Логопедический урок
план-конспект урока (5 класс)
Конспект логопедического урока на тему6 "Согласная буква "Ж", письмо стройчной и заглавной буквы "Ж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zvuk_i_bukva_zh.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического урока
с использованием методов обучения на тему: Согласная буква «Ж» Письмо строчной и заглавной буквы «Ж». Фонетический анализ, составление и чтение слогов, слов с буквой Ж, сопоставление их с предметными картинками.
Урок составлен для ученика надомного обучения 5 класса
по программе учащихся с умеренной умственной отсталостью, адаптированной под индивидуальные возможности ученика.
Яхрома 2021г
Тема урока: Согласная буква Ж. Письмо строчной и заглавной буквы Ж.
Фонетический анализ. Составление и чтение слогов, слов(из 3-4 букв), предложений (из2-х слов).
Цели урока:
-формировать осознанные практические навыки по изучению нового материала: самостоятельность, развитие высших психических процессов(памяти, мышления, речи, восприятия ) на наглядном материале урока.
-поэтапно вводить звук в речь,
-научить читать слоги, слова (3-4 буквенные),предложения (из2-х слов),
-обучение письму строчной и заглавной буквы Ж,
-воспитание зрительного и слухового внимания, основных учебных навыков,
-добиться доброжелательного отношения друг к другу и взаимопонимания,
-учить уметь делать выводы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-развивать познавательную активность,
-формировать все виды( учебной, трудовой, игровой) деятельности с учётом личностных особенностей ученика,
-решение практических задач:-дать понятия о звуке и букве Ж,
-научить читать открытые и закрытые слоги,3-х -4-х буквенные слова,
Освоить первоначальные навыки письма буквы Ж,ж,
-обучение навыкам чтения и письма по принципу чередования видов деятельности на уроке(устное изучение звуков и букв с последующим усвоением их рукописного начертания)
-пополнение активного и пассивного словаря,
-учить видеть, слышать, слушать, правильно произносить, повторять и читать слоги, слова и предложения.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
-корригировать отклонения в интеллектуальном развитии,
-корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи,
-корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы.
Реализация задач осуществляется через следующие виды деятельности на уроке:-произношение,-слушание и повторение за учителем,
-вызывать интерес к уроку в процессе работы.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
-воспитывать положительные личностные качества,
-желание познавать окружающий мир,
-любить природу,
-расширять знания о животном мире в природе.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент:
Психологический настрой ученика на занятие(звучит приятная для него мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”…) На фоне музыки показываю доброе, ровное расположение к нему, стараюсь вселить в него силу и уверенность, выработать хорошее настроение, работаю так, чтобы снять у мальчика психоэмоциональное напряжение.
Всё вокруг располагает к плодотворной работе.
2.Миша, сегодня мы вместе с тобой будем учиться:
-узнавать, произносить, читать ЗВУК и БУКВУ ……….?-наблюдай за мной и назови----------
Перед учителем-тетрадь ученика, цветные карандаши и, сам ученик, который внимательно смотрит и ждёт…….
КОРИЧНЕВЫМ карандашом рисую ЖУКА (крупно, на весь лист)
-КТО это?
-ЖУК.
Прислушайся, на какой звук начинается слово? Повторим его вместе:
Ж-Ж-Ж Жук, Жук.
Какой звук издаёт ЖУК, когда летит: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Рассмотрим у него усы(сколько?), лапки( сколько?), где, покажи.
ЖУК-жу-жу-жу.
(В этот момент слушаю, как произносится изучаемый нами звук. Слышу шипение, иногда звук не произносится, воздушная струя идёт справа и слева щёк).ВЫВОД:-даём установку на правильное произношение звука(по логопедической методике):
-уточняем положение языка в ротовой полости, вдох, язык у альвеол, на выдохе- губы трубочкой, дать звук ЖЖЖЖЖЖ,ЖЖЖЖЖЖ-,глядя на ЖУКА.
Закрепляем эти знания и умения+включаем образ изучаемой буквы и начинаем произносить ещё и ещё…
На спинке жука я пишу буквы\Ж\,\ж\ и обвожу их в кружок(так получается вид кнопки).Миша нажимает пальцем на изображённую букву и начинает произносить: Ж-громко, ж-тише. Закрепляем : Вдох, язык у альвеол, трубочка-на выдохе: Ж-громче, ж-тише.(Нам удалось вызвать звук).
3.Фонетический анализ звука.
-Предлагаю закрыть уши руками и произнести ЖЖЖ,ЖЖЖ.
-Скажи,-так звук слышишь громче?
-Слышу громко.(ЗВОНКО-добавляю я).
ВЫВОД: Звук Ж-ЗВОНКИЙ.
У Миши в тетради – место для написания буквы около жука. Рука в руку, вместе, воспроизводим образ букв заглавной и строчной.
Ж
Ж
4.Физминутка.
Мальчик устал, его пальцы плохо удерживают ручку. Здесь использую массаж пальцев рук и мышцы предплечья(мышца-разгибатель пальцев, тыльно-срединная линия предплечья)-так провожу коррекцию тонкой моторики руки. Эти мышцы отвечают за удерживание ручки в руке.
Далее проводим сжимание и разжимание пальцев и упражнение “вымоем руки”.
5.НАПОМИНАЮ,над чем работали на уроке, использую карточки. Показываю букву, он узнаёт её и называет: Ж и повторяет слово, глядя на рисунок-ЖУК.
