Приемы и методы коррекционного воздействия на каждого ребенка.
материал
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Приемы и методы коррекционного воздействия на каждого ребенка. |
Сообщение на методическом объединении |
Курчавая Г.В. учитель |
Введение
Законом «Об образовании в российской Федерации» (2012г.) определены права на образование, включая коррекционно-педагогическую помощь, всем детям с ограниченными возможностями здоровья). Одной из востребованных форм помощи детям с ОВЗ является специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии YIII вида.
Методы и приемы обучения школьников
Метод (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Прием - часть метода, его конкретный элемент.
Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.
Возрастным особенностям и возможностям школьников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я. Голант, С. И. Петровский).
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО.
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.
Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдения разного вида:
I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации включает различные приемы:
а) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.
б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка.
в) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным.
г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО. В обучении используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от его образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; объяснение должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.
Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитателя должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.
Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.
Приемы, методы, технологии обучения в школе VIII вида
При планировании уроков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
вида мы опираемся на разработанную систему принципов коррекционно-развивающего сопровождения по Е.Д. Худенко. (Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»):
Принцип динамичности восприятия;
Принцип продуктивности обработки информации;
Принцип развития и коррекции высших психических функций;
Принцип мотивации к мучению.
Основанный на выделенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как с целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему раскрыть свои потенциальные возможности, решив тем самым проблему компенсации дефекта.
Планирование урока начинается с :
1. Определение темы; она должна соответствовать тематическому плану.
2. Определение цели урока;
3. Определение типа и структуры урока
4. Выбор методов работы
Используемые методы работы:
Словесные методы обучения
Наглядные методы
Метод графических работ
Метод наблюдения
Практические методы
Технические средства обучения и др.
Используемые технологии:
1. Информационно-коммуникативные технологии :
текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые
2. Компьютерные (информационные)
3. Обучение в сотрудничестве
4. Ролевая игра
Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной
собственной познавательной деятельности учащихся;
5. Проблемное обучение - для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике. Суть его в том, что перед учениками ставится проблема (учебная задача) и вместе с ними она рассматривается.
6. Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.
7. Учебный диалог. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения.
8. Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Заключение
Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы не только поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу, но и помогают развивать мыслительную деятельность учащихся, корректировать недостатки психофизического развития аномальных детей.
Успешность проведения воспитательного занятия зависит, конечно, от подготовки воспитателя к нему и от того насколько в занятии соблюдены:
- ясность плана, его цель (образовательная, коррекционно-развивающая и воспитывающая);
- логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития учащихся;
- оснащенность урока наглядными пособиями;
- подбор дидактических и развивающих игр;
- самостоятельных, практических и других видов работ;
- включены обязательно проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения.
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами и формами воспитания.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.
Не менее важны формы воспитательной работы. В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. Формы воспитательной работы определяются как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.
Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.
Литература:
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986.
- Горшкова Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2006-№ 5.
- Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: метод.рекомендации. М., Просвещение, 2009.
- Жигорева М.В. Психолого-педагогическое развития детей с комплексными нарушениями. М., 2009.
- Катаева А.А., Стребелева Е.Л. Дидактические игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников. – М., Просвещение, 1991.
- Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.
- Особенности познавательной деятельности и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1978.
- Стребелева Е.А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. //Дефектология-2001-№ 1.
- Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Владос, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровой самомассаж - как эффективный метод коррекционного воздействия»
«…При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг» Н.А. Бернштейн...
Сотрудничество с родителями, как метод комплексного воздействия на ребенка.
Сотрудничество с родителями,как метод комплексного воздействия на ребенка....
Приемы и методы коррекционной работы
Приемы и методы коррекционной работы ...
Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В презентации рассматриваются методы, приемы и средства, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представлены виды занятий физического воспитания...
Приемы формирование ситуации успеха у каждого ребенка на занятиях шахматами
Данная статья посвящена созданию ситуации успеха у обучающихся в процессе занятий шахматами. Правила игры в шахматы, как вида спорта, связаны с серьезной эмоциональной выдержкой. Особенно сложно справ...
«Куклотерапия как метод коррекционного воздействия на детей с ОВЗ»
Методы работы с детьми...