Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога в «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Бариева Айгуль Салимчановна

Выступление на методическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_spetsialistov_v_kou.docx14.73 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие тьютора в «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете

Учитель-дефектолог: Бариева А.С.

Сотрудничество разных специалистов в школе-интернате – залог успешности инклюзии. Взрослые, работающие с «особым» ребенком, должны составлять одну команду, задача которой в объединении разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида в школьную жизнь. Основными членами такой команды должны стать учитель, социальный педагог, логопед, дефектолог, психолог, тьютор. В составе команды могут быть и другие специалисты, в зависимости от кадрового состава образовательной организации. Кроме того, для разрешения сложных проблем могут привлекаться и внешние специалисты из ресурсных центров.

Прежде всего взаимодействие учителя-дефектолога с другими специалистами и педагогами реализуется на психолого-медико-педагогическом консилиуме, где происходит обследование ребенка и разрабатываются образовательные маршруты программы образования и психолого-педагогического сопровождения, разрабатываются рекомендации о режиме посещения обучающимся уроков/занятий, отслеживается динамика.

Учитель-дефектолог принимает активное участие в работе консилиума, так как является самым близким к ребенку человеком в процессе обучения (особенно в первое время). Консилиум формулирует для учителя-дефектолога задачи в работе с ребенком. Если учитель-дефектолог и учитель не могут справиться с возникшей в процессе учебы проблемой – они могут попросить консилиум собраться для оперативного ее разрешения либо привлечь внешних специалистов.

Задачи учителя-дефектолога – собрать воедино всю информацию о ребенке и рассказать о том, каковы его успехи и достижения, над чем сейчас идет работа, какие необходимо решить вопросы. Для этого тьютор может обратиться к специалистам – психологу, дефектологу, логопеду.

Совместно с учителем учитель-дефектолог: осуществляет работу по адаптации учебной программы для ребенка; помогает учителю в изготовлении наглядных пособий.

Совместно с психологом, социальным педагогом, дефектологом, логопедом: помогает выявить возникшие проблемы в школьной жизни ребенка; выполняет рекомендации специалистов по разрешению тех или иных проблем.

Учитель и тьютор – это одна команда. Тьютор должен помнить, что для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья лидером должен оставаться учитель, а тьютор должен восприниматься как помощник.

В зависимости от компетенций тьютор может выполнять различные роли.

Тьютор – помощник учителя. Если учитель готов занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а тьютор при этом не имеет специального образования, то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особыми образовательными потребностями. В этом случае учебная нагрузка для обучающегося формируется педагогом, а тьютор выступает его помощником в организационных моментах.

Тьютор – персональный сопровождающий обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области специальной педагогики, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование то последний берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает образовательный процесс для обучающегося, помогая учителю приспособиться к потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, не снижая при этом качества образования всего класса.

Тьютор следит за тем, что излагает учитель на уроке, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ребенку. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя и ответы других детей, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности обучающегося находится под контролем тьютора. Тьютор может говорить ребенку, сколько, к примеру, записать слов с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос педагога лучше ответить. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации соуправления среди учащихся 1-9 классов ГБОУ "Климовская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

В связи со спецификой школы самоуправление неприемлемо. Поэтому  настоящее положение разработано в целях организации целенаправленной работы с активами групп и активом детской организации "...

Концертная программа в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Музыка - мелодия души» (8-11 классы)

Сценарий концертной программы для 8-11 классов в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Музыка - мелодия души»....

Музыкально-игровая программа для детей 2 класса в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей».

В материале представлен сценарий музыкально-игровой программы в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Путешествие в страну мыльных пузырей» (2 класс)...

Открытый урок музыки и пения в 6 классе в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В материале представлен конспект урока музыки и пения в 6 классе в школе - интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...

Организация предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении при сопровождении учителя-дефектолога ЦПМПК

Инновационные процессы в области современного образования требуют изменений в подходе к обучению детей с особыми образовательными потребностями. Основная задача инклюзивного образования-создание систе...