Инструменты выявления и сопровождения детей с нарушениями формирования навыков чтения.
методическая разработка
Семантическая дислексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instrumenty_vyyavleniya_detey_s_narusheniem_formirovaniya_navykov_chteniya.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструменты выявления и сопровождения детей с нарушениями формирования навыков чтения.
Дислексия | |||||||||||
Виды (по классификации Р. И. Лалаевой) | Этиология (причины) | Психологический аспект механизмов нарушений | Симптоматика (группы ошибок) | Этапы формирование навыка чтения | Условия успешного формирования навыков чтения | Направления работы и профилактика нарушений | Последствия | Диагностика (направления деятельности) | Коррекция | Результат (по Т. Е. Егорову) | |
Семантическая | -Патология беременности и родов, -асфиксии, -длительные самотические заболевания, -травмы головы. -ММД. - Органические речевые расстройства | Нарушение понимания, прочитанного обусловлено сформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении и отдельных букв, слогов и слов. При этом звуки, слоги и слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими звуками в слогах и словах, и словами в предложении. | - Нарушается мыслительный звуковой анализ – не удаётся разделить фонемы на определённые сочетания звуков. Не чёткость восприятия синтаксической связи в отдельных предложениях. Слова воспринимаются отдельно, не связываются друг с другом. - Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройство технической стороны. Нарушения возникают как при слоговом, так и при синтетическом чтении. | - Овладение звукобуквенными обозначениями. - Послоговое чтение. - Становление синтетических приёмов чтения. - Синтетическое чтение. (по Т.Г. Егорову) | - Сформированность устной речи, её фонетико-фонематической стороны (произношение, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза). - Сформированность лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя. - Достаточное развитие пространственных представлений. - Сформированность зрительного анализа, синтеза, мнезиса (узнавание, запоминания). | - Развитие звукового анализа. - Обогащение словарного запаса. - Развитие грамматического строя речи. - Формирование морфологических и синтаксических обобщений. - Развитие внимания и памяти. - Устранение устной речи. - Развитие аналитико-синтетической деятельности. | - Отрицательное влияние на формирование личности ребёнка. - Неуверенность в себе, робость, тревожность, мнительность. -Агрессивность, озлобленность, склонность к негативным реакциям. | Авторы: 1. Н. Н. Баль, И. А. Захарченя; 2.И.А. Смирнова - Оценка зрительного гнозиса. - Оценка зрительного внимания. - Оценка зрительной памяти. - Оценка зрительно-пространственного восприятия. - Техника чтения. -Соотношение сенсомоторных и интеллектуальных компонентов в чтении. -Развитие базовых компонентов чтения: восприятия, моторики, внимание, памяти, речи, мышления, учебной мотивации. -Оценка развития ориентировки в пространстве. Для обследования используются специально составленные, печатными буквами тексты. Приёмы для обследования используются в порядке постепенно возрастающей сложности: чтение отдельных букв, чтение слогов, чтение слов, чтение отдельных предложений, чтение специально подобранных текстов. Материалы: -В тексте должно быть как можно больше оппозиционных букв и слогов; -Содержание текста должно строго соответствовать знаниям ребёнка, быть доступным ему; -Тексты должны быть не большие по объёму; -Следует исключать возможность использования знакомых текстов (которые встречались дома, либо в школе) | Методики Корнева А. Н. и Мисаренко Г. Г. рразвитие техники чтения;
ззакрепление деления слов на слоги; ззакрепление слоговой структуры слов; профилактика пропуска согласных при чтении и на письме; ррасширение и активизация словарного запаса; ррасширение поля зрения; развитие концентрации и распределения внимания Виды упражнений: Чтение пар слов, отличающихся одной буквой; Найди лишнее слово; Чтение цепочек слов, близких графическому облику; Чтение цепочек родственных слов; Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию; Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста; Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом; Чтение с пропущенными окончаниями; Доскажи строчку; Занимательные модели; Слова-невидимки; Чтение не оборот по словам; Поиск смысловых несуразностей; Чтение текста через слово; Чтение с помощью «Решетки»; Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных; Чтение скороговорок; Работа со структурными слоговыми таблицами; Работа над плавным чтением; Работа над развитием дыхания; Работа над расширением поля зрения; Работа над развитие организации внимания; Развитие оперативной памяти. | - Слова воспринимаются как части фразы рассказ читается как целое. Появляется «Смысловая перспектива»; - Слова синтезируются в систему фразы, что способствует улучшению понимания текста. Процессы восприятия не вызывают затруднения, тем самым осмыслению текса уделяется большее внимание. Ошибки угадывания не нарушают логику рассказа, замечаются и исправляются самостоятельно. | |
Фонематическая | |||||||||||
Аграмматическая | |||||||||||
Оптическая | |||||||||||
Тактильная | Характерна для слепых и слабовидящих |
Используемая литература:
- Баль Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов/ Н. Н. Баль, И. А. Захаорченко. –Минск, 2001.
- Бессонова Т.П., Ястребова А.В. Комплект материалов для логопеда. — М., 1996.
- Визель Т.Г. Как вернуть речь. — М., 1998.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.3. Чтение и письмо. — М., СПб., 1995.
- Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
- Зайцева Л.А. Методические указания по обследованию детей с различной речевой патологией. — Мн., 1992.
- Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. — М., 1987.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
- Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Мали Л.Д., Арямова О.С. и др. Речевое развитие младших школьников. — Пенза, 1994.
- Материалы для проведения психологического обследования детей, поступающих в первый класс, и учащихся начальных классов. — М., 1995.
- Методы обследования нарушений речи у детей / Отв. ред. Т.А.Власова, И.Г.Власенко, Г.В.Чиркина. — М., 1982.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по преодолению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
- Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. — М., 1992.
- Психолого-методико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. — М., 1999.
- Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах и цыфрах/ Т. В. пятница. – изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М., 1995.
- Смирнова И. А. Логопедия: Иллюстрированный справочник/И. А. Смирнрова. – СПб.: КАРО,2014.
- Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. — М., 1996.
- Усанова О.Н. Специальная психология. — М., 1990.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...
Интерактивные игры по формированию навыка чтения у детей с ОВЗ
В данной презентации даются понятия, цели ,функции и методика проведения интерактивных игр. Автор останавливается на развивающих интернет играх и их роли по овладению учащимися навыками чтения,а...
Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.
Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...
Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у детей с ОВЗ, страдающих тяжёлыми нарушениями речи.
Использование комплекса образовательных методик в работе с детьми с ОВЗ....
Адаптированные задания для формирования навыков чтения у детей с РАС и ТМНР
Методическая разработка "Учусь читать"...
Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР.
Особенности формирования навыка чтения у детей с ЗПР...
Презентация "Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"
quot;Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"...