Программа наставничества "Шаг к успеху"
методическая разработка
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva_skityaeva_l.yu_.docx | 50.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
форма «специалист - специалист»
«Шаг к успеху»
(наименование темы наставничества)
на период ___2022/2023 учебный год________
(период реализации программы наставничества)
Наставник: Скитяева Л.Ю., учитель -логопед
ФИО, должность, предмет
Наставляемый: Рябоконь А.В., учитель - логопед
ФИО, должность, предмет
Куратор: Иваськевич Л.Ю., и.о. заместителя директора по УР
ФИО, должность
2022 г.
Программа наставничества «специалист- специалист» разработана в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом».
Тема «Шаг к успеху».
Цель: Обеспечение успешного вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность и дальнейшее закрепление в ней через создание условий для его профессионального становления.
Задачи:
- Оказание методической помощи молодому специалисту в формировании и повышении общедидактического и методического уровня организации логопедического сопровождения;
- Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
- Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Прогнозируемый результат:
- Умение планировать логопедическую деятельность на учебный год.
- Определение форм, методов и средств логопедического сопровождения, обучающихся с речевыми нарушениями.
- Определение объема, содержания, целевой направленности групповых программ логопедического сопровождения обучающихся. Организация их реализации с учетом особых образовательных и социально- коммуникативных потребностей обучающихся с нарушениями речи.
- Разработка индивидуальных программ логопедического сопровождения обучающихся.
- Применение современных образовательных и логопедических технологий, включая информационные ресурсы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
- Формирование базовых учебных действий у обучающихся в процессе логопедического сопровождения.
- Анализ эффективности реализации программ сопровождения обучающихся.
- Оценка динамики в формировании компонентов речевой системы на протяжении учебного года.
- Составление логопедического представления на обучающегося для ППк.
- Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития обучающихся.
- Непрерывное самообразование молодого специалиста и повышение его профессионального мастерства.
Формы работы:
- Самообразование – выбор темы для самообразования и дальнейшая планомерная, регулярная работа, результатом которой является продукт, представляемый в форме статьи, методической разработки, программы, методических рекомендаций.
- Обучение педагога на рабочем месте, обеспечение его активного участия в деятельности методического объединения специалистов службы сопровождения.
- Методическое сопровождение начинающего учителя – логопеда через посещение занятий педагога – наставника и представление своих занятий педагогу - наставнику.
- Участие в вебинарах, онлайн- семинарах, конференциях, прохождение курсов повышения квалификации.
Нормативной базой программы являются следующие федеральные
и региональные документы:
− Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
− Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»;
− Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
− Методология (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утверждённая распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145;
− Приказ Министерства образования Камчатского края от 26 июня 2020 года «О внедрении Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в Камчатском крае.
Сведения | о вновь прибывшем специалисте | о педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Рябоконь Анастасия Владимировна | Скитяева Людмила Юрьевна |
Образование | Высшее | Высшее |
Какое учебное заведение окончил | ФГБОУ ВО «КамГУ им.Витуса Беринга» | Государственная социально – гуманитарная академия, 2006г. «Учитель олигофренопедагог. Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта». |
Педагогический стаж | - | 7 лет |
Место работы | КГОБУ Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | КГОБУ Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
Должность | Учитель - логопед | Учитель- логопед |
Учебная нагрузка | 20 часов | 34 часа |
Класс | ||
Классное руководство | ||
Квалификационная категория | ||
Курсы повышения квалификации | 1. Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования». «Реализация образовательной и коррекционно – развивающей деятельности для обучающихся с ТМНР». 8 часов. 12.05.2021г. 2. Московский институт современного академического образования. «Организация и содержание логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС». 144 часа, 14.10.2020-19.11.2020г. 3. АНО ДПО Международная академия дополнительного образования. «Особенности коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)».- 180часов, 05.02.2022-11.03.2022г. 4. АНО ДПО Международная академия дополнительного образования. «Логопедический массаж в комплексной системе речевых нарушений» - 72 часа 12.01.2022-25.01.2022г. 5. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «ФОРТ ЭДЬЮКЕЙШН (Образование)». «Массаж в логопедической практике (направления, приемы и технология проведения)».- 144 часа 14.04.2022-29.04.2022. 6. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «ФОРТ ЭДЬЮКЕЙШН (Образование)». «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях». – 144 часа. 14.04.2022-029.047.2022г. 7. ООО «Центр инновационного образования и воспитания». «Основы обеспечения информационной безопасности детей».- 36 часа. 08.01.2022г. 8. ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет «Разработка и реализация специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с нарушениями интеллекта, с тяжелыми нарушениями развития в контексте требований ФГОС» -48 часов. 28.10.2022г. |
Приложение 1
ОПРОСНИК
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ И АДАПТИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ К
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данный опросник позволяет диагностировать качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению преподавателя. При тестировании выбирайте номера тех вопросов, на которые вы даете положительный ответ, и записывайте их друг за другом в столбик. Ключ к данному опроснику и пример диагностирования приводятся в ниже.
