"Особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушением речи"
статья
«Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]. Отсутствие положительного опыта общения у дошкольников приводит к негативным формам поведения, ненужным конфликтам. Дошкольники стремятся вступать в контакты, но часто не умеют выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикетные нормы, слушать партнёра. Формирование межличностного общения у старших дошкольников проходит в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста: произвольность поведения и психических процессов (внимания, памяти, восприятия); увеличение интереса к отношениям и нормам поведения людей; осознание важности общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Только с ровесниками дети учатся быть на равных, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых у них не может быть со взрослыми. Этому способствуют: 1) развитие речи, оно у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию; 2) достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем мире, которым стремится поделиться ребёнок. К 6-7 годам дошкольник начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации, характер и убеждения, с которыми он должен считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны оценить не только себя, но и достоинства другого ребёнка. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушением речи
Дошкольное детство – короткий, но весьма насыщенный период в жизни человека. За семь лет ребёнок из младенца превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъект общения и деятельности.
Можно констатировать, что в научной литературе нашли своё отражение основные направления аспекты проблемы межличностного общения дошкольников с нарушением речи (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Г.А. Урунтаева и др.).
Ознакомление с научными направлениями и подходами, первые собственные наблюдения и ориентировочные представления по теме исследования привели к необходимости сузить рабочее поле. В соответствии с традиционно выделяемыми в детской психологии тремя сферами психического развития (деятельность, познание, личность) наше внимание сконцентрировалось на: 1) периоде дошкольного возраста от шести до семи лет; 2) особенностях межличностного общения дошкольников со сверстниками; 3) изучении речи дошкольников в общее с ровесниками.
«Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]. Отсутствие положительного опыта общения у дошкольников приводит к негативным формам поведения, ненужным конфликтам. Дошкольники стремятся вступать в контакты, но часто не умеют выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикетные нормы, слушать партнёра. Формирование межличностного общения у старших дошкольников проходит в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста: произвольность поведения и психических процессов (внимания, памяти, восприятия); увеличение интереса к отношениям и нормам поведения людей; осознание важности общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Только с ровесниками дети учатся быть на равных, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых у них не может быть со взрослыми. Этому способствуют: 1) развитие речи, оно у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию; 2) достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем мире, которым стремится поделиться ребёнок. К 6-7 годам дошкольник начинает осознавать, что другие дети, как и он сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации, характер и убеждения, с которыми он должен считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны оценить не только себя, но и достоинства другого ребёнка. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
Вместе с тем, по данным психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что говорит о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом возрасте происходит условное разделение детей на «популярных» и «непопулярных». Первая группа детей пользуется уважением и симпатией сверстников: дети легко вступают в контакт и достаточно свободно общаются. Вторая группа: застенчивые, замкнутые дети, с нарушением самооценки стараются держаться в стороне от ровесников, никогда не предлагают игру первыми.
Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми, что может привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, отчуждению. Для их предотвращения необходимо в дошкольном возрасте обучать детей межличностному общению со сверстниками. Следует учитывать, что становлению межличностного общения детей со сверстниками способствуют: 1) желание вступать в контакт; 2) умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение); 3) знание норм правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Последовательность должна быть 3-2-1.
На базе детского сада проводилось исследование навыков общения детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с помощью таких методов диагностики, как наблюдение и беседа. Это отражено в анализе результатов методик: «Изучение социальных эмоций», «Изучение речи дошкольников в общении со сверстниками» (авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); «Два домика» (авторы: В. Жирински, И. Вандвик, П. Экблад, Л. Венгер). [2]
В качестве метода обследования с целью определения круга значимого общения ребёнка в старшей группе, особенностей взаимоотношения; выявления симпатий к членам группы предлагается методика «Два домика» в двух вариантах: 1) с небольшим кругом участников; 2) со всеми членами группы.
Кроме того, предлагаем некоторые методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на обучение дошкольников навыкам межличностного общения со сверстниками на развитие речи.
1. Цель напоминать в игровой форме о речевых этикетных формулах (прощания, приветствия, благодарности).
2. Цель предложить детям завести «Дневник настроения» перенести позже и чуть пояснить.
3. Для совершенствования умения общаться без слов – научить распознавать изображенные жесты, мимику на рисунке и на фотографии.
4. Цель предложить детям изобразить, каким голосом говорят разные сказочные персонажи, проговорить знакомое четверостишие: шепотом, максимально громко, быстро, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
5. Для развития умения вести себя в конфликтной ситуации – проанализировать с детьми случаи, которые когда-то могли быть у них (на примере аналогичного поведения сказочных персонажей).
6. Для закрепления коммуникативных умений – предложить общение с детьми из младших групп (ответить на жалобу, разрешить конфликт, отреагировать на неэтичные высказывания детей).
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: нарушения речи в произношении («Физиологическое косноязычие») у дошкольников не вызывают серьёзных помех в межличностном общении. Вместе с тем часть т.н. полностью «непопулярных» детей испытывает заметный дискомфорт в общении с ровесниками. Задача логопеда – помочь в преодолении речевых нарушений. Задача воспитателя – помочь в адаптации ребёнка в коллективе сверстников.
Библиографический список
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб -: Питер, 2009. – 320с. – (Серия: «Мастера психологии»).
- Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков. Представленные в ст...
Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...
Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...
2016 г.- ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи
ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи...
Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".
Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...