Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию познавательной сферы
материал
В данной работе представлены результаты работы по Программе коррекционно-развивающих занятий о формированию и развитию базовых учебных действий «Учусь и развиваюсь» для обучающихся 6-8 классов с ОВЗ» . Цель программы - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, посредством развития базовых учебных действий (БУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoringsformirovannosti_bud_u_obuchayushchihsya_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 164.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг по формированию и развитию базовых учебных действий
«Учусь и развиваюсь» для обучающихся 6-8 классов
2020-2021 учебный год
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД) является мониторинг.
Мониторинг формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий провоцирующих детское действие.
Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является системно - деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность
вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Цель мониторинга уровня сформированности БУД:
отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Задачи мониторинга:
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждой ступени образования в условиях внедрения ФГОС.
- Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.
Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности обучающихся, поступивших в школу. Поэтому в начале сентября проводится стартовая диагностика совместно с психологом школы.
Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период.
Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.
Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его
смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Методы сбора информации:
- наблюдение;
- беседа.
Список методик для мониторинга
- «Лесенка» (1- 4 класс).
- Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
( 3 - 4 класс.)
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
- «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Источник информации:
- Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г. Асмолова. – 3е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.: ил.
Данные о сформированности личностных БУД
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Определение своего отношения к школьной действительности. | Определение значимости познавательной деятельности для ребенка, умение задавать вопрос. | Умение устанавливать связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами обучающихся. | Самооценивание результата учебной деятельности. | ||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||||||||
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||||
ИТОГО: | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- |
Данные о сформированности регулятивных БУД
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Определение цели учебной деятельности. | Действие удерживать цель деятельности до получения ее результата. | Планирование решения учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. | Осуществление итогового и пооперационного контроля деятельности. | Действие сравнивать с эталоном результаты деятельности. | Оценивание по параметрам своего задания (легко или возникли трудности). | ||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||||
ИТОГО: | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- |
Данные о сформированности познавательных БУД
№ | Ф.И. обучающегося | Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. | Знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план. | Знаково-символические действия – кодирование. | Выявлять уровни развития операции логического мышления – анализ и сравнение. | Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. | Выявлять сформированность логических действий установления взаимно-однозначного соответствия. | Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. | |||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | |||||||
1. | |||||||||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- |
№ | Ф.И. обучающегося | Уровень смыслового чтения. | Навык грамотной устной речи. | Работа со "свернутой" информацией. | Соблюдение простейших норм речевого этикета. Понимание речевое обращение другого человека. | Действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера). | Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия. | Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. | Участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время. Работать в паре. | Действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. | ||||||||||||||||||
в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | в | п | и | ||
1. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||||||||||||
11. | ||||||||||||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- | 0- 1- 2- 3- 4- 5- |
Данные о сформированности коммуникативных БУД
Диагностика сформированности базовых учебных действий
Сформированность личностных БУД | ||||||||
Уровень | Кол-во набранных балов | Количество обучающихся | ||||||
В. | П. | И. | В. | П. | И. | |||
Низкий уровень | 0 - 1 балл | |||||||
Средний уровень | 2 - 3 балла | |||||||
Высокий уровень | 4 - 5 баллов |
Сформированность регулятивныхБУД | |||||||
Уровень | Кол-во набранных балов | Количество обучающихся | |||||
В. | П. | И. | В. | П. | И. | ||
Низкий уровень | 0 - 1 балл | ||||||
Средний уровень | 2 - 3 балла | ||||||
Высокий уровень | 4 - 5 баллов |
Сформированность познавательныхБУД | ||||||||
Уровень | Кол-во набранных балов | Количество обучающихся | ||||||
В. | П. | И. | В. | П. | И. | |||
Низкий уровень | 0 - 1 балл | |||||||
Средний уровень | 2 - 3 балла | |||||||
Высокий уровень | 4 - 5 баллов |
Сформированность коммуникативных БУД | ||||||||
Уровень | Кол-во набранных баллов | Количество обучающихся | ||||||
В. | П. | И. | В. | П. | И. | |||
Низкий уровень | 0 - 1 балл | |||||||
Средний уровень | 2 - 3 балла | |||||||
Высокий уровень | 4 - 5 баллов |
Приложение 1
«Лесенка»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
При работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Приложение 2
"Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова
Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.
Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).
Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Приложение 3
Определение мотивов учебной деятельности
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы | Мотивы, № | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I выбор | ||||||
II выбор | ||||||
III выбор | ||||||
Контрольный |
- Внешний мотив - 0 баллов;
- учебный мотив – 5 баллов;
- позиционный мотив - 3 балла;
- социальный мотив – 4 балла;
- отметка - 2 балла;
- игровой мотив - 1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Приложение 4
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тест предназначен для диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.
Учащихся просят привести примеры:
- принципиального поступка;
- зла, сделанного тебе другими;
- доброго дела, свидетелем которого ты был;
- справедливого поступка твоего знакомого;
- безвольного поступка;
- проявления безответственности и др.
Интерпретация результатов теста
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
- 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
- 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
- 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся»
Коррекционно – развивающие занятия «Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся"...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования (по выявлению и развитию способностей обучающихся)
Программа и проект направлены на выявление и поддержку талантливых и одарённых детей ДШИ....
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по адаптации
В данном документе представлены данные аналитической справки о готовности к адаптации в среднем звене обучающихся 4-в класса (апрель 2020 года), также представлен отчет по результатам...
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по социализации
Здесь представлен анализ результатов мониторинга уровня социализации обучающихся 5-6, 10х классов 2020-2021 учебного года (анкеты оценки базисных характеристик личн...
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ...