Компилятивная программа "Мелодия - движение мысли" автор- разработчик, олигофренопедагог высшей категории И. Г. Сабирзянова
методическая разработка
На сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень развития в дошкольном периоде, что составляет 85% воспитанников детских садов, нуждающихся в специальной помощи различного характера. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития, и, как следствие, нарушены познавательно – речевых процессов, двигательной и эмоционально – волевой функции.
Опыт работы педагогов практиков дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную деятельность в отношении детей с задержкой психического развития, доказывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны. Поэтому ученые и педагоги находятся в постоянном поиске новых путей при разработке нестандартных подходов, средств и практического их применения в развитии и повышении познавательно – речевой активности. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим процессом на занятиях будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
Анализируя предлагаемые на сегодняшний день психолого-педагогические технологии, можно отметить, что особое место отводится музыкотерапии. Музыкотерапия – метод влияния, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам данной категории обусловлены, прежде всего, тем что они являются не только источником новых позитивных переживаний ребенка, активизируют потенциальные возможности и обеспечивает всестороннее развитие ребенка в практической музыкально – ритмической, танцевально – игровой и художественно – речевой деятельности, т. е. выполняет важнейшие функции: образовательную, воспитательную, социальную. А именно учитывает комплекс различных направлений через интеграцию с опорой на ведущую деятельность воспитанника.
Поэтому одним из направлений работы в МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник» занимает внедрение инновационной деятельности в коррекционно-образовательном процессе, на основе прогрессивных технологий. Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» на основе музыкотерапии, разрабатывался непосредственно в русле мероприятий программы «Развитие ДОУ» на 2007-2011г.г. Что позволило дополнить содержание используемой коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» Шевченко С. Г. нестандартной технологией работы, направленной на формирование познавательно – речевой активности в непосредственно – образовательной деятельности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_konkursu_avtor-sabirzyanova_i._g.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» для детей 5- 7 лет с ЗПР на основе музыкотерапии в рамках группы компенсирующей направленности. Автор программы: учитель – дефектолог И. Г. Сабирзянова, г. Нижневартовск.
Актуальность: на сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень развития в дошкольном периоде, что составляет 85% воспитанников детских садов, нуждающихся в специальной помощи различного характера. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития, и, как следствие, нарушены познавательно – речевых процессов, двигательной и эмоционально – волевой функции.
Опыт работы педагогов практиков дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих коррекционную деятельность в отношении детей с задержкой психического развития, доказывает, что традиционные методы работы не всегда эффективны и целесообразны. Поэтому ученые и педагоги находятся в постоянном поиске новых путей при разработке нестандартных подходов, средств и практического их применения в развитии и повышении познавательно – речевой активности. Ведь оттого насколько ребенок заинтересован происходящим процессом на занятиях будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
Анализируя предлагаемые на сегодняшний день психолого-педагогические технологии, можно отметить, что особое место отводится музыкотерапии. Музыкотерапия – метод влияния, созданный обществом в качестве искусственной системы коррекции нарушений. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам данной категории обусловлены, прежде всего, тем что они являются не только источником новых позитивных переживаний ребенка, активизируют потенциальные возможности и обеспечивает всестороннее развитие ребенка в практической музыкально – ритмической, танцевально – игровой и художественно – речевой деятельности, т. е. выполняет важнейшие функции: образовательную, воспитательную, социальную. А именно учитывает комплекс различных направлений через интеграцию с опорой на ведущую деятельность воспитанника.
Поэтому одним из направлений работы в МБДОУ ДСКВ №76 «Подснежник» занимает внедрение инновационной деятельности в коррекционно-образовательном процессе, на основе прогрессивных технологий. Компилятивная программа «Мелодия – движение мысли» на основе музыкотерапии, разрабатывался непосредственно в русле мероприятий программы «Развитие ДОУ» на 2007-2011г.г. Что позволило дополнить содержание используемой коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» Шевченко С. Г. нестандартной технологией работы, направленной на формирование познавательно – речевой активности в непосредственно – образовательной деятельности воспитанников.
Учитывая вышесказанное, я полагаю, что часть непосредственно – организованной деятельности (занятий) по коррекции недостатков в развитии, должна иметь характеристики не только коррекционной, но и музыкально-терапевтической направленности.
