Проблемы развития речи и пути их решения
консультация

Гатина Гульгуна Газалеевна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_razvitiya_rechi_puti_ih_resheniya.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Речь- чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения.  Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.                                                                                                           Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому обучение дошкольников родному языку- одна из центральных педагогических задач.                                                                             Проблема развития речи является одной из актуальных. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.       По результатам диагностики в коррекционной помощи нуждались:                                  2012 год-65 %                    2014год-68 %                      2016 год-69 % Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают что, в речи детей существуют множество проблем.

  • Полиморфное нарушение звукопроизношения
  • Нарушение слоговой структуры слов                                                                    Недостаточный словарный запас.                                                         Недостаточно сформирован грамматический  строй речи
  • Дети затрудняются
  •  пересказывать литературные произведения
  •  составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
  • создавать разные виды творческих рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
  •  Логически обосновывать свои утверждения и выводы.
  • Отсутствуют навыки культуры речи: умение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.
  • Плохая дикция.                                                                                 Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

        Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.                                                                                                                        В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.                                                                                        Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей.

Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!!!»

При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.                                                                              

Как же вовлечь детей в разговор? Можно, например, предложить им рассказывать сказку вместе, по одному предложению. Или инсценировать сказку. Начинать лучше с хорошо знакомых, простых и коротких сказок, можно также писать «письма вслух», разговаривать по импровизированному телефону, провести «круглый стол» почти на любую тему. Эти темы часто подсказывают сами дети. И удивляют своей осведомленностью, горячим сопереживанием проблемам взрослого мира.

  • Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Логопед задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.
  • Другим направлением  в решении проблем речевого развития, а       также расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста может стать развитие навыков ораторского мастерства, а попросту – умение говорить достаточно громко, членораздельно, интонировать свою речь, обходиться без слов «паразитов».
  • Игра в слова на разные темы тоже позволяет достичь сразу нескольких целей. Тут и расширение словарного запаса и умение подбирать синонимы-антонимы, и повод углубиться в заинтересовавшую детей тему, и, безусловно, возможность поработать над навыками связной речи.
  • Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

На формирование правильного речевого воспитания влияет создание единого речевого пространства в ДОУ и семье. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности можно осуществлять через: 

-Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в приёмных групп.                                                                                                     - Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.

      -Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи      детей, проводимые воспитателями.                                                       -   Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии.

    -     Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

        -  Показ открытых занятий по развитию речи

        - Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.

     - Приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного возраста основам связной речи много всевозможных приемов, форм и методов. Главное, проводить эту работу планомерно, систематично с учетом возрастных особенностей ребенка иметь огромное желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

Социально-психологические проблемы современной молодежи и пути их решения

Воспитание – один из центральных компонентов учебного процесса, который проходит через все фундаментальные труды по педагогике....

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Проблемы современного урока и пути их решения в аспекте

Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.Поэтому педагоги наш...

Проблема развития устной речи и пути ее решения

Проблема развития устной речи и пути ее решения...