Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
материал
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее». Конференция была организована кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» совместно с кафедрой дефектологического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» и проходила 23-24 марта 2020 года на базе Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ». Доклад основывается на магистерской диссертации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.43 КБ |
![]() | 56.74 КБ |
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Коннова Татьяна Валентиновна
Магистрант
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия, г.Москва
E-mail: 07101968@mail.ru
Актуальность работы определяется тем, что дошкольники с общим недоразвитием речи зачастую испытывают затруднения в использовании лексического словаря, грамматическом оформлении предложений, трудности композиционного построения и логической последовательности рассказа, что приводит в дальнейшем к сложностям при обучении творческому рассказыванию.
Наше обследование детей тоже выявило недостаточный словарный запас. Составление рассказа по серии картин или по сюжетной картине обычно сводилось лишь к перечислению объектов и их действий. Отмечались трудности при установлении причинно-следственных связей, необходимости речевой оценки действий персонажей и сниженный уровень способности делать выводы
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
ЭГ | 40.0% | 40.0% | 20.0% |
КГ | 14.3% | 57.1% | 28.6% |
Для решения выявленных проблем был предложен комплекс условий, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по обучению творческому рассказыванию дошкольников: развивающее общение с логопедом, организация деятельности детей, организация среды.
Данные условия реализовались в несколько этапов:
1 этап – составление рассказа по следам совершенных действий
Цель - расширять и активизировать глагольный словарь, умение составлять рассказ, комментировать действия.
2 этап – составление рассказа по серии картин.
Детям предлагался следующий алгоритм работы:
- Рассматривание картинок и установление последовательности события.
- Определение действующих лиц.
- Установление причинно-следственных связей.
- Составление рассказа.
- Анализ события, оценка поступков героев.
3 этап - составление описательного рассказа.
На этом этапе дети учились выделять главные признаки предмета, сравнивать по определенным признакам, составлять связный рассказ.
4 этап – составление творческого рассказа по сюжетной картинке.
Алгоритм работы:
- Рассматривание картины с целью установления время и место события.
- Определение объектов и их взаимодействия.
- Подбор лексических средств.
- Самостоятельное речетворчество детей.
Для более успешного осмысления содержания картин были использованы пословицы и поговорки. Предлагалось ребенку выбрать из двух-трех пословиц или поговорок наиболее подходящую к сюжету и объяснить свой выбор.
5 этап - составление творческого рассказа сказочного содержания.
Задачи: учить составлять единую сюжетную линию, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки героев и делать выводы.
6 этап – составление рассказа из личного опыта.
Задачи: учить анализировать наблюдения, события, поступки личного характера; составлять рассказ по событию из личного опыта.
Затем организовался конкурс интервью детей по придуманным историям: известно, что игры-состязания, соревнования, викторины, конкурсы, олимпиады вызывают у ребенка желание победить, позволяют самоутвердиться, что несомненно создает мотивацию для выполнения тех или иных заданий, действий.
По итогам необходимо отметить, что уровень речевого творчества был и остался очень индивидуальным. Одни дети (11 из 17) усвоили навыки творческого рассказывания почти в полном объёме, 6 детей испытывали те или иные затруднения. Это объясняется тяжестью речевого недоразвития, нехваткой жизненного опыта, пропусками занятий в связи с карантином и с заболеваемостью. Однако в целом результаты повторного обследования логики речевого высказывания, установления причинно- следственных отношений в рассказе увеличились в группе на 18%, что свидетельствует о положительных результатах формирующего эксперимента.
Список литературы:
- Проценко, О.А. Коррекция связного высказывания старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием ТРИЗ — технологии / О. А. Проценко, Т. С. Бульбова // Логопед. – 2013. – № 7. – С. 62–68.
- Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. -М.: Просвещение, 2004.-304 с.
- Страунинг, А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста / А.М. Страунинг – Обнинск: Росток, 2000. -в 2-х томах.
