«Использование пособия лэпбук в работе с детьми с ОВЗ»
статья

У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, важным условием повышения эффективности работы является разработка новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_posobiya_lepbuk_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пособия лэпбук в работе с детьми с ОВЗ»

У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ  недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, важным условием повышения эффективности работы является разработка новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. 

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска  для меня стала  тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Получается эффективная работа над любой заданной темой, которая чрезвычайно нравится детям.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Лэпбук – это отличный способ для развития ребёнка через познавательную деятельность. Возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию, применять полученные знания в игровой деятельности, это возможность социализации детей, умения общаться.

В процессе работы с лепбуком ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, с удовольствием выполняет предложенные игровые задания. Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень важно всесторонне развиваться, и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков, коррекцию имеющихся нарушений.

Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Он:

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. 

Ожидаемый результат:

  • Быстрое запоминание информации (названий, портретов картин, композиторов, стихов, загадок и пр.) по определенной теме.
  • Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
  • Проявление повышенного интереса к содержанию папки, а значит к теме пройденного материала.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие  мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги, особенностей своего организма
  • Запоминание предлагаемой информации на наглядной основе.
  • Обогащение словаря.
  • Тренажер для рук.

На моих занятиях лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с учениками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается мной, как педагогом, и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Какую помощь оказывает лэпбук в моей работе.

Он, прежде всего, помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.

Подключая ребенка к созданию лэпбука, я помогаю ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Опыт моей работы показывает, что лэпбук хорошо подходит для занятий:

  • В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок находит себе занятия по силам.
  • Тематические пособия я разработала специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Разновидности тематических папок

Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.

Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д.

Разработка лэпбука в проектной деятельности.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. При изготовлении  лэпбуков я учитывала потребности каждого ребенка: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме.

Лучше всего получаются лепбуки на частные, а не на общие темы, например, на тему «Животные». Но он получится очень обзорным, так как сложно полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Но, если взять какое-нибудь конкретное животное и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

Макет. Следующий этап самый интересный – это создание макета, т.е. придумывание как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это нам нужно было разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п.

Сбор информации. Для того, чтобы ребенок видел все возможные способы поиска информации при оформлении лэпбука, мы использовали материалы из журналов, книг, вырезали фотографии, брали из интернет – ресурсов.

Создание шаблона. В соответствии с макетом сделали шаблон папки в натуральную величину. 

Создание лэпбука в ходе проектной деятельности.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

  1. целеполагание - выбор темы.
  2. разработка лэпбука - составление плана.
  3. выполнение - практическая часть.
  4. подведение итогов: лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:

  • организационную – экскурсии, походы;
  • техническую – фото, видео;
  • информационную – сбор информации для лэпбука;
  • мотивационную - поддерживание интереса, уверенности в успехе.

При создании лэпбука в проектной деятельности дети научились добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Подводя итог, можно выделить следующие преимущества использования лепбука. Лэпбук помогает:

  • структурировать сложную информацию
  • развивает познавательный интерес и творческое мышление
  • разнообразить даже самую скучную тему
  • научить простому способу запоминания
  • объединить всю семью для увлекательного и полезного занятия.

Самый первый тематический лэпбук был разработан мною  по теме «Зима». Цель его создания : расширить знания детей о времени года - зима.

Задачи лэпбука : повысить познавательный интерес у детей; закрепить и систематизировать знания детей о зиме; обогатить и активизировать словарный запас детей.

В него входят следующие игры и задания:

  • зимние приметы,
  • загадки,
  • игра «Найди отличия»,
  • игра «Чей след на снегу?»,
  • зимние мини-книги,
  • карточки «Зимующие птицы»,
  • стихи о зиме,
  • игра «Собери картинку»,
  • игра «Соедини носочки парами».

Второй лэпбук я разработала по математике.

Целью данного дидактического пособия является: формирование математических представлений.

Основную часть лэпбука составляют дидактические игры, наглядный материал, раскраски. В нем представлены такие игры:

«Счет до 10», «Собери чемодан», «Собери цифру», «Собери и укрась торт»,

«Шнуровка» и другие развивающие игры.

Третий лепбук мы разработали с обучающимся к созданию общешкольной книги о знаменитых людях республики на тему «Надежда Павлова – гордость Республики»

Я считаю, что лэпбук – для особых детей это некоторая особая форма организации учебного и наглядного материала. Помогает ребенку по своему желанию познавать, понимать и самостоятельно запоминать полученную ранее информацию. К тому же лэпбук направлен на самостоятельную работу детей.     

У детей с ОВЗ нарушена память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при работе с лэпбуком являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки). Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материала и возможностью работать самостоятельно.

Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Эти удивительные папки  для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ОВЗ, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.

Список литературы

1.Блохина Е.,Лиханова Т. «Лэпбук- накопленная книга»// Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. — 2015. — № 4. — С.29–30.

2.Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
            3.Гатовская Т.А « Лэпбук, как средство обучения// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. научной конференции.- Пермь: Меркурий,2015

4.Нурисламова А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного обучения,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.

Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в  работе с детьми дошкольного возраста....

статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"

В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми

выступление на заседении школьной проблемной группы...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»

Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)

Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:·        Продолжать обучать детей уме...

Методическое пособие «Игры в работе с детьми и подростками»

          Методический сборник «Игры в работе с детьми и подростками» предназначен для педагогов, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоцион...