Рабочая программа по логопедии
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Тел., факс 8 (498) 316-24-39
Истринский район, с. Новопетровское, Тел. 8 (498) 316-23-44
ул. Советская, дом 42. Е- mail: istr_mbou_novopetr@mosreg.ru
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
_______________ В.В. РЫЖКОВА
«30» августа 2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно – развивающим занятиям (логопедия)
на 2022 – 2023 учебный год
1 - 4 класс (1 вариант)
Учитель-логопед Анисимова Наталья Николаевна
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО службы сопровождения Протокол от «30» августа 2022 г. №1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР ___________________ Морозова А.И. «30» августа 2022 г. |
с. Новопетровское
2022 г.
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям «Логопедия» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;
- санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г.;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МБОУ «Новопетровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»;
- Учебного плана МБОУ «Новопетровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год.
Данная адаптированная рабочая программа адресована учащимся с 1 по 4 класс, срок реализации 1 год.
Цель логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
2. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, потенциале и возможностях речевого развития;
2) овладение начальными навыками социальной, социокультурной, трудовой адаптации;
3) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, речевого поведения;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
9) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
1. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
2. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
3. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи.
5. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
3. Содержание курса с указанием форм организации занятий.
Специфика нарушений речи и их коррекция у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.
У обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.
Развитие моторики, в том числе и речевой, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль.
Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).
В начальных классах у некоторых детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность обучающихся на последующих этапах получения образования.
Принципы коррекционной работы, реализуемые в ходе логопедических занятий с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью):
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Основное содержание курса
1 класс (3 часа в неделю)
Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи детей и методами работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.
В 1 классе основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. В начале связываются эти звуки с картинками-символами, речевыми играми. Гласные звуки обязательно эмоционально окрашенные и даются разным интонированием.
Ставятся следующие задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;
- улучшение фонематического слуха;
- формирование речевого дыхания;
- улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);
- улучшение ритмико-интонационной стороны речи;
- уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;
- повышение речевой и эмоциональной активности детей;
- совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.
- обогащение словаря.
2 класс (3 часа в неделю)
Устранение фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Обследование обучающихся:
- Развитие языкового анализа и синтеза
- Развитие анализа структуры предложения
- Разбитие слогового анализа и синтеза
- Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
- Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов,
Развитие фонематического анализа и синтеза
Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.
Дифференциация М-М’, Н-Н’, Б-Б’, П-П’, В-В’, Ф-Ф’, Г-Г’, К-К’, Д-ДЬ, Т-ТЬ, З-З’, С-С’, Х-Х’, Л-Л’, Р-Р’.
Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.
Буквы А-Я, 0-Ё, У-Ю, Ы-И.
Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.
3 класс (3 часа в неделю)
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
Обследование учащихся.
Повторение изученного во 2 классе:
- развитие анализа структуры предложения,
- развитие слогового анализа и синтеза,
- развитие фонематического анализа и синтеза,
- дифференциация твердых и мягких согласных.
Дифференциация звонких и парных согласных.
Работа по формированию звокопроизносительнои дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
1)предварительный этап работы над каждым из звуков
2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.
Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.
Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.
Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3.
Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г.
Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж.
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Дифференциация С-Ш, 3-Ж, С’-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т.
Подведение итогов: написание детьми диктанта логопедический утренник.
Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1.Определить звуки по беззвучной артикуляции
2.Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.
3.Чтение слов, запись слов под диктовку.
4.Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
5.Определить место звуков в словах.
6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
7.Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
8.Игра в лото.
9.Диктанты.
10.Вставка пропущенных букв в тексте.
11.Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
12.Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
4 класс (3 часа в неделю)
Коррекционная работа, реализуемая в рамках программы, посвящена закреплению тем: «Звуки и буквы», «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», а также работе с предложениями, текстами, образцами связной речи, употребляемыми в устной и письменной речи ребёнка с интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталости).
Учитывая фонетико-фонематические нарушения, наблюдаемые у умственно отсталых школьников, в программу для 4 класса включен комплекс упражнений на звуко-буквенный анализ, что будет являться основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В 4 классе продолжается работа над построением предложений и развитием связной устной и письменной речью у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Поэтому в программу также включены разделы «Предложение», Связная речь», что имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к общению с окружающими, к лучшей социальной адаптации в социум.
Формы занятий: индивидуальные, групповые (фронтальные) занятия.
4. Тематическое планирование курса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на занятии.
1 класс
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Основные виды деятельности обучающихся | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | |||||
Обследование. | 6 ч. | |||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. | 1 | |||
2. | Обследование экспрессивной речи. | Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | 1 | |||
3. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | 1 | |||
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. | 1 | |||
5. | Обследование слоговой структуры слов. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | |||
6. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношений. | 1 | |||
Пропедевтический (добукварный) период. | 6 ч. | |||||
7.
| Формирование представления о звуках речи. | Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Наблюдение за формированием звуков речи. | 1 | |||
8. | Знакомство со словом. | Познакомиться с термином «слово». Дифференцировать понятия «звук» и «слово». | 1 | |||
9. | Знакомство с предложением. | Познакомить учащихся с термином «предложение». Наглядно показать что предложение состоит из слов. | 1 | |||
10. | Деление слов на части (слоги). | Познакомить учащихся с термином «слог». Показать , что слово состоит из частей. | 1 | |||
11. | Дифференциация сходных по звучанию слов. | Учить различать слова, близкие по звучанию (звуковому составу). | 1 | |||
12. | Работа по сказке. | Формировать умение составлять предложения из 2-3 слов с помощью внешних опор на картинном материале. | 1 | |||
Букварный период 1 этап: изучение звуков и букв А,У,О,М,С,Х. | 15 ч. | |||||
13. | Звук а. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Формировать умение определять последовательность звуков в слове. | 1 | |||
14. | Звук и буква Аа. | 1 | ||||
15. | Звук у. | 1 | ||||
16. | Звук и буква Уу. | 1 | ||||
17. | Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов ау, уа. | 1 | ||||
18. | Звук м. | 1 | ||||
19. | Звук и буква Мм. | 1 | ||||
20. | Звук о. | 1 | ||||
21. | Звук и буква Оо. | 1 | ||||
22. | Звук с. | 1 | ||||
23. | Звук и буква Сс. | 1 | ||||
24. | Звук х. | 1 | ||||
25. | Звук и буква Хх. | 1 | ||||
26. | Звуко-буквенный анализ и синтез слов, включающих пройденные звуки и буквы. | Повторить пройденные звуки и буквы. | 1 | |||
27. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 | |||
2 этап: изучение звуков и букв Ш, Л, Ы, Н, Р. | 13 ч. | |||||
28. | Звук ш. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам. | 1 | |||
29. | Звук и буква Шш. | 1 | ||||
30. | Дифференциация с-ш в слогах. | 1 | ||||
31. | Звук л. | 1 | ||||
32. | Звук и буква Лл. | 1 | ||||
33. | Звук и буква ы. | 1 | ||||
34. | Звук н. | 1 | ||||
35. | Звук и буква Нн. | 1 | ||||
36. | Звук р. | 1 | ||||
37. | Звук и буква Рр. | 1 | ||||
38. | Дифференциация р-л в слогах. | 1 | ||||
39. | Упражнения в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, чтении слогов и слов. | Закрепление навыков анализа и синтеза слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. | 1 | |||
40. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 | |||
3 этап: изучение звуков и букв: К, П, Т, В, З, Ж, Б, Г, Д, И, Й, буква Ь | 35 ч. | |||||
41. | Звук К | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
42. | Звук и буква К к. | 1 | ||||
43. | Звук П | 1 | ||||
44. | Звук и буква П п. | 1 | ||||
45. | Звук Т. | 1 | ||||
46. | Звук и буква Т т. | 1 | ||||
47. | Дифференциация прописных букв п-т. | Учить различать данные буквы на письме. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | |||
48. | Звук И. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
49. | Звук и буква И и. | 1 | ||||
50. | Звук З. | 1 | ||||
51. | Звук и буква З з. | 1 | ||||
52. | Дифференциация З-С в слогах. | Развивать слуховую дифференциацию зв-в з-с. Развивать фонематический слух. | 1 | |||
53. | Дифференциация З-С в словах | 1 | ||||
54. | Звук В. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
55. | Звук и буква В в. | 1 | ||||
56. | Звук Ж. | 1 | ||||
57. | Звук и буква Ж ж. | 1 | ||||
58. | Дифференциация Ж-Ш в слогах. | Развивать слуховую дифференциацию зв-в Ж Ш. Развивать фонематический слух. | 1 | |||
59. | Дифференциация Ж-З в слогах и словах. | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | |||
60. | Дифференциация Ж-З в предложении. | Развивать фонематический слух. Расширять лексический запас. | 1 | |||
61. | Звук Б. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. | 1 | |||
62. | Звук и буква Б б. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
63. | Дифференциация Б –П в слогах . | Развивать слуховую дифференциацию зв-в Б-П. Развивать фонематический слух. | 1 | |||
64. | Дифференциация Б-П в словах. | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | |||
65. | Звук и буква Г г. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
66. | Дифференциация Г-К в слогах. | Развивать слуховую дифференциацию зв-в Г-К. Развивать фонематический слух. | 1 | |||
67. | Дифференциация Г-К в словах. | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | |||
68. | Звук и буква Д д. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
69. | Дифференциация Д-Т в слогах и словах. | Учить различать данные звуки на слух и в произношении. Формировать умение правильно соотносить звук с буквой. | 1 | |||
70. | Звук и буква й. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
71. | Дифференциация и-й в словах. | Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
72. | Буква Ь. | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. | 1 | |||
73. | Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов с буквой ь. | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Учить правильно читать слоги и слова с «ь». | 1 | |||
74. | Упражнения в чтении и письме слов со стечением согласных. | Учить правильно произносить и читать слоги и слова со стечением согласных. | 1 | |||
75. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 | |||
4 этап: изучение звуков и букв Е, Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ. | 27 ч | |||||
76. | Звук и буква Е е | Учить слитно и быстро произносить звукосочетание Добиваться правильного произнесения буквы и звукосочетания. | 1 | |||
77. | Буква «Е» после согласных в слогах. | Упражнять в правильном произнесении слогов с буквой «Е» после согласной. | 1 | |||
78. | Буква «Е» после согласных в словах. | Упражнять в правильном произнесении слов с буквой «Е» после согласной. | 1 | |||
79. | Звук и буква Ё ё. | Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание о, правильно соотносить букву и звукосочетание. | 1 | |||
80. | Буква «Ё» после согласных. | Упражнять в правильном произнесении слогов и слов с буквой «Ё» после согласной. | 1 | |||
81. | Дифференциация О-Ё в слогах. | Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
82. | Дифференциация О-Ё в словах. | Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной. | ||||
83. | Дифференциация О-Ё в предложении. | Учить различать твердые и мягкие звуки, обозначать мягкость согласного на письме буквой Ё. | ||||
84. | Звук и буква Яя. | Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание а, правильно соотносить букву и звукосочетание. | 1 | |||
85. | Дифференциация А-Я в слогах. | Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
86. | Дифференциация А –Я в словах. | Формировать умение выбрать нужную гласную букву, опираясь на мягкость и твердость впереди стоящей согласной. | 1 | |||
87. | Дифференциация А-Я в предложении. | Учить различать твердые и мягкие звуки, обозначать мягкость согласного на письме буквой Я. | 1 | |||
88. | Звук и буква Ю ю. | Формировать умение слитно и быстро произносить звукосочетание у, правильно соотносить букву и звукосочетание. | 1 | |||
89. | Дифференциация У-Ю в слогах. | Учить детей слышать и выделять твёрдые и мягкие согласные. | 1 | |||
90. | Звук и буква Ц ц. | Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах. | 1 | |||
91. | Звук и буква Ч ч. | 1 | ||||
92. | Дифференциация Ц-Ч в слогах и словах. | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | |||
93. | Дифференциация Ц-С в слогах и словах. | |||||
94. | Звук и буква Щ щ. | Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах. | 1 | |||
95. | Дифференциация Ч-Щ в словах и предложении. | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | |||
96. | Звук и буква Ф ф. | Уточнить артикуляцию данного звука, закрепить правильное произношение в слогах, словах. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. | 1 | |||
97. | Звук и буква Э э. | 1 | ||||
98. | Дифференциация В-Ф в слогах и словах. | Учить различать на слух и в произношении данные звуки, правильно соотносить с буквами. | 1 | |||
99. | Буква «Ъ». | Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ъ». | 1 | |||
100. | Слова с разделительным «ь». | Вырабатывать умение правильно произносить и читать слова с разделительным «ь». | 1 | |||
101. | Закрепление навыков чтения и письма. | Повторить изученный материал. Проверить уровень знаний учащихся. | 1 | |||
102. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 |
2 класс
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Дата | |||
план | факт | ||||||
Обследование. | 6ч. | ||||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. | 1 | ||||
2. | Обследование экспрессивной речи. | Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | 1 | ||||
3. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | 1 | ||||
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. | 1 | ||||
5. | Обследование слоговой структуры слов. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | ||||
6. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношений. | 1 | ||||
Звуковой анализ | 10ч | ||||||
7. | Органы речи | Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. | 1 | ||||
8. | Образование звуков речи. | Показать, как образуются звуки речи. | 1 | ||||
9. | Гласные звуки. | Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда. | 1 | ||||
10. | Узнавание гласного звука на слух | Развивать фонематический слух. | 1 | ||||
11. | Слова, отличающиеся одним гласным звуком. | Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | 1 | ||||
12. | Согласные звуки. | Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. | 1 | ||||
13. | Слова, отличающиеся одним согласным звуком. | Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка. | 1 | ||||
14. | Звуковой анализ односложных слов. | Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове. | 1 | ||||
15. | Звуковой анализ двусложных слов. | 1 | |||||
16. | Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд. | Развивать фонематический слух. | 1 | ||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | 17 ч. | ||||||
17. | Дифференциация Б – П изолированно и в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | ||||
18. | Дифференциация Б – П в словах. | 1 | |||||
19. | Дифференциация Б – П в предложении. | 1 | |||||
20. | Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах. | 1 | |||||
21. | Дифференциация В - Ф в словах. | 1 | |||||
22. | Дифференциация В -Ф в предложении. | 1 | |||||
23. | Дифференциация Г - К изолированно и в слогах. | 1 | |||||
24. | Дифференциация Г – К в словах. | 1 | |||||
25. | Дифференциация Г – К в предложении. | 1 | |||||
26. | Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах. | 1 | |||||
27. | Дифференциация Д – Т в словах. | 1 | |||||
28. | Дифференциация Д - Т в предложении | 1 | |||||
29. | Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах. | 1 | |||||
30. | Дифференциация Ж - Ш в словах. | 1 | |||||
31. | Дифференциация Ж - Ш в предложении | 1 | |||||
32. | Дифференциация З – С изолированно и в слогах. | 1 | |||||
33. | Дифференциация З - С в словах. | 1 | |||||
34. | Дифференциация З - С в предложении. | 1 | |||||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными. | 6 ч | ||||||
35. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 1 | ||||
36. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах. | 1 | |||||
37. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах. | 1 | |||||
38. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. | 1 | |||||
39. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. | 1 | |||||
40. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | 1 | |||||
Дифференциация сонорных согласных. | 3 ч | ||||||
41. | Дифференциация согласных Р – Л в слогах. | Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении. | 1 | ||||
42. | Дифференциация согласных Р – Л в словах. | 1 | |||||
43. | Дифференциация согласных Р – Л в предложении. | 1 | |||||
Дифференциация свистящих и шипящих согласных. | 10 ч | ||||||
44. | Дифференциация С – Ш в слогах. | Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении. | 1 | ||||
45. | Дифференциация С – Ш в словах. | 1 | |||||
46. | Дифференциация С – Ш в предложении. | 1 | |||||
47. | Дифференциация З - Ж в слогах. | 1 | |||||
48. | Дифференциация З - Ж в словах. | 1 | |||||
49. | Дифференциация З - Ж в предложении. | 1 | |||||
50. | Дифференциация С - Щ в слогах. | 1 | |||||
51. | Дифференциация С - Щ в словах. | 1 | |||||
52. | Дифференциация С - Щ в предложении. | 1 | |||||
53. | Занимательная логопедия | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 | ||||
Дифференциация согласных | 9 ч | ||||||
54. | Дифференциация С – Ц в слогах, словах. | Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении. | 1 | ||||
56. | Дифференциация С - Ц в предложении. | 1 | |||||
57. | Дифференциация Ч – Ц в слогах, словах. | 1 | |||||
58. | Дифференциация Ч - Ц в предложении. | 1 | |||||
59. | Дифференциация Ч – Щ в слогах, словах. | 1 | |||||
60. | Дифференциация Ч - Щ в предложении. | 1 | |||||
61. | Дифференциация Ш – Щ в слогах, словах. | 1 | |||||
62. | Дифференциация Ш - Щ в предложении. | 1 | |||||
63. | Дифференциация И – Й изолированно и в словах. | Показать различие в образовании данных звуков. | 1 | ||||
Слоговая структура слова. | 5 ч | ||||||
64. | Анализ односложных слов. | Развивать умение анализировать слоговую структуру слова. | 1 | ||||
65. | Анализ двусложных слов. | Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова. | 1 | ||||
66. | Анализ трёхсложных слов. | 1 | |||||
67. | Деление на слоги слов со стечением согласных. | Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове. | 1 | ||||
68. | Определение ударного слога в словах. | Учить определять ударный слог. | 1 | ||||
Слова, обозначающие предметы. | 5 ч | ||||||
69. | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», | 1 | ||||
70. | Слова, обозначающие один и много предметов. | Учить образовывать множественное число имени существительного. | 1 | ||||
71. | Определение предмета по названию его составных частей. | Учить определять предмет по его составным частям. | 1 | ||||
72. | Сравнение двух предметов. | Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | 1 | ||||
73. | Различение слов, обозначающих обобщённые понятия. | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | 1 | ||||
Слова, обозначающие действия предметов. | 5 ч | ||||||
74. | Различение животных по их действиям. | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт). | 1 | ||||
75. | Образование слов, обозначающих действие одного предмета и множества предметов. | Учить образовывать множественное число глаголов. | 1 | ||||
76. | Различение профессии людей по их действиям. | Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют. | 1 | ||||
77. | Определение действий в режиме дня. | Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток. | 1 | ||||
78. | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам. | 1 | ||||
Работа с предлогами. | 17 ч | ||||||
79. | Различение предложений и словосочетаний. | Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи. | 1 | ||||
80. | Применение предлогов в речи. | Познакомить детей с предлогами на практическом уровне. | 1 | ||||
81. | Предложения с предлогом на. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | ||||
82. | Предложения с предлогом в. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения. | 1 | ||||
83. | Дифференциация предлогов на – в. | Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | ||||
84. | Предложения с предлогом с. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения | 1 | ||||
85. | Занимательная логопедия. | 1 | |||||
86. | Предложения с предлогом из. | Учить выделять предлоги в предложении, используя схему .предложения Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. | 1 | ||||
87. | Дифференциация предлогов с - из. | 1 | |||||
88. | Предложения с предлогом от. | 1 | |||||
89. | Предложения с предлогом к. | 1 | |||||
90. | Дифференциация предлогов от - к. | 1 | |||||
91. | Предложения с предлогом над. | 1 | |||||
Предложение. | 5 ч | ||||||
92. | Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. | Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста. | 1 | ||||
93. | Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. | Формировать умение распространять простое двусоставное предложение. | 1 | ||||
94. | Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. | Учить составлять грамматически верное предложение. | 1 | ||||
95. | Сложное предложение. | Познакомить детей со сложносочинённым предложением (с союзом «а») | 1 | ||||
96. | Интонационная законченность предложения. Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации. Упражнять детей в правильном интонационном оформлении различных видов предложений. | 1 | ||||
Текст. | 6 ч | ||||||
97. | Ознакомление с признаками текста. | Формировать умение отличать текст от группы предложений. | 1 | ||||
98. | Восстановление деформированного текста. | Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | 1 | ||||
99. | Пересказ текста по вопросам. | 1 | |||||
100. | Составление рассказа по серии картинок. | Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | 1 | ||||
101. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 2 | ||||
102. |
3 класс
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | Дата | |||
план | факт | ||||||
Обследование. | 6ч. | ||||||
1. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм, текста. | 1 | ||||
2. | Обследование экспрессивной речи. | Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | 1 | ||||
3. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | 1 | ||||
4. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения; характер использования падежных форм существительных; правильность употребления рода различных частей речи; форм ед. и мн. числа. | 1 | ||||
5. | Обследование слоговой структуры слов. | Выявить степень владения слоговой структурой. | 1 | ||||
6. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношений. | 1 | ||||
Предложение. | 2ч. | ||||||
7. | Предложение. Слово. | Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | 2 | ||||
8. | |||||||
Звуки речи. | 4 ч. | ||||||
9. | Звуки и буквы. | Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква». | 1 | ||||
10. | Звуки и буквы. Алфавит. | Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква». | 1 | ||||
11. | Гласные звуки и буквы. | Уточнить способ образования гласных звуков. | 1 | ||||
12. | Согласные звуки и буквы. | Уточнить различие в образовании гласных и согласных звуков. | 1 | ||||
Слоговая структура слова. | 3 ч. | ||||||
13. | Анализ односложных слов. | Закрепить понятие о слоге как части слова. | 1 | ||||
14. | Анализ двусложных Слов. | 1 | |||||
15. | Слогообразующая роль гласных. | Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме. | 1 | ||||
Ударение. | 2 ч. | ||||||
16. | Ударение. | Закрепить умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. | 1 | ||||
17. | Ударные и безударные гласные. | Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах. | 1 | ||||
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. | 13 ч. | ||||||
18. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | 1 | ||||
19. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах. | 1 | |||||
20. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в словах. | 1 | |||||
21. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах. | 1 | |||||
22. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах. | 1 | |||||
23. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | 1 | ||||
Мягкий знак в слове. | 2 ч. | ||||||
24. | Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, ю. | Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах. | 1 | ||||
25. | Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». | Учить различать смягчающий и разделительный «ь». | 1 | ||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | 12 ч. | ||||||
26. | Дифференциация Б – П в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | 1 | ||||
27. | Дифференциация Б – П в предложении. | 1 | |||||
28. | Дифференциация В - Ф в слогах и словах. | 1 | |||||
29. | Дифференциация В -Ф в предложении. | 1 | |||||
30. | Дифференциация Г-К в слогах и словах. | 1 | |||||
31. | Дифференциация Г – К в предложении. | 1 | |||||
32. | Дифференциация Д-Т в слогах и словах. | 1 | |||||
33. | Дифференциация Д-Т в предложении. | 1 | |||||
34. | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. | 1 | |||||
35. | Дифференциация Ж - Ш в предложении. | 1 | |||||
36. | Дифференциация З-С в слогах и словах. | 1 | |||||
37. | Дифференциация З-С в предложении. | 1 | |||||
Дифференциация согласных. | 7 ч. | ||||||
38. | Дифференциация согласных С-Ц в слогах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | 1 | ||||
39. | Дифференциация согласных С-Ц в словах. | 1 | |||||
40. | Дифференциация согласных С-Ц в предложении. | 1 | |||||
41. | Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах. | 1 | |||||
42. | Дифференциация согласных Ч-Ц в словах. | 1 | |||||
43. | Дифференциация согласных Ч-Ц в предложении. | 1 | |||||
44. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 | ||||
Слова, обозначающие предметы. | 11 ч. | ||||||
45. | Слова, обозначающие предметы. | Закрепить понятие о словах , обозначающих предмет. | 1 | ||||
46. | Слова, обозначающие понятия. | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | 1 | ||||
47. | Различение одушевленных и не одушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам»кто это?», «что это?» | 1 | ||||
48. | Слова, обозначающие один и много предметов. | Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного | 1 | ||||
49. | Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. | Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже. | 1 | ||||
50. | Существительные мужского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он). | 1 | ||||
51. | Существительные женского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она). | 1 | ||||
52. | Существительные среднего рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно). | 1 | ||||
53. | Слова, обозначающие большой и маленький предмет. | Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | 1 | ||||
54. | Сравнение двух предметов. | Учить сравнивать 2 похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | 1 | ||||
56. | Предмет и его части. | Закрепить умение определять предмет по названию его составных частей. | 1 | ||||
Слова, обозначающие действия предмета. | 8 ч. | ||||||
57. | Слова, обозначающие действие предмета. | Закрепить умение правильно употреблять грамматическую форму глагола. | 1 | ||||
58. | Сопоставление форм одного и того же глагола. | Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы. | 1 | ||||
59. | Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. | 1 | ||||
60. | Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у). | 1 | |||||
61. | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | Учить образовывать множественное число глаголов. | 1 | ||||
62. | Изменение слов, обозначающих действия, по родам. | Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде. | 1 | ||||
63. | Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы. | Совершенствовать смысловую сторону речи. | 1 | ||||
64. | Слова, обозначающие предметы и действия предметов. | Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. | 1 | ||||
Слова, обозначающие признак предмета. | 11 ч | ||||||
65. | Слова, обозначающие признаки предметов. | Закрепить представление о словах , обозначающих признак предмета. | 1 | ||||
66. | Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | 1 | ||||
67. | Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус). | 1 | |||||
68. | Выделение ведущих признаков предметов (материал). | 1 | |||||
69. | Выделение ведущих признаков предметов (качества характера). | 1 | |||||
70. | Образование относительных прилагательных. | Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов. | 1 | ||||
71. | Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. | Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 1 | ||||
72. | Подбор прилагательных с противоположным значением. | Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы). | 1 | ||||
73. | Подбор прилагательных, близких по значению. | Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы) | 1 | ||||
74. | Слова, обозначающие признак предмета. | Закрепить полученные знания. | 1 | ||||
75. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 1 | ||||
Предложение | 14 ч. | ||||||
76. | Обозначение границ предложения. | Закрепить умение правильно оформлять границы предложения. | 1 | ||||
77. | Определение количества предложений в тексте. | Закрепить умение выделять законченные предложения из сплошного текста. | 1 | ||||
78. | Составление предложений с употреблением различных падежей ( р.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам родительного падежа. | 1 | ||||
79. | Составление предложений с употреблением различных падежей (д.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам дательного падежа. | 1 | ||||
80. | Составление предложений с употреблением различных падежей (в.п.). | 1 | |||||
81. | Составление предложений с употреблением различных падежей (т.п.). | 1 | |||||
82. | Составление предложений с употреблением различных падежей (п.п.). | 1 | |||||
83. | Дополнение предложений по вопросам. | Закрепить умение распространять простое двусоставное предложение. | 1 | ||||
84. | Работа с деформированным предложением. | Упражнять в составлении грамматически правильного предложения. | 1 | ||||
85. | Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | ||||
86. | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | ||||
87. | Восклицательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | 1 | ||||
88. | Сложное предложение. | Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но». | 1 | ||||
Текст | 6 ч | ||||||
89. | Восстановление деформированного текста. | Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | 1 | ||||
90. | Восстановление текста с пропущенными словами. | Формировать умение точно употреблять слова в тексте. | 1 | ||||
91. | Пересказ текста по вопросам. | Формировать умение устанавливать связь предложений в тексте. | 1 | ||||
92. | Составление рассказа по серии картинок. | Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | 1 | ||||
93. | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | Развивать умение последовательно излагать текст без опоры на картинный план. | 1 | ||||
94. | План. Пересказ текста по плану. | Познакомить учащихся с планом. Формировать умение пересказывать текст в соответствии с планом. | 1 | ||||
Предлоги. | 8 ч. | ||||||
95. | Предлоги в предложении. | Закрепить знания о написании предлогов в предложении. | 1 | ||||
96. | Дифференциация предлогов В-НА. | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | 1 | ||||
97. | Предлоги С (СО). | 1 | |||||
98. | Предлоги ПО (К). | 1 | |||||
99. | Предлоги С (ИЗ). | 1 | |||||
100. | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | 1 | |||||
101. | Занимательная логопедия. | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх | 2 | ||||
102. |
4 класс
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся на занятии | |
план | факт | ||||
Диагностическое обследование на начало учебного года | 6 | Выполнение диагностических тестов, заданий | |||
Звуко-буквенный анализ | 16 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на звуко-буквенный анализ. | |||
Родственные слова. | 6 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на работу с родственными словами. | |||
Состав слова. Образование слов с помощью приставок. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на состав слова и формирование словообразовательных моделей. | |||
Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на состав слова и формирование словообразовательных моделей. | |||
Ударение. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на развитие фонематического слуха и орфоэпию, работа с компьютерными программами. | |||
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | 6 | Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами. | |||
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами. | |||
Употребление «ь» в словах. | 4 | Выполнение упражнений, участие в дидактических орфографических играх, работа с компьютерными программами. | |||
Слоговой анализ и синтез. | 10 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх и тренингах на слоговой анализ и синтаксис. | |||
Предложение | 14 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм. | |||
Текст | 8 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм, развитие наглядно-образного мышления, работу с текстом. | |||
Связная речь | 10 | Выполнение упражнений, участие в дидактических играх на построение, трансформацию и расширение синтагм, развитие наглядно-образного мышления, построение устного высказывания. | |||
Диагностическое обследование на конец учебного года | 6 | Выполнение тестовых диагностических заданий и упражнений, участие в дидактических играх | |||
5. Учебно-методический материал.
- Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М.: Айрис дидактика, 2007.
- Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений – М.:Айрис-Пресс,2014
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
- Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: ГНОМ, 2014.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
- Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.- М.:Эксмо, 2015.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
Материально-техническое обеспечение:
- АРМ учителя: ноутбук, телевизор, колонки, документ-камера, акустическая система, проектор, экран настенный.
- дидактический материал по обследованию речи детей;
- программное обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"
Рабочая программа по логопедии "Коррекция нарушений устной и письменной речи"...
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа по логопедии для учащихся с нарушением чтения и письма
В программе отражаются основные направления коррекционной работы по исправлению чтения и письма в старших классах. С учетом учебного плана 2 часа в неделю. Материал разбит на блоки в соответствии со с...
Рабочая программа по логопедии. 3-4 классы КРО.
Программа предназначена для обучающихся 3-4 классов КРО....
Рабочая программа по логопедии. 5 класс КРО.
Программа предназначена для обучающихся 5 классов КРО....
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
Адаптированная рабочая программа по логопедии с учащимися с ОВЗ
Данная программа расчитана для работы с учащимися начального звена для проведения подгрупповых занятий. Она используется для работы с учащимися со сниженным интеллектом школы VIII вида....