Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как новое направление в работе учителя-дефектолога ДОУ
учебно-методический материал
Среди одних из важных задач для меня в воспитании и обучении детей в детском саду - это развитие речи и речевое общение.
Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову. Ни для кого не секрет, что развитие речи и мышления дошкольника находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики. Чем лучше развито мастерство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Система занятий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - самая благодатная почва для решения этой и многих других задач развития и воспитания. В своей работе с детьми я стараюсь максимально использовать это направление.
На основе поставленных коррекционных задач использую ряд разделов для художественно-эстетического развития детей на дефектологических занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников, как новое направление в работе учителя-дефектолога ДОУ»
Выполнила:
Учитель дефектолог
Пчелкина Е.А.
2024г.
Среди одних из важных задач для меня в воспитании и обучении детей в детском саду - это развитие речи и речевое общение.
Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову. Ни для кого не секрет, что развитие речи и мышления дошкольника находится в тесной взаимосвязи с развитием мелкой моторики. Чем лучше развито мастерство мелких движений детской руки, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Система занятий по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - самая благодатная почва для решения этой и многих других задач развития и воспитания. В своей работе с детьми я стараюсь максимально использовать это направление.
На основе поставленных коррекционных задач использую ряд разделов для художественно-эстетического развития детей на дефектологических занятиях
Это такие разделы, которые условно можно назвать:
- «Сказки»
1. Использование сказок дидактического характера. На этапе автоматизации и (или) дифференциации звуков. Предлагаю ребенку стать героем сказки, перевоплотиться в образ звука, совершить действия по готовому сценарию, либо предлагаю самостоятельно додумать окончание сказки, также ребенок сам может предложить сюжет сказки. Задаю вопросы, требующие нестандартных ответов.
2. Использование сказочных персонажей на занятиях.
«Коррекционная ритмика»
1. Использование на занятиях различных физкультминуток, подвижных игр, элементов логоритмики.
- «Рисунок»
1. Развитие графомоторных навыков. Обведение по пунктирным линиям и раскрашивание рисунков. Задания даются не только для работы в МБДОУ, но и так же предлагается в виде домашнего задания.
2. Использование на занятиях картин художников, отражающих тему, время года, события и т.д. для рассматривания, либо их замена на фотографические изображения.
3. Рисование на манке или песке.
- «Театр»
1. Проигрывание детских сценок, миниатюрок.
2. Пальчиковый театр.
- «Народное творчество»
1. Широкое применение загадок, скороговорок, потешек, пословиц и поговорок.
«Конструирование».
1.Конструирование из ниток, фасоли, шнурков.
2.Конструирование из прищепок.
Особенностью всех описанных вариантов организации дефектологической работы посредством использования художественно-эстетической среды является то, что информацией на основе которой выстраивается работа с детьми дефектолог должен владеть абсолютно свободно, чтобы иметь возможность правильно оценить обстановку в детском коллективе. Я выбираю тему и форму проведения занятий исходя из возможностей и интересов детей. Кроме того, мотивационный потенциал темы позволит стимулировать внимание, повысить интерес ребенка к усвоению правильного звукопроизношения.
Моя задача — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей это важный информационный и коммуникативный канал. В своей работе я провожу интегрированные занятия, где тесно сплетаются речь и творчество
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.
Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет рез...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида
В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
Приоритетные направления в работе учителя-дефектолога
сообщение на семинаре...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
В презентации содержится краткое описание приемов и методов развития мелкой моторики....
«Сенсорное развитие, как одно из направлений коррекционной работы учителя- дефектолога»
Цель коррекционной работы учителя-дефектолога по развитию сенсорной сферы обучающихся – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Учитель-дефект...