4. Тихонова, Е. С. Практические упражнения и задания для устранения речевых трудностей у детей с общим недоразвитием речи / Е. С. Тихонова. – Москва: Аркти, 2015. – 96 с.
5. Ткаченко, Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников / Т. А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2006. – 32 с.
Предварительный просмотр:
№ | Фамилия Имя Отчество | Полное наименование образовательной организации | Уровень образования | Курс | Тема доклада | ФИО научного руководителя | Должность научного руководителя | Почта | ||
22 марта 2021 Пленарное заседание: Подготовка дефектологов: традиции и инновации 10.00 – 12.00 Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3aef706efc99e44f258a7b49cd715cb6ef%40thread.tacv2/1616091648645?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d | ||||||||||
Алмазова Анна Алексеевна | Приветственное обращение к участникам конференции директора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ | |||||||||
Кулакова Елена Владимировна | Приветственное обращение к участникам конференции декана дефектологического факультета директора Института детства ФГБОУ ВО МПГУ | |||||||||
Рачков Иван Викторович | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Кафедра сурдопедагогики МПГУ: вчера, сегодня, завтра | Кулакова Елена Владимировна | профессор | ivan.rachkov24@yandex.ru | |||
Елисеева Мария Александровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | История и современность кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии в лицах | Анна Владимировна Сизова | профессор | ma_eliseeva@student.mpgu.edu | |||
Гак Вера Евгеньевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Кафедра логопедии МПГУ: прошлое и настоящее | Любимова Марина Михайловна | доцент | ver-nikulin@yandex.ru | |||
Азанова и Ибрагимова Дарья и Сабина Сергеевна и Суфияновна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Профессиональное обучение тифлопедагогов: прошлое и настоящее | Комова Наталия Сергеевна | старший преподаватель | azanowa.d@yandex.ru | |||
Кощеева Варвара Андреевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Подготовка дошкольных дефектологов: традиции и инновации | Кроткова Алевтина Владимировна | заведующий кафедрой | variakoscheeva@inbox.ru | |||
22 марта 2021 Секция 2. Современные проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования 12.00 – 16.00 Научные руководители: к.м.н., проф. Л.И.Кириллова, к.п.н., проф. Н.В.Микляева Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3aef706efc99e44f258a7b49cd715cb6ef%40thread.tacv2/1616092488126?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d | ||||||||||
Давтян Мариам Вазгеновна | ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» | бакалавриат | 3 | Особенности включения родителей детей с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ в условиях пандемии. | Глухова Ольга Айваровна | старший преподаватель | davtyan_mariam@mail.ru | |||
Киреева Елена Андреевна | ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» | магистратура | 2 | Возможности использования элементов робототехники в коррекции нарушений речи у старших дошкольников | Завражин Сергей Александрович | профессор | lexuskuch@mail.ru | |||
Владыко Елена Михаиловна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Особенности коммуникативных навыков детей с комплексными нарушениями | Кириллова Людмила Ивановна | профессор | l_vladyko@mail.ru | |||
Шумило Виктория Дмитриевна | ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» | магистратура | 2 | Модель формирования социально адаптивного поведения: содержание и способы реализации | Поникарова Валентина Николаевна | доцент | shumilo.vika97@mail.ru | |||
Бурова Анна Павловна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Развитие совместных действий детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами музыкально-дидактических игр | Микляева Наталья Викторовна | профессор | annnaburova@gmail.com | |||
Чудесникова Татьяна Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | аспирантура | 3 | Особенности проведения интегрированных занятий учителя-дефектолога по формированию социально-коммуникативных компетенций у дошкольников с ЗПР | Микляева Наталья Викторовна | профессор | anaytat93@gmail.com | |||
Кашина Елена Игоревна | ФГБОУ ВО "Московский Педагогический Государственный Университет" | магистратура | 2 | Коррекционно-педагогическая работа по развитию социально-бытовой ориентации дошкольников с нарушениями зрения | Кириллова Людмила Ивановна | профессор | lina199797@mail.ru | |||
Кочетова Софья Владимировна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Взаимосвязь состояния произношения и формирования доминантности полушария у старших дошкольников с ФФН | Микляева Наталья Викторовна | профессор | sv_kochetova@student.mpgu.edu | |||
Мартыненко Иван Павлович | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста с ТНР. | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | vask22066@gmail.com | |||
Кондрахина Вероника Вячеславовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Развитие математических представлений у дошкольников | Кириллова Людмила Ивановна | профессор | veronika.kondrahina@yandex.ru | |||
Зубрий Ираида Ильинична | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Развитие чувства ритма у дошкольников с нарушением интеллекта | Микляева Наталья Викторовна | профессор | iraida_zubriy@mail.ru | |||
Максимова Анастасия Геннадьевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Профилактика предметной апраксии детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по конструированию | Микляева Наталья Викторовна | профессор | maks.areh.an@gmail.com | |||
Нагметуллаева Аида Насруллаевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 2 | Особенности обучения конструированию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Микляева Наталья Викторовна | профессор | nagmetullaeva.aida@mail.ru | |||
Руденко Анастасия Валерьевна | ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» | магистратура | 2 | Развитие связной речи старших дошкольников с ЗПР посредством комплекса мнемотехнических приемов | Микляева Наталья Викторовна | профессор | nasty.rud@mail.ru | |||
Коннова Татьяна Валентиновна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Микляева Наталья Викторовна | профессор | 07101968@mail.ru | |||
Черникова Лариса Геннадьевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Роль моделирования в формировании навыков звукового анализа у старших дошкольников | Микляева Наталья Викторовна | профессор | larachernikova99@gmail.com | |||
22 марта 2021 Секция 3. Коррекционно-развивающие технологии в образовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ Подсекция 3А: Технологии познавательного и речевого развития детей с ОВЗ 12.00 – 16.00 Научные руководители: д.п.н., профессор Л.А.Головчиц, к.п.н., доц. И.В. Чумакова Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a78f8272d286840bda394a6308fa5fd58%40thread.tacv2/1616093292644?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d | ||||||||||
Дорошина Светлана Вячеславовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Дидактические игры в коррекции звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | svetador56@mail.ru | |||
Гришина Александра Борисовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Изучение особенностей подражательной и речевой деятельности безречевых детей раннего возраста | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | aleks-grishina@mail.ru | |||
Царенко Ольга Андреевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Формирование внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | tsarenko01@yandex.ru | |||
Люсова Алена Дмитриевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Изучение особенностей наглядно-образного мышления слабослышащих детей 4-5 лет | Головчиц Людмила Адамовна | профессор | adlusova@gmail.com | |||
Ревякина Полина Сергеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | reviakina.polly@yandex.ru | |||
Шевцова Анастасия Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Диагностика познавательного интереса детей с ЗПР старшего дошкольного возраста | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | shetsova.99@bk.ru | |||
Зарецкая Евфросиния Петровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Развитие представлений о бытовых звуках у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста | Головчиц Людмила Адамовна | профессор | fronija@gmail.com | |||
Латышева Мария Николаевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха с использованием специального комплекса упражнений с элементами творческой деятельности | Казанская Вера Львовна | доцент | mlatyshevan@gmail.com | |||
Ерофеева Наталья Дмитриевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР | Казанская Вера Львовна | доцент | nd_erofeeva@student.mpgu.edu | |||
Обухова Татьяна Ивановна | АНО ВО «Российский Новый университет» | магистратура | 1 | Логопедические технологии в преодолении фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 4-6 лет в условиях дошкольного учреждения | Шевырева Татьяна Вячеславовна | доцент | obuhova_85@list.ru | |||
Бузникова Вера Павловна | ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» | магистратура | 2 | Формирование и коррекция словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста | Овчинников Олег Михайлович | профессор | buznikova.vera@mail.ru | |||
Редечкина Евдокия Васильевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе театрализованной игры | Головчиц Людмила Адамовна | профессор | dunya.redechkina@mail.ru | |||
