«Использование пособия лэпбук в работе с детьми с ОВЗ»
статья
У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, важным условием повышения эффективности работы является разработка новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_posobiya_lepbuk_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование пособия лэпбук в работе с детьми с ОВЗ»
У детей с ОВЗ имеются проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности, недостатки развития устной речи, сниженная познавательная мотивация, проблемы с концентрацией внимания и организованностью, трудности обработки слуховой информации, специфика развития мышления, и др., что отрицательно влияет на образ жизни детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, важным условием повышения эффективности работы является разработка новых педагогических технологий, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска для меня стала тематическая папка или лэпбук. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал. Получается эффективная работа над любой заданной темой, которая чрезвычайно нравится детям.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения. Лэпбук – это отличный способ для развития ребёнка через познавательную деятельность. Возможность самостоятельно собирать и организовывать информацию, применять полученные знания в игровой деятельности, это возможность социализации детей, умения общаться.
В процессе работы с лепбуком ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, с удовольствием выполняет предложенные игровые задания. Игра ставит детей в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.
Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень важно всесторонне развиваться, и лэпбук должен быть направлен на развитие каких-либо умений и навыков, коррекцию имеющихся нарушений.
Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Он:
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Ожидаемый результат:
- Быстрое запоминание информации (названий, портретов картин, композиторов, стихов, загадок и пр.) по определенной теме.
- Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком.
- Проявление повышенного интереса к содержанию папки, а значит к теме пройденного материала.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги, особенностей своего организма
- Запоминание предлагаемой информации на наглядной основе.
- Обогащение словаря.
- Тренажер для рук.
На моих занятиях лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с учениками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается мной, как педагогом, и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Какую помощь оказывает лэпбук в моей работе.
Он, прежде всего, помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
Подключая ребенка к созданию лэпбука, я помогаю ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. Опыт моей работы показывает, что лэпбук хорошо подходит для занятий:
- В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок находит себе занятия по силам.
- Тематические пособия я разработала специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Разновидности тематических папок
Лэпбуки могут иметь несколько разновидностей. В зависимости от назначения, они бывают: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка, фигурная папка.
Организация материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д.
Разработка лэпбука в проектной деятельности.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. При изготовлении лэпбуков я учитывала потребности каждого ребенка: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме.
Лучше всего получаются лепбуки на частные, а не на общие темы, например, на тему «Животные». Но он получится очень обзорным, так как сложно полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Но, если взять какое-нибудь конкретное животное и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
Макет. Следующий этап самый интересный – это создание макета, т.е. придумывание как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это нам нужно было разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.п.
Сбор информации. Для того, чтобы ребенок видел все возможные способы поиска информации при оформлении лэпбука, мы использовали материалы из журналов, книг, вырезали фотографии, брали из интернет – ресурсов.
Создание шаблона. В соответствии с макетом сделали шаблон папки в натуральную величину.
Создание лэпбука в ходе проектной деятельности.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
- целеполагание - выбор темы.
- разработка лэпбука - составление плана.
- выполнение - практическая часть.
- подведение итогов: лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.
Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
- организационную – экскурсии, походы;
- техническую – фото, видео;
- информационную – сбор информации для лэпбука;
- мотивационную - поддерживание интереса, уверенности в успехе.
При создании лэпбука в проектной деятельности дети научились добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Подводя итог, можно выделить следующие преимущества использования лепбука. Лэпбук помогает:
- структурировать сложную информацию
- развивает познавательный интерес и творческое мышление
- разнообразить даже самую скучную тему
- научить простому способу запоминания
- объединить всю семью для увлекательного и полезного занятия.
Самый первый тематический лэпбук был разработан мною по теме «Зима». Цель его создания : расширить знания детей о времени года - зима.
Задачи лэпбука : повысить познавательный интерес у детей; закрепить и систематизировать знания детей о зиме; обогатить и активизировать словарный запас детей.
В него входят следующие игры и задания:
- зимние приметы,
- загадки,
- игра «Найди отличия»,
- игра «Чей след на снегу?»,
- зимние мини-книги,
- карточки «Зимующие птицы»,
- стихи о зиме,
- игра «Собери картинку»,
- игра «Соедини носочки парами».
Второй лэпбук я разработала по математике.
Целью данного дидактического пособия является: формирование математических представлений.
Основную часть лэпбука составляют дидактические игры, наглядный материал, раскраски. В нем представлены такие игры:
«Счет до 10», «Собери чемодан», «Собери цифру», «Собери и укрась торт»,
«Шнуровка» и другие развивающие игры.
Третий лепбук мы разработали с обучающимся к созданию общешкольной книги о знаменитых людях республики на тему «Надежда Павлова – гордость Республики»
Я считаю, что лэпбук – для особых детей это некоторая особая форма организации учебного и наглядного материала. Помогает ребенку по своему желанию познавать, понимать и самостоятельно запоминать полученную ранее информацию. К тому же лэпбук направлен на самостоятельную работу детей.
У детей с ОВЗ нарушена память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при работе с лэпбуком являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки). Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материала и возможностью работать самостоятельно.
Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
Эти удивительные папки для воспитателей являются помощником в работе с детьми с ОВЗ, помогающим организовать активную речевую, коммуникативную и познавательную деятельность воспитанников.
Список литературы
1.Блохина Е.,Лиханова Т. «Лэпбук- накопленная книга»// Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. — 2015. — № 4. — С.29–30.
2.Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
3.Гатовская Т.А « Лэпбук, как средство обучения// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. научной конференции.- Пермь: Меркурий,2015
4.Нурисламова А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного обучения,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по построению работы с детьми раннего возраста.
Особенностью федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования является соединение системного и деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста....
статья по теме: "Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ"
В статье дано современно изложение проблемы становления проектной деятельности в обучении детей сограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).Проведен анализ особенностей развития детей с ОВЗВыявл...
Использование компьютерных технологий в работе с детьми
выступление на заседении школьной проблемной группы...
Использование кинезиологии в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития И
Доклад к краевому методическому совещанию педагогов-логопедов...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2014-2015 уч.г. ТЕМА: «Использование интерактивных игр в работе с детьми с ОНР»
Интерактивная игра как активная форма обучения на индивидуальных логопедических занятиях детей с ОНР...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Айболит»» (с использованием элементов интерактивной формы работы с детьми по ознакомлению с отечественной литературой)
Цель: Познакомить детей с отрывками из произведения К.Чуковского «Айболит» с использованием элементов интерактивной игры.Задачи:· Продолжать обучать детей уме...
Методическое пособие «Игры в работе с детьми и подростками»
Методический сборник «Игры в работе с детьми и подростками» предназначен для педагогов, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоцион...