного(2-3мин
3) Объявление темы(5мин)
4) Изложение новых знаний(15 мин)
5) Физминутка(2-3мин)
6) Обобщение(5мин)
7)Подведение итогов(3-4мин)
8)Домашнее задание(1 мин)
9)Оценка работы учащихся(3-5мин)
Ход урока:
I.Орг. момент: приветствие
1.Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
Учитель.
Звонок голосистою птицей
Опять пролетел поутру.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью,добру.
И мы начинаем учиться
Всему, что узнал человек.
Истории древней страницы
Расскажут про каменный век.
Раздвинутся мира границы,
Заманчив познания путь.
И надо ещё умудриться
В грядущее нам заглянуть.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи,
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить.
-Я желаю вам до конца урока сохранить хорошее деловое настроение и надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, желание получить новую информацию и нам будет с вами интересно работать на уроке!
2.Лист самооценки.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать фронтально, в парах, в группе. У каждого на столах лежат маршрутные листы, карточки с заданиями и оценочные листы, где вы будете ставить баллы за выполнение заданий.
Определим критерии оценивания:
Если задание выполнено без ошибок, не было дополнений - ставите 3 балла
Если при выполнении задания допустили 1,2 ошибки, или ваш ответ дополняли- ставите 2 балл.
Если при выполнении задания требовалась постоянная помощь учителя и ваш ответ дополняли ребята –ставите 1балл,если задание не выполнено- о баллов.
Ключ к выставлению отметки
Если вы набрали 9 баллов - отметка «5»
Если набрали 6 - 8 баллов- отметка «4»
Если набрали 5 и менее – отметка «3»
Для того чтобы получить хорошую оценку нужно хорошо поработать на уроке, помогать друг другу, внимательно меня слушать, и все будет хорошо и только хорошие оценки.
II.Целеполагание.
Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Что изучает наука история?»
- Введение в тему, объявление новой темы. Побробуйте из предложенных слов составить тему урока памятники источники исторические
- Запишите дату и тему урока: «Исторические памятники».
- Постановка проблемы, задач урока
-Как вы думаете, исходя из темы урока, какая цель стоит перед нами?( выяснить какие группы исторических памятников помогают восстанавливать прошлое.
Сегодня на уроке мы вспомним ( кто такие археологи, предки..)
Мы узнаем ( что такое памятники, группы исторических памятников..)
Мы запомним ( что память о прошлом своего Отечества-это очень важно для каждого из нас).
4.Мотивация. Ребята, а зачем мы с вами будем изучать эту тему?
Мы гордимся нашей страной, а каждый настоящий патриот своей Родины должен знать, уважать историю своего государства. История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.
III. Актуализация опорных знаний. 1. Повторение пройденного материала: -Что такое история? -Кто изучает историю? -Кто такие предки? Учащиеся вспоминают пройденное и дают полный ответ. Кто помогает находить различные предметы прошлого, старины? Где хранятся предметы найденные археологами? Кто- то из вас был в нашем музее? Знаете ли вы, какие археологические находки были найдены в нашей местности? (зубы мамонтов, бивни, окаменелый скелет рыбы похожего на динозавра)
-Молодцы. Оцените свои ответы. Поставьте баллы по нашим критериям.
В старину глаза называли – очи, поэтому человека, который наблюдал те или иные события своими глазами, называли очевидец. Но очевидцы нам могут рассказать о событиях недалёкого времени.
-Ваши родители, бабушки и дедушки старше вас, они могут рассказать о событиях своих лет жизни. Так передаётся и сохраняется память поколений. А как же нам узнать о событиях давних времён? Прошлое человечества, историки восстанавливают по историческим памятникам .
2.Словарная работа.
- Что такое памятники ? Исторические источники? работа по учебнику с.90-91.
-Запишите понятие в наш маршрутный лист 2) на с.91.
- рассказать об памятниках (с.91)
IV. Изучение нового материала.
Рассказ учителя. -Человек оставляет на земле след, по которому можно восстанавливать прошлое. Археологи находят различные вещи: посуду, остатки захоронений, архитектурные сооружения, поселения древних людей, наскальные рисунки, в архивах сохраняются различные документы, рукописные книги и мн другое.
Прошлое учёные и историки восстанавливают по «Историческим памятникам» и делят их на группы.
- От поколения к поколению, из уст в уста передаются предания, легенды, песни, пословицы, приметы о далёких от нас временах- это Устные памятники
( ученики делают запись).
Работают с текстом учебника, вспоминают свои образцы устных памятников.
- С началом письменности появились Письменные памятники- это берестяные грамоты, рукописные книги, документы, законы, первые печатные газеты. (записывают в рабочий лист)
- Археологи во время раскопок находят остатки поселений, захоронений, осколки посуды, украшения, монеты, другие предметы быта- все это называют Вещественными памятниками.
Физминутка.
- Закрепление материала.
Итак, мы с вами познакомились с тремя группами исторических памятников. Давайте выполним задание. У вас на столах лежат карточки №1 (выполняют задание в группах). Проверяем выполненное задание и выставляем баллы в лист самооценки.
А сейчас, вы будете «экспертами», на столах у вас лежат рабочие листы №2, вам нужно передавая этот лист по кругу, определить к какому виду исторического источника относится данный предмет на картинке.( даю вам на это две минуты)
Проверяем выполненное задание и выставляем баллы в лист самооценки.
5. Обобщение урока:
- Как называлась тема нашего урока?
-Какие цели мы ставили на урок?
-Достигли ли мы нашей цели? Рефлексия. Закончи предложение:
-Сегодня на уроке я узнал(а)……
-Мне понравилось на уроке…..
- Наш урок вызвал у меня…
-Материал урока был…..
-Я пополнил свои ……
6. Подведение итогов. Подсчитываем баллы, выставляем отметки в листах самооценки.
-А сейчас посчитайте баллы и поставьте отметку, которую вы заработали.
Даша Я , что себе поставила? Ребята, вы согласны с отметкойДаши? Андрей сколько у тебя баллов, какую отметку поставил?
Оцениваю каждого ребёнка за работу на уроке.
Комментирование учителя о работе учащихся на уроке, выставление оценок.
Ключ к выставлению отметки (на слайде)
7. Домашнее задание. Закончить работу в маршрутном листе (3,4)
Выучить определения (памятник, группы исторических источников)
Доп. Задание: с помощью интернета найти и подготовить рассказ об археологической находке. Урок окончен. Все свободны.
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Словарик: Памятник – это архитектурное или скульптурное сооружение о каком либо историческом деятеле или событии; сохранившийся предмет культуры прошлого.
Памятником может быть всё , что имеет историческую ценность: улица, здание, скульптура, целый город,уголок природы, редкая книга, оружие, вещи, хранящиеся в музее. Историческим памятником может являться то, что даже нельзя потрогать руками или увидеть, например язык исчезнувших народов, их обычаи, а так же легенды, сказания, песни, танцы.
Исторические источники – всё, что когда- то было создано людьми, дающее сведения о жизни людей в прошлом.
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Лист самооценки
Устный опрос | Карточка №1 (работа в группе) | Задание №2 «Эксперты» | Общий балл | Отметка |
Маршрутный лист. Дата:____________
Тема урока:_______________________________________________________________
Словарная работа: Памятник_____________________________________________________________________________ Историческийисточник_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные слова: «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.
Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться ____________________________.
Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.
Задание3. Можно ли сказать что это исторические памятники? Какие? Напиши внизу название этих памятников. Расскрась их.
Задание 4.
Карточка №1 Группа 2.
Задание1. Закончи предложение. Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова: «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.
Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться ____________________________.
Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.
Задание 3. Запиши виды исторических памятников.
Исторические памятники
1. _В_____________ 2._П_____________ 3. _У____________
Карточка №1 Группа 2.
Задание1. Закончи предложение. Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова: «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.
Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться __________.
Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.
Задание 3. Запиши виды исторических памятников.
Исторические памятники
1. _В_____________ 2._П_____________ 3. _У____________
Карточка №1 группа 1.
Задание1. Закончи предложение. Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова: «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.
Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться ___________________________.
Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.
Задание 3. Приведите примеры исторических памятников.
Исторические памятники
1. Вещественные 2.Устные 3. Письменные
Карточка №1 Группа 1.
Задание1. Закончи предложение. Наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным источникам(памятникам) называется____________________.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова: «Губы» раньше называли «уста», а значит, этот памятник будет называться ______________.
Предметы, вещи, здания, останки кораблей, кухонная утварь, всё это можно ощутить потрогать, это вещи, а значит, памятники эти будут называться __________.
Старинные рукописные книги, письма на пергамене, рисунки на бересте, глиняных дощечках, были написаны, а это значит, памятник будет называться ______________________.
Задание 3. Приведите примеры исторических памятников.
Исторические памятники
1. Вещественные 2.Устные 3. Письменные
Рабочий лист №2 «Эксперты»
Задание 1.Соотнеси картинку с видом исторического памятника
Серебрянная посуда |
Финикийская ваза | ||
Старинные книги | Монеты | ||
Былины | глиняная табличка | ||
Храм | Сказания,былины | ||
Гробница Фараона | Храм богини Афины | ||
Царский Указ на папирусе | Гусли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме «Исторические памятники»
Цель: Дать представление об исторических памятниках, их видах.Задачи:Образовательная:- учить различать виды исторических памятников...
"История Тайшета в памятниках"
Проект включает в себя информацию энциклопедического характера об истории и культурных ценностях родного города. Регионоведческий компонент позволит обратить вни...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
История и культура Санкт-Петербурга. 8 кл. История, запечатленная в памятниках
Презентация и конспект к уроку "история, запечатленная в памятниках" (Параграф 4) учебника Ермолаевой Л.К....
Урок на тему: История, запечатленная в памятниках.
Урок , выполненный по современным стандартам с УУД . История Санкт-Петербурга 8 класс....
Методическая разработка (ЦОР) к уроку кубановедения "Природные объекты, памятники природы, истории и культуры"
Презентация к уроку кубановедения "Природные объекты, памятники природы, истории и культуры"...