Логопедический урок
план-конспект урока (5 класс)

Ивенкова Галина Евгеньевна

Конспект логопедического урока на тему6 "Согласная буква "Ж", письмо стройчной и заглавной буквы "Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zvuk_i_bukva_zh.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического урока

с использованием методов обучения на тему: Согласная буква «Ж» Письмо строчной и заглавной буквы «Ж». Фонетический анализ, составление и чтение слогов, слов с буквой Ж, сопоставление их с предметными картинками.

Урок составлен для ученика надомного обучения 5 класса

по программе учащихся с умеренной умственной отсталостью, адаптированной под индивидуальные возможности ученика.

Яхрома 2021г


Тема урока: Согласная буква Ж. Письмо строчной и заглавной  буквы Ж.

Фонетический  анализ. Составление и чтение слогов, слов(из 3-4 букв), предложений (из2-х слов).

Цели урока:

-формировать  осознанные практические навыки по изучению нового материала: самостоятельность, развитие высших психических процессов(памяти, мышления, речи, восприятия ) на наглядном материале урока.

-поэтапно вводить звук в речь,

-научить читать слоги, слова (3-4 буквенные),предложения (из2-х слов),

-обучение письму строчной и заглавной буквы Ж,

-воспитание зрительного и слухового внимания, основных учебных навыков,

-добиться доброжелательного отношения друг к другу и взаимопонимания,

-учить уметь делать выводы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

-развивать познавательную активность,

-формировать все  виды( учебной, трудовой, игровой) деятельности с учётом личностных особенностей ученика,

-решение практических задач:-дать понятия о звуке и букве Ж,

-научить читать открытые и закрытые слоги,3-х -4-х буквенные слова,

Освоить первоначальные навыки письма буквы Ж,ж,

-обучение навыкам чтения и письма по принципу чередования видов деятельности на уроке(устное изучение звуков и букв с последующим усвоением их рукописного начертания)

-пополнение активного и пассивного словаря,

-учить видеть, слышать, слушать, правильно произносить, повторять и читать слоги, слова и предложения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ  ЗАДАЧИ:

-корригировать  отклонения в интеллектуальном развитии,

-корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи,

-корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы.

Реализация задач осуществляется через следующие виды деятельности на уроке:-произношение,-слушание и повторение за учителем,

-вызывать интерес к уроку в процессе работы.

 

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

-воспитывать положительные личностные качества,

-желание познавать окружающий мир,

-любить природу,

-расширять знания о животном мире в природе.

ХОД   УРОКА.

1.Организационный  момент:

Психологический настрой ученика на занятие(звучит приятная для него мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”…) На фоне музыки показываю доброе, ровное расположение к нему, стараюсь вселить в него силу и уверенность, выработать хорошее настроение, работаю так, чтобы снять у мальчика психоэмоциональное напряжение.

Всё вокруг располагает к плодотворной работе.

2.Миша, сегодня мы вместе с тобой будем учиться:

-узнавать, произносить, читать ЗВУК и БУКВУ ……….?-наблюдай за мной и назови----------

Перед учителем-тетрадь ученика, цветные карандаши и, сам ученик, который внимательно смотрит и ждёт…….

КОРИЧНЕВЫМ карандашом рисую ЖУКА (крупно, на весь лист)

-КТО это?

-ЖУК.

Прислушайся, на какой звук начинается слово? Повторим его вместе:

Ж-Ж-Ж  Жук, Жук.

Какой звук издаёт ЖУК, когда летит: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Рассмотрим у него усы(сколько?), лапки( сколько?), где, покажи.

ЖУК-жу-жу-жу.

(В этот момент слушаю, как произносится изучаемый нами звук. Слышу шипение, иногда звук не произносится, воздушная струя идёт справа и слева щёк).ВЫВОД:-даём установку на правильное произношение звука(по логопедической методике):

-уточняем положение языка в ротовой полости, вдох,  язык у альвеол, на выдохе- губы трубочкой, дать звук ЖЖЖЖЖЖ,ЖЖЖЖЖЖ-,глядя на ЖУКА.

 Закрепляем эти знания и умения+включаем образ изучаемой буквы и начинаем произносить ещё и ещё…

На спинке жука я пишу буквы\Ж\,\ж\ и обвожу их в кружок(так получается вид кнопки).Миша нажимает пальцем на изображённую букву и начинает произносить: Ж-громко, ж-тише. Закрепляем : Вдох, язык у альвеол, трубочка-на выдохе: Ж-громче, ж-тише.(Нам удалось вызвать звук).

3.Фонетический анализ звука.

-Предлагаю закрыть уши руками и произнести ЖЖЖ,ЖЖЖ.

-Скажи,-так звук слышишь громче?

-Слышу громко.(ЗВОНКО-добавляю я).

ВЫВОД: Звук Ж-ЗВОНКИЙ.

У Миши в тетради – место для написания буквы около жука. Рука в руку, вместе, воспроизводим образ букв заглавной и строчной.

Ж

Ж

4.Физминутка.

Мальчик устал, его пальцы плохо удерживают ручку. Здесь использую массаж пальцев рук и мышцы предплечья(мышца-разгибатель пальцев, тыльно-срединная линия предплечья)-так провожу коррекцию тонкой моторики руки. Эти мышцы отвечают за удерживание  ручки в руке.

Далее проводим сжимание и разжимание пальцев и упражнение “вымоем руки”.

5.НАПОМИНАЮ,над чем работали на уроке, использую карточки. Показываю букву, он узнаёт её и называет: Ж и повторяет слово, глядя на рисунок-ЖУК.

