Проблемы социально-трудовой адаптации
учебно-методическое пособие (11 класс)
Предварительный просмотр:
Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома
Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача. Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам образовательных учреждений вызывает необходимость нового подхода к формированию социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательные системы должны формировать жизнеустойчивую личность на основе субъектного, личностно – рефлексивного, интерактивного и здоровьесберегающего подходов в воспитании и обучении. Жизнеустойчивая личность характеризуется умением сделать правильный выбор в резко меняющемся социуме, ориентируется на саморазвитие, способна вести здоровый образ жизни.
Положение сирот усугубляется тем, что сложившиеся подходы к воспитанию, обучению и организации жизнедеятельности сирот в специализированных учреждениях уже не отвечают требованиям современного мира.
Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности. Выбор учебных заведений, как правило, ограничен списком, представляемым им, который, в свою очередь, также ограничен количеством учебных заведений, согласных на обучение детей из детского дома. Получая профессиональные знания и навыки, выпускники детских домов характеризуются низкой успеваемостью, не будучи заинтересованы в качестве обучения. Плохо сформированные навыки практической и речевой коммуникации, ситуативность поведения, неспособность к конструктивному решению проблем, неадекватность эмоциональных реакций детей-сирот сказываются на умении работать в коллективе .
Этим определяется необходимость более глубокого изучения проблемы социально-трудовой адаптации детей-сирот.
Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, цель которой - помочь ребенку восполнить дефицит общения, контактов и социальных ролей, естественный для обычных детей.
Осваивая ту или иную социальную роль, ребенок сталкивается с определенными объективными проблемами и затруднениями, которые мы называем трудностями социализации.
Трудности социализации детей-сирот связаны с обеднением основных источников социализации:
1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;
2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений;
3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;
4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями.
Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки-выпускники детского дома, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки.
Существует ряд факторов, препятствующих успешной социально-трудовой адаптации выпускников.
- Неопределенность социального статуса. Выпускники не принадлежат ни к одной социальной группе , не имеют семьи, а после выпуска лишаются принадлежности к своему учреждению.
- Значительное отклонение в состоянии здоровья и в психическом статусе. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у них часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
- Особенности психического развития, что проявляется в первую очередь во взаимоотношениях с окружающими. Процесс общения со взрослыми характеризуется напряженностью, неадекватностью форм взаимодействия.
- Специфика формирования личности. Большое значение для человека имеют надежды на будущее , желания, стремления. Наши дети живут сегодняшним днем, они редко ставят перед собой цели , ориентиры. Рентные установки означают стремление выпускника получить максимум того, что может дать ему статус сироты. Вы все можете выделить типичные модели поведения выпускников в постинтернатный период . Объединение нескольких человек в одной квартире, чтобы другие сдавались, переход после окончания первого ПУ во второе не для того чтобы получить новую специальность, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении, вместо устройства на работу, обращение в центр занятости для получения пособия. Свои блага они ищут не в себе и своих силах, а во внешних источниках.
- Специфика усвоения норм и ценностей. Несмотря на то, что детские дома ориентируют своих выпускников на позитивные ценности, большинство из них не могут реализовать сформированные установки на практике. Они привыкли нарушать навязанные им извне правила.
- Замедленное осознание своего места в социуме в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями включая направленность на овладение профессией. У них сильно занижены притязания на образование, карьерный рост. Свыше 80% детей-сирот детских домов , ориентируясь на реальную ситуацию, ожидают направления в ПУ, на работу и только единицы мечтают о продолжении образования. Старшие воспитанники, если и желали бы учиться дальше, не видят в этом необходимости, ссылаясь на отсутствие серьезной материальной поддержки для дальнейшего обучения . Отсюда—ориентация сирот на профессии, дающие хорошо заработать и возможность прокормиться (швея, плотник, каменщик, маляр-штукатур). Такова ныне целевая установка детей-сирот.
- Неуверенность в будущем. Свою взрослость часто выпускники связывают с формальными характеристиками (получение паспорта, профессии, сексуальным опытом, а не с умением отвечать за свои поступки, постоянной работой, хорошим профессионализмом, полной семьей) .
