Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Любимый город»
Программа курса рассчитана на 5 лет – 104 занятия; 21 занятие в год; 2,5 часа 1 раз в месяц.
Программа рассчитана на обучающихся 5 - 9 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Любимый город» | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности туристско- краеведческой направленности «Любимый город» разработана на основе
примерной программы по курсу «Родной край» (региональный компонент), комитета по образованию при главе администрации Смоленской области. Смоленск. «Траст-Имаком».
Содержание данной программы доработано с учетом условий работы и особенностями обучающихся.
В настоящее время происходят значительные изменения не только в экономике, политике, науке и культуре, но также и в мировоззрении людей. Причем как позитивные, так и негативные. К последним можно отнести наступление антикультуры, насаждающей идеи обогащения любой ценой, насилия, бездуховности, безнравственности. В таких условиях даже взрослому человеку бывает сложно принять правильное решение, не говоря уже о молодежи, тем более подростках. Актуальность программы «Любимый город» в воспитании и образовании детей с активной гражданской позицией, ориентация их на духовно-нравственные ценности, развитие умения ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях. Наибольшими возможностями для реализации этих задач обладает историческая наука, которая имеет богатейший фактический материал для сравнения, сопоставления, установления связей между поколениями, явлениями, событиями. В этой связи наиболее актуальной представляется краеведческая наука, как наиболее близкая детям. Образному и осмысленному усвоению знаний содействуют практические занятия в музейных стенах, участие в заседаниях исторического клуба, экскурсии к памятникам культуры и прогулки по историческим местам родного края. Таким образом, знакомство с близким детям наглядным материалом будет способствовать становлению нравственных качеств личности, приобщению детей к основам родной культуры. Данная программа направлена также на усвоение морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитие ораторских качеств, монологической и диалогической речи. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, терпения, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.
Цель: предоставить обучающимся познавательно-образовательное пространство для самореализации, развития творческого потенциала, духовного и нравственного самосоверщенствования подростков через туристско - краеведческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с главными и важными событиями истории Смоленщины, научить их давать характеристику историческим личностям, выявлять причины и следствие исторических и социальных явлений;
- научить использовать приёмы анализа, сравнения и обобщения, развивать внимание и объём памяти
Развивающие:
- развить у обучающихся умения ориентироваться в разнообразной информации;
- развить умение анализировать исторические факты, познавательные способности
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у обучающихся гражданственности, патриотических чувств;
- формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- упражнять обучающихся в принятии ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся;
- воспитать взаимоотношения в детском коллективе, основанные на взаимопомощи, понимании, поддержке друг друга.
Специфика построения занятий за счет разнообразных видов деятельности на основе сопоставительного анализа, игровых приёмов, хронологических таблиц-подсказок направлена на формирование элементарного краеведческого образования и культуры, а также на повышение уровня самостоятельности обучающихся
В процессе занятий возрастает объём памяти, внимания, логических суждений, навыков ориентирования учащихся в различных видах информации.
Постоянно ведётся работа над формированием и активизацией словарного запаса и развитием речи обучающихся.
Практически в каждой теме вводятся новые социально-исторические понятия. Более тщательной работы требуют сложные для усвоения термины. Это целесообразно делать через обобщение понятий, формирование конкретного образца, развёрнутое научное определение и установление логической последовательности.
Основные отличия данной общеобразовательной программы от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ заключаются в следующем:
программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории родного края в совокупности с изучением экскурсоводческих приемов и методик; помимо теоретических и практических занятий, реализуется комплексный проект «Мастерская поделок и сувениров» (изготовление своими руками с привлечением различных техник и технологий (пластилин, картон, текстиль) макетов, панно, костюмов и др. изделий по краеведческой тематике.
В основу программы положен тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии с каждой темой разработана система понятий и творческих заданий на основе ознакомления с экскурсионными и туристическими объектами родного края как важным средством формирования познавательной активности у детей.
Программа рассчитана на пять обучения (104 занятия)
Первый год — 21 занятие - историческое развитие Смоленского края;
Второй год — 21 занятие — основные исторические события (Город-щит, город-воин; осада поляками 1609-1611 годов; война с французами 1812 г.; Великая Отечественная война);
Третий год – 21 занятие – памятники истории, культуры, архитектуры и т.п. (Смоленск – ключ-город; памятники славянской письменности и культуры; «Ожерелье всея Руси»);
Четвертый год – 21 занятие- исторические личности, сыгравшие важную роль в истории России и Смоленщины (Смоляне, прославившие Отечество);
Пятый год – 21 занятие – памятные места города как туристические и экскурсионные объекты.
Режим занятий —2,5 часа 1 раз в месяц
Программа рассчитана на детей 13-17 лет.
Формы и виды работы: теоретические и практические занятия, посещение музеев, подготовка устного журнала «Смоленск — город-воин», подготовка фотожурнала с материалами о войне 1812 года, участие в заседании исторического клуба, подготовка и защита мини-проектов, проведение викторины, конкурсной программы, командной игры, участие в праздновании Дня Победы, подготовка мини-проектов, защита мини-проектов, работа в группах, ведение диалога, участие в диспуте, подготовка доказательной базы, составление аргументированных ответов.
Прогнозируемые результаты
1 год обучения
- знать наиболее важные исторические события;
- определять и объяснять понятия;
-уметь выделить главную мысль в сообщении, докладе, письменном тексте, документе.
2 год обучения
-осуществлять оценочные суждения;
- уметь участвовать в групповых формах работы, в деловых играх.
3 год обучения
- знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на вопросы;
- анализировать исторические явления, процессы, факты.
4 год обучения
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
-определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать.
5 год обучения
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: вести диалог, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, давать сжатый и развернутый ответ, выступать с сообщениями, докладами, готовить и проводить мини-экскурсии;
- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
- осуществлять самоконтроль и самооценку.
Результаты будут измеряться в конце учебного года при помощи диагностики «Выполнение программы».
Формой подведения итогов обучения служат и творческие задания, в которых проявляются инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, творческое решение.
Показателями освоения учебного курса являются знания основных понятий данного курса плюс практическая деятельность учащихся в соответствии с объёмом и уровнем усвоения предложенного материала. Наиболее распространенным средством проверки полученных знаний являются различного вида тесты, групповые и индивидуальные творческие задания и проектная деятельность.
В работе с детьми и подростками должны учитываться закономерности физиологического, психического, социального развития, т. к. в одной группе могут быть разные ребята как по возрасту, так и по социальному статусу.
В ходе реализации программы соблюдается принцип преемственности – от простого к сложному; от изучения основных элементов и отработки умений в упражнениях до самостоятельного выполнения заданий.
Основной принцип обучения воспитанников – развитие творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение его к самостоятельному |
творчеству. С этой целью на занятиях создаются условия для формирования многообразных творческих интересов обучающихся, способствующие их разностороннему развитию. На занятиях используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, творческие, игровые. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует соревновательный элемент. |
|
Программа краеведческого кружка «Любимый город» имеет познавательно- развивающий характер. Обучение в рамках программы ориентировано на раскрытие внутреннего потенциала ребенка, обретение уверенности в своих силах, пробуждение творческого начала в практической деятельности и в общении. Оно способствует духовно-нравственному формированию личности, преодолению барьера нерешительности и робости перед новыми видами деятельности, формирует у детей «ситуацию успеха», нравственные и морально-этические позиции и дает возможность ребенку попробовать себя, найти именно свою сферу применения сил, что помогает социальной адаптации ребенка в современных условиях в проявлении своей индивидуальности среди сверстников.
Программой предусмотрены воспитательные мероприятия - посещения выставок, праздников (День города), музеев, экскурсии, поездки в города области. В рамках программы систематически готовятся и организуются тематические мини-выставки.
1.Тесты специальных способностей и достижений:
-задания с несколькими вариантами выбора;
- альтернативные задания, содержащие утверждения как истинные, так и ложные;
-задания на восстановление соответствия.
2. Тесты интеллекта:
- задания на группировку;
- задания на аналогию;
- задания типа «исключи лишнее»;
- задания на определение последовательности.
3. Тесты со свободными ответами:
- задания с ограничениями на ответы;
- задания со свободными ответами;
Для проверки субъективных знаний и умений используют:
-логические задания;
-проблемные задания;
-образные задания;
-задания на объяснение с использованием иллюстраций;
-комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач;
-итоговые работы в виде защиты проекта или проведения экскурсии.