1. Умеете ли вы владеть собой в трудных или неприятных для вас жизненных ситуациях?
2. Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?
3. Вы всегда терпеливо и благожелательно слушаете ответ учащегося, о котором знаете, что он
все списал?
4. Любите ли вы оживленную обстановку в классе?
5. Охотно ли вы выступаете на собраниях, конференциях, семинарах?
6. Используете ли вы нетрадиционные методы и приемы в учебно-воспитательной работе?
7. Легко ли вы привыкаете к иному распорядку дня?
8. Можете ли вы быстро сорганизоваться, собраться?
9. Вы никогда не опаздывали на занятия?
10. Можете ли вы выполнять работу в конце дня так же легко и свободно, как и в его начале?
11. Способны ли вы заставить себя выполнять рискованное для вас действие?
12. Можете ли вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится руководству?
13. Охотно ли вы участвуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?
14. Легко ли вы переходите в течение дня от одного вида занятий к другому?
15. Вы всегда твердо уверены, что справитесь с любым делом?
16. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять
масла в огонь»?
17. Легко ли вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?
18. Быстро ли вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?
19. В состоянии ли вы долго ждать, например в очереди?
20. Способны ли вы к риску в своей повседневной жизни?
21. В состоянии ли вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?
22. Часто ли вам удается сдержать свой гнев?
23. Вы всегда следуете рекомендациям руководства?
24. Вы воздерживаетесь от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?
25. Легко ли вы меняете методику и ритм работы?
26. Хватает ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил?
27. Умеете ли вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?
28. Хотите ли вы иметь опубликованные работы?
29. Вы всегда прощаете людям их ошибки?
30. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?
31. Имеете ли вы опубликованные работы?
32. В состоянии ли вы работать длительное время без перерыва?
33. Способны ли вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?
34. Случалось ли вам вносить элементы новизны в работу по личной инициативе?
35. Легко ли вы приспосабливаетесь к различным стилям работы ваших руководителей?
36. Начинаете ли вы работать на занятиях сразу и в полную силу?
37. Легко ли вам одновременно выполнять несколько действий (помогать учащемуся, слушать
ответ и одновременно отвечать на вопросы и т.п.)?
38. Можно ли вас спровоцировать на новое, неизвестное дело?
39. Вам удается преодолеть накопившуюся усталость при входе на очередное занятие?
40. Легко ли вы сходитесь с новыми коллегами по работе?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
36
41. Можете ли вы интенсивно работать продолжительное время?
42. Добиваетесь ли вы на открытых занятиях более высокого результата, чем на обычных?
43. Можете ли вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководителя?
44. Можно ли сказать, что вы исполнительный работник?
45. Охотно ли вы выступаете на педсоветах, конференциях, родительских собраниях?
46. Трудно ли вас вывести из равновесия?
47. Быстро ли вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезнь, каникулы, отпуск
и т.п.)?
48. Легко ли вы приспосабливаетесь к переменам в настроении начальства?
49. Удается ли вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?
50. Легко ли вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с вашей стороны?
51. Вы всегда приходите на помощь коллеге?
52. Удается ли вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?
53. Способны ли вы преподавать в течение дня шесть–восемь часов подряд?
54. Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха?
55. В состоянии ли вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении какой-либо
определенной задачи?
56. Нравится ли вам состязаться со своими коллегами в профессиональной деятельности?
57. Можете ли вы, если это нужно, быстро включиться в работу?
58. Легко ли вы переходите к работе по новым учебным планам, пособиям и т.п.?
59. Удается ли вам легко приспособиться к педагогическому контролю за вашей работой?
