Рабочая программа занятий направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения и эмоций.
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Храмова Нелли  Валерьевна

       Данная  программа адресована младшим подросткам (5 -7 класс), обучающимся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, состоящих на учете ВШУ, ПДН, КДН или направленных по решению школьной службы примирения. Рабочая программа составлена на основе тренинга повышения самооценки у учащихся и  программы профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций, автора Е.В. Федосенко. Программы представлены в виде подробных сценариев занятий, имеют четкую логику построения, имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 5 г. Охи

имени кавалера ордена Мужества

Алексея Викторовича Беляева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЗАНЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ

НА ПРОФИЛАКТИКУ И КОРРЕКЦИЮ

НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

(наименование учебного предмета/курса)

  ОСНОВНОГО, ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 (уровень, ступень образования)

3 МЕСЯЦА

 (срок реализации программы)

 

Составлена на основе программы

профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций, автора Е.В. Федосенко 

Храмова Нелли Валерьевна

Оха

2022 г

Пояснительная записка

Подростковый возраст – это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека, это время большой перестройки личности ребенка. Подростки полны противоречивых чувств, совершают необдуманные поступки, становятся агрессивными и раздражительными. Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности подростка и решении его возрастных задач.

Цель программы - помощь в осознании моделей своего поведения и его причин, развитие позитивного мышления, чувства ответственности и развитие эмоциональной грамотности.

В соответствии с этой целью обозначились задачи программы:

  • информирование о влиянии отклоняющегося поведения на здоровье и жизнь;
  • обучение эмоциональному самовыражению и разрядке;
  • понимание своих внутренних конфликтов, себя и своих качеств;
  • моделирование ответственной жизненной позиции;
  • научить стратегическому видению своей жизни, постановке цели, определению задач, шагов по ее достижению;
  • повышение представлений школьников о ценности самого себя и других людей;
  • развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  • развитие навыков и умения необходимого для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
  • обучение выстраиванию партнерских отношений;
  • обучение способам снятия напряжения.

Отличительные особенности рабочей программы

       Данная  программа адресована младшим подросткам (5 -7 класс), обучающимся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, состоящих на учете ВШУ, ПДН, КДН или направленных по решению школьной службы примирения. Рабочая программа составлена на основе тренинга повышения самооценки у учащихся и  программы профилактики и коррекции нарушений поведения и эмоций, автора Е.В. Федосенко.

Программы представлены в виде подробных сценариев занятий, имеют четкую логику построения, имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста.


Изменения, внесенные в программу

Общее число занятий: 8, один раз в неделю.

Продолжительность занятия: 30 - 45 минут.

Количество детей в группе: 2 - 10.

Отбор детей: на основании диагностического исследования, младшие подростки с особенностями поведенческих реакций (агрессивные, грубые, жестокие дети, негативные лидеры), по решению школьной службы примирения, состоящие на учете ПДН, направленные социальным педагогом.

Программа реализуется в три этапа:

I этап – Диагностический.

 II этап – Коррекционно-развивающий.

III этап – Контрольный.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.
Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее
использованных.

Срок реализации  программы: 2 месяца.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Работа в парах

Групповая

      Методы:

      Мозговой штурм

      Ролевые игры

      Коммуникативные игры

      Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект

      Арттерапевтические методы

      Методы релаксации

      Визуализация

      Психогимнастика

      Технологии обучения:

       Развивающего обучения

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Структура занятия

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Основная часть.
  4. Релаксационное упражнение.
  5. Рефлексия занятия.
  6. Прощание.

Ожидаемый результат

  1. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
  2. Укрепление и развитие психического и психологического здоровья школьников.
  3. Профилактика детского травматизма.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

 занятия

Цель

занятия

Структура

 занятия

1

Общение

Усиление развития группового единства,

увеличение степени самосознания и знания о других с помощью обратной связи.

Разминка

1. Упражнение «Лишний стул».

2. Упражнение «Знакомство».

Рефлексия занятия

2

Отработка навыков эмпатии, слушая партнера; уменьшение чувства изоляции благодаря обмену обратной связью с членами группы.

Разминка

1. Упражнение «Добрые слова».

2. Упражнение «Светлые надежды, темные опасения*».

Рефлексия занятия

3

Составление представления о важности доверия в группе.

Разминка

  1. Упражнение «Договоримся без слов»
  2. Упражнение «Слепой и поводырь»

Рефлексия занятия

4

Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах; рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека.

Разминка

  1. Упражнение «Камешки дружбы»

Рефлексия занятия

5

Личность

Расширение знаний о себе благодаря получению от других обратную связь.

Разминка

1. Упражнение «Ассоциации»

2. Упражнение «Предмет, похожий на меня»

Рефлексия занятия

6

Повышение уровня самосознания через завершение вслух предложений, высказанных перед группой.

Разминка

1. Упражнение «Рыба для размышления*»

Рефлексия занятия

7

Увеличение степени самосознания путем объяснения подростками, почему им нравятся те песни, которые они выбрали, и что эти песни говорят о них; тренировка навыков эмпатии, слушая других и предоставляя им обратную связь.

Разминка

1. Упражнение «Хит-парад»

Рефлексия занятия

8

Работа над самоидентичностью путем создания своего символ при помощи воображения и методами креативности, развитие Я-концепции подростков.

Разминка

1. Упражнение «Ершик-виртуоз»

Рефлексия занятия

9

Подкрепление позитивного восприятия себя, отреагирование позитивных черт товарищей.

Разминка

1. Упражнение «Драгоценные качества»

Рефлексия занятия

10

Семья

Осознание положения вещей в своей семье, которое раньше могло сознательно не отслеживаться; определение возможностей для изменения в своих семьях, улучшение навыков самонаблюдения, определяя собственную позицию в семье.

Разминка

1. Упражнение «Скульптура семьи»

Рефлексия занятия

11

Выражение позитивных и негативных семейных воспоминаний; отреагирование болезненных воспоминаний.

Разминка

1. Упражнение «Семейные истории»

Рефлексия занятия


УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Гуткина   Н.И.   несколько   случаев   из   практики   психолога.   Серия «Педагогика и психология» № 10,1991 -М.: Знание, 1991.
  2. Емельянова  Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.Матвеев В.Р. Тройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников -М.: Просвещение, 1987.
  3. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПБ., 2006
  4. Макарычева  Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. - СПб.: Речь, 2008
  5. Петрусинский В. В. Игра-обучение, тренинг, досуг - М.: Новая школа, 1994.
  6. Прихожан А.М.психология неудачника. Тренинг уверенности в себе.- М.,2001.
  7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций обучающихся

Причины девиантного поведения. Психологические факторы....

Конспект психологического занятия с детьми и подростками, направленными на профилактику возникновения самодеструктивных форм поведения.

Материалы, предоставленные в данном конспекте подлежат использованию педагогами-психологами и социальными педагогами при работе с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведени. Данное занят...

Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов

Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

Предлагаемая психологическая программа занятий с подростками направлена на первичную профилактику и предупреждение негативных явлений и последствий переживания трудных жизненных ситуаций в подростково...

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...

Рабочая программа тренинговых занятий направленных на профилактику асоциального поведения

   Данная  программа адресована подросткам (5-9 класс), учащихся  в  МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А. В. Беляева, которые имеют повышенный уровень конфликтности. Рабочая прогр...

Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии.

Рабочая программа коррекционного курса по профилактике и коррекции смешенной дисграфии и дизорфографии учителя -логопеда Ралковой Е. С. ступень образования 1 дополнительный - 7 класс  ...