Я убедилась, что язык поднимается вверх, слушается, Миша помнит звук и букву-сам сделал ВЫВОД:-это Ж и ж.

Уточняем понятия:

Ж-заглавная,

ж –строчная,

Ж-печатная(в книге)

Найдём эти понятия(в тетради и в книге).

Итак, Ж-какой звук?

-закроем уши руками-------------ЗВОНКИЙ + ДА.

-Ещё он согласный.( на это понятие мальчик не реагирует, но его называет)

6.Перед нами наша картинка с изображением жука.

Рисую образ солнца ярким жёлтым карандашом.-Что я рисую?-СОЛНЦЕ,-отвечает он. Раскрась его.

-Какие впечатления оно вызывает?

-СВЕТЛО,ТЕПЛО,-ЖАРКО------ДА, ЖАРА+…..

Зелёным карандашом рисую траву ( что это?)------трава, а, если есть цветы на траве- ромашки, незабудки, одуванчики------то это-----? И вместе мы

   догадываемся: ЛУ-ЖОК.

7.ПОИГРАЕМ.

Я произношу медленно с утрированным звуком \ Ж \ слова, а ты хлопни, если услышишь\ Ж \.

-\ Ж \УК+

-\ Ж \АРА+

-ЛУ\ Ж \ ОК+

ХОРОШО.

8. НА 2-ой половине спинки жука(в присутствии ученика) пишу слоги:\ ЖА \, \ ЖО \,\ ЖУ \- гласные чётко нами изучены, поэтому прочитать слоги не вызывает затруднений, нажимая пальцем на слоги-кнопки читаем слоги.

-ХОРОШО.

9.Рисуем СУК около ЖУКА. Озвучиваем небольшое предложение:

ЖУК на суку. ( внимание ребёнка приковано к рисунку ).

10.Карандашами разного цвета пишу слова, использованные в работе урока:( а Миша сразу их медленно читает)

-Ж-ук . –Жа-ра. –Лу-Жок. (изучаемый звук и букву обводим в кружок)

11.РАБОТА  С  КНИГОЙ.

Букварь В.В. Воронковой и И.В. Коломыткиной (стр.79)-читаем короткий текст по слогам.

                     ЖУК.

Вот жук.  Жук  на  су-ку.   У  жука  у-сы.  У жу-ка  лап-ки.  Жук: жу,жу.

-ХОРОШО,(замечаний нет).

12.ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

1.Обведи и раскрась- солнце, жука, сук, траву, усы, лапки.

2.Поиграй с жуком, пожужжи с жуком на звук \ Ж \,прочитай слоги на его спинке и текст в твоём букваре( ЖУК).

3.Обводим буквы на спинке жука, а в рабочей тетради (вместе с мамой) рука в руку пишем \ Ж \и\ ж \.

4.Напечатай на компьютере-буквы,-слоги, слова-читай их.

13.Завершает урок мелодия “Одинокий пастух”---------и мы подводим

ИТОГ УРОКА:

МЫ выполнили все задания и ТЫ научился:

1-произносить звук,

2-запомнил образ буквы,

3-понял,что звук звонкий (согласный),

4-раскрашивать, читать, писать.

ВЫВОД:-урок прошёл хорошо. Миша заслуживает положительной оценки.

Он запомнил изучаемый материал. С улыбкой мы расстаёмся до следующей встречи.

К Мише я еду на дом, поэтому данный метод работы, с учётом всех его особенностей развития,(урок с рисунком)-подходит для него: урок доступный, обучающий, цели достиг.

-Элементы оригинальной логопедической методики позволили уточнить звук и исправить недостатки произношения, чётко услышать звук…

-Чтение, письмо, пополнение словарного запаса, развитие графо-моторных навыков(с элементами массажа по методике Е.В. Новиковой),счёт(усы, лапки, глаза), развитие речи(изучение частей тела жука, природы: солнце, трава, сук..),обучение делать выводы после каждого этапа  работы, развитие высших психических процессов, вырабатывание усидчивости и терпения, внимания в процессе всего урока-считаю, помогут мальчику адаптироваться в социуме.

Цветовая гамма урока, яркость картинки останутся в памяти ученика навсегда.      

ДО свидания.

С  уважением  к  ВАМ  учитель Галина Евгеньевна Ивенкова.

Апрель 20015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Структура логопедического урока"

Разработка структур логопедических занятий в зависимотси от этапа работы и речевых нарушений....

Конспекты логопедических уроков по дифферинциации свистящих звуков

Представляю вашему вниманию поэтапные конспекты уроков по дифферинциации свистящих звуков для детей 5-7 лет....

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

логопедический урок-праздник "Прекрасная наша земля" для вспомогательной школы.

quot;Прекрасная наша земля" - урок-занятие в виде путешествия на самолете вокруг земли.Необходимо найти загадочное животное и вернуть на его место жительства....

логопедический урок - праздник "Путешествие вокруг света" для начальной общеобразовательной школы

Полет на самолете в разные части света: где мороз, где жарко, где скалы  и леса. Остановиться, изучить и прдолжить полет. Вернуться домой с огромными знаниями....

Конспект итогового логопедического урока (праздника) для 4 класса (с презентацией).

Итоговый логопедический урок для 4 класса "Речецветик"....

сценарий логопедического урока

Дифференциация [С –З ] Тема: Дифференциация звуков [С –З ]Цель: закрепить правильное произношение звуков [С –З ] в словах, предложенияхЗадачи:1. Образовательные: закрепление зна...