«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
консультация
Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультации | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактических игр
для развития умственных способностей детей
младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Основной формой развития ребёнка-дошкольника с задержкой психического развития (ЗПР) являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется программой.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог помнит о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории, и в своей работе применяет такие методические приёмы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребёнка. Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактические игры – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради который действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она используется при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-дефектологом, так и воспитателем.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых опыт действий с предметами значительно обеднён, не зафиксирован и не обобщён.
Ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в коррекционно-обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт.
При подборе дидактических игр для детей с ЗПР необходимо преследовать коррекционные цели и учитывать особенности развития дошкольников. Так, большинство детей, поступающих в учреждение, с трудом контактируют с взрослыми, испытывают большие трудности в общении со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если дети в норме прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то дети с задержанным развитием должны научиться этому. Здесь, как нигде, огромную помощь оказывают дидактические игры, которые способствуют установлению контакта как между взрослым и ребёнком, так и между самими детьми. Это такие игры как: «Знакомство», «Я начну, а ты продолжишь» и т.д. Также для этих детей характерно недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, несогласованность действия рук, неумение выделить ведущую руку. Все эти проблемы успешнее и быстрее решаются при правильном подборе дидактических игр.
Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Это происходит в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребёнок совершает поисковые способы ориентировки, то есть действует методом проб и ошибок. У детей с ЗПР чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Развитию восприятия и представлений препятствует то, что дети с ЗПР не овладевают поисковыми способами ориентировки. Часто они действуют, либо совсем не учитывая свойств предметов, пытаясь достигнуть результата силой, либо привычным, усвоенным в обучении способом, который относят только к данной знакомой игрушке или привычной бытовой ситуации, и не переносят знания и опыт на сходную ситуацию. Иногда, кажется, что ребёнок с ЗПР тоже действует методом проб. Но на самом деле - это перебор вариантов, который у детей с задержанным развитием носит не целенаправленный, а случайный характер и не закрепляется в их опыте. Поэтому ребёнок не может сразу перейти к зрительному соотнесению на незнакомом материале.
Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей с ЗПР поисковые способы ориентировки при выполнении задания. На этой основе необходимо создавать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.
В связи с этим следует признать целесообразным введение сенсорного воспитания как составной части дошкольной педагогики в работе с детьми с задержанным развитием.
Для того чтобы развитие восприятия детей с ЗПР проходило успешно, в обучении необходимо применять специальные методики (ставить специальные цели, определять содержание и выбирать методы в зависимости от особенности развития этих детей).
Для повышения эффективности сенсорного воспитания большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры и упражнения.
Дидактическая игра, как игровая форма обучения – явление очень сложное. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.
Дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др. На основе этого можно выделить следующие виды дидактических игр:
1. Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами. Такие игры наиболее доступны детям с недоразвитием интеллекта.
2. Игры с прятанием и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «что здесь?», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и др.
4. Сюжетные дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: "Кто быстрее", "Кто первый" и т.д.
При проведении дидактических игр с детьми с ЗПР следует помнить:
- Для ребёнка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у него положительное отношение к игре.
- Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе и добиваться положительного результата.
- Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет ребёнка на выполнение игровых действий, а, при необходимости, даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
- Важным условием является соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Таким образом, при организации дидактических игр заботиться надо не только о выполнении дидактических задач, но и о том, чтобы игра была интересна ребенку.
Дидактические игры могут быть использованы как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, навыков коллективной деятельности (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями сверстников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методика исследования пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Развитие и коррекция фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В помощь воспитателям....
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры
В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...