Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда.
рабочая программа
Программа модифицированная. За основу составления программы взято методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, 3-е издание, исправленное и дополненное.
В основе создания этой программы использовала опыт работы в логопедической группе, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchaya_programma_uchitelya-logopeda_na_2022-2023_uch.g.doc | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Веселовский центр творчества
Коррекционно-развивающая программа
учителя-логопеда
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года.
Автор-составитель:
Сизенко Наталья Александровна
учитель-логопед
п. Весёлый
2022 год
Паспорт программы
Полное наименование программы | Коррекционно-развивающая программа учителя- логопеда |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу | Сизенко Наталья Александровна |
Год разработки | 2022 |
Цель программы | обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и фонетико-фонематическим недоразвитием. |
Задачи программы | Задачи: - раннее выявление речевых нарушений;
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
|
Ожидаемые результаты |
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. |
Краткое описание | программа представляет коррекционно-развивающую систему логопедической работы, направленную на полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. |
Продолжительность программы | 2 года |
Возрастные ограничения | 5-7 лет |
Количество часов в неделю/год | 2 часа в неделю, 72 часа в год |
Направленность | социально-гуманитарная |
Тип программы | модифицированная |
Учебный план |
|
Материально-техническая база | Организация предметно – развивающей среды: В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д. Материально-техническое обеспечение.
|
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Учебно-тематический план ……………….…………………………………10
Содержание программы ……………….…………………………………….13
Методическое обеспечение программы……………………………………..19
Литература……………………………………………………………………...23
Приложение…………………………………………………………………….25
Пояснительная записка.
Коррекционно-развивающая программа учителя логопеда разработана в соответствии следующих нормативных документов:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.);
- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 115 от 01.03.2016 года «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
- Уставом МБУ ДО Веселовский ЦТ.
Направленность программы и направление деятельности. Программа имеет социально-педагогическую направленность и направлена на коррекцию звукопроизношения дошкольников, является коррекционно-развивающей программой и ориентирована на своевременное преодоление нарушений речи и, тем самым, повышение уровня готовности детей к школьному обучению.
Вид программы. Программа модифицированная. За основу составления программы взято методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая, 3-е издание, исправленное и дополненное.
В основе создания этой программы использовала опыт работы в логопедической группе, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.
Уровень программы - базовый, коррекционно-развивающий.
Форма обучения - очная, дистанционная.
Отличительные особенности программы. Данная программа содержит следующие добавления и изменения:
- Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы, предложенные Т.Б. Филичевой. В данной программе такие разделы, как развитие общей и мелкой моторики, психических процессов представлены более объемно.
- Данная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий.
Опыт показал, что такое воздействие помогает пробудить у детей интерес к родному языку и родной речи. Результативность будет повышаться рациональным сочетанием словесных форм воздействия с наглядностью и игрой.
К данной программе разработана система специальных заданий, выполнение которых позволяет не только устранять речевые нарушения детей, но и развивать и совершенствовать их психические процессы, мелкую и общую моторику.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим программа предусматривает целенаправленную работу по совершенствованию движений пальцев рук, так как это является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга и весьма полезно для подготовки руки к письму.
- Программа предполагает проведение комплексных занятий по произношению и развитию речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием такие занятия являются более рациональными, так как направлены на развитие у детей речемыслительной деятельности. На этих занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать.
- Конспекты занятий составлены с учетом уровня развития отдельной логопедической группы, т.е. материал может быть преподнесен в большем или в меньшем объеме.
Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой занятий обеспечивает с одной стороны коррекцию речевого дефекта, психических процессов и моторной деятельности, с другой - подготовку к овладению грамотой.
Новизна. Новизна программы состоит в том, что она разработана для реализации в условиях Веселовского центра творчества общеразвивающего вида и призвана помочь детям преодолеть фонетическое и фонематическое недоразвитие и успешно осваивать основную образовательную программу.
В процессе обучения используются компьютерные технологии, превращающие трудные занятие в интересную игру, что позволяет улучшить качество обучения помогает ребенку осмыслить процесс постановки и автоматизации звуков, развивает фонематический слуховое восприятие, память. Использование новых технологий вызывает интерес к занятиям, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье дошкольников.
Дидактический материал построен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в виде занятий по ознакомлению со звуками, буквами, чистоговорками, скороговорками, стихами, текстами.
Новизна программы в том, что она может реализовываться в дистанционном формате. Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством электронной сети Интернет организовать обучение учащихся.