- Несформированность семейных установок, готовность к созданию семьи. В основном они не могут создать полноценные семьи из -за слабо развитого чувства ответственности и из-за безразличия к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь. Мотивация общения- как можно больше получить помощи и услуг.
- Недостаточное освоение бытовых навыков и умений.
- Отсутствие помощи и поддержки семьи, отсутствие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми. Этим определяется в основном страх перед выпуском. У ребят остро стоит проблема выбора значимых лиц, на которых бы они могли положиться.
Исходя из собственных наблюдений и отслеживания судьбы выпускников я сделала вывод: что в основном ребят можно разделить на две группы с «проблемно жизненным сценарием» и «благоприятным жизненным сценарием». Проблемные подразделяются на 2 подгруппы « Неизвестность т.е. незаконченность, непредсказуемость» и «Нарушение закона». Основу проблемного сценария составляют личностные характеристики выпускника, его ярко выраженное нежелание следовать социальным нормам, негативные черты и вредные привычки.
Благоприятные сценарии основаны на незаурядных личных качествах выпускника, который способен повзрослеть без участия семьи и при этом сохранить внутренний стержень.
Наличие большого числа факторов, затрудняющих процесс социальной адаптации и интеграции в общество вызывает необходимость оказания им в первый период их самостоятельной жизни всесторонней помощи и поддержки.
Значительную роль в решении проблем выпускников нашего учреждения играет социально-психологическая служба . Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного рода заявлений. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы в том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае. В связи с тем, что основная направленность взаимодействия человека и социальной среды связана с удовлетворением потребностей, связанных с обеспечением существования человека, т. е. трудом, то можно говорить о социально-трудовой деятельности как ядре адаптационного процесса.
В стратегическом плане важно определить основные направления трудовой подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Одно из направлений — труд по самообслуживанию,
Другое направление — достижение оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина.
Еще одно направление — подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональной деятельности.
Если раньше основными задачами педагогов в этом направлении являлось — подготовка воспитанников к труду на государственных предприятиях по массовым рабочим профессиям, то сейчас поставлены иные акценты.
Во-первых, создать условия для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.
Во-вторых, подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.
В-третьих, развитие у них предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления, к разумному риску, честности и порядочности.
В-четвертых, формирование у выпускников детских домов и школ-интернатов профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.
В-пятых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения.
В-шестых, воспитание культуры личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культура труда, экономическая экологическая, правовая культура). В соответствии с такой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки.
Постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами.
Необходимо, помочь выпускнику перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Не случайно в последние годы стали говорить о создании социально- психологической службы сопровождения выпускников , которая служила бы переходной формой из мира интерната во внешний мир, создала среду общения, положительные ценностные представления, помогла бы делать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивала их успешность и запас положительного опыта, ведет работу по преодолению тяги к негативному образу жизни. В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности. В Московской области двигаться в правильном направлении позволяет «Закон о Патронате»
Программа постинтернатной адаптации решает следующие задачи:
1) оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
4) вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
5) разработка предложений по социально-педагогической коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору.
Стремление выпускника к эмоционально значимым отношениям со взрослым, независимо от того , кто этот человек(работник учреждения, родственник) - один из основных ресурсов выпускника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Комплексно-целевая программа «Развитие системы социально-трудовой адаптация обучающихся коррекционной школы VIII вида»
Программа объединяет систему социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на максимальную социальную и трудовую адаптацию учащихся специальной (ко...
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников детского дома
Воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве ...
Проблемы трудового воспитания, профессиональной подготовки и социально-трудовой адаптации выпускноков коррекционных учреждений VIIIвида
Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида (образовательного учреждения для умственно отсталых учащихся) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и ...
Социально-трудовая адаптация учащихся.
Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду. Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями....
Международная научная конференция в рамках Дней славянской письменности и культуры "ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО РОССИИ И СТРАН АТР КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Представлены рабочие документы конференции, фотоотчет и документы, подтверждающие участие в данной научной конференции....