Методическая разработка занятия на тему "Сельскохозяйственные животные"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selskohozyaystvennye_zhivotnye.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сельскохозяйственные животные.

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных.

Задачи урока:

- познакомить детей с сельскохозяйственными животными;

- понять какие животные являются помощниками человека

- воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Каких животных человек содержит дома? Какие домашние животные живут у вас? С какой целью вы их завели? Есть ли от них польза? Какие условия вы им создали? Перечислите все виды животных продуктов питания, которые есть в вашем доме в настоящее время? Какие животные обеспечили сырье для некоторых предметов вашей одежды?

III. Изучение нового материала

1) Игра «найди лишнее слово».

 Вам даны пять слов, вы должны найти одно лишнее:

-медведь; -волк; -заяц; -корова; -лиса.

Почему слово корова лишнее? Докажите. И угадайте тему урока. Слайд 1

Верно, сегодня мы начнем изучать новый блок тем. Называется он технологии животноводства. А в рамках этого блока мы поговорим на такую тему « Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные – помощники человека» Слайд 2

А цель нашего урока: углубить и расширить знания учащихся о сельскохозяйственных животных

2) Сельскохозяйственные животные

Трудно было бы человеку без домашних животных, а может, без них он просто и не смог бы выжить. Их не так много. Посудите сами. На земле обитает больше миллиона видов диких животных, а люди приручили и одомашнили всего несколько десятков.

 Каких сельскохозяйственных животных (млекопитающих, птиц, насекомых и моллюсков) вы знаете и какую продукцию получают с их помощью?

Население нашей планеты обеспечивается продуктами питания в большей степени благодаря технологиям выращивания животных. Этим занимается животноводство – отрасль сельского хозяйства.

Подумайте, из каких слов образовано слово ЖИВОТНОВОДСТВО?

Направления животноводства

В животноводстве выделяют много направлений. Их названия происходят от названий тех видов животных, разведением и выращиванием которых занимается соответствующее направление. Ребята, а какие направления вы знаете? Хорошо, а давайте сейчас посмотрим какие вы не назвали. слайд 3

— скотоводство (выращивание мясного и молочного крупного рогатого скота);
— птицеводство (разведение кур, уток, гусей, индеек, перепелов, страусов);
— свиноводство;
— овцеводство;
— коневодство;
— звероводство (в том числе кролиководство);
— пчеловодство;
Птицеводство

Направления птицеводство

—Яичное птицеводство (куры, перепела)

—Мясное птицеводство (индейки, гуси, цесарки, утки, куры)

Направления скотоводства 

—Крупный рогатый скот (мясо, молоко, кожа, тягловая сила): коровы, буйволы

—Мелкий рогатый скот (мясо, молоко, кожа, шерсть): овцы, козы

Более разнообразной продуктивностью и широким распространением отличается крупный рогатый скот, которому и принадлежит наибольшая доля в животноводстве. Эта отрасль сельского хозяйства дает более 70% мяса, потребляемого в стране, обеспечивает человека молоком — одним из наиболее ценных и незаменимых продуктов питания.

Животноводство распространено почти повсеместно. Размещение отраслей животноводства в России, как и в других странах, зависит от кормовой базы, то есть заготовок сочных и сухих кормов, силоса.

Для молочного направления скотоводства наиболее пригодны зеленые пастбища с разнотравьем, в зимний период требуются сочные и грубые корма в сочетании с комбинированными (комбикормами). Поэтому молочное скотоводство распространено в более увлажненной лесной зоне — на северной и центральной европейской части России и в пригородных хозяйствах.

Упражнение: нужно сопоставить отросли животноводства и получаемые продукты

 История возникновения животноводства (сообщение учащегося).

Приручение и одомашнивание животных началось 10—15 тыс. лет назад. В тот период человек от охоты переходил к оседлому образу жизни, собирательству и земледелию. Люди, вооруженные камнями, палками, охотились целыми племенами на диких животных, нередко загоняя их в пещеры. Легче было отловить слабых, молодых животных, отбившихся от своих родителей. Подкормка таких животных, защита их от хищников, доращивание до взрослого состояния давала человеку надёжный источник пищи, её запас.

К стоянкам древнего человека подходили близко волки и шакалы, на них велась охота. Случалось, что волчата, взятые из логова волчицы, вырастали, привыкали к человеку и продолжали жить у его стойбищ. Нередко выращенные животные следовали за человеком, идущим на охоту.

Нелегок был труд людей в приручении диких животных. В домашних условиях когда-то содержали антилоп, гепардов, журавлей, крокодилов и др.

Некоторые из предков домашних животных жили в Европе, Азии, например дикие быки -туры. Они обеспечивали людей мясом, молоком, шкурами. Иметь этих животных около своего жилища было очень удобно. Человек их кормил, ухаживал за ними, и они постепенно изменялись.

Ближайший родственник домашней свиньи — дикий кабан; предками домашних овец считают диких баранов — муфлонов и архаров.

Домашних кур начали разводить давно, 4 тыс. лет назад. За это время они стали очень сильно отличаться от своих родоначальников — диких кур. Современные куры несут яйца почти ежедневно, в то время как их предки откладывали яйца один раз, реже 2 раза, в год — от 4 до 13 штук.

В последние годы в перечень сельскохозяйственных животных вошли лоси, страусы и крокодилы. Лосей выращивают для получения молока и мяса, используют как тягловую силу. Страусы дают яйца, мясо, кожу, красивые перья и жир для косметических препаратов. Крокодилы – это источник вкусного мяса и уникальной по красоте и прочности кожи для изготовления обуви, сумок, бумажников.