Шибанова Гульфия Илдаровна | АНО ВО «Российский Новый университет» | магистратура | 3 | Особенности и эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи | Дорошенко Оксана Викторовна | заведующий кафедрой | Gulfiyashibanova@mail.ru | |||
Васькина Елена Александровна | ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» | бакалавриат | 4 | Сравнительный анализ понимания логико-грамматических конструкций детьми 5-6 лет с нормальным и задержанным развитием | Давидович Людмила Рафаиловна | профессор | vaskilena@mail.ru | |||
Борлакова Мадина Ахматовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Головчиц Людмила Адамовна | профессор | borlakova_98@mail.ru | |||
Козма Ксения Александровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Формирование выразительных средств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью | Давидович Людмила Рафаиловна | профессор | alexandrovna-ks@mail.ru | |||
Асилбекян Сона Сантуровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Логопедическая работа по формированию навыков понимания и употребления фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" | Давидович Людмила Рафаиловна | профессор | asilbekyan.sona@yandex.ru | |||
Подсекция 3Б: Технологии социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ 12.00 – 16.00 Научные руководители: д.п.н., профессор Л.Р.Давидович, доц. В.Л.Казанская Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a66b41342e8324fc2b4c2b6b951f917b3%40thread.tacv2/1616093917973?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d | ||||||||||
Кузнецова Ксения Сергеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности сиблинговских отношений в семье, воспитывающей ребенка с РАС. | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | kyzcer199888@yandex.ru | |||
Карпова Дарья Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями старшего дошкольного возраста | Чумакова Ирина Викторовна | преподаватель | karpowada@gmail.com | |||
Ижденева Ольга Владимировна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Проблема активизации речевого развития у детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями речи. | Давидович Людмила Рафаиловна | профессор | lady.ijdeneva@yandex.ru | |||
Кощеева Варвара Андреевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Эмоционально-нравственное развитие в процессе театрализованной игры старших дошкольников с нарушениями слуха | Казанская Вера Львовна | доцент | variakoscheeva@inbox.ru | |||
Аникина Мария Сергеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Использование мультимедийных презентаций в работе по активизации речевого развития у детей 3 - 5 лет с тяжелыми нарушениями речи | Давидович Людмила Рафаиловна | профессор | mariya020898@gmail.com | |||
Беляева Дарья Викторовна | ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» | магистратура | 1 | Использование визуальных технологий для развития социальных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС) | Ромусик Мария Николаевна | доцент | dv_belyaeva1@student.mpgu.edu | |||
Кочарян Александра Константиновна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Использование экскурсионной деятельности в развитии нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. | Казанская Вера Львовна | доцент | Kocharian2000@yandex.ru | |||
Любкевич Екатерина Сергеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Особенности нравственного развития глухих и слабослышащих дошкольников в зависимости от условий семейного воспитания | Казанская Вера Львовна | доцент | e.s.lyubkevich@gmail.com | |||
Каминина Ольга Сергеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Половое воспитание детей с нарушениями интеллекта | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | olyakaminina@gmail.com | |||
Свешникова Мария Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности развития представлений о социальном мире старших дошкольников с нарушениями слуха | Казанская Вера Львовна | доцент | marijasv2009@yandex.ru | |||
Понкратова Юлия Андреевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности развития общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями слуха. | Казанская Вера Львовна | доцент | Yuliaponkratova3103@gmail.com | |||
Черных Анастасия Дмитриевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Эмоционально-поведенческие особенности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП | Кроткова А.В. | заведующий кафедрой | nastasssiaaa@yandex.ru | |||
Ползунова Анна Александровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Особенности развития взаимодействия со взрослыми младших дошкольников с ДЦП | Кроткова Алевтина Владимировна | заведующий кафедрой | p.ann.apple@yandex.ru | |||
Маркин Николай Николаевич | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 2 | Взаимосвязь в развитии речи и слухового восприятия дошкольников с нарушением слуха | Микляева Наталья Викторовна | профессор | d_268@mail.ru | |||
