Использование информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра
материал
В данном материале описывается опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий учителем - логопедом в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_uchitelem-logopedom_111.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных (ИКТ). Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино- аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
В последнее десятилетие появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и других гаджетов, стал доступным интернет. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь современного ребенка. Разработано большое количество авторских программных продуктов с участием педагогов и психологов специально для детей с речевыми нарушениями. Цель таких программ - воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи.
Использование ИКТ на занятиях учителя-логопеда позволяет: Р аботать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик речи: - звукопроизношение (артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв); - просодические компоненты речи; - обучение грамоте (фонематический анализ и синтез, фонематические представления); - лексико-грамматические средства языка (словообразование, словоизменение); - речевое дыхание; - общая и мелкая моторика; - формирование зрительно-пространственных отношений; - связная речь (составление или пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок); Повысить качество обучения детей с ОВЗ; Р азвивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление); Повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений; Обеспечить психологический комфорт на занятиях.
Однако, используя на своих занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его. Компьютерные технологии должны включаться в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия как дополнительные инновационные элементы. В связи с этим, использование компьютера на логопедическом занятии, нужно рассматривать как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени.
Контингент обучающихся нашей школы составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения детей с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку на занятиях. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желания учителя - логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок - призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Внедрение ИКТ сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Современные дети растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы детей с компьютерами, мы не уйдем от необходимости применения компьютерных технологий в педагогической практике. В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.
В своей работе по коррекции устной и письменной речи у обучающихся с интеллектуальным нарушениями и расстройствами аутистического спектра мною активно используются ИКТ. Кабинет логопеда оснащен компьютером со всеми необходимыми составляющими. За последнее время была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:
1. Подбор, установка и использование в работе коррекционно-развивающих логопедических программ и программ по коррекции психических процессов:
компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»: Состоит из следующих блоков: Неречевые звуки. Звукопроизношение. Речевые звуки. Развитие связной речи. Включает более 1000 чистоговорок , скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
- компьютерная обучающая программа «Баба - Яга учится читать»;
Компьютерная программа «Баба - Яга учится читать»; представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба - Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги - Букварик и Слогарик.
- компьютерная обучающая программа «Баба - Яга учится считать»;
- компьютерная обучающая игра «Веселая читайка»; - компьютерная обучающая игра «Занимательная логика»; - компьютерная обучающая игра «Мир вокруг нас»;
2. Разработка авторских мультимедийных презентаций: «Артикуляционная гимнастика», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Фрукты», «Овощи», «Посуда», «Слова-действия», «Глагол», «Прилагательное» и многие другие.
Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность;
3. Подбор и систематизация аудио и видеоматериалов: - «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой; - логопедические распевки и песенки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры; - аудиосказки , потешки, стихи;
4. Использование интернет - ресурсов в работе учителя - логопеда: - интерактивные игры портала « Мерсибо »; - интерактивные игры портала « Логозаврия » ( раздел «Уроки Мудрой Совы»); - интерактивные игры портала «Играемся» и многие другие; 5. Проведение онлайн - занятий в процессе дистанционного обучения
6. Сбор и систематизация книг и пособий по логопедии в электронную библиотеку; 7. Использование ИКТ в процессе ведения документации учителя - логопеда (речевые карты, логопедические представления, планы, расписание занятий, отчеты, списки детей и др.).
За последний год использования ИКТ на логопедических занятиях с детьми с нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра показывает свою эффективность. Наблюдается положительная динамика в: повышении мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправление существующих речевых нарушений; активизации познавательной деятельности детей; осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку; формировании и развитии навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов; обеспечении психологического комфорта на занятиях; формировании и развитии звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
Таким образом, мы видим положительные результаты в использовании информационно - коммуникационных технологий на логопедических занятиях с детьми с нарушениями интеллекта и расстройствами аутистического спектра и делаем выводы о необходимости дальнейшего их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...
Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Всегда существовала проблема образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...
Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию и развитию речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Рабочая программа учителя-логопеда по формированию и развитию речи у дошкольников с расстройствами аутистического спектра...
«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...
ФОРМЫ РАБОТЫ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них явл...
- Мне нравится (2)