Рабочая программа занятий направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения и эмоций.
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Данная программа адресована младшим подросткам (5 -7 класс), обучающимся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, состоящих на учете ВШУ, ПДН, КДН или направленных по решению школьной службы примирения. Рабочая программа составлена на основе тренинга повышения самооценки у учащихся и программы профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций, автора Е.В. Федосенко. Программы представлены в виде подробных сценариев занятий, имеют четкую логику построения, имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ
НА ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ
НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО, ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
3 МЕСЯЦА
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы
профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций, автора Е.В. Федосенко
Храмова Нелли Валерьевна
Оха
2022 г
Пояснительная записка
Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека, это время большой перестройки личности ребенка. Подростки полны противоречивых чувств, совершают необдуманные поступки, становятся агрессивными и раздражительными. Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности подростка и решении его возрастных задач.
Цель программы - помощь в осознании моделей своего поведения и его причин, развитие позитивного мышления, чувства ответственности и развитие эмоциональной грамотности.
В соответствии с этой целью обозначились задачи программы:
- информирование о влиянии отклоняющегося поведения на здоровье и жизнь;
- обучение эмоциональному самовыражению и разрядке;
- понимание своих внутренних конфликтов, себя и своих качеств;
- моделирование ответственной жизненной позиции;
- научить стратегическому видению своей жизни, постановке цели, определению задач, шагов по ее достижению;
- повышение представлений школьников о ценности самого себя и других людей;
- развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
- развитие навыков и умения необходимого для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
- обучение выстраиванию партнерских отношений;
- обучение способам снятия напряжения.
Отличительные особенности рабочей программы
Данная программа адресована младшим подросткам (5 -7 класс), обучающимся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, состоящих на учете ВШУ, ПДН, КДН или направленных по решению школьной службы примирения. Рабочая программа составлена на основе тренинга повышения самооценки у учащихся и программы профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций, автора Е.В. Федосенко.
Программы представлены в виде подробных сценариев занятий, имеют четкую логику построения, имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.
Изменения, внесенные в программу
Общее число занятий: 8, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 30 - 45 минут.
Количество детей в группе: 2 - 10.
Отбор детей: на основании диагностического исследования, младшие подростки с особенностями поведенческих реакций (агрессивные, грубые, жестокие дети, негативные лидеры), по решению школьной службы примирения, состоящие на учете ПДН, направленные социальным педагогом.
Программа реализуется в три этапа:
I этап – Диагностический.
II этап – Коррекционно-развивающий.
III этап – Контрольный.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.
Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее
использованных.
Срок реализации программы: 2 месяца.
Формы, методы, технологии обучения
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Мозговой штурм
Ролевые игры
Коммуникативные игры
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект
Арттерапевтические методы
Методы релаксации
Визуализация
Психогимнастика
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Структура занятия
- Приветствие.
- Разминка.
- Основная часть.
- Релаксационное упражнение.
- Рефлексия занятия.
- Прощание.
Ожидаемый результат
- Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
- Укрепление и развитие психического и психологического здоровья школьников.
- Профилактика детского травматизма.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Цель занятия | Структура занятия |
1 | Общение | Усиление развития группового единства, увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи. | Разминка 1. Упражнение «Лишний стул». 2. Упражнение «Знакомство». Рефлексия занятия |
2 | Отработка навыков эмпатии, слушая партнера; уменьшение чувства изоляции благодаря обмену обратной связью с членами группы. | Разминка 1. Упражнение «Добрые слова». 2. Упражнение «Светлые надежды, темные опасения*». Рефлексия занятия | |
3 | Составление представления о важности доверия в группе. | Разминка
Рефлексия занятия | |
4 | Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах; рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека. | Разминка
Рефлексия занятия | |
5 | Личность | Расширение знаний о себе благодаря получению от других обратную связь. | Разминка 1. Упражнение «Ассоциации» 2. Упражнение «Предмет, похожий на меня» Рефлексия занятия |
6 | Повышение уровня самосознания через завершение вслух предложений, высказанных перед группой. | Разминка 1. Упражнение «Рыба для размышления*» Рефлексия занятия | |
7 | Увеличение степени самосознания путем объяснения подростками, почему им нравятся те песни, которые они выбрали, и что эти песни говорят о них; тренировка навыков эмпатии, слушая других и предоставляя им обратную связь. | Разминка 1. Упражнение «Хит-парад» Рефлексия занятия | |
8 | Работа над самоидентичностью путем создания своего символ при помощи воображения и методами креативности, развитие Я-концепции подростков. | Разминка 1. Упражнение «Ершик-виртуоз» Рефлексия занятия | |
9 | Подкрепление позитивного восприятия себя, отреагирование позитивных черт товарищей. | Разминка 1. Упражнение «Драгоценные качества» Рефлексия занятия | |
10 | Семья | Осознание положения вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться; определение возможностей для изменения в своих семьях, улучшение навыков самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье. | Разминка 1. Упражнение «Скульптура семьи» Рефлексия занятия |
11 | Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний. | Разминка 1. Упражнение «Семейные истории» Рефлексия занятия |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Гуткина Н.И. несколько случаев из практики психолога. Серия «Педагогика и психология» № 10,1991 -М.: Знание, 1991.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.Матвеев В.Р. Тройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников -М.: Просвещение, 1987.
- Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПБ., 2006
- Макарычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008
- Петрусинский В. В. Игра-обучение, тренинг, досуг - М.: Новая школа, 1994.
- Прихожан А.М.психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.- М.,2001.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций обучающихся
Причины девиантного поведения. Психологические факторы....
Конспект психологического занятия с детьми и подростками, направленными на профилактику возникновения самодеструктивных форм поведения.
Материалы, предоставленные в данном конспекте подлежат использованию педагогами-психологами и социальными педагогами при работе с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведени. Данное занят...
Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ
Предлагаемая психологическая программа занятий с подростками направлена на первичную профилактику и предупреждение негативных явлений и последствий переживания трудных жизненных ситуаций в подростково...
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".
Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...
Рабочая программа тренинговых занятий направленных на профилактику асоциального поведения
Данная программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая прогр...
Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии.
Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии учителя -логопеда Ралковой Е. С. ступень образования 1 дополнительный - 7 класс ...