Педагогическая целесообразность программы.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе. Данная программа по коррекции речи направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Освоение программы у каждого ребёнка индивидуально. Использованы современные инновационные технологии и методики в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями.
Актуальность.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Самым распространенным недостатком в речевом развитии детей дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо-рече-двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха-фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушением речи в среду нормально развивающихся сверстников.
В связи с этим возникла необходимость введения логопедической группы при МБУ Весёловский ЦТ, где проводятся занятия по коррекции речевых нарушений.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему логопедической работы, направленную на полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Цель данной коррекционной общеразвивающей программы является: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения и фонетико-фонематическим недоразвитием.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
- раннее выявление речевых нарушений;
- формирование полноценных произносительных навыков и артикуляционных навыков звукопроизношения;
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников.
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Адресат программы. Представленная программа разработана для детей 5-7 лет с задержкой речи и фонетико-фонематическим недоразвитием.
В группу зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития.
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Объем программы. Реализация программы. Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа рассчитана на 2 года обучения.
1-й год обучения - 72часа в год.
2-й год обучения - 72 часа в год.
Режим занятий.
1-й год обучения - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность занятия 20 мин.
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность занятия 20 мин.
Объем работы индивидуальных занятий по звукопроизношению по усмотрению логопеда. Из расчета 2 занятия в неделю. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут. ФН – 2 раза в неделю; ФФН – 2 раза в неделю; ОНР III – IV уровня развития – 2-3 раза в неделю.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев; ФФН и ФН – 1 год, ОНР III – IV уровня развития – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в конце учебного года. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей.
Формы и методы организации образовательного процесса.
Форма коррекционной работы с детьми индивидуальные занятия. Занятия по коррекции звукопроизношения могут быть как практическими, так и теоретическими. Например, при ознакомлении воспитанников с моделями. При работе с ними у ребенка создается правильный образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. В моделях артикуляции звуков заложена информация о характеристики звука, о положении уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.
Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения.
Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми.
Реализация программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: коррекционную, развивающую, познавательную, игровую, коммуникативную.
Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.
Логопедическое воздействие, как основа построения логопедических занятий, осуществляется следующими методами:
- практическим,
- наглядным,
- словесным.
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звуков характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы.
Методы коррекционной логопедической работы:
- Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
- Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
- Практические:
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики
Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса.
1. Индивидуальная НОД
2. Дидактические игры
3. Настольно-печатные игры
4. Компьютерные обучающие игры и программы
5. Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений
6. Речевые задания и упражнения
7. Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа
8. Пальчиковые игры и упражнения
9. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики
10. Речевые дидактические игры
11. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда)
12. Сюжетно-ролевые игры
13. Дидактические игры
14. Словотворчество
15. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии
16. Речевые игры
17. Беседы
18. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений.
Форма обучения - дистанционная. Занятия проводятся посредствам размещения педагогом учебного материала (презентаций) в дистанционной группе «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»- личный сайт педагога, на сайте центр творчества в разделе "Дистанционное обучение».
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, аудио-занятия;
- адресные дистанционные консультации.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
В результате освоения содержания данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дошкольник научится:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;
- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Положительная динамика в речи детей, в овладении основами эффективного общения, в развитии коммуникативно-риторических умений. Обогащение жизни детей разнообразными нетрадиционными, активными формами организации деятельности. Активная позиция со стороны родителей.
Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей, результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи и др.
Формы подведения итогов реализации программы.
В конце учебного года в речевой карте фиксируется итог логопедической работы: отмечаются нескорректированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям в отношении дальнейшего обучения.
Календарно - тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |
индивидуально для каждого логопата | |||
I. | Диагностика. | ||
1 | Диагностика речевых нарушений. | ||
2 | Заполнение речевых карт. | ||
3 | Составление индивидуальных планов работы с детьми. | ||
II. | Коррекция звукопроизношения | ||
4 | Звук С Подготовка к постановке звука С. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
5 | Звук С Постановка и начало автоматизации звука С. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
6 | Звуки С’, Ц, З, З’ Подготовка к постановке звуков С’, Ц, З, З’ Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
7 | Звуки С’, Ц, З, З’ Постановка и начало автоматизации звуков С’, Ц, З, З’. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
8 | Звуки С, З Дифференциация звуков С, З | ||
9 | Звук Ш Подготовка к постановке звука Ш. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
10 | Звук Ш Постановка и автоматизация звука Ш. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
11 | Звук Ж Подготовка к постановке звука Ж. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
12 | Звук Ж Постановка и автоматизация звука Ж. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
13 | Звуки Ж, Ш Дифференциация звуков Ж, Ш. | ||
14 | Звук Л Подготовка к постановке звука Л. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
15 | Звук Л Постановка и автоматизация звука Л. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
16 | Звук Л’ Постановка и автоматизация звука Л’. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
17 | Звука Р Подготовка к постановке звука Р. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
18 | Звука Р Постановка и автоматизация звука Р. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
19 | Звук Р’ Постановка и автоматизация звука Р’. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
20 | Звуки Л, Р Дифференциация звуков Л, Р | ||
21 | Звук Ч Постановка и автоматизация звука Ч. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
22 | Звук Щ Постановка и автоматизация звука Щ. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | ||
Итоговая диагностика | |||
23 | Закрепление правильного звукопроизношения |
Учебно-тематический план для дистанционного обучения
№ п/п | Наименование разделов | Тема занятий | Ссылка |
I. | Вводное занятие. | Рекомендации для родителей | https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/04/28/artikulyatsionnaya_gimnastika_buklet.pdf |
II.
| Автоматизация звуков | Автоматизация свистящих звуков «с», «сь», «з», «зь». | https://www.maam.ru/detskijsad/avtomatizacija-svistjaschih-zvukov.html |
Автоматизация шипящих звуков «ч», «ш», «щ», «ж» | |||
Автоматизация сонорных звуков «л»,«ль» | https://logoped-online.by/avtomatizaciya-gruppi-sonornih-zvukov-l-l/ https://logoped-online.by/avtomatizaciya-gruppi-sonornih-zvukov-l-l/page/2/ | ||
Автоматизация сонорных звуков«р»,«рь» | http://sovetilogopeda.blogspot.com/2015/01/blog-post.html | ||
III. | Упражнения для развития речи | Речевые задания и упражнения | |
Пальчиковые игры и упражнения |
Содержание логопедической работы.
I. Диагностика.
Диагностика речевых нарушений. Заполнение речевых карт. Составление индивидуальных планов работы с детьми.
Характеристика контингента воспитанников.
Структура дефектов у дошкольников неоднородна. На коррекционно-развивающие занятия зачисляются дети со следующими речевыми диагнозами:
ОНР III уровня обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | НВ ОНР III уровня обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | ФФНР обусловленное легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии | ФНР обусловленное легкой степенью псевдо- бульбарной дизартрии | ФФНР обусловленное артикуля-торно-фонетической дислалией |
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ОНР III уровня речевого развития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи.
К НВ ОНР отнесены дети с остаточными явлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция.
Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смещение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей незавершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР III уровня речевого развития), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Характеристика речи детей 5-6 лет с нарушенным звукопроизношением.
Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя при этом восприятие не страдает. Причина – несформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близкими по артикуляции, создавая условия для смещения соответствующих фонем и осложняется при обучении грамоте. При смещении звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен.
Характерно неустойчивое внимание, отвлекается, низкая познавательная активность. Они хуже, чем у нормально говорящих детей, запоминают речевой материал, задания выполняют с ошибками.
Речь звучит некрасиво и неправильно. Раннее выявление детей с нарушениями речи являются необходимым условием для успешной коррекции. Недостатки звукопроизношения в дошкольном возрасте могут привести к нарушению письма и чтения.
План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения.
- Подготовительные упражнения.
- Постановка звуков.
- Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
- Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
- Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
- Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
- Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
- Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
- Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
- Постановка звуков разными способами.
- Автоматизация звуков в речи.
- Дифференциация звуков в речи.
- Закрепление знаний, полученных детьми на логопедических занятиях
II. Коррекция звукопроизношения.
Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается после завершения обследования.
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
1). Подготовительный этап.
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
- Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, З, Ц, С’, З’;
- шипящий Ш;
- сонор Л;
- шипящий Ж;
- соноры Р, Р';
- шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).
- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.
- Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
- Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.
- Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
- Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
- Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
3) Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
4) Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,
мышления на отработанном в произношении материале.
5) Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
6) Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения.
Нормализация просодической стороны речи.
Обучение рассказыванию.
Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика).
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.
- Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
- Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционная гимнастика проводится каждое занятие по 3-5 минут несколько раз в день.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.
Тематический план индивидуальной работы
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики.
Этапы работы, тема | Сроки | № и количество занятий | Содержание работы (примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики) |
1. Упражнения для челюстей | Ежедневно для каждого занятия | Занятие №1. 1Занятие | Упражнение для челюстей (упражнения №1-№5) |
2. Упражнения для губ | Ежедневно для каждого занятия | Занятие №2. 1 занятие | Упражнения для губ (упражнения №6-№12) «Улыбка», «Трубочка» или «Хоботок» |
3. Упражнения для языка | Ежедневно для каждого занятия | Занятие №3. 1 занятие | Упражнения для языка (упражнения №13-№23 «Болтушка», «Часики», «Качели», «Лошадки», «Лопатка», «Иголочка», «Желобок» («Трубочка»), «Чашечка» («Ковшик»), «Грибок» |
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используют следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
- Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
- Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
- Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
- Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно дома:
-упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и педагогов;
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика проводится в конце года для учащихся логопедической группы. В тетрадях для домашних заданий оформляется задание на летний период.
Методическое обеспечение программы.
Данная программа доступна к применению в условиях логопедической группы центра творчества для дошкольников. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыки звуко–слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков. Характер, результативность, цели логопедической программы определяются следующими принципами:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
- принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
- деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
- принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
- учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное
отношения педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие педагогов центра творчества и семьи.
Направления коррекционно-развивающей работы.
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их особенностей в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- восприятия умения правильно составлять простое и сложное распространенное предложение;
употреблять различные конструкции предложений в самостоятельной связной речи:
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранении специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Особенности организации работы по коррекции речи.
Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.
Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков, как минимум:
- пяти свистящих С, З, Ц, С', З' (межзубно – боковые);
- четыре шипящих Ш, Ж, Ч, Щ (межзубно – боковые);
- соноров Р, Р' (горловые или боковые);
- сонора Л (носовой или двугубный W).
Фонематический слух, как правило, нарушен негрубо, звукослоговая структура слов (ритмический контур, ударность, число слогов) в основном сохранна, имеются некоторые незначительные проблемы в лексико-грамматическом развитии.
Представлен обобщенный вариант индивидуальной коррекционной работы с ребенком, включающий:
- индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на полгода;
- артикуляционную гимнастику;
- гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- работа с семьями детей по коррекции образовательной программы;
- работа с педагогами.
Решение задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и деятельности детей
Взаимодействие с педагогами.
Развитие фонематического слуха и формирования фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности различные дидактические, подвижные игры для развития речи. Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение педагогами художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине, пересказов знакомых сказок.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятия, экскурсий, игр, а также свободной деятельности. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и
педагогов:
Приоритеты учителя-логопеда: Приоритеты педагога:
- звукопроизношение; - моторный праксис;
- фонематические процессы; - психологическая база речи;
- языковой анализ. – обогащение и активизация словаря.
Работа с педагогами
№ п/п | Направление работы | Сроки проведения |
1 2 3 4 | Заполнение речевой и педагогической характеристики
Консультации Просветительские занятия Совместное проведение занятий | В течение года В течение года В течение года В течение года |
Взаимодействие с родителями (или лицами их заменяющими).
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами их заменяющими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель-логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в центре творчества (открытые занятия, обучающие занятия-практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической
тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изучаемого на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребенка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии «духа открытия»;
- удержание взрослым паузы для «включения мыслительных процессов детей»;
- предусмотреть при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учет возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Работа с родителями
№ п/п | Направление работы | Сроки проведения |
1 2 3 4 5 6 7 | Индивидуальные консультации. Родительские собрания. Открытые занятия. Обучающие занятия-практикумы. Проведение логопедического обследования по запросу в присутствии родителей. Заполнение индивидуальных тетрадей. Листовки, папки-передвижки, оформление логопедического уголка для родителей | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Организация предметно – развивающей среды:
В кабинете используются альбом для обследования речи Иншаковой, дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д.
Материально-техническое обеспечение.
1.Развивающая среда.
2.Дидактические игры и пособия.
3.Иллюстрационный материал.
4.Художественная литература.
5.Методическая литература по речевому воспитанию.
6.Аудиосистема.
7.Зеркала, соски и шпателя.
- «Диагностические материалы»
Индивидуальное обследование устной речи детей состоит из:
- обследования звукопроизношения;
- фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- слоговой структуры слов;
- словаря;
- грамматического строя речи;
- самостоятельной речи.