Мартыненко Мария Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста с ТНР. | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | mip0508@mail.ru | |||
Назарова Ирина Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Использование театрализованной игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников с ЗПР | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | irina.bazhenova97@mail.ru | |||
Патина Екатерина Сергеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Особенности общения дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками | Кроткова Алевтина Владимировна | заведующий кафедрой | es_patina@student.mpgu.edu | |||
23 марта 2021 Секция 4. Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС дошкольного образования С 10.00 до 14.00 Научные руководители секции: к.п.н., доцент М.Н.Ромусик, к.п.н., проф. А.В.Кроткова Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3a01dc3d11021f446ea5a111921dedaf4e%40thread.tacv2/1616094855328?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d | ||||||||||
Алхури Нура
| ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | аспирантура | 3 | Профориентация дошкольников с нарушениями слуха в соответствии с ФГОС | Жигорева Марина Васильевна | профессор | nouraalhoure@gmail.com | |||
Мерзликина Анастасия Александровна Назаркина Юлия Витальевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 2 | Нумикон как многофункциональная система для развития математических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития | Никандрова Татьяна Сергеевна | заведующий кафедрой | nazarkina.yuliya@bk.ru | |||
Кулажская Екатерина Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Особенности развития двигательной сферы дошкольников с ОНР | Кроткова Алевтина Владимировна | заведующий кафедрой | ea_kulazhskaya@student.mpgu.edu | |||
Щеколдина Светлана Вячеславовна | ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» | магистратура | 2 | Проектирование сопровождения процесса формирования предметной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития | Ворошнина Ольга Руховна | заведующий кафедрой | svetiv0311@gmail.com | |||
Пахомова Александра Михайловна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Выявление нарушений речевого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях | Давидович Людмила Рафаиловна | профессор | apakhomova47@gmail.com | |||
Андрианова Александра Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности социального развития старших дошкольников с ЗПР | Казанская Вера Львовна | доцент | alek.andrianova@gmail.com | |||
Чепик Екатерина Леонидовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Особенности развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом | Кроткова Алевтина Владимировна | заведующий кафедрой | katya-chepik@yandex.ru | |||
Лепехина Анастасия Александровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Особенности развития фонематического восприятия у детей с дизартрией | Ромусик Мария Николаевна | доцент | anivashkova26@gmail.com | |||
Тимошкина Дарья Анатольевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Развитие фонематического слуха и восприятия детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи посредством дидактических игр | Ромусик Мария Николаевна | доцент | da_timoshkina@student.mpgu.edu | |||
Карачевцева Ирина Геннадьевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Использование проектного метода при обучении старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи пониманию образных выражений | Давидович Людмила Рафаиловна | доцент | ig_karachevtceva1@student.mpgu.edu | |||
Горбачёва Арина Александровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе знакомства с детской художественной литературой | Ромусик Мария Николаевна | доцент | arina209902@yandex.ru | |||
Рылева Влада Викторовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Развитие лексической стороны речи у старших дошкольников с нарушениями слуха в процессе лего-конструирования. | Казанская Вера Львовна | доцент | vlada.kiseleva.97@mail.ru | |||
Романова Ксения Михайловна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Дидактическая игра как средство развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | romanovaksenia10@gmail.com | |||
Оленкевич Нина Константиновна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Дидактическая игра, как средство развития познавательной деятельности у детей с ЗПР | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | nina_olenkevich@mail.ru | |||
Алексеева Евгения Александровна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития | Чумакова Ирина Викторовна | доцент | ea.alekseeva59@gmail.com | |||