3) Физкультминутка Конь    

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте) 

4) Животные помощники человека

А как нам в этом могут помочь животные?

Кроме еды и одежды, человеку необходимы здоровье, безопасность и защищенность. Домашние любимцы – обычные кошки и собаки – могут заметно влиять на здоровье человека. Они помогают людям сохранять душевное равновесие, избавляться от чувства одиночества. Врачи доказали, что поглаживание кошки помогает снизить повышенное давление крови. Наблюдение за аквариумными рыбками успокаивает, снимает стресс. Поэтому их часто держат в офисных помещениях.

Животные могут быть помощниками людей с ограниченными возможностями. Мы привыкли видеть на этой благородной работе верных спутников человека —  собак, но сейчас все большее распространение получают
поводыри-пони и поводыри-миниатюрные лошадки.

Животные помогают решать серьёзные проблемы больных людей. В последние годы их всё чаще используют для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Установлено, что на детей, у которых есть проблемы в общении (аутизм), благоприятно действует плавание в бассейне вместе с дельфинами. Нарушения двигательных функций можно исправлять с помощью езды на лошадях

Создаются контактные зоопарки, в которых дети и взрослые могут непосредственно общаться с животными: трогать и гладить их

Защитить нашу жизнь и имущество всегда помогали собаки. Специально обученные собаки ищут взрывчатые вещества в городском транспорте, в багаже пассажиров самолётов и поездов, могут обнаружить наркотики.

Спасти жизнь человека, попавшего в горах под снежную лавину, тоже помогают специальные собаки – спасатели. Собаки несут службу на государственной границе

На военную службу «призваны» не только собаки

На военно-морском флоте для разведывательных и диверсионных целей используют специально обученных дельфинов. А в африканском государстве Мозамбик уже несколько лет действует программа разминирования больших территорий с помощью африканских хомяковых крыс. Их тренируют на поиск мин и взрывчатки. Тренировки продолжаются от 8 месяцев до года

Животные могут обеспечивать удовлетворение не только жизненно необходимых материальных, но и духовных потребностей людей. К таким потребностям относятся занятия спортом, в которых часто необходимо участие животных, например:

Разнообразные виды конного спорта – выездка, скачки, конкурсы.

Горки на собачьих упряжках – традиционный для многих северных народов вид спорта

Ребята, а как вы думаете, а как люди помогают и ухаживают за животными?

Постоянно разрабатываются новые технологии ухода за животными и их содержания

Существуют технологии по производству различных видов кормов. Для животных открыты специальные лечебницы и производится медицинское оборудование

Благодарное человечество поставило животным, которые послужили науке, уже не один памятник

Памятник собаке Павлова в Санкт-Петербурге. Памятник лабораторной мыши в Новосибирске

Распространение моды на домашних животных и резкое увеличение их количества в городах и посёлках привело к появлению большого количества бездомных животных. Законы запрещают уничтожать бездомных животных. При их отлове, если это необходимо, животное временно усыпляют с помощью ампулы со снотворным средством. Отловленных животных доставляют в приют, где они проходят осмотр ветеринара и находятся там, пока их не возьмут новые хозяева.

Задание Подумай и напиши в тетради: как можно объяснить высказывание одного из персонажей сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

. В сфере животноводства требуется множество различных профессионалов – ветеринары, зооинженеры, зоотехники и др. С переходом животноводства на промышленную основу появились новые профессии – операторы животноводческих ферм, операторы по приготовлению кормов, операторы птицефабрик и др.

7) Проверка изученного на уроке.

За каждый правильно отвеченный вопрос ученик получает фрагмент картинки «корова». Ответы на вопросы теста

Что дает животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лен, кормовые травы.

Домашние сельскохозяйственные животные – это…

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

Для корма домашних животных заготавливают…

а) картофель, зерно, тимофеевку;

б) арбузы, дыни, тыкву;

в) василек, подснежник, гиацинт.

Какие отрасли животноводства особенно развиты в Вашем крае?

а) птицеводство;

б) рыбоводство;

в) овцеводство.

Таким образом мы с вами собрали сельскохозяйственное животное – корову

1. Почему считают, что кошки, куры, собаки, коровы, свиньи, овцы – домашние животные?

2. Можно ли кур, индюков, гусей, овец назвать сельскохозяйственными животными? Ответ обоснуйте.

3. Что такое животноводство?

4. Какие отрасли животноводства вы знаете? Чем каждая из них занимается?

IV Рефлексия

-Возьмите конверт, в котором лежат листочки. Если на уроке было интересно возьмите красный листок, если не очень - жёлтый, а если не было интересно - зелёный. Выйдите из-за парт и станьте в центре класса. Сейчас мы сделаем листопад настроений. Я вижу, что всем на уроке понравилось, а к вашим листочкам я добавлю свой, тоже красный.

Я рада, что у нас с вами все сегодня получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия по теме "Дикие животные и их детеныши"

методическая разработка по теме "Дикие животные и их детеныши" для детей дошкольного возраста 5-6 лет...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Животный мир Прибайкалья"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя краткий обзор окрестностей Байкала, а так же поэтапное выпол...

Методическая разработка занятия «Изготовление игрушки из бисера по теме «Домашние животные»

Данная методическая разработка направлена на работу с детьми в технике бисероплетения по теме «Домашние животные» в условиях дистанционного обучения и предназначена для педагогов дополните...

Методическая разработка занятия "В мире животных: что ты знаешь о птицах?"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Животные дикие и домашние"

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Животные - синоптики"

Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....