Для оценивания результатов реализации программы используется диагностический инструментарий:
-Альбом для логопеда (О.Б. Иншакова);
-Речевая карта дошкольника.
- «Дидактические материалы»
- Развивающая головоломка (игровой набор).
- Развивающая игра-лото для старших дошколят «Чем отличаются слова?». Изучение звуко-буквенного анализа слова.
- Развивающая игра «Говорящие слова». Развитие речи, словотворчества. Расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.
- Развивающая игра-лото «Глаголы в картинках» Знаем и умеем правильно называть действия. Составляем рассказ по картинке. 4-7 лет.
- «Звонкий и глухой» Развиваем фонематический слух, связную речь, внимание, память. Фонетическое лото.
- Шнуровка из фетра «Мишка»
- Шнуровка из фетра «Сова»
- Деревянная шнуровка «Бабочка»
- Игрушка «Развивашка» с молнией и пуговицами
- Доска на развитие мышления, собрать по образцу.
- Учимся запоминать (фрукты, овощи, ягоды).
- Ассоциации малышам, учимся считать (16 карточек).
- Мозаика (развивает мелкую моторику рук и творческие способности ребенка).
- Обучающая настольная игра (цвет, форма, размер).
- Доска на развитие внимания, мышления (фрукты, ягоды).
- «Цветная фантазия»
- Липучий конструктор (на развитие мелкой моторики рук).
- 10 игр со звуками «Л»,«Ль» для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет, А.С. Галанов, Издательство «Учитель».
- 10 игр со звуками «Р»,«Рь» для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет, А.С. Галанов, Издательство «Учитель».
- 10 игр со звуками «С»,«Сь»,«Ц» для познавательного, речевого и интеллектуального развития детей 4-10 лет, А.С. Галанов, Издательство «Учитель».
- 16 обучающих карточек «Игрушки», издательский дом «Проф-пресс», 2012 год.
- 16 обучающих карточек «Грибы и ягоды», издательский дом «Проф-пресс», 2012 год.
- 16 обучающих карточек «Посуда», издательский дом «Проф-пресс», 2012 год.
- 16 обучающих карточек «Одежда», издательский дом «Проф-пресс», 2012 год.
- 16 обучающих карточек «Мебель», издательский дом «Проф-пресс», 2012 год.
- Логопедическое лото говори правильно.
- Карточки для артикуляционной гимнастики.
- 4 разноса с манной крупой для занятий песочной терапией
Литература для учителя логопеда:
1. Белов, Н.В. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2011. – 320 с.
2. Бочкарева, О.И. Логопедия. Старшая группа. Разработки занятий / О.И. Бочкарева. – Волгоград: ИДТ «Корифей». – 128 с.
3. Волкова, Л.С. и др. Логопедия.: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
4. Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2012. – 120 с.
6. Журавлева, А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В.В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2012. – 112 с.
7. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – 3-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с.
8. Косинова, Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Е.М. Косинова. – М: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192 с.
9. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
10. Крупенчук. О.И. пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук. – СПб.: Изд. дом «Литера», 2012. – 32 с.: ил. – (серия «Уроки логопеда»).
11. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
12. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР.
13. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Л.Г. Парамонова. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 464 с.: ил. – (Домашний логопед).
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
15. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 10-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 287 с. – (Библиотека логопеда).
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
17. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Литература для родителей
1.День рождения Р. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –М.: Айрис-пресс, 2012. –32с.: ил. –(Популярная логопедия).
2.Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –М.: Айрис-пресс, 2011. –32с.: ил. –(Популярная логопедия).
3.Занимательная фонетика. В мире звуков и букв / Е.В. Морозова. –М.: ТЦ Сфера, 2009. –32с. (Конфетка). (24/7).
4.Занимательная фонетика-2. В мире звуков и букв / Е.В. Морозова. –М.: ТЦ Сфера, 2009. –32с. (Конфетка). (25/8).
5.Звенелочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –М.: Айрис-пресс, 2011. –32с.: ил. –(Популярная логопедия).
6.Приключения Л Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –М.: Айрис-пресс, 2012. –32с.: ил. –(Популярная логопедия).
7.Свистелочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –М.: Айрис-пресс, 2010. –32с.: ил. –(Популярная логопедия).
8.Цоколочка. Логопедические игры/ И.В.Баскакина, М.И. Лынская. –М.: Айрис-пресс, 2011. –32с.: ил. –(Популярная логопедия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...