Методическая разработка по внеклассному чтению "Широка страна моя родная"
методическая разработка (7 класс)

Чикулина Ирина Юрьевна

Методическая разработка "Широка страна моя родная" посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России - культуре и традициям русского и тувинского народов, нахождению точек соприкосновения между такими разными народами нашей страны. Данная методическая разработка будет интересна и полезна педагогам, работающим со школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Ее можно использовать и на уроках внеклассного чтения, и в воспитательной работе. Состав разработки: пояснительная записка, предвариительная подготовка, цели, задачи, технологии игрового урока, оборудование, ход урока-игры в форме брейн-ринга, приложение (раздаточный материал к брейн-рингу).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 18

Центрального района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по внеклассному чтению

«Широка страна моя родная»

для учащихся 7 класса школ VIII вида

Работу выполнил: учитель Чикулина И.Ю.

Санкт-Петербург

2022

Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, а особенно, к подросткам с ОВЗ. Именно в этом возрасте и происходит формирование основ личности будущего гражданина. На уроках чтения представляется возможность и воспитывать, и обучать учащихся с ОВЗ.

В школьном возрасте у подростков продолжает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Для формирования у детей любви к Родине следует накапливать социальный опыт жизни, приобщать их к миру культуры.

2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Культура и характер любого народа раскрываются через понимание народных традиций, которые веками передаются от поколения к поколению, и включают в себя праздники, обычаи, обряды, игры. Знакомство с культурой народа помогает понять, как жил этот народ, что людей радовало, что огорчало, к чему они стремились и во что верили. Культуре и традициям русского и тувинского народов, нахождению точек соприкосновения между такими разными народами посвящена данная методическая разработка.

Предварительная подготовка:

  1. Самостоятельное чтение материалов о культуре русского и тувинского народов.
  2. Рисование и раскрашивание флага России и флага республики Тыва.
  3. Оформление выставки в классе из предметов русской и тувинской культуры.
  4. Приготовление русского национального блюда и тувинского.
  5. Показ презентации «Широка страна моя родная» и обсуждение в классе.

После предварительной подготовки проводится викторина в форме брейн-ринга «Широка страна моя родная» в течение двух уроков с небольшим перерывом (15-20 минут).

Цель: закрепить представления учащихся с ОВЗ о традициях и культуре русского и тувинского народов, улучшить навыки чтения.

Задачи:

Образовательные:

-расширение представлений учащихся о русской и тувинской культурах

-обогащение активного и пассивного словаря

-закрепление умения отвечать на вопросы

Коррекционные:

-развитие мышления, внимания, памяти

-развитие познавательного интереса

-развитие связной речи

Воспитательные:

- воспитание патриотизма и сплочённости между народами РФ

-воспитание дружеских отношений внутри классного коллектива

-укрепление семейных ценностей

-развитие навыков взаимодействия в команде

-воспитание уважения к культуре и традициям народа

Методы и приёмы: проблемно – поисковый, наглядный, словесный, игровой

Технологии: игровая (коллективное дело, работа в подгруппах), здоровьесберегающая, ИКТ

Оборудование:

-мультимедийная установка, ноутбук, презентация «Широка страна моя родная»

-раздаточный материал: карточки с заданиями (см. Приложение)

-элементы костюмов русского и тувинского народов, предметы быта и декоративно-прикладного творчества

-волшебный сундучок (короб с платком)

-картинки с отгадками, ручки или карандаши

Ход урока –игры:

  1. Класс делится на две команды «Русичи» и «Россияне». В каждой команде свой капитан.                                                            
  2. Ведущий объясняет условия игры «Брейн-ринг» для учащихся:

Во время вопросного раунда команды одновременно получают задания, обсуждают его, и через определённое время дают ответ на предложенный вопрос. Началом обсуждения и окончанием будет служить звук колокольчика у ведущего. Если у команды есть досрочный ответ – капитан поднимает руку.  За каждый правильный ответ команда получает одно очко.  Победительницей становится команда, набравшая большее количество очков.

III. Мозговая разминка для всех участников

 1. Земля, где ты родился (Родина, Отечество)

2. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

3. Древнее название России (Русь)

4. Столица нашего государства (Москва)

5. Как называется старинная крепость в центре Москвы? (Кремль)

6. Столица тувинской республики (Кызыл)

7. В каком регионе находится республика Тыва? (Восточно-Сибирском регионе)

8. Как называется город, в котором мы живем? (Санкт-Петербург)

9. В каком регионе находится наш город (Северо-Западном)

10. Как называется должность главы нашего государства? (президент)

11. Какой документ имеет гражданин России? (паспорт)

IV. Конкурс «Жилище».

Обе команды получают полоски с одинаковыми словами (см. Приложение). Одной команде нужно выбрать слова для русского национального жилища и назвать его, а другой команде – для тувинского и тоже назвать его. В качестве подсказки командам могут быть предложены картинки с изображением избы и юрты или открыт соответствующий слайд на презентации.

V. Конкурс «Волшебный сундучок»

В этом старинном коробе предмет из ткани – головной убор. Во всём мире признан произведением искусства. На Руси носили его женщины (платок).

