Статья на тему: изотерапия как технология активизации развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью
статья

Макарова Юлия Михайловна

Статья на тему: Изотерапия как технология активизации развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Макарова Ю.М.

Статья на тему:

Изотерапия как технология активизации развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок, лепка) — лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления этого метода:

  • использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;
  • побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Рисуночная терапия, как указывает О. А. Карабанова, рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В связи с этим важной и ответственной задачей для психолога, проводящего изотерапию, является задача разделения в детском рисунке тех его особенностей, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенностями рисунка, отражающими личностные характеристики, с другой.

Рисунок ребёнка – это пригласительная открытка в его мир, окно в бессознательное. Специалист считывает информацию о ребёнке по линиям, цветам, штрихам, расположению рисунка, сюжету и др. Родители могут, обратив внимание на детский рисунок, выявить какие-то особенности в эмоциональном состоянии малыша.

Существуют различные методики, выявляющие различные психологические особенности детей, например:

  • тест «Кактус» М. А. Панфиловой, проективная методика «Вулкан»;
  • «Дом, дерево, человек», «Человек под дождём»;
  • «Дерево в бурю», «Несуществующее животное», «Рисунок человека»;
  • «Автопортрет», «Рисунок семьи», «Рисунок детского сада/школы» и т. д.

Рисунок позволяет не только выявить эмоциональное состояние ребёнка, этот способ также несёт в себе свойство, которое позволяет человеку отреагировать переживания. Рисуя вместе с ребёнком, у вас появляется возможность понаблюдать и за ним, и за собой.

В рисовании нет правильного и не правильного решения, обратите внимание, легко ли вам даётся не ставить каких-то рамок. Важно помнить, что процесс изотерапии не предполагает создания произведения искусства, это инструмент психокоррекции и способ взаимодействия с ребёнком. Атмосфера спокойствия и доброжелательности очень важна для процесса самовыражения.

Материалы для изотерапии: карандаши, краски, пластилин, природные материалы, фломастеры, вырезки для коллажа.

Примеры техник:

  1. «Совместный рисунок» — вы с ребёнком держите карандаш (фломастер/кисть и т. д.) одновременно. Начните рисовать тогда, когда будете готовы не сговариваясь. Когда рисунок будет готов, подумайте о том, кто первый начал рисовать, кто задавал идею, проявлял большую инициативу, было ли просто уступить или хотелось все сделать самостоятельно. Информативность этой техники заключается в выводе о степени вашего контроля над ребёнком, польза так же в том, что вы выполняете совместное действие, которое сплачивает и помогает лучше понять самого себя и того, кто рядом, а это, безусловно, снижает уровень тревожности.
  2. «Точечный рисунок» подойдёт не для всех, но стоит попробовать. Для этой техники подойдут любые материалы: краски, восковые мелки, фломастеры, пластилин и т. д. Рисунок можно заготовить заранее, нарисовав силуэт, а затем вы делаете точки из того материала, который вам больше нравится. Многие, в процессе выполнения этого упражнения, чувствуют расслабление, сосредоточенность. Рисуя, ребёнок начинает лучше фокусировать внимание.

Если техника выполняется пластилином, то необходимо заготовить заранее множество шариков, выложить их на рисунке, а затем надавливать, чтобы получилось цветное пятно.

  1. «Экспрессивный рисунок» является противоположностью «точечного» и подойдёт больше тем, кому сложно выполнять кропотливую, тонкую работу. Рисунок в такой технике наполнен смелыми, хаотичными мазками, небрежными кляксами и случайными пятнами. Подобное творчество помогает реализовать в максимальной степени творческое начало, почувствовать свободу, контроль над процессом. Эта техника подойдёт всем, даже тем, кто думает, что не умеет рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

Игры направленные на сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.

 Семинар для воспитателей ДДИ№1: «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостьюДата проведения семинара:04.05.2012г.» Цели семинара:1.  Закрепить понятия ...

АРТ - терапия – эффективное средство развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в област...

Варианты дидактических игр для сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Серия дидактических игр, направленных на сенсорное развитие дошкольников с ОВЗ для родителей и педагогов....

Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью....

Проект по теме:«Методика использования сенсорной комнаты в коррекции сенсомоторных нарушений развития школьников с интеллектуальной недостаточностью»

В проекте раскрыта актуальность использования сенсорной комнаты для детей с нарушением интеллектуального развития, разработаны занятия для работы в сенсорной комнате...

«Особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми»

Структурно-логическая схема поможет наглядно увидеть особенности общения ребенка с интеллектуальной недостаточностью со сверстниками и взрослыми на всех возрастных этапах....