Приемы и методы коррекционного воздействия на каждого ребенка.
материал

Курчавая Галина Владимировна

Сообщение на методическом объединении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_biologii.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная      школа-интернат VIII вида»

Приемы и методы коррекционного воздействия на каждого ребенка.

Сообщение на методическом объединении

Курчавая Г.В. учитель


Введение

        Законом «Об образовании в российской Федерации» (2012г.) определены права на образование, включая коррекционно-педагогическую помощь,  всем детям с ограниченными возможностями здоровья). Одной из востребованных форм помощи детям с ОВЗ является  специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии YIII вида.

    Методы и приемы обучения  школьников

        Метод  (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

        Метод  обучения  - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

        Прием - часть метода, его конкретный элемент.

        Классификация методов обучения  - это упорядоченная по определенному признаку их система.

        Возрастным особенностям и возможностям школьников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я. Голант, С. И. Петровский).

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО.

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.

        Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдения разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам  устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации  включает различные приемы:

а) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.

б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка.

в) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным.

г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО.  В обучении используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

        Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от его образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; объяснение должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.

Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя  должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающем, формирует способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Приемы, методы, технологии обучения в школе VIII вида

При планировании уроков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII

вида мы опираемся на разработанную систему принципов коррекционно-развивающего сопровождения по Е.Д. Худенко. (Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция»):

Принцип динамичности восприятия;

Принцип продуктивности обработки информации;

Принцип развития и коррекции высших психических функций;

Принцип мотивации к мучению.

Основанный на выделенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как с целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему раскрыть свои потенциальные возможности, решив тем самым проблему компенсации дефекта.

Планирование урока начинается с :

1. Определение темы; она должна соответствовать тематическому плану.

2. Определение цели урока;

3. Определение типа и структуры урока

4. Выбор методов работы

Используемые методы работы:

Словесные методы обучения

Наглядные методы

Метод графических работ

Метод наблюдения

Практические методы

Технические средства обучения и др.

Используемые технологии:

1. Информационно-коммуникативные технологии :

текстовые, графические, анимационные, видео- и звуковые

2. Компьютерные (информационные)

3. Обучение в сотрудничестве

4. Ролевая игра

Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной

собственной познавательной деятельности учащихся;

5. Проблемное обучение - для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в своей практике. Суть его в том, что перед учениками ставится проблема (учебная задача) и вместе с ними она рассматривается.

6. Групповая работа на уроках весьма привлекает школьников. Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения.

7. Учебный диалог. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент, внутреннее содержание личностно ориентированной технологии обучения.

8. Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Заключение

        Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы не только поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу, но и помогают развивать мыслительную деятельность учащихся, корректировать недостатки психофизического развития аномальных детей.
       Успешность проведения воспитательного занятия зависит, конечно, от подготовки воспитателя к нему и от того насколько в занятии соблюдены:

 - ясность плана, его цель (образовательная, коррекционно-развивающая и воспитывающая);

 - логическая последовательность в сообщении нового материала с учётом развития учащихся;

 - оснащенность урока наглядными пособиями;

 - подбор дидактических и развивающих игр;

 - самостоятельных, практических и других видов работ;

 - включены обязательно проверка, повторение и закрепление полученных знаний в процессе обучения.

        Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

        Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами и формами воспитания.

        Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

        На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший - оптимальный. Выбор метода - это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

        Не менее важны формы воспитательной работы. В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. Формы воспитательной работы определяются как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

        Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.

 Литература:

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Горшкова Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития-2006-№ 5.
  3. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: метод.рекомендации. М., Просвещение, 2009.
  4.  Жигорева М.В. Психолого-педагогическое  развития детей с комплексными нарушениями. М., 2009.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.Л. Дидактические игры и упражнения для обучения умственно отсталых дошкольников. – М., Просвещение, 1991.
  6. Левченко И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.
  7. Особенности познавательной деятельности  и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1978.
  8. Стребелева Е.А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. //Дефектология-2001-№ 1.
  9. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М.: Владос, 2004.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж - как эффективный метод коррекционного воздействия»

«…При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг»  Н.А. Бернштейн...

Сотрудничество с родителями, как метод комплексного воздействия на ребенка.

Сотрудничество с родителями,как метод комплексного воздействия на ребенка....

Приемы и методы коррекционной работы

Приемы и методы коррекционной работы ...

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

В презентации рассматриваются методы, приемы и средства, используемые в коррекционной работе с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Представлены виды занятий физического воспитания...

Приемы формирование ситуации успеха у каждого ребенка на занятиях шахматами

Данная статья посвящена созданию ситуации успеха у обучающихся в процессе занятий шахматами. Правила игры в шахматы, как вида спорта, связаны с серьезной эмоциональной выдержкой. Особенно сложно справ...