Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
материал
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Школа – интернат №10»
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Подготовила:
Кимлач Вероника Дмитриевна
Городец, 2022
«Гнев. Почему я злюсь?»
Этюд «Король Боровик не в духе»
Цель: Развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание: Педагог читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
(В. Приходько)
Игра «Тух-тиби-дух»
Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.
Описание: Педагог обращается к детям: « Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, педагог – в центре круга. Дети идут по часовой стрелке, педагог – против. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» - все останавливаются. Педагог останавливается напротив одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Упражнение «Два барашка»
Цель: Снятие невербальной агрессии, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Описание: Педагог разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Дети, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Примечание: Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
Обсудить ощущения после «схватки», что чувствовал каждый участник.
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: Развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание: Педагог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение изображено на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала весёлое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Игра «История про Танечку и Ванечку»
Цель: Развитие чувственного восприятия, формирование способности снятия негативного состояния у товарища.
Описание: Педагог рассказывает детям историю про Танечку и Ванечку:
«Жили-были Танечка и Ванечка. Были они замечательными детьми: всем всегда помогали, со всеми дружили. Как вдруг что-то произошло. Вышли они как-то гулять на улицу, и налетела на них тучка-Злючка. Унесла тучка-Злючка Танечку и Ванечку в волшебное королевство Злобляндию. И в этом королевстве не узнать было наших героев, научились они злиться, драться и кусаться. Как вы думаете, легко ли живётся злым людям на свете? (Дети предлагают варианты ответов). Но был у Танечки и Ванечки лучший друг Паша. Решил Паша помочь своим друзьям и победить тучку-Злючку. Ребята, как вы думаете, как можно победить тучку-Злючку? (Дети предлагают варианты ответов). Вот и Паша задумался, что ему делать. Хотел сначала тучку на бой вызвать, да встретил одного мудрого старика, который сказал ему: «Зло ты злом не победишь, только людям навредишь!» Удивился Паша и спрашивает: «А чем же я смогу победить?» Улыбнулся старик и ответил: «Зло можно победить только добром…» А теперь ребята, давайте выберем Танечку и Ванечку, которых заколдовала тучка-Злючка (двое детей изображают сердитых героев рассказа). А все остальные дети придумывают по одному ласковому слову и по очереди будут подходить к Танечке и Ванечке, ласково называть и одного и другого. После того, как назовете ласковое слово, пожалейте Танечку и Ванечку. А мы посмотрим, как происходит волшебное превращение».
Игра «Шкала гнева» (по Дж. Мигеру)
Предлагаемая методика проста и безопасна; она позволяет детям различать такие состояния, как раздражение, недовольство и гнев. Особенно эффективна методика в работе с агрессивными, импульсивными и возбудимыми детьми, позволяет им контролировать проявления собственных чувств. Педагог участвует в игре наравне с детьми, демонстрируя разные формы проявления гнева.
Цель: Усвоение ребенком определенных способов, позволяющих ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства, т.е. контролировать проявление собственных чувств.
Материалы: на доске изображена мишень или прикреплена уже готовая на тканном или другом полотне, небольшие мешочки с бобами, шарики.
Описание: Мешочки бросают в мишень с определенного расстояния. Мешочки и мячики отскакивают от мишени с силой, пропорциональной силе броска. Педагог, для того, чтобы продемонстрировать ребенку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки и мячики в мишень с разной силой.
В начале упражнения педагог объясняет, что раздражение – это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребенку сделать тоже самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда …» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда …», педагог и ребенок поочередно бросают мешочек со всё большей силой. И, наконец, изо всех сил. Чтобы ребенок идентифицировал это чувство, педагог обсуждает с ребенком, что тот ощущает в момент раздражения. (Здесь следует обратить внимание ребенка и на тот факт, что в момент наибольшего раздражения и злости мешочек или мячик может отскакивать от мишени и стать «угрозой» для стоящего. Обсудить этот момент).
Игра «Шариковая груша»
Цель: Переживание состояния эмоционального накала чувства злости; эмоциональная разрядка.
Материалы: Воздушные шары, скотч, нитки, веревочка.
Описание: С помощью ведущего дети надувают шары, скрепляют их скотчем между собой таким образом, чтобы получилась «груша» (к 1-му шару прикрепить 2 шара, к прикрепленным двум — еще по 2 шара, то есть 4 и т. д.). «Грушу» подвешивают к потолку на уровне роста детей. Дети должны лопнуть все шарики, не используя никаких предметов (пальцами, зубами, плечами друг друга и т. п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...
Программа коррекции и развития познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают ма...
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в коррекционном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ в учёбе. Активное введение в традици...
Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ
Занимательные задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ...
Компекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при ...
Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Весна- красна!"...