Консультация для родителей "Развитие межполушарного взаимодействия, как фактор развития умственных способностей у детей".
консультация

Андреева Светлана Николаевна

Гимнастика для мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл для успешного обучения16.46 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Зачем нам нужны упражнения на развитие межполушарного взаимодействия?

А они нужны и взрослому, и ребёнку для того, чтобы успешно развиваться ребёнку, взрослому – активизировать внимание, для профилактики старческого слабоумия, а ещё для того, чтобы любой труд дети и взрослые выполняли успешно.

Мозг человека состоит из двух  полушарий: правого и левого. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого полушария, правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как гинетических, так и средовых факторов.

Правое полушарие – это отработка эмоциональной невербальной информации, эмоциональность;

- это музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

-способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток);

-обработка большого количества информации одновременно;

-развитые интуиция, воображение;

- отвечает за левую половину тела.

Левое полушарие  отвечает за:

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработку вербальной информации;

-анализ информации, делает выводы;

- отвечает за правую половину тела.

Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше будет у ребёнка интеллектуальное развитие, память, внимание, воображение, мышление и восприятие.

 В случае  несформированности межполушарного взаимодействия, происходит неправильная обработка информации и у ребёнка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счёте, а так же в целом восприятии учебной информации).

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

-зеркальное написание букв и цифр;

-псевдолеворукость;

-логопедические отклонения;

-неловкость движений;

- агрессия;

- инфантильность.

Причины, приводящие  к несформированности межполушарного взаимодействия:

- болезни матери, стресс (с12 недели беременности);

-родовые травмы;

болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

-общий наркоз.

Итак, ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога, других детей), вызывают стойкий интерес у ребёнка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому «включению» ребёнка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу  полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребёнка. Выполнять упражнения лучше каждый день, по 5-10 минут.

Игры для развития межполушарного взаимодействия  детей 2-4-х  лет

Задачи игр: развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевый захват.

Игра «Накорми птичку, Лялю».

Оборудование: две миски, фасоль, горох, ложки разного объёма (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Ход игры: Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри, как это сделаю я. А теперь Лялю будешь кормить ты.  Используем приём «рука в руке», а далее содействуем самостоятельному выполнению упражнения. Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца. Затем для мишки выполняем всё другой рукой.

Варианты игр: пересыпание  правой, а затем левой руками гороха, фасоли, песка, ягод ложкой  из одной миски в другую,  пересыпание шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой или совочком, переливание баночкой, чашкой воды из одного тазика в другой.

В ходе выполнения этих заданий начинаем с минимального объёма 3-4 столовых ложек (чашек или баночек) и в течении 2-х недель доводим до 8 ложек(чашек или баночек).

Варианты усложнения задач: отодвинуть миски друг от друга на большее расстояние, заменить ложки на ложки меньшего размера.

Игра «С пипеткой». Надо с помощью пипетки перелить жидкость из одной чашки в другую.

Игра «Пинцет». Надо с помощью пинцета  переложить предметы  из одной чашки в другую.

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальчики).

«Колечки». Большой и указательный палец правой руки сложить в колечко. И потом одевать это «колечко» на каждый палец левой руки. Потом меняем руки.

« Колечки». На правой руке делать колечки из большого и указательного пальца, из большого и безымянного, из большого и мизинца. Затем складывать пальчики левой руки в «колечки». Потом сделать это правой и левой руками одновременно.

«Коза рогатая».

«Рога» делаются из указательного и безымянного пальцев правой и левой руки.

Для детей старшего дошкольного возраста очень полезны кинезиологические упражнения :

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторов.

«Горизонтальная восьмерка». В воздухе «нарисовать» восьмёрку» сначала одной рукой, затем обеими руками. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка». Положить руки на стол, одна рука сжата в кулак, пальцами вниз, другая – ладонью на плоскости стола. Нужно одновременно и разнонаправлено менять положение рук. Темп убыстрять.

«Локотки». Локти опираются на стол, ладони в воздухе, одна рука вверх ладонью, другая – вниз.  Нужно переворачивать ладони одну вверх тыльной стороной, другую – вверх ладонью. Делать с максимальной скоростью. Повторить 6-8 раз.

«Ухо-нос-хлопок». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно опустите ухо и нос и хлопните перед собой в ладоши. Поменяйте положение рук с точностью до наоборот. Т.е. правая рука держит кончик носа, а левая рука – правое ухо. Хлопок и т.д. Сначала упражнение делаем под счёт в медленном темпе, а затем счёт  и темп ускоряем.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите в обе руки по карандашу, начните одновременно обеими руками рисовать одинаковые изображения букв, узоров, цифр.

«Перекрёстные движения». Выполняются одновременно перекрёстные движения. Например, поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой (до колена, носочка). Затем поднять правую ногу и  до неё дотронуться левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: "Учебная мотивация, как фактор развития познавательных способностей детей".

Качество подготовки учащихся по ИЗО во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой......

Консультация для воспитателей «Кукольный театр как средство развития творческих способностей у детей»

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество  дошкол...

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...

Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта и физического здоровья детей

Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта и физического здоровья детей...

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бедующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс ...