Взаимодействие психолога и логопеда в решении речевых проблем детей с ОВЗ.
статья

Сапель Оксана Александровна

В докладе раскрываются способы и возможности взаимодействия психолога и логопеда в работе с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями, приводятся примеры результатов совместной работы.

Ключевые слова: коррекция, тяжелые нарушения речи, взаимодействие, дети ОВЗ, инклюзия

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_logpsih_27.10.docx227.02 КБ

Предварительный просмотр:

Козунова Оксана Сергеевна, Сапель Оксана Александровна

ГБОУ Школа№2053

Взаимодействие психолога и логопеда в решении речевых проблем детей с ОВЗ.

В современных условиях развития инклюзивного образования всё более актуальным становится вопрос междисциплинарного взаимодействия специалистов, работающих с детьми ОВЗ, в особенности учителя-логопеда и педагога-психолога.

Логопедия во многом пересекается с другими науками и в частности с психологией. Многие исследователи говорили о взаимосвязи речевых нарушений и других сторон психического развития (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.). Отечественная психологическая школа развивает идею социального характера причин и особенностей развития речи (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Эльконин Д.Б.).

До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо друг от друга. Развивающая речь оказывает влияние на формирование мышления ребенка, существенно преобразуя его. В дальнейшем процессы мышления и речи развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.

Ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз: различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка. Ведущие учёные (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, И.К. Колпоковская, А.В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Одним из условий работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу, что является непосредственным формированием мыслительных операций.

В совместной деятельности психолога и логопеда значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознанности речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности.

Различные виды совместной работы логопеда и психолога благоприятные для развития речи детей тем, что при их осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, формирующие коммуникативную направленность речи. Детям на занятиях предлагаются задания с разными уровнями мыслительных операций (ребусы, зашумленные картинки и т.д.) где затрагиваются все мыслительные процессы, что оказывает положительное влияние на развитие речи.

Все речевые процессы взаимосвязаны с развитием высших психических функций. На Рис.1 показано, насколько тесно переплетается работа психолога и логопеда.

C:\Users\Психолог\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ребёнок1.png

Если мы обратимся к классификации Тихеевой Е.И. из книги «Развитие речи раннего и дошкольного возраста», где показано разделение недостатков речи по трем категориям, то поймем, что при работе с каждой из этих категорий нужна помощь психолога:

  1. Физиологически обусловленные нарушения речи. В работе с такой категорией детей психолог помогает логопеду, решая проблемы зажатости ребенка, неуверенности в себе из-за неправильной речи.
  2. Нарушения речи, обусловленные недостатками анатомического и психофизического характера. С этой категорией детей актуальна психологическая работа с повышенной тревожностью (например, в работе с заиканием важно обратить внимание на то, когда началась проблема, какие события в жизни ребенка ей сопутствовали, чего он боится).
  3. Нарушения речи, обусловленные влиянием речи окружающих. Ярким примером работы в этом случае является ситуация, когда нормально развивающийся в речевом и интеллектуальном плане ребенок начинает «сюсюкать», умышленно коверкая слова.

Так, девочка 5-ти лет с нормально сформировавшейся речью, стала говорить «как маленькая» после игры в «дочки-матери» с более старшими детьми. Они дали ей образец неправильной речи, который впоследствии закрепился у девочки в силу ее психологических особенностей. Ей казалось, что маленьких больше любят и им больше уделяют внимания. Девочке действительно не хватало тепла и ласки взрослых, поскольку семья была многодетная неполная и у мамы не хватало времени и сил на ребенка. Понадобились консультации с мамой, проведение интегрированных занятий логопеда и психолога.

Еще один случай из практики иллюстрирует третью категорию нарушений речи. Ребенок в старшей группе не говорил ни одного слова в саду, при этом у него был высокий уровень развития интеллекта, и мальчик сумел самостоятельно наладить коммуникацию со сверстниками и воспитателями так, что все его понимали без слов. Это продолжалось длительное время (более года), начиная с периода адаптации в младшей группе. И в то же время его мама показывала специалистам видео, где дома в кругу семьи он свободно говорил развернутыми предложениями. Проблему удалось решить только после трех месяцев активной совместной работы психолога и логопеда: проводились интегрированные индивидуальные и подгрупповые занятия, совместные консультации психолога и логопеда, где мы разрабатывали новые тактики и стратегии работы с ребенком. Для создания среды, мотивирующей ребенка к речевой активности, пришлось даже провести психологическую работу не только с воспитателями, а и с детьми в группе: психолог просил их помочь «разговорить» мальчика, перестать понимать его с полувзгляда и полужеста. На групповых занятиях по развитию коммуникативных навыков мы организовывали ситуации соревновательного характера, где ребенок видел, что те, кто активно отвечает на вопросы педагога, получают поощрения – похвалу, выигрывают в играх, получают возможность заняться тем, чем хочется. На индивидуальных занятиях мы работали с повышенной тревожностью ребенка, используя различные методы («метод интроспекции» [6; c.99], «метод эмпатии» [6; c.100],  сказкотерапия, арт-терапия, пальчиковые игры, игры с шариком Су Джок и др.) Проводилась консультационная работа с мамой, где мы искали причины коммуникативных трудностей ребенка, одной из которых был мамин запрет разговаривать с чужими людьми. Логопед также активно участвовал в индивидуальных консультациях с мамой, постоянно поддерживал с ней обратную связь, давал домашние задания. Постепенно, сначала на индивидуальных занятиях, удалось мотивировать ребенка, и он начал украдкой тихим голосом произносить отдельные слова, а позднее даже словосочетания и предложения. Понятно, что в такой работе мы изначально были готовы к длительным срокам коррекции, поскольку учитывали, что у ребенка уже за предыдущий год закрепилась привычка молчать, используя только невербальную коммуникацию.

Каждый ребенок с речевыми трудностями уникален, причины этих трудностей зачастую носят психологический характер. Еще один пример успешной совместной работы психолога и логопеда с ребенком дошкольного возраста. Было нарушение слоговой структуры слова со стечением согласных звуков «сн» в таких словах, как «вкусно», «снег», «снотворное» и др.

Во время индивидуальной консультации с мамой выяснилось, что ребенок с самого раннего возраста очень избирателен в еде, особенно в употреблении жидкостей, ест и пьет только то, что готовит она. После работы психолога со страхами отравиться, с состоянием сверхзависимости к маме и с недоверием к окружающим удалось достичь положительной динамики и на занятиях логопеда. Конечно, в этой ситуации мы понимаем, что одной лишь психологической работы недостаточно и очень важна систематическая работа логопеда по формированию слоговой структуры слова (сочетать количество слогов, выложить кружочки, палочки по количеству слогов, придумать слог с одинаковым согласным или гласным, повторить ряд слогов в обратном порядке, повторить только первый и последний слог ряда и т.д.)

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной, аффективно-волевой сферах. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе коррекционных занятий учитель-логопед должен приучать детей слушать, слышать, выполнять задания на основе словесной инструкции. Занимаясь с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определённом упражнении артикуляционной гимнастики, как выполняет задания по слоговой структуре слова и т.д. Эти же задачи дублирует и психолог на своих занятиях. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации памяти, внимания, мышления. При этом логопед, как и психолог, может использовать музыкотерапию, логоритмику, сказкотерапию, куклотерапию. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда.

Таким образом, можно сказать, что логопедические и психологические занятия очень тесно переплетаются друг с другом, и соответственно, логопед и психолог является одним целым в решении многих задач на занятиях с детьми с ОВЗ.  

Литература:

  1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
  2. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах: пособие по воспитанию детей в семье и школе/ М.А. Андрианов. – Минск: Букмастер, 2014. – 288 с.

Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

  1. Буденная, Г. В. Логопедическая гимнастика. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 64 с.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия М., 2002 г.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М: Издательство "Лабиринт", 1999. — 352 с.
  4. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ/ В.Я. Зедгенидзе. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 112 с.
  5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.; ил. (Библиотека логопеда).
  6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко./М., 1989.
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  8. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской . –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
  9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –– М..: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил
  10. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.: ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  11. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 112 с: ил
  12. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
  13. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. М.: Национальный книжный центр, 2021. – 136 с.
  14. Шарохина, В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: старшая и подготовительная группы. М.: Национальный книжный центр, 2021. – 120 с.
  15. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Коррекционно-воспитательная работа логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида//Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие /Под общ. ред. Т.В. Волосовец. -  М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

Повышение эффективности коррекционно – развивающего обучения детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие работы учителя - логопеда и педагога-психолога.

С целью повышения уровня  воспитательного и коррекционного процессов, повышения эффективности работы с ребёнком необходимо постоянно изме­нять условия её организации,  использовать...

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»

Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»...

«Взаимодействие психолога и логопеда в решении речевых проблем детей с ОВЗ»

В современных условиях развития инклюзивного образования всё более актуальным становится вопрос междисциплинарного взаимодействия специалистов, работающих с детьми ОВЗ, в особенности учителя-логопеда ...

Консультативная работа психолога с родителями в решении поведенческих проблем детей

Не будет результатов в изменении поведения ребенка, если Вы работаете только с ребенком, т.к. ребенок находится в подчинительной позиции к родителям!...