Диагностика потребностей в поддерживающей (альтернативной) коммуникации по Зузанне Рабэ
учебно-методический материал

Николаева Ольга Трофимовна

Диагностика начинается с выяснения исходных положений: оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей лица - потенциального пользователя поддерживающей коммуникации. Полученные данные будут служить обоснованием необходимости обучения поддерживающей коммуникации с учетом актуальных и потенциальных коммуникативных потребностей. Необходимо различать, будет используемая коммуникативная система дополнительной (например, являться поддержкой устной речи) или альтернативной (полностью заменит отсутствующую речь). В первом случае следует также определить срок применения дополнительной коммуникации: временно или на протяжении всей жизни. Использование такой коммуникативной помощи приводит к уменьшению недоразумений, повышению активности при ведении диалога и способствует развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_po_zuzanne_rabe_germaniya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика потребностей в поддерживающей  (альтернативной) коммуникации

Ф.И. ребенка_______________________________________________________

Возраст____________________________________Дата рождения__________

Заключения специалистов (психиатр, невролог, педиатр,ЛОР, окулист_____

__________________________________________________________________

Вопросы

Примечания/примеры

1. Коммуникативное поведение

1.1. Вокализации

Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?

В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?

1.2. Взгляд

Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми?

Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в поле зрения?

Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?

Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам?

Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника?

Выражает ли он/она взглядом желание о привлечении внимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?

1.3. Мимика

Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)?

Соответствует ли выражение лица ситуации?

Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?

Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?

Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания?

Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?

Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?

1.4. Жесты

Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?

Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?

Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения в отношении определенных действий, среды, людей?

Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себя внимание?

Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?

Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?

1.5. Интерактивное поведение

Реагирует ли он/она на обращение?

Реагирует ли он/она на разумные требования?

Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?

Является ли он/она инициатором коммуникативного

взаимодействия?

Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?

Каким образом он/она реагирует на недоразумения?

Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?

Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?

Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?

2. Лингвистические способности

2.1. Восприятие и понимание

Реагирует ли он/она на собственное имя?

Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?

Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?

Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?

Понимает ли он/она простые требования?

Узнает ли он/она названные объекты?

Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?

Понимает ли он/она родовые понятия?

Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?

Понимает ли он/она фразы с переносным значением?

Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-

следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?

Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?

Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»

«Что?»

Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»

«Куда?»

Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?

Понимает ли он/она бытовые вопросы?

2.2. Способность речевого выражения

2.2.1. Артикуляционная моторика

Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда с ложки, жевание, глотание)?

Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)

движения органами артикуляционного аппарата?

Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?

2.2.2. Речь

Продуцирует ли он/она устные высказывания?

Понятны ли его/ее высказывания?

Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?

Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?

2.2.3. Помощь при коммуникации

Может ли он/она устно выразить свои повседневные

потребности?

Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии, эмоциональном состоянии?

Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,

ситуации, места?

Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?

Может ли он/она задавать вопросы?

Может ли он/она отвечать на простые вопросы?

2.2.4. Чтение и письмо

Может ли он/она распознавать буквы и цифры?

Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?

Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?

Может ли он/она осмысленно читать предложения?

Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?

Может ли он/она писать знакомые слова?

Может ли он/она писать простые предложения?

3. Двигательные  способности

Каково его/ее общее моторное развитие?

Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?

Как он/она располагается в кресле-коляске?

Какая часть его/ее тела в большей степени способна к

выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?

Каков минимум движений, выполняемых уверенно и

точно?

Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показать

на что-то?

Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?

Как долго он/она может выполнять определенный вид

деятельности и не уставать?

Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?

Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?

4. Когнитивные способности

4.1. Внимание

Концентрирует ли он/она внимание?

Отвлекается ли?

Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?

4.2. Восприятие

4.2.1. Зрительное восприятие

Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужение

полей зрения?

Может ли он/она фиксировать взглядом объекты или

людей?

Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении

Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?

Имеются ли особенности зрительного восприятия?

4.2.2. Слуховое восприятие

Какой у него/нее слух?

Может ли он/она локализовать окружающие шумы

(речь)?

Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?

Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к ним

избирательное отношение?

Каково состояние фонематического восприятия?

Может ли он/она сравнивать звуки?

4.2.3. Тактильное восприятие

Каково состояние тактильного восприятия?

Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?

Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?

Может ли он/она соотносить полученные тактильные

ощущения?

4.3. Знаково - символическая деятельность

Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?

Понимает ли он/она символы?

Имеет ли он/она представление о связи «средство-

цель»?

Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?

Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?

Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?

Использует ли он/она игрушки?

4.4. Мышление и память

Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?

Узнает ли он/она знакомые лица?

Может ли он/она обобщать изученное и применять его в новых ситуациях?

Распознает ли он/она структуры?

Может ли он/она решить задачу?

5. Психосоциальные способности

Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что

неспособен/на выразить свои желания и потребности?

Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?

Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?

Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении

возможности для включения в окружающую среду?

Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?

К каким объектам, действиям, видам деятельности он/

она проявляет особый интерес?

Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?

С какими другими людьми он/она преимущественно

контактирует?

В каких местах происходит коммуникация?

Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?

Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?

Полученные в ходе наблюдения за ребенком данные анализируют и на их основе составляют план его обучения.

Литература

Boenisch, Jens/Sachse, Stefanie (2007). Diagnostik und Beratung in der Unterstützten Kommunikation. Karlsruhe. Von Loeper Literaturverlag (Бенишь, Енс/Саксе, Штефани (2007). Диагностика и консультирование при работе с поддерживающей коммуникацией. Карлсруе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Вашему вниманию предлагается краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека....

диагностика потребности учебной мотвации

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х-11 классах   были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Форм...

Диагностика профессиональных и информационных потребностей педагогов

Материал содержит бланки для определения профессиональных и информационных потребностей преподавателей и мастеров производственного обучения. Результаты диагностики можно использовать при формировании...

Диагностика определения интенсивности познавательной потребности В.С.Юркевич

определение  чувствительности  к новизне и любознательности обучающихся...

Педагогические методы диагностики и мониторинга детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно‑педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно‑развивающих и воспитательно‑образовательных м...