Проблемы современного урока и пути их решения в аспекте
статья по английскому языку по теме

Богиня Татьяна Николаевна

Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.

Поэтому педагоги нашего методического объединения уделяют большое внимание формированию  в иноязычном образовании школы здоровьесберегающей среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы  современного урока и пути их решения в аспекте

здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесбережение детей – одна из актуальных проблем современной школы. Получение учащимися образования должно происходить без ущерба для здоровья с воспитанием культуры здоровья.

Поэтому педагоги нашего методического объединения уделяют большое внимание формированию  в иноязычном образовании школы здоровьесберегающей среды.

Мы, безусловно,  обращаем внимание на следующие основные факторы: обстановка и гигиенические условия в классе, смена видов активности и учебной речевой деятельности, присутствие оздоровительных моментов (физкультминутки, гимнастика для глаз).

На своих уроках иностранного языка мы стараемся учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремимся к тому, чтобы весь урок проходил непринуждённо, тон общения был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

В урок включаем различные формы и виды релаксации.

Зарядка по времени занимает  3 - 5 минут, но помогает снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.

На начальном этапе обучения английскому языку включаем в урок зарядку с использованием различного вида движений, музыки. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово воздействуют на чувство и сознание ребят. Ниже приводим некоторые примеры такой зарядки.

1) Clap, clap, clap your hands,                      2) Hands up! Clap! Clap! Clap!

    Clap your hands together.                              Hands down! Shake! Shake! Shake!

    Stamp, stamp, stamp your feet,                      Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

    Stamp your feet together.                               Hop! Hop! Hop! Stop! Stand still.

    Nod, nod, nod your head

    Nod your head together.

    Dance, dance, dance a dance,

    Dance a dance together.

На своих уроках мы также практикуем зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

Five little gentlemen Going for a walk. Five little gentlemen Stop for a walk. Along came five ladies They stood all together And they began to dance. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

Игра – одна из важнейших форм релаксации. Мы проводим игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

- Игра – пантомима:

  • при изучении алфавита (изобразить букву)
  • изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами

- Ролевая игра – пантомима “In the shop” (недостаточно хорошо владея английским языком, учащиеся пытаются объясниться с продавцом жестами, мимикой)

Песня на уроке – хороший вид релаксации. Она предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть. Через песню заучиваем лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику английского языка. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя. Широкий выбор флеш – песен разной тематики представлен на сайтах «Мамина школа. Английский язык с мамой», verhovtseva.ucoz.ru, na-za.ucoz.ru.

Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведёт к снижению интереса к получению образования.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсив-ностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, мы используем элементы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка – это система приёмов саморегуляции функций организма. Она позволяет укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать собственные эмоции.

В средних  классах аутогенную тренировку проводим в течение 3-5 минут в середине урока. Затраты времени окупаются затем повышением работоспособности. Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, уменьшаем освещенность кабинета, включаем тихую спокойную музыку, просим ребят принять удобную позу, расслабиться.

Расслабление. Тихим голосом просим учеников расслабить мышцы лица и рук, затылка, плеч, рук, грудной клетки, ног. Всё тело погружается в покой. Дыхание спокойное.

I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed.

Чувство тепла. Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.

My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention.

Заключительная часть. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.

I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.    

Литература:

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва, Ставрополь. «Илекса», «Народное образование», «Сервисшкола», 2004.

2. Ковалько В. Здоровьесберегающие технологии. Москва «ВАКО», 2004.

3. Шляхтова Г. Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка. //«Иностранные языки в школе» – 2007.- №2.

4. Пучкова Ю. А. Игры на уроках английского языка. – М.: АСТ Астрель, 2004.

5. Докторский Я. Р. Аутогенная тренировка. – Ставрополь, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики.

В данной статье раскрывается проблема здоровьесбережения - пути её решения на уроках математики....

План – конспект урока «Сокращение биоразнообразия животного мира в Алтае-Саянском регионе: проблемы и пути их решения»

Экологизация образования в настоящее время  требует обновления форм учебных занятий, методов обучения и подходов к отбору содержания экологической направленности. Занимаясь в рамках самообразоват...

Основные проблемы предпрофильного обучения суворовцев 5 курса (9 классов) и пути их решения на уроках литературы.

Теоретическое обоснование проблем предпрофильного обучения и практические пути их преодоления на уроках литературы....

Урок математики на тему: "Решение задач путем составления уравнений"

Предлагаю план - конспект открытого урока, а также презентацию к нему. Презентация содержит иллюстративный материал к уроку математики в 5 классе по теме: "Решение задач путем составления уравнений". ...