60. Имеете ли вы поощрения за свою педагогическую деятельность?
61. Умеете ли вы проявлять терпение и такт при общении с непонятливыми людьми?
62. Можете ли вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?
63. Вы всегда спокойно переносите свои поражения, неудачи и провалы?
64. Способны ли вы быстро сосредоточиться перед предстоящими занятиями?
65. Охотно ли вы вводите новые элементы в ход и методику занятий?
66. В своей работе вы можете, в основном, обходиться без помощи других?
67. Легко ли вам удается приспособиться к более медленному темпу работы, если это необходимо?
68. Могут ли коллеги по работе, учащиеся (студенты) изменить ваше плохое настроение?
69. Вы легко входите в контакт с новой аудиторией?
70. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками?
71. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное решение?
72. Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы?
73. Быстро ли вы привыкаете к новому коллективу?
74. Стимулирует ли вас неудача?
75. В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
76. Способны ли вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?
77. Быстро ли вы реагируете на происходящее на занятиях?
78. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?
79. Вы всегда легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?
80. Терпеливы ли вы при работе с медлительными людьми?
81. Часто ли вы бываете уверены в своих силах?
82. Любите ли вы менять места отдыха?
83. Быстро ли вы приступаете к работе, получив новое указание администрации?
84. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
85. В состоянии ли вы воздержаться от замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
37
86. В состоянии ли вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты вашей жизни?
87. Терпеливы ли вы при общении с «трудными» учащимися (студентами)?
88. Быстро ли вы просматриваете газеты, журналы, книги?
89. В состоянии ли вы спокойно ждать опаздывающего звонка на занятия или с занятий?
90. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
91. Спокойно ли вы относитесь к неожиданным изменениям в расписании занятий, распорядке
дня и т.д.?
92. Охотно ли вы беретесь за деятельность, требующую настойчивости и упорства?
93. Легко ли вы отходите от старых шаблонных методов в вашей работе?
94. Умеете ли вы быстро восстановить свои силы?
В данном тесте диагностируются следующие личностные характеристики будущего или
настоящего преподавателя, показывающие степень сформированности и развития его профессиональных личностных качеств:
1. Способность к творчеству | 6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65, 88, 93 |
2. Работоспособность | 10, 26, 32, 36, 37, 41, 47, 49, 53, 57, 64, 94 |
3. Исполнительность | 7, 12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83, 91 |
4. Коммуникабельность | 4, 16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87 |
5. Адаптированность | 2, 19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73, 77, 78, 89 |
6. Уверенность в своих силах | 5, 8, 11, 21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92 |
7. Уровень самоуправления | 1, 14, 17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71, 86, 90 |
8. Коэффициент правдивости (К) | 3, 9, 15, 23, 39, 51, 62, 63, 79 |
Приложение 2
АНКЕТА
для выявления запросов наставляемых
ФИО ___________________________________________________________________________
Какой предмет Вы преподаете _____________________________________________________
Стаж работы _______________
№ п/п | Вопрос | Ответ |
Удовлетворены ли Вы своей профессией и местом работы? |
| |
Охарактеризуйте Ваши отношения с администрацией |
| |
Что Вы считаете наиболее важным в работе? |
| |
Что из перечисленного представляет для Вас наибольшее затруднение? |
| |
К кому Вы обращаетесь за помощью, в затруднительных ситуациях? |
| |
Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки? |
| |
Каких знаний, умений, навыков или способностей Вам не хватает в Вашей педагогической деятельности? | Педагогических знаний
Педагогических умений
Педагогических способностей
| |
В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности? |
| |
Каким формам повышения квалификации Вы бы отдали предпочтение? |
| |
Каким направлениям обучения Вы бы отдали предпочтение? |
| |
Что вас привлекает в программе наставничества? |
|
*выберите один или несколько вариантов ответов, или допишите свой вариант
Рекомендовано:
Форма наставничества__________________________________________________________
Программа(ы) наставничества___________________________________________________
Обучение_____________________________________________________________________
Другое_______________________________________________________________________
Дата_____________ Подпись ответственного лица__________________________________
(подпись/ФИО/должность)
Приложение 3
АНКЕТА
для выявления компетенций наставника – педагога
ФИО педагога ____________________________________________________________________
Место работы (если он внешний совместитель указать основное место работы и совмещение) ________________________________________________________________________________
Должность _______________________________________________________________________
Стаж ____________________________________________________________________________
Квалификационная категория_______________________________________________________
№ п\п | Вопрос | Ответ |
1 | Есть ли опыт работы в качестве наставника? |
|
2 | Почему Вы решили стать наставником? |
|
3 | Какие у вас есть качества, навыки или другие характеристики, способные принести пользу молодежи? |
|
4 | Готовы ли вы взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества с момента вашего прикрепления к наставляемому до ее завершения? |
|
5 | Сколько времени в неделю вы готовы уделять наставничеству? |
|
6 | Вы готовы регулярно и открыто общаться с куратором программы, ежемесячно предоставлять информацию о вашей наставнической деятельности, а также получать отзывы относительно вашего участия в программе наставничества? |
|
7 | В каких обучающих мероприятиях в рамках программы наставничества вы готовы принимать участие? |
|
8 | Готовы ли вы работать с людьми группы риска и ОВЗ? |
|
9 | В чем Вы видите результаты осуществления Вами наставничества? |
|
10 | Какими нижеперечисленными качествами на Ваш взгляд должен обладать наставник? |
|
11 | Какими нижеперечисленными качествами на Ваш взгляд Вы обладаете? |
|
12 | Какими качествами на Ваш взгляд должен обладать наставляемый? |
|
Самоанализ
Мои сильные стороны (3-5) | В каких ситуациях и каким образом они проявляются |
Мои слабые стороны (3-5) | В каких ситуациях и каким образом они могут стать позитивными |
Портрет наставника: _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Рекомендовано:
Форма наставничества ___________________________________________
Программа наставничества ____________________________________________
Обучение ____________________________________________________
Другое_______________________________________________________________________
Дата __________ Ответственное лицо______________________________________________
подпись/ФИО/должность
Приложение 4
Анкета
«Изучение затруднений в работе начинающего педагога»
______________________________________________
(Ф.И.О., учреждение образования)
№ | Вид деятельности | Самооценка «+» или «-» |
1. Анализ педагогической деятельности | ||
1. | Умение проводить самоанализ урока/занятия | |
2. | Умение проводить самоанализ воспитательного мероприятия | |
3. | Умение анализировать качество знаний и уровень воспитанности | |
2. Планирование. | ||
1. | Тематическое | |
2. | Поурочное | |
3. | Воспитательной работы | |
4. | Кружка, факультатива | |
5. | Работы с родителями | |
3. Организация. | ||
1. | Личного труда | |
2. | Учебно-познавательной деятельности учащихся/воспитанников | |
3. | Внеурочной воспитательной работы | |
4.Контроль и коррекция. | ||
1. | Самоконтроль и коррекция | |
2. | Контроль уровня воспитанности | |
3. | Коррекция знаний учащихся/воспитанников | |
5.Владение технологией современного урока/занятия. | ||
1. | Постановка триединой цели урока/занятия | |
2. | Выбор типа урока/занятия | |
3. | Отбор главного, существенного в содержании учебного материала | |
4. | Отбор методов и форм организации познавательной деятельности | |
5. | Способы дифференциации обучения | |
6. Индивидуальные затруднения (укажите вопросы, по которым нужна консультация) | ||
1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Путь к успеху"
Цель программы – создание условий, способствующих всестороннему развитию подростка, формирование личной мотивации к познанию и творчеству, повышение уровня личной культуры через активное участие и орг...
программа "Путь к успеху"
программа коррекции нарушений у подростков с асоциальной направленностью...
презентация к родительскому собранию по программе "Путь к успеху"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по программе "Путь с успеху" в 10-11 классах. Тема "Стратегии копинг-поведения в профилактике употребления ПАВ." Дается опр...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Территория успеха»
Образовательный процесс в центре представляет собой практическую реализацию инноваций, направленных на повышение качестваобучения, создание условий для успешной социализации личности на основе усилени...
Профилактическая программа "Путь к успеху"
Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы...
Адаптированная программа "Семь вершин успеха"
Трагедия нашего воспитания состоит в том, что оно в первую очередь обращает внимание на недостатки.В.А. Сухомлинский •Программа работает в школе 4 года. За основу взята программа "Город звёзд" (журнал...
ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА
Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...