Я убедилась, что язык поднимается вверх, слушается, Миша помнит звук и букву-сам сделал ВЫВОД:-это Ж и ж.
Уточняем понятия:
Ж-заглавная,
ж –строчная,
Ж-печатная(в книге)
Найдём эти понятия(в тетради и в книге).
Итак, Ж-какой звук?
-закроем уши руками-------------ЗВОНКИЙ + ДА.
-Ещё он согласный.( на это понятие мальчик не реагирует, но его называет)
6.Перед нами наша картинка с изображением жука.
Рисую образ солнца ярким жёлтым карандашом.-Что я рисую?-СОЛНЦЕ,-отвечает он. Раскрась его.
-Какие впечатления оно вызывает?
-СВЕТЛО,ТЕПЛО,-ЖАРКО------ДА, ЖАРА+…..
Зелёным карандашом рисую траву ( что это?)------трава, а, если есть цветы на траве- ромашки, незабудки, одуванчики------то это-----? И вместе мы
догадываемся: ЛУ-ЖОК.
7.ПОИГРАЕМ.
Я произношу медленно с утрированным звуком \ Ж \ слова, а ты хлопни, если услышишь\ Ж \.
-\ Ж \УК+
-\ Ж \АРА+
-ЛУ\ Ж \ ОК+
ХОРОШО.
8. НА 2-ой половине спинки жука(в присутствии ученика) пишу слоги:\ ЖА \, \ ЖО \,\ ЖУ \- гласные чётко нами изучены, поэтому прочитать слоги не вызывает затруднений, нажимая пальцем на слоги-кнопки читаем слоги.
-ХОРОШО.
9.Рисуем СУК около ЖУКА. Озвучиваем небольшое предложение:
ЖУК на суку. ( внимание ребёнка приковано к рисунку ).
10.Карандашами разного цвета пишу слова, использованные в работе урока:( а Миша сразу их медленно читает)
-Ж-ук . –Жа-ра. –Лу-Жок. (изучаемый звук и букву обводим в кружок)
11.РАБОТА С КНИГОЙ.
Букварь В.В. Воронковой и И.В. Коломыткиной (стр.79)-читаем короткий текст по слогам.
ЖУК.
Вот жук. Жук на су-ку. У жука у-сы. У жу-ка лап-ки. Жук: жу,жу.
-ХОРОШО,(замечаний нет).
12.ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
1.Обведи и раскрась- солнце, жука, сук, траву, усы, лапки.
2.Поиграй с жуком, пожужжи с жуком на звук \ Ж \,прочитай слоги на его спинке и текст в твоём букваре( ЖУК).
3.Обводим буквы на спинке жука, а в рабочей тетради (вместе с мамой) рука в руку пишем \ Ж \и\ ж \.
4.Напечатай на компьютере-буквы,-слоги, слова-читай их.
13.Завершает урок мелодия “Одинокий пастух”---------и мы подводим
ИТОГ УРОКА:
МЫ выполнили все задания и ТЫ научился:
1-произносить звук,
2-запомнил образ буквы,
3-понял,что звук звонкий (согласный),
4-раскрашивать, читать, писать.
ВЫВОД:-урок прошёл хорошо. Миша заслуживает положительной оценки.
Он запомнил изучаемый материал. С улыбкой мы расстаёмся до следующей встречи.
К Мише я еду на дом, поэтому данный метод работы, с учётом всех его особенностей развития,(урок с рисунком)-подходит для него: урок доступный, обучающий, цели достиг.
-Элементы оригинальной логопедической методики позволили уточнить звук и исправить недостатки произношения, чётко услышать звук…
-Чтение, письмо, пополнение словарного запаса, развитие графо-моторных навыков(с элементами массажа по методике Е.В. Новиковой),счёт(усы, лапки, глаза), развитие речи(изучение частей тела жука, природы: солнце, трава, сук..),обучение делать выводы после каждого этапа работы, развитие высших психических процессов, вырабатывание усидчивости и терпения, внимания в процессе всего урока-считаю, помогут мальчику адаптироваться в социуме.
Цветовая гамма урока, яркость картинки останутся в памяти ученика навсегда.
ДО свидания.
С уважением к ВАМ учитель Галина Евгеньевна Ивенкова.
Апрель 20015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Структура логопедического урока"
Разработка структур логопедических занятий в зависимотси от этапа работы и речевых нарушений....
Конспекты логопедических уроков по дифферинциации свистящих звуков
Представляю вашему вниманию поэтапные конспекты уроков по дифферинциации свистящих звуков для детей 5-7 лет....
Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».
Представлен материал для проведения учебного занятия с группой обучающихся 2 -го класса. Материал состоит : - Конспект логопедического урока с группой обуча...
логопедический урок-праздник "Прекрасная наша земля" для вспомогательной школы.
quot;Прекрасная наша земля" - урок-занятие в виде путешествия на самолете вокруг земли.Необходимо найти загадочное животное и вернуть на его место жительства....
логопедический урок - праздник "Путешествие вокруг света" для начальной общеобразовательной школы
Полет на самолете в разные части света: где мороз, где жарко, где скалы и леса. Остановиться, изучить и прдолжить полет. Вернуться домой с огромными знаниями....
Конспект итогового логопедического урока (праздника) для 4 класса (с презентацией).
Итоговый логопедический урок для 4 класса "Речецветик"....
сценарий логопедического урока
Дифференциация [С –З ] Тема: Дифференциация звуков [С –З ]Цель: закрепить правильное произношение звуков [С –З ] в словах, предложенияхЗадачи:1. Образовательные: закрепление зна...