Диагностика потребностей в поддерживающей (альтернативной) коммуникации по Зузанне Рабэ
учебно-методический материал
Диагностика начинается с выяснения исходных положений: оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей лица - потенциального пользователя поддерживающей коммуникации. Полученные данные будут служить обоснованием необходимости обучения поддерживающей коммуникации с учетом актуальных и потенциальных коммуникативных потребностей. Необходимо различать, будет используемая коммуникативная система дополнительной (например, являться поддержкой устной речи) или альтернативной (полностью заменит отсутствующую речь). В первом случае следует также определить срок применения дополнительной коммуникации: временно или на протяжении всей жизни. Использование такой коммуникативной помощи приводит к уменьшению недоразумений, повышению активности при ведении диалога и способствует развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_po_zuzanne_rabe_germaniya.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика потребностей в поддерживающей (альтернативной) коммуникации
Ф.И. ребенка_______________________________________________________
Возраст____________________________________Дата рождения__________
Заключения специалистов (психиатр, невролог, педиатр,ЛОР, окулист_____
__________________________________________________________________
Вопросы | Примечания/примеры | |
1. Коммуникативное поведение | ||
1.1. Вокализации | ||
Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит? | ||
В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки? | ||
1.2. Взгляд | ||
Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой, людьми? | ||
Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в поле зрения? | ||
Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения? | ||
Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? | ||
Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? | ||
Выражает ли он/она взглядом желание о привлечении внимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение? | ||
1.3. Мимика | ||
Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть, злость, страх)? | ||
Соответствует ли выражение лица ситуации? | ||
Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица? | ||
Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику? | ||
Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания? | ||
Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно? | ||
Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации? | ||
1.4. Жесты | ||
Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации? | ||
Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта? | ||
Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения в отношении определенных действий, среды, людей? | ||
Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себя внимание? | ||
Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей? | ||
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации? | ||
1.5. Интерактивное поведение | ||
Реагирует ли он/она на обращение? | ||
Реагирует ли он/она на разумные требования? | ||
Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию? | ||
Является ли он/она инициатором коммуникативного взаимодействия? | ||
Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника? | ||
Каким образом он/она реагирует на недоразумения? | ||
Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения? | ||
Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации? | ||
Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими? | ||
2. Лингвистические способности | ||
2.1. Восприятие и понимание | ||
Реагирует ли он/она на собственное имя? | ||
Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий? | ||
Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы? | ||
Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»? | ||
Понимает ли он/она простые требования? | ||
Узнает ли он/она названные объекты? | ||
Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию? | ||
Понимает ли он/она родовые понятия? | ||
Понимает ли он/она фразы с конкретным значением? | ||
Понимает ли он/она фразы с переносным значением? | ||
Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно- следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)? | ||
Понимает ли он/она местоимения, прилагательные? | ||
Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?» «Что?» | ||
Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?» «Куда?» | ||
Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей? | ||
Понимает ли он/она бытовые вопросы? | ||
2.2. Способность речевого выражения | ||
2.2.1. Артикуляционная моторика | ||
Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда с ложки, жевание, глотание)? | ||
Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные) движения органами артикуляционного аппарата? | ||
Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы? | ||
2.2.2. Речь | ||
Продуцирует ли он/она устные высказывания? | ||
Понятны ли его/ее высказывания? | ||
Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»? | ||
Может ли он/она разборчиво произносить другие слова? | ||
2.2.3. Помощь при коммуникации | ||
Может ли он/она устно выразить свои повседневные потребности? | ||
Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии, эмоциональном состоянии? | ||
Может ли он/она называть знакомых людей, объекты, ситуации, места? | ||
Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»? | ||
Может ли он/она задавать вопросы? | ||
Может ли он/она отвечать на простые вопросы? | ||
2.2.4. Чтение и письмо | ||
Может ли он/она распознавать буквы и цифры? | ||
Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова? | ||
Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы? | ||
Может ли он/она осмысленно читать предложения? | ||
Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)? | ||
Может ли он/она писать знакомые слова? | ||
Может ли он/она писать простые предложения? | ||
3. Двигательные способности | ||
Каково его/ее общее моторное развитие? | ||
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)? | ||
Как он/она располагается в кресле-коляске? | ||
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений? | ||
Каков минимум движений, выполняемых уверенно и точно? | ||
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показать на что-то? | ||
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени? | ||
Как долго он/она может выполнять определенный вид деятельности и не уставать? | ||
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»? | ||
Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»? | ||
4. Когнитивные способности | ||
4.1. Внимание | ||
Концентрирует ли он/она внимание? | ||
Отвлекается ли? | ||
Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)? | ||
4.2. Восприятие | ||
4.2.1. Зрительное восприятие | ||
Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужение полей зрения? | ||
Может ли он/она фиксировать взглядом объекты или людей? | ||
Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении | ||
Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом? | ||
Имеются ли особенности зрительного восприятия? | ||
4.2.2. Слуховое восприятие | ||
Какой у него/нее слух? | ||
Может ли он/она локализовать окружающие шумы (речь)? | ||
Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды? | ||
Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к ним избирательное отношение? | ||
Каково состояние фонематического восприятия? | ||
Может ли он/она сравнивать звуки? | ||
4.2.3. Тактильное восприятие | ||
Каково состояние тактильного восприятия? | ||
Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения? | ||
Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность? | ||
Может ли он/она соотносить полученные тактильные ощущения? | ||
4.3. Знаково - символическая деятельность | ||
Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта? | ||
Понимает ли он/она символы? | ||
Имеет ли он/она представление о связи «средство- цель»? | ||
Умеет ли он/она воспринимать причинные связи? | ||
Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами? | ||
Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой? | ||
Использует ли он/она игрушки? | ||
4.4. Мышление и память | ||
Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку? | ||
Узнает ли он/она знакомые лица? | ||
Может ли он/она обобщать изученное и применять его в новых ситуациях? | ||
Распознает ли он/она структуры? | ||
Может ли он/она решить задачу? | ||
5. Психосоциальные способности | ||
Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что неспособен/на выразить свои желания и потребности? | ||
Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях? | ||
Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми? | ||
Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении возможности для включения в окружающую среду? | ||
Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми? | ||
К каким объектам, действиям, видам деятельности он/ она проявляет особый интерес? | ||
Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам? | ||
С какими другими людьми он/она преимущественно контактирует? | ||
В каких местах происходит коммуникация? | ||
Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности? | ||
Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное? |
Полученные в ходе наблюдения за ребенком данные анализируют и на их основе составляют план его обучения.
Литература
Boenisch, Jens/Sachse, Stefanie (2007). Diagnostik und Beratung in der Unterstützten Kommunikation. Karlsruhe. Von Loeper Literaturverlag (Бенишь, Енс/Саксе, Штефани (2007). Диагностика и консультирование при работе с поддерживающей коммуникацией. Карлсруе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Вашему вниманию предлагается краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека....
диагностика потребности учебной мотвации
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х-11 классах были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Форм...
Диагностика профессиональных и информационных потребностей педагогов
Материал содержит бланки для определения профессиональных и информационных потребностей преподавателей и мастеров производственного обучения. Результаты диагностики можно использовать при формировании...
Диагностика определения интенсивности познавательной потребности В.С.Юркевич
определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся...
Педагогические методы диагностики и мониторинга детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно‑педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно‑развивающих и воспитательно‑образовательных м...
Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников
Инструкция и таблица ЕХСЕЛ...