Сакович Екатерина Андреевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Коррекционно-развивающие технологии в двигательной реабилитации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно- двигательного аппарата | Кроткова Алевтина Владимировна | заведующий кафедрой | sakovich1998@mail.ru | |||
23 марта 2021 Секция 5. Преемственность дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ С 10.00 до 14.00 Научные руководители секции: к.п.н., доц. Н.С.Лавская, ст. преп. А.А.Осетрова Ссылка: https://teams.microsoft.com/l/meetup-join/19%3ad9640ce5276d46bbb3e23e969ec00ed5%40thread.tacv2/1616095245919?context=%7b%22Tid%22%3a%22e9054f9c-4427-460a-aed5-40bff9987087%22%2c%22Oid%22%3a%22cd2ed36f-aadd-44b3-9502-cac4f388aa2d%22%7d | ||||||||||
Кузнецова Александра Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 3 | Вклад А. В. Усвайской в изучение природы умственно отсталыми детьми | Шевырева Татьяна Вячеславовна | профессор | aleksandrak1499@gmail.com | |||
Казанцева Анастасия Денисовна | ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно – педагогический университет» | магистратура | 1 | Теоретические и прикладные аспекты обучения детей младшего школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью лего-конструктивной деятельности средствами игровых образовательных ситуаций | Токаева Татьяна Эдуардовна | доцент | an.kaz@inbox.ru | |||
Егорова(Якушева) Дарья Андреевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 1 | Индивидуально-дифференцированный подход к формированию школьной зрелости дошкольников с ЗПР | Микляева Наталья Викторовна | профессор | d.egorova20@mail.ru | |||
Скачкова Анна Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | бакалавриат | 4 | Социально-коммуникативная готовность к школе детей с синдромом Дауна. | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | annskachkova@ya.ru | |||
Самордина Маргарита Викторовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Развитие эмоционально - волевой готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. | Лавская Наталия Сергеевна | доцент | samordina_margarita@mail.ru | |||
Шестакова Светлана Вячеславовна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций детей младшего школьного возраста с РАС | Ромусик Мария Николаевна | доцент | sv_shestakova@list.ru | |||
Мозголина Елена Николаевна | ФБГОУ ВО «Череповецкий государственный университет» | магистратура | 2 | Специфика интеллектуальной готовности к школьному обучению детей с ЗПР | Поникарова Валентина Николаевна | доцент | lena.mozgolina@mail.ru | |||
Егорова Татьяна Алексеевна | ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет" | магистратура | 2 | Изучение навыков словоизменения учащихся младших классов с общим недоразвитием речи | Ромусик М.Н. | доцент | t.egorova1858@gmail.com | |||
Семенова Надежда Михайловна | АНО ВО «Российский Новый университет» | магистратура | 1 | Теоретические основы коррекционно-педагогической работы по формированию предпосылок обучения чтению старших дошкольников с ОНР | Шевырева Татьяна Вячеславовна | доцент | semenon82@mail.ru |
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в работе Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее», посвященной 100-летию дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета. Конференция организуется кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и будет проходить 22-23 марта 2021 года на базе Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ».
Для участия в конференции приглашаются аспиранты, магистранты и студенты, обучающиеся по направлениям подготовки 44.03.03 и 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Основные направления работы конференции:
- Подготовка дошкольных дефектологов: традиции и инновации.
- Современные проблемы воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и специального образования.
- Коррекционно-развивающие технологии в образовании детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.
- Проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в контексте решения задач ФГОС дошкольного образования.
- Преемственность дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ.
Мероприятия конференции:
- пленарное заседание;
- секции по направлениям работы конференции.
Форма организации конференции: очно-заочная (дистанционная)
Формы участия в конференции: очная с докладом, очная без доклада, заочная.
Электронный адрес конференции: https://sovrdetsad.wixsite.com/d100
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ
Для участия в конференции в срок до 15 марта 2021 г. (включительно) необходимо:
1.Пройти регистрацию по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdfJzDY8HeCREfJPwKHJTshOjKqnKgcbIJN-Ol65Nbp-QuU0A/viewform?usp=sf_link
2.Отправить на электронный адрес оргкомитета (conf.spd@yandex.ru) письмо, содержащее текст доклада и рекомендацию научного руководителя о его размещении на сайте конференции. В теме письма указывается фамилия, инициалы автора.