При прохождении курса организуется мониторинг индивидуального усвоения знаний и умений каждым обучающимся. Педагогом заполняется специально разработанная карта мониторинга результатов освоения программы. (Образец прилагается.)
Формы и методы организации учебного процесса
Обучение в кружке «Любимый город» начинается с изучения исторического развития Смоленского края, основных исторических событий, памятников истории, культуры, архитектуры и т. д., затем акцент переносится на исторические личности, сыгравшие важную роль в истории России и Смоленщины, памятные места города. Целесообразно построить программу таким образом, чтобы логика изложения учебного материала строилась от общего к частному. Такое изложение учебного материала позволяет раскрыть необходимые причинно-следственные связи, что помогает учащимся развивать умение анализировать, сравнивать, способствует более сознательному усвоению знаний, повышает интерес к истории родного края. На занятиях необходимо чаще применять активные методы обучения – проблемные и частично-поисковые, т.к. использование в процессе обучения только объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов снижает уровень работы по развитию мыслительных операций и приучает ребенка только к наглядному мышлению. На занятиях необходимо так построить процесс усвоения новых знаний, чтобы дети сами принимали участие в поиске ответов.
В процессе обучения педагог может использовать различные формы организации образовательного процесса: занятие с привлечением различных видов деятельности: игровой (сюжетно-ролевая, дидактическая, театрализованная, подвижная игра), элементарно- трудовой, конструктивной; а также практическую занятия (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний исторических объектов, разнообразная краеведческая деятельность.
Развитие познавательных и творческих способностей детей — сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного отношения к каждому воспитаннику. Цель занятий состоит как раз в том, чтобы научить каждого ребѐнка уважительному отношению к историческим и культурным традициям родного края. Обучение проходит в форме совместной деятельности учителя и учащихся, при этом ведущая роль принадлежит учителю. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается учителем самостоятельно в зависимости от уровня развития каждого ребенка.
Занятия детей в краеведческом кружке «Любимый город» организуются на добровольных началах: дети - родители - педагоги. Руководитель коллектива старается создать атмосферу доброжелательности, адаптирует воспитанников к новому окружению, старается научить детей общаться, ориентироваться в разнообразной информации и жизненных ситуациях, воспитывать интерес к учебной и творческой деятельности.
Учитывая специфику дополнительного образования, педагог использует различные методы и приѐмы обучения и воспитания. В первую очередь необходимо уделять внимание каждому ребенку в коллективе. Большое значение имеет привлечение к учебно-воспитательному процессу родителей, их участие или даже присутствие помогает детям скорее привыкнуть к новому окружению и лучше усвоить материал.
Программой предусмотрено применение индивидуального подхода к обучению каждого воспитанника, усложнения материала для более способных детей. Методика организации работы в коллективе строится на одном из главных принципов дидактики - от простого к сложному. Давая новые задания, руководитель опирается на умения, которые были сформированы у воспитанников ранее.
Реализация программы предусматривает различные виды деятельности — учебное занятие, посещение экскурсионных объектов, музеев, библиотек, выставочных залов, организацию тематических вечеров, «круглых столов», научно-познавательную и исследовательскую деятельность, беседы по истории и культуре края, встречи со специалистами (мастер-классы), самостоятельную работу.
Учебное занятие имеет следующие этапы:
1. Организация рабочего места.
2. Постановка темы занятия.
3. Изучение нового материала.(повторение пройденного ранее)
4. Объяснение практического задания. Распределение заданий.
5. Самостоятельная работа воспитанников.
6. Закрепление пройденного.
7. Подведение итогов работы.
Материально-технические условия: учебное помещение. В учебном кабинете организованы рабочие места по количеству обучающихся в группе. Помещение хорошо освещено, легко проветриваемое. Материальные затраты, связанные с организацией поездок и приобретением входных билетов в музеи, возлагаются на родителей.
Технологии обучения
Направленность краеведческого кружка «Любимый город» наиболее полно позволяет реализовать коммуникативный подход в обучении в качестве основного, который дает возможность совершенствовать навыки речевого и интеллектуального развития детей и подростков. С помощью осваиваемых языковых средств обуч-ся упражняются конструировать разнообразные тексты, составлять диалоги, описание объекта, с опорой на заданную речевую ситуацию. Обучение в кружке связано с постепенным переходом от коллективных форм работы к увеличению доли самостоятельности обучающихся.
Также в своей преподавательской деятельности использую технологию личностно ориентированного подхода, проблемного и развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, которые в совокупности с современными информационными и коммуникативными технологиями позволяют создавать благоприятную образовательно-познавательную среду для успешной социализации личности в современных условиях.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Компетенция | Сфера проявления компетенции | Виды деятельности в составе компетенции |
Социо культурная | сфера социально – культурная | определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей |
Здоровье сберегающая | сфера здорового образа жизни | сформированность основных установок на ведение ЗОЖ. Четкое представление плана сохранения и развития собственного здоровья и здоровья окружающих |
Коммуника Тивная | сфера общения | владение устным и письменным общением |
Информации Оная | сфера информации | владение новыми технологиями, способность оценивать информацию |
учебно- познавательная | сфера науки, искусства | способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками |
Обладая данными компетентностями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства для различных видов деятельности.
Карта мониторинга результатов освоения дополнительной образовательной программы
Показатель | Критерий | Степень выраженности оцениваемого критерия | Балл | Методы определения результата | |||
I. Предметные образовательные результаты | |||||||
1.1.Теоретическая подготовка | |||||||
1.1.1. Теоретические знания (по основным разделам образовательной программы) | Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям | минимальный уровень (освоено 50% объема знаний, предусмотренных программой) | 1 | Тестирование, контрольный срез, зачет, экзамен и др. | |||
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%) | 2 | ||||||
максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 3 | ||||||
1.1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (ученик знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи); | 1 | ||||
средний уровень (ученик владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой); | 2 | ||||||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием). | 3 | ||||||
1.2. Предметная практическая подготовка | |||||||
1.2.1. Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие специальных практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (ученик овладел 50% предусмотренных умений и навыков); | 1 | Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от вида деятельности, направленности) | |||
средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%); | 2 | ||||||
максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период); | 3 | ||||||
1.2.2. Владение специальным оборудованием, инструментами | Самостоятельность и правильность использования специальных инструментов, оборудования, инвентаря | минимальный уровень умений (ученик испытывает затруднения при работе с оборудованием); | 1 | ||||
средний уровень (в основном справляется сам, иногда требуется помощь педагога); | 2 | ||||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, использует правильно); | 3 | ||||||
1.2.3. Творческие навыки | Способность к творческому решению учебных и практических задач | репродуктивный уровень (ученик в основном копирует образцы); | 1 | ||||
эвристический уровень (вносит свои изменения в образец); | 2 | ||||||
творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант) | 3 | ||||||
1.2.4. Опыт творческой деятельности | Творческая активность и результативность | минимальный уровень (наличие опыта на уровне детского объединения) | 1 | Дневник творческих достижений, Портфолио | |||
средний уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне учреждения) | 2 | ||||||
средний уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне города) | 3 | ||||||
максимальный уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне региона) | 4 | ||||||
максимальный уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне России и международном уровне) | 5 | ||||||
II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности) | |||||||
2.1. Познавательные учебные действия | |||||||
2.1.1. Умение работать с информацией, подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в работе с информацией, при подборе и анализе литературы | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | Реферативные, учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование | |||
средний уровень (находит информацию самостоятельно, испытывает трудности при ее анализе); | 2 | ||||||
максимальный уровень (находит и анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей) | 3 | ||||||
2.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | ||||
средний уровень (находит информацию самостоятельно, испытывает трудности при ее анализе); | 2 | ||||||
максимальный уровень (находит и анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей) | 3 | ||||||
2.1.3. Учебно-исследовательские умения | Самостоятельность в решении задач поискового и исследовательского характера | репродуктивный уровень (ученик в основном копирует образцы); | 1 | ||||
эвристический уровень (вносит свои изменения в образец); | 2 | ||||||
творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант) | 3 | ||||||
2.2. Коммуникативные учебные действия | |||||||
2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы | минимальный уровень (обучающийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы); | 1 | Наблюдение, анкетирование | |||
средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы); | 2 | ||||||
максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы); | 3 | ||||||
2.2.2. Умение выступать перед аудиторией, владение речью | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка | минимальный уровень (испытывает затруднения, выражая свои мысли); | 1 | ||||
средний уровень (в основном полно и точно выражает свои мысли); | 2 | ||||||
максимальный уровень (полно и точно выражает свои мысли в соответствии с задачами); | 3 | ||||||
2.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии, строить взаимодействие | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень (испытывает значительные затруднения); | 1 | ||||
средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе); | 2 | ||||||
максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе); | 3 | ||||||
2.3. Регулятивные учебные действия | |||||||
2.3.1. Умение принимать, ставить учебную цель, планировать её реализацию, организовать свое рабочее место | Способность целеполагания и организации деятельности | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от вида деятельности, направленности) | |||
средний уровень (ставит учебную цель, планирует её реализацию, готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно); | 2 | ||||||
максимальный уровень (ставит учебную цель, планирует её реализацию, организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно); | 3 | ||||||
2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям | недопустимый уровень (ученик не овладел полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается); | 1 | ||||
допустимый уровень (объем усвоенных навыков составляет 100%); | 2 | ||||||
высокий уровень (ученик не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим) | 3 | ||||||
2.3.3. Навыки контроля и самоконтроля, сформированность рефлексивной самооценки | Сформированность навыков контроля, самоконтроля и рефлексии | минимальный уровень (требуется постоянный контроль педагога, в работе нарушает технологию, не аккуратен); | 1 | ||||
средний уровень (сформирован навык самоконтроля, соблюдает в работе технологию, иногда не очень аккуратно, способен к самооценке); | 2 | ||||||
максимальный уровень (развит самоконтроль, соблюдает технологию, аккуратен и ответственен в работе, способен реально оценить свой труд); | 3 | ||||||
2.3.4. Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы), продукты собственного труда | Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области | минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия); | 1 | Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет | |||
средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок); | 2 | ||||||
максимальный уровень (сформировано умение оценить, аргументировать оценку, корректировать действия). | 3 | ||||||
ИТОГО | Сумма | Подсчет суммы набранных баллов |
Таблица определения уровня освоения программы
№ | Уровень освоения программы | Количество набранных баллов |
1 | Высокий | 50-33,6 |
2 | Средний | 24-33,5 |
3 | Низкий | Ниже 24 |
Результативность по итогам мониторингов
1 год обуч. (уровень) | 2 год обуч. (уровень) | 3 год обуч. (уровень) | 4 год обуч. (уровень) | 5 год обуч. (уровень) | ||
1 | Сергей С | Средний | Средний | Высокий | Высокий | - |
2 | Мария М. | Низкий | Низкий | Низкий | Средний | Средний |
3. Игорь Щ. Низкий Низкий Низкий Низкий Средний
Низкий уровень — до 24 баллов
Средний уровень — от 24 до 33 баллов
Высокий уровень — от 33 до 50 баллов
Информация об учебно-методическом комплексе
1. Грозберг Г.П. Исторические игры на уроках.Преподавание истории в школе. М. 2005 №4
2.Короткова М.В. Проблемные игры на уроках истории. Преподавание истории в школе. М. 2007 г. №2
3. Короткова М.В. Формирование образных представлений у учащихся в курсе преподавания истории. Преподавание истории в школе. М. 2007 №3
4. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. Преподавание истории в школе. М,2006 №5.
5. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы уроков истории. Преподавание истории в школе.М.2006 №5
Литература для детей
1. На земле Смоленской. Памятные места Смоленской области.М. 2008 г.
2. Смоляне — Герои Советского Союза. М 1982 г.
3. Лапикова А. Прогулки по Смоленску. М. 2000 г.
4. История Отечества. Справочник школьника. Сост. Ф.К. Капица, В.А. Григорьев, Е.П. Новикова, Г.П. Долгова. М. 2006 г.
5. Энциклопедический словарь юного историка М. 2010 г.
Литература для родителей
1. Художественный мир Смоленщины. Сборник. Смоленск. 2002 г.
2. Альбом. Смоленск. История и культура края. Смоленск, 2012 г.
3. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М. 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Краеведы"...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 1 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой.Цель курса психо...
Программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Тропинка к своему «Я»» 2 класс.
Занятия разработаны на основе авторской программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я». Начальная школа 1 – 4 и программы «Жизненные навыки» под ред. С.В. Кривцовой. Цель курс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Моя малая Родина» (литературное краеведение) 5 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснительную з...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Люблю я каждый вздох земли» (литературное краеведение) 7 класс . Программа включает следующие разделы: "Пояснитель...