«Главный принцип твоего развития»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Методическая разработка открытого урока воспитательного занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Главный принцип твоего развития» составлена в соответствии с требованиями к уроку открытие нового в системно- деятельностной технологии. Дети с помощью воспитателя формулируют тему, основные определения новых понятий, составляют классификацию, проводят сравнительный анализ. Методическая разработка может быть исползована воспитателями - практиками, работающими в специальных (коррекционных) школах, ищущими ответы на непростые вопросы, связанные с интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Представленная методическая разработка создана на основе практического опыта воспитателя ГПД коррекционной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок воспитательного занятия
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития)
по теме:
«Главный принцип твоего развития»
Джураева Шаходат Шадмановна,
Кандидат психологических наук, Воспитатель ГПД ГБОУ школы № 561
г. Санкт-Петербург
Каждый воспитатель, стремящийся к продуктивной деятельности и активному участи. в жизни общества должен обладать "Навыками XX1 века" С незначительными вариациями в эту группу относят базовую грамотность, инновационное, критическое мышление, умение работать в команде, умение дружить, целеустремленность, умение общаться, толерантность, любовь к ближнему, инициативность, настойчивость, любознательность и т.д. Залогом достаточно высокого уровня формирования личности и активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) является правильно организованный воспитательный процесс развивающей и коррекционной работы.
В условиях современной инновационной экономики задача воспитателя состоит подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) для продолжения развития как личность, образования дальнейшей профессиональной деятельности и создании новых технологий. Целью воспитания является личностный результат каждого ребёнка. Основой достижения развивающих целей воспитания является активность детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).
В процессе воспитательной деятельности знания не передаются в готовом виде воспитателем, а добываются воспитанниками самостоятельно. Для того, чтобы эта деятельность были возможны, необходимы мотивация, увлеченность самого ребёнка. В процессе воспитания надо создавать ситуации, когда "обнаружение" нового знания и понимание детьми "научной новизны" ощущалось бы им как радость открытия.
Цели:
1. Научить внимательно слушать и понимать новую информацию, задавать необходимые уточняющие вопросы для лучшего усвоения услышанного. сформировать приёмы правильного слушания;
2. Закрепить применение приёмов правильного слушания с помощью практических упражнений.
Материалы для занятия: дидактические карточки с заданиями «Посмотри, анализируй, выбирай».
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об умении слушать и услышать. Чтобы создать положительный настрой для нашей работы я всем Вам желаю удачи и больших успехов! Итак, начали. Обучающиеся на «5», как правило, добиваются прекрасных результатов в работе над собой: проходят «прокачку» по всем параметрам, которые можно прокачать, и достаточно быстро. Скажите, пожалуйста, как же это им – «отличникам» удается? Как, по Вашему, что такое «заряжаться на успех»?
Дети рассказывают своё мнение, воспитатель, вместе с детьми внимательно, анализирует. Выводы…………………………………………………………………………….
А знаете, ребята, всё дело в принципе. Принципе правильного выбора навыков для отработки.
Любой навык можно оценить по двум критериям:
- Простой или составной
- Зависит только от тебя или не только от тебя.
Важно: для тренировки выбирай только простые навыки, которые зависят только от тебя.
Простой навык понятно, а как сделать? – например, улыбаться. Составной навык состоит из множества простых, и не всегда сразу понятно каких – например, умение правильно ответить на уроке на вопросы учителя. Приведу примеры:
- Следить и слушать внимательно – навык простой, зависящий только от тебя.
- Быть уверенным в себе – составной навык, зависящий только от тебя.
- Умение правильно ответить на заданный вопрос – навык составной, зависящий только от тебя.
Главный тезис: эффективно развивать ты можешь только простые навыки, которые зависят только от тебя. Не стоит ставить себе цели развития в составных навыках или в навыках, не зависящих от тебя.
Как применять навык на практике
Воспитатель: ты хочешь стать более общительным. Этот навык, зависит от тебя.