VI.  Конкурс «Костюм».

Обе команды вычёркивают лишние слова, которые не относятся к народному костюму русских и тувинцев (см. Приложение)

В качестве подсказки или для проверки может быть использован соответствующий слайд презентации.

VII. Конкурс «Кухня»

Командам предлагаются продукты или картинки с изображениями продуктов (см. Приложение). Команде «Русичи» задание - «испечь» русский КАРАВАЙ (мука, молоко, яйца, дрожжи, масло сливочное, соль, сахар). Команде «Россияне» задание - «приготовить» тувинский БООРЗАК (мука, молоко, яйца, соль, сахар, масло растительное).

VIII. Чайная пауза:

Чаепитие (русский чай и тувинский чай), русский каравай, тувинский боорзак, манты и другие национальные блюда.

IX. Конкурс «Праздники»

Собрать из букв названия русских и тувинских старинных национальных праздников (см. Приложение).

Дополнительные очки- за рассказ о традициях праздника.

X. Конкурс «Пословицы»:

Собрать пословицу из двух частей, назвать, какому народу принадлежит пословица - русскому или тувинскому (см. Приложение).

XI. Конкурс «Загадки»:

Командам по очереди загадываются загадки (см. Приложение).

XII. Конкурс «Народные промыслы»

Командам предлагается лист с четырьмя «окошками» и пять цветных картинок с изображением самых известных народных промыслов.

Задача каждой команды - разложить картинки в нужные «окошки».

XIII. При равном количестве очков у команд можно устроить дополнительный конкурс капитанов: «Бой пословиц- доскажи словечко» (см. Приложение).

XIV. Подведение итогов урока-игры и рефлексия:

Учащиеся делятся впечатлениями от игрового урока, обсуждают, какие задания были сложными, а какие – самыми интересными.

Зеленый кружок -  урок понравился, всё усвоил.

Желтый кружок – урок понравился, но не всё запомнил.

Красный кружок – урок понравился, но наступило переутомление.

Черный кружок – урок не понравился.



Предварительный просмотр:

Приложение (брейн-ринг «Широка страна моя родная»)

Конкурс «Жилище»: крыльцо, дверь, дымоход, окна, дерево, кожа, войлок.

Конкурс «Костюм»:

Русский народ: рубаха, халат, сарафан, шляпа с остроконечным верхом, лапти, широкий цветной пояс, кокошник, сапоги, штаны.

Тувинский народ: халат, рубаха, широкий цветной пояс, сарафан, шляпа с высоким остроконечным верхом, кокошник, сапоги, штаны.

Конкурс «Кухня»: 

Продукты или картинки с изображениями продуктов: картофель, мука, овсяная или манная крупа, молоко или кефир, дрожжи, яйца, огурец, масло сливочное, соль, сахар, масло растительное.

Конкурс «Праздники»:

  1. А, А, Ы, Н, Д, М.

          А, А, П, С, Х.

  1. А, А, А, Ш, Г.

А, А, Е, И, М, С, Л, Н, Ц.

Конкурс «Пословицы»:

Команда «Русичи»:

Вся семья вместе –так и душа на месте.

От лени – баловство, от жадности – воровство.

За злом не гоняйся, добра не чурайся.

Команда «Россияне»:

В семье дружат – живут не тужат.

Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.

Жизнь дана на добрые дела.

Конкурс «Загадки»:

1)Белые одёжки, зелёные серёжки,

С расплетенной косой, умывается росой (Берёза)

  2)В озорные три струны

Все в России влюблены (русский национальный инструмент – балалайка, символ России)

3)Что такое бызаанчы у тувинцев? (смычковый национальный инструмент)

4)Как называется уникальное горловое пение тувинцев, когда певец может извлекать одновременно 2-3 ноты (хоомей).

5)  Самая популярная русская деревянная расписная игрушка, символ России (матрешка).

6)Стоит тостячок подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

7) В этом доме нет угла, до того она кругла.

И такое вот жилище ты всегда в степи отыщешь (юрта).

Конкурс «Народные промыслы»:

Вологодское кружево, гжельский фарфор, дымковская игрушка, изделия из дерева и бересты, матрёшки, ручное узорное ткачество, хохломская роспись, филимоновская игрушка, жостовские подносы, палехская миниатюра.

Конкурс капитанов «Бой пословиц – доскажи словечко»:

Кто за Родину горой, тот истинный … (герой).

Родина любимая, что мать … (родимая).

Человек без Родины, что птица без …(крыльев)

Человек без Родины, что дерево без … (корней).

Если народ един —он …(непобедим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка занятия и презентация: "Народный фольклор родного края. Уж вы горы, горы Жигулёвские"

Разработка занятия предназначена для учащихся музыкальной студии третьего года обучения.  Разработка включает сценарий занятия и презентацию по теме занятия....

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

Методическая разработка раздела учебной программы "Страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенности"

Методическая разработка темы по английскому языку в 8 классе, УМК: В.П.Кузовлев " Страны изучаемого языка и родная страна, их культурые особенности"....

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка (в рамках Литературной недели)

Методическая разработка общешкольного внеклассного мероприятия, посвященного  Международному дню родного языка (в рамках Литературной недели)...