Текст доклада предоставляется в виде отдельного файла в формате .doc или .docx с указанием в названии фамилии и инициалов автора (например, Иванов И.И. доклад). Объём доклада, включая список литературы, не более 3х страниц. Текст доклада должен быть оформлен в соответствии с требованиями, представленными в Приложении 1. Один участник может представить не более одного доклада.
Рекомендация научного руководителя является обязательной. Предоставляется в виде отдельного файла в формате .pdf или .jpg с подписью научного руководителя с указанием в названии фамилии и инициалов автора (например, Иванов И.И. рекомендация). Текст рекомендации должен быть оформлен в соответствии с требованиями, представленными в Приложении 2.
Оригинальность текста доклада должна составлять не менее 70%. Наличие заимствований определяется с помощью интернет-сервиса www.antiplagiat.ru или системы «Антиплагиат.вуз». За оригинальность материалов, правильность написания и оформления ответственность несет автор статьи.
Оргкомитет конференции оставляет за собой право отклонять материалы, не соответствующие требованиям к их содержанию и оформлению или представленные позже указанного срока.
По итогам конференции планируется издание сборника материалов участников конференции. Редколлегия сборника оставляет за собой право принятия решения о публикации докладов.
Приложение 1.
Требования к оформлению текста доклада
Для набора текста использовать редактор Microsoft Word 97-2003, поля по 2 см; шрифт Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – 1,5 см; выравнивание по ширине; абзацный отступ 1,25 см; ориентация листа – книжная.
Используемые в статье изображения должны быть формата: jpg, gif, bmp, все рисунки и таблицы пронумерованы и снабжены названиями или подрисуночными подписями.
Ссылки на литературу оформляются в тексте в квадратных скобках (применение подстрочных сносок не допускается).
После основного текста приводится Список литературы в алфавитном порядке. Он оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 и содержит не более 5 источников.
Оформление материалов:
НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА – прописными буквами, выравнивание по центру строки.
Далее – шрифт курсив (размер 12), выравнивание по правому краю: Ф.И.О. автора статьи, уровень образования, название вуза, страна, город, Ф.И.О. научного руководителя, E-mail автора доклада.
Если авторов статьи несколько, то информация повторяется для каждого автора. Научный руководитель не может выступать в качестве соавтора доклада.
Далее через одну строку – текст статьи.
Через одну строку после текста доклада/статьи - надпись «Список литературы» (выравнивание по левому краю).
Образец оформления доклада
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА
Иванов И.И.
обучающийся по программе бакалавриата/магистрант/аспирант
ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»,
Россия, г. Москва
Научн.рук. – проф.Иванов И.И.
Е-mail: …
Хххххх хххххххх ххххххххххххх хххх х ххххххх ххххххххх хххх хххх хххххххххх хххххххххх хххххххххххххх ххххххх хххххх «Цитата» [1, С. 35]. Хххххх хххххххх ххххххххххххх хххх х ххххххх ххххххххх хххх хххх хххххххххх хххххххххх хххххххххххххх ххххххх хххххх Несколько источников [1; 2; 5].
Список литературы:
Петушкова, Г.И. Проектирование костюма [Текст]: учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М.: Академия, 2004. -416 с.
Бычкова, Л.С. Конструктивизм / Л.С.Бычкова // Культурология 20 век - «К». http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm 1 (дата обращения ХХ.ХХ.ХХХХ)
Приложение 2.
Рекомендация к публикации
Доклад ФИО обучающегося на тему «указать название» рекомендуется к размещению на сайте конференции Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее» (данные о результатах проверки на антиплагиат: …%.).
ФИО научного руководителя (полностью) подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/11/picture-142007-1352639664.jpg)
Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи
Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-289589-1378302616.jpg)
тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
ВведениеГлава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-529360-1416151192.jpg)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-577049-1423390696.jpg)
МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/23/picture-1227672-1584911256.jpg)
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОЫЦИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ"
В статье описывается проблема развития творческого рассказывания у дошкольников с общим неДоразвитием речи, обобщаются направления работы учителя-логопеда и даются рекомендации для организации занятий...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1266806-1599494430.jpg)
Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...