1. Сразу разбивай его на простые и тренируйте именно их.
2. Потренируй умение быстро влезать в любой разговор
3. Потренируй умение поддержать любую тему.
Упражнение
Инструкция:
Надо поделать лицевую гимнастику (например, «Внимательно слушаю», «Я – слушаю, но ничего не понимаю», «Я-умный», «Я-стеснительный», «Я-отличник» и …)– можно найти много простых навыков. Итак, ребята, по Вашему выбору класс делится на две группы: желающие выполнять любые роли и наблюдатели, оценщики. Дети выполняют упражнение. Класс делится на две группы и одни выполняют роли, а другие наблюдают и по очереди рассказывают о своих наблюдениях.
Воспитатель: молодцы ребята! Хотите развиваться? /наблюдает и анализирует реакцию детей/
Для развития выбирай навыки, зависящие только от тебя
Если ты сохраняешь этот принцип, твоё развитие будет идти заметно быстрее и результаты тебя будут радовать.
И ещё добавлю: если ты посмотришь на упражнения мастерской, то увидишь, что они построены именно по этим принципам.
- Учёт времени – простой навык, зависит только от тебя
Инструкция:
- Здоровый сон – простой навык, подсчитай, сколько часов ты спал прошлой ночью
- Напиши свои цели – непростая задача, но попробуй написать
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Замечательно! Кто хочет – может проверить все остальные упражнения, убедись, что всё верно. Именно поэтому работа в мастерской идёт максимально быстро и эффективно! Но даже если ты решил отрабатывать какие-то навыки самостоятельно– соблюдай этот принцип и ты будешь очень доволен результатом.
Игра «Как я слушаю новую тему урока»
Инструкция: Ребята, выбирайте как Вы слушаете новую тему урока и в графе: «что я получаю» выбирайте один из вариантов ответа и ставьте знак «+»
как я слушаю | + | что я получаю | + |
Вообще не слушаю воспитателя (активное "неслушание") Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова воспитателя пропускаю мимо ушей. | Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю | ||
Демонстрирую, что слушаю воспитателя (псевдослушание) Делаю вид, что слушаю, как бы поощряю учителя говорить, но на самом деле пропускаю все мимо ушей. Тупо на автомате повторяю «ясно», «понятно», "да-да, говорите | Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю | ||
Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание) Слышу не все, а только часть сказанного. Не внимаю воспитателю, а скорее выискиваю в его словах то, что нужно мне. Выхватываю отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретирую или понимаю суть сказанного. | Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю | ||
Слушаю и слышу воспитателя (Активное слушание). Поддерживаю с воспитателем зрительный контакт.Выразительно реагирую мимикой и телом на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю, одобряю, «угу-каю» и «ага-каю», давая воспитателю понять, что есть интерес к новой теме, к уроку. Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую слова воспитателя. Выражаю понимание. Подытоживаю основные мысли воспитателя в процессе урока. | Всё отлично понимаю Понимаю Не очень понимаю Совсем ничего не понимаю |
Дети выполняют упражнение.
Воспитатель: Замечательно! Теперь я жду, от Вас ребята, Ваших собственных выводов, предложений и пожеланий.
Ваши выводы…………………………………………………………………..
Предложения……………………………………………………………………
Пожелания………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА
игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...
Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения
ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...
«Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка»
Социальное здоровье как главный элемент гармоничного развития ребенка...
Методическое сообщение "Основные принципы технического развития пианиста"
В данной работе подробно показаны все стадии преодоления технических сложностей в фортепианных произведениях....
Методические рекомендации "Основные принципы технического развития пианиста".
В методической работе поэтапно раскрываются принципы работы над пианистической техникой....
Обучение в группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов технологии развития критического мышления (ТРКМЧП).
Основные цели технологии ТРКМЧП, практическое применение в процессе обучения....
Главные биологические принципы тренировок
тренерам на заметку...