Инструменты выявления и сопровождения детей с нарушениями формирования навыков чтения.
методическая разработка

Кучер Марина Александровна

Семантическая дислексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструменты выявления и сопровождения детей с нарушениями формирования навыков чтения.

Дислексия

Виды (по классификации Р. И. Лалаевой)

Этиология (причины)

Психологический аспект механизмов нарушений

Симптоматика (группы ошибок)

Этапы формирование навыка чтения

Условия успешного формирования навыков чтения

Направления работы и профилактика нарушений

Последствия

Диагностика (направления деятельности)

Коррекция

Результат (по Т. Е. Егорову)

Семантическая

-Патология беременности и родов,

-асфиксии,

-длительные самотические заболевания,

-травмы головы.

-ММД.

- Органические речевые расстройства

Нарушение понимания, прочитанного обусловлено сформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении и отдельных букв, слогов и слов. При этом звуки, слоги и слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими звуками в слогах и словах, и словами в предложении.

 - Нарушается мыслительный звуковой анализ – не удаётся разделить фонемы на определённые сочетания звуков. Не чёткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Слова воспринимаются отдельно, не связываются друг с другом.

 - Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройство технической стороны.

Нарушения возникают как при слоговом, так и при синтетическом чтении.

- Овладение звукобуквенными обозначениями.

- Послоговое чтение.

- Становление синтетических приёмов чтения.

- Синтетическое чтение.

(по Т.Г. Егорову)

- Сформированность устной речи, её фонетико-фонематической стороны (произношение, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза).

- Сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя.

- Достаточное развитие пространственных представлений.

- Сформированность зрительного анализа, синтеза, мнезиса (узнавание, запоминания).

- Развитие звукового анализа.

- Обогащение словарного запаса.

- Развитие грамматического строя речи.

- Формирование морфологических и синтаксических обобщений.

- Развитие внимания и памяти.

- Устранение устной речи.

- Развитие аналитико-синтетической деятельности.

- Отрицательное влияние на формирование личности ребёнка.

- Неуверенность в себе, робость, тревожность, мнительность.

-Агрессивность, озлобленность, склонность к негативным реакциям.

Авторы:  

1. Н. Н. Баль, И. А. Захарченя;

2.И.А. Смирнова

- Оценка зрительного гнозиса.

- Оценка зрительного внимания.

- Оценка зрительной памяти.

- Оценка зрительно-пространственного восприятия.

- Техника чтения.

-Соотношение сенсомоторных и интеллектуальных компонентов в чтении.

-Развитие базовых компонентов чтения: восприятия, моторики, внимание, памяти, речи, мышления, учебной мотивации.

-Оценка развития ориентировки в пространстве.

Для обследования используются специально составленные, печатными буквами тексты.

Приёмы для обследования используются в порядке постепенно возрастающей сложности: чтение отдельных букв, чтение слогов, чтение слов, чтение отдельных предложений, чтение специально подобранных текстов.

Материалы:

-В тексте должно быть как можно больше оппозиционных букв и слогов;

-Содержание текста должно строго соответствовать знаниям ребёнка, быть доступным ему;

-Тексты должны быть не большие по объёму;

-Следует исключать возможность использования знакомых текстов (которые встречались дома, либо в школе)

Методики Корнева А. Н. и Мисаренко Г. Г.

рразвитие техники чтения;

  • закрепление зрительного образа слогов;

ззакрепление деления слов на слоги;

ззакрепление слоговой структуры слов;

профилактика пропуска согласных при чтении и на письме;

ррасширение и активизация словарного запаса;

ррасширение поля зрения;

развитие концентрации и распределения внимания

Виды упражнений:

Чтение пар слов, отличающихся одной буквой;

Найди лишнее слово;

Чтение цепочек слов, близких графическому облику;

Чтение цепочек родственных слов;

Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию;

Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста;

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом;

Чтение с пропущенными окончаниями;

Доскажи строчку;

Занимательные модели;

Слова-невидимки;

Чтение не оборот по словам;

Поиск смысловых несуразностей;

Чтение текста через слово;

Чтение с помощью «Решетки»;

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных;

Чтение скороговорок;

Работа со структурными слоговыми таблицами;

Работа над плавным чтением;

Работа над развитием дыхания;

Работа над расширением поля зрения;

Работа над развитие организации внимания;

Развитие оперативной памяти.

- Слова воспринимаются как части фразы рассказ читается как целое. Появляется «Смысловая перспектива»;

- Слова синтезируются в систему фразы, что способствует улучшению понимания текста. Процессы восприятия не вызывают затруднения, тем самым осмыслению текса уделяется большее внимание. Ошибки угадывания не нарушают логику рассказа, замечаются и исправляются самостоятельно.

Фонематическая

Аграмматическая

Оптическая

Тактильная

Характерна для слепых и слабовидящих

Используемая литература:

  1. Баль Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов/ Н. Н. Баль, И. А. Захаорченко. –Минск, 2001.

  1. Бессонова Т.П., Ястребова А.В. Комплект материалов для логопеда. — М., 1996.
  2. Визель Т.Г. Как вернуть речь. — М., 1998.
  3. Городилова В.И., Кудрявцева М.3. Чтение и письмо. — М., СПб., 1995.
  4. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
  5. Зайцева Л.А. Методические указания по обследованию детей с различной речевой патологией. — Мн., 1992.
  6. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. — М., 1987.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
  8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
  9. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  10. Мали Л.Д., Арямова О.С. и др. Речевое развитие младших школьников. — Пенза, 1994.
  11. Материалы для проведения психологического обследования детей, поступающих в первый класс, и учащихся начальных классов. — М., 1995.
  12. Методы обследования нарушений речи у детей / Отв. ред. Т.А.Власова, И.Г.Власенко, Г.В.Чиркина. — М., 1982.
  13. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по преодолению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
  14. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. — М., 1992.
  15. Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 1999.
  16. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах и цыфрах/ Т. В. пятница. – изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012
  17. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.
  18. Смирнова И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник/И. А. Смирнрова. – СПб.: КАРО,2014.
  19. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. — М., 1996.
  20. Усанова О.Н. Специальная психология. — М., 1990.
  21. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...

Интерактивные игры по формированию навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации даются понятия, цели ,функции и методика  проведения интерактивных игр. Автор останавливается на развивающих интернет играх и их роли по овладению учащимися навыками чтения,а...

Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.

        Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...

Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР.

Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР...

Презентация "Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"

quot;Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"...