Анализ научной, общей и специальной литературы по проблемам коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, а также опыт работы с дошкольниками данной категории в условиях групп компенсирующей направленности позволили выявить ряд противоречий:
- между возможностью использования и изучением влияния в специальном обучении и воспитании метода музыкотерапии и отсутствием должной технической и теоретико - практической подготовки специалистов, работающих в данной области;
- между сложившимися традиционными формами коррекционно - развивающего обучения и воспитания в системе образования и объективно созревшими предпосылками для разработки новых подходов по коррекции и совершенствованию познавательных, речевых возможностей дошкольников с задержкой психического развития.
Высказанные противоречия позволяют выделить две основные проблемы:
- Недостаточно научно-методического обоснования для непосредственно – образовательной деятельности (занятий) на основе метода музыкотерапии в коррекционно - педагогическом процессе групп компенсирующей направленности, как одного из оптимальных методов преодоления комплексных нарушений, в том числе развития познавательно - речевых возможностей детей;
- Мало отражено и разработано в практическом применении терапевтического комплексного подхода в коррекционно – развивающем обучении на основе музыкотерапии в структуре учебного плана непосредственно – образовательной деятельности программы VII – вида для детей 5-7 лет с ЗПР.
Выявленные противоречия актуализируют необходимость обоснования и разработки методических основ с комплексным коррекционно – развивающим подходом на основе музыкотерапии, через интеграцию в рамках непосредственно – образовательной деятельности детей с задержкой психического развития, как одного из возможных путей совершенствования процесса познавательно – речевой активности воспитанников.
Теоретическая новизна заключается: в обосновании наиболее оптимального варианта организации разнообразных форм работы с детьми с применением коррекционно – развивающего комплекса на основе музыкотерапии в работе учителя – дефектолога с дошкольниками 5-7 лет.
Практическая значимость заключается в разработке:
- тематической медиатеки (видео, аудио, презентации) для детей, родителей, воспитателей, профильных специалистов;
- консультаций и практических рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам развития познавательно – речевой активности в игровой форме на основе музыкотерапии;
- наглядно – информационных материалов для педагогов и родителей;
- календарно – тематических планов взаимодействия с воспитателями, профильными специалистами, родителями.
Цель программы: формирование у детей с задержкой психического развития познавательно – речевой активности посредством использования коррекционно – развивающего комплекса, основанного на музыкотерапии во всех формах образовательной деятельности.
Задачи программы:
- разработать и внедрить в непосредственно- образовательную деятельность коррекционно – развивающий комплекс, включающий систему взаимодействия с детьми данной категории, родителями, педагогами, направленный на развитие познавательной и речевой активности;
- развивать познавательно – речевую, творческую активность дошкольников;
- формировать саморегуляцию деятельности и устойчивую мотивацию к познанию детей с ЗПР;
- повышать продуктивность, учить верно воспринимать полученную информацию, используя анализаторы слуха, зрения, движения;
- стимулировать активность, способствовать положительному психоэмоциональному состоянию дошкольников средствами музыкотерапии.
В основе реализации коррекционно - развивающей работы по формированию познавательно – речевой активности строятся на основе следующих взаимосвязанных дидактических принципов: системности коррекционно-профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; комплексности и интегративности; адресованности и преемственности; коррекционно – компенсирующей направленности образования; деятельностного, индивидуального и дифференцированного подхода; доступности, повторяемости материала.
Используемые технологии и методики в реализации данной программы:
- Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич для изучения познавательной активности детей.
- Критерии уровней оценки познавательно – речевой активности детей 5-7 лет с ЗПР; авторская разработка Сабирзяновой И. Г., утвержденная педсоветом ДОУ в ноябре 2010г., творческой группой города Нижневартовска.
- Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - Изд.: СПб.:Речь, 2007 г.; Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет, изд. ТЦ Сфера, 2010 г.
- Железнова С., Железнов Е. «Весѐлая логоритмика» (из серии «Музыкальные обучалочки», аудиопособие). М., издательство детских образовательных программ «Весть – ТДА», 2007.
- Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 5 изд., издательство: СПб.: «Планета музыки», 2007 г.
- Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно – метод. пособие. ТЦ Сфера, 2010 г.
- Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: Детство – Пресс, 2004 г.
- Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Рыбакова С. Г. Арт–терапиия для детей с задержкой психического развития. Учеб. пособие.– Спб.: Речь, 2007г.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. - М.: Изд. «Аркти», 2008 г.
Особенностью данной программы является то, что на фоне положительного эмоционально – волевого состояния происходит непроизвольное воздействие на скрытые внутренние мотивы ребенка через основы музыкотерапии. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «хочу уметь». В этом случае занятия являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали»), а целью деятельности ребенка. Следовательно, результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.
Реализация проекта предполагает создание следующих условий:
- рациональная организация образовательного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей, учет гигиенических и временных требований, структуры нарушенных речевых и интеллектуальных функций;
- организация предметно – развивающей среды, создание благоприятных условий для практического использования и прослушивания музыкальных произведений;
- создание программно-методического обеспечения;
- интеграция с другими образовательными областями.
- объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
- владение педагогом знаниями и навыками музыкальных основ.
Компилятивная программа «Мелодия –движение мысли» на основе музыкотерапии представлена блочно, с учетом возрастных, индивидуальных, психофизиологических и типологических особенностей дошкольников данной категории, что отвечает ведущему виду деятельности дошкольника и предъявляемым требованиям к специальному образованию. В проекте рассматривается новое комплексное воздействие на активизацию познавательно – речевой функции детей с ЗПР, основанной на музыкотерапии, через интеграцию областей в различных видах непосредственно – образовательной деятельности (занятий) и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, учителя-дефектолога, профильных специалистов и родителей. Сроки реализации проекта составляют 2 года, путем ежедневной формы занятий. Участниками проекта являются дети с ЗПР 5- 7 лет. Разработан мониторинг изучения познавательно – речевой активности, определены критерии и формы оценки качества знаний; составлены и адаптированы тестовые задания. Даны методические и практические рекомендации профильным специалистам, воспитателям, родителям по реализации проекта. Практическая значимость проекта заключается в разработке методического сопровождения коррекционного процесса. Программа составлена, как методическое пособие, для профильных специалистов, частично может быть использован воспитателями и родителями, имеющими предварительную специальную подготовку в данном направлении. Результативность освоения интегративных качеств подтверждаются данными итогового мониторинга освоения детьми планируемых результатов: высокий уровень составил 46 % детей; средний уровень – 54%; низкий уровень отсутствует. А также призовыми местами в конкурсах разного уровня: 2011г. Диплом III степени «Самотлорские роднички» в номинации «Художественное слово»; 2012г. Сертификат участника Всероссийского дистанционного конкурса – игры по русскому языку «Ёж». 70% моих выпускников заканчивают первый класс на «хорошо» и «отлично».
Ожидаемые результаты реализации программы проекта:
- Будут созданы условия для максимальной реализации познавательно – речевой и двигательной активности детей.
- Повысится уровень педагогической и родительской компетентности в вопросах формирования познавательной и речевой функции ребенка.
- Повысится уровень познавательно-речевой активности детей.
- Сформируется устойчивая мотивация к познанию.
- Увеличится число дошкольников с устойчивой продуктивностью в восприятии информации.
- Повысится уровень навыков саморегуляции в деятельности.
- Содействовать положительному психоэмоциональному состоянию и положительному настрою детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)
Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...
Образец заявления на высшую категорию
Образец заявления на высшую категорию...
Сценарий прудового праздника "Снежинск - мой дом, украшенный трудом" Автор Н.И. Сибогатулина, учитель технологии высшей категории
Праздник "Снежинск - мой дом, украшенный трудом" посвященный 55 летнему юбилею города снежинска...
оценочные карты учителя для аттестации на высшую категорию
материал содержит рекомендации по оформлению и заполнению оценочных карт для аттестации учителя математики на высшую категорию...
Методические рекомендации для проведения уроков по предмету "Якутский язык как государственный" для русскоязычных школ Анасенко Татьяны Семеновны, учителя высшей категории, отличника образования Республики Саха (Якутия), преподавателя ТСШИ.
Преподавание разговорного якутского языка по системе академика Л.В. Занкова....
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории
Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...