Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС
статья по теме
В статье рассматривается общекультурное направление внеурочной деятельности в начальной школе. В рамках общекультурного направления анализируются формы работы театральной студии "Мир кукольного театра".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы
Самсонова Н.Н., учитель технологии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска
Метапредметная внеурочная деятельность в начальной школе в рамках введения ФГОС
Сегодня перед современной школой стоит задача не столько дать ребенку как можно больший объем знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Во ФГОСах общего образования определены условия достижения этой задачи: формирование способов деятельности, освоенных обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов и применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных вопросов.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов. Реализация метапредметного подхода позволяет сформировать определенные умения: преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, использовать различные способы поиска и обработки информации учебного материала.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Духовно-нравственное и общекультурное направление направления включают широкий спектр видов деятельности. Рассмотрим организацию внеурочной деятельности в рамках данных направлений на примере художественно-эстетической деятельности. Основой в системе эстетического воспитания можно считать искусство: музыку, живопись, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте является кукольный театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей школьного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Содержание кукольных спектаклей преломляется через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в спектакле явлениям и оказывает воспитательное воздействие на них.
В рамках внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 36 г. Томска для обучающихся 3-х классов была организована театральная студия «Мир кукольного театра».
В основу образовательного процесса положена студийная форма обучения и технология мастерских. Студия - нетрадиционный способ занятий, инициирующий поисковый, творческий характер деятельности обучающихся.
В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на микрогруппы по возрасту и степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализоваться.
Цель театральной студии:
- приобщение детей к творчеству;
- развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских);
- воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного;
- создание условий для творческого развития личности ребенка посредством театрализованных игр.
Задачи программы:
- сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества;
- раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей, видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.);
- развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности, научить детей изготавливать куклы;
- повышать интерес к коллективной сотворческой деятельности учащихся и их родителей, способствующей укреплению семейных связей;
- создавать условия для возникновения положительных эмоций в процессе занятий театрализованными играми.
Схема работы театральной студии:
1. Организационный период
(знакомство с особенностями кукольного театра, овладение навыками сценического мастерства, выбор материала для постановки спектаклей).
2. Основной период
(изготовление кукол, распределение обязанностей при подготовке спектаклей, репетиции (индивидуальные и коллективные), закрепление навыков сценического мастерства).
3. Итоговый
(проведение праздников с показом спектаклей кукольного театра, подведение итогов, закрепление навыков сценического мастерства).
Форма проведения занятий:
- учебное занятие (беседа);
- творческая мастерская;
- мастер-класс;
- участие в выставках;
- посещение музеев, театров.
На занятиях учащиеся знакомятся с театральными профессиями, учатся сами изготавливать различные виды кукол, работают над искусством публичного выступления. В основе занятий лежит метод проектов.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами уроков, адаптируются к современным условиям жизни.
Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты. Результатом творческих проектов могут быть спектакли, игрушки, фотовыставки, игры, электронные презентации и др.
Творческий проект (показ спектакля по народной сказке «Репка» посредством разных видов кукол):
- Изготовление плоских бумажных кукол и декораций (используются в теневом театре и на ширме).
- Изготовление объемных бумажных кукол.
- Изготовление пальчиковых кукол.
- Изготовление тканевых перчаточных кукол.
- Изготовление декораций к спектаклю.
Творческий проект (грим и костюмы к сказке «Репка»):
- Создание эскиза лица на бумаге (виды эмоций).
- «Гримировка лица» (рисунок) при помощи цветных карандашей и красок.
- Создание образа любимого персонажа при помощи грима (на учениках).
- Разработка эскизов костюмов для любимого героя сказки.
- Создание бумажных костюмов.
- Пошив элементов костюма для куклы (любимой игрушки).
- Итоговый спектакль «Репка» (актеры-ученики).
Таким образом, результатом программы «Мир кукольного театра» является:
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся;
- овладение навыками актерской профессии;
- создание творческого театрального коллектива, объединенного единой целью, способного проводить выступление кукольного театра;
- предоставление возможностей для общественного признания, оценки,
самореализации ребят; - создание условий для самовыражения ребят и их дальнейшей
профессиональной ориентации; - учащиеся приобретают элементарные навыки по изготовлению простейших кукол, начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.
Литература
- ФГОС. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с. – (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте ФГОС.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные ста...
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте ФГОС.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные ста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
Выступление на раонном семинаре-практикуме...
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Доклад на курсах БРИОП...
Внеурочная деятельность в начальной школе как способ формирования и развития метапредметных результатов у младших школьников.
Реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в физкультурно-оздоровительной работе. В последние годы наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